Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия





Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2014

ББК 63.3 (2) + 63.3 (2Рос)

 

Мир и Россия: основные тенденции истории: курс лекций : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые и граф. данные (80,2 Мб) / под ред. Н.А. Душковой. – Воронеж : ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. – Систем. требования : ПК 500 и выше ; 256 Мб ОЗУ ;Windows XP ; SVGA с разрешением 1024x768 ; MS Word 2007 или более поздняя версия ; CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12х14 см.

 

В учебном пособии показаны основные тенденции истории. Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной научно-технической революции.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки бакалавров ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет».

Издание подготовили преподаватели кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета: 1, 2, 12, 17 лекции - д-р ист. наук Н.А. Душкова; 3 – д-р ист. наук Б.А. Ершов; 4, 6 - канд. ист. наук А.Ю. Золотарев; 5, 16 - канд. ист. наук С.П. Ряполов; 7- канд. ист. наук Л.А. Брицкая; 8, 10 - канд. ист. наук Н.Е. Дорошенко; 9, 11 - канд. ист. наук Н.Е. Мухина; 13–15 канд. ист. наук Е.А. Августин; 18 - аспирант А.Г. Евстратов.



Библиогр.: 19 назв.

 

Рецензенты: кафедра истории и политологии Воронежского госу- дарственного университета инженерных технологий (зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. Г.А. Быковская);

д-р ист. наук, проф. Д.В. Ливенцев

 

© Коллектив авторов, 2014

© Оформление. ФГБОУ ВПО «Воронежский

государственный технический университет», 2014

 
 


ВВЕДЕНИЕ

История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью знать историю развития цивилизации и места в ней России. Осмысление многотрудного пути исторического развития, пройденного народами мира, в том числе народами России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых событиях дня сегодняшнего.

В настоящее время в вузах продолжается перестройка преподавания исторических дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глубоко переосмысливаются многие исторические события не только современной истории, но и далекого прошлого стран мира и нашего Отечества.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с государственными требованиями к изучению истории в вузе. Оно охватывает огромный период – со времен формирования древних цивилизаций до наших дней. В условиях сравнительно небольшого объема материала невозможно подробно осветить все многообразие всемирной истории. Поэтому авторы постарались показать лишь основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претендуют не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное их толкование – они высказывают свою точку зрения.

Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно, своеобразен и самобытен. Однако его особенности не исключают Россию из мирового сообщества. В связи с этим историю нашего Отечества нельзя правильно понять вне связи с развитием других стран и народов. Поэтому авторы рассматривают историю России во взаимодействии с мировыми общественными процессами.

При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные вопросы, которые связаны с формированием государств, становлением и совершенствованием социальной структуры общества различных стран, территориальными изменениями, взаимоотношением власти и общества, формированием общественных движений и партий, деятельностью различных политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и характером войн и революций, уроками истории для современности. Тем не менее, учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной научно-технической революции.

Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обновляющейся отечественной историографии. Вместе с тем авторы стремились быть преемниками всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано нашими и зарубежными историками предшествующих поколений.

В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический принцип, который помогает уяснить сложную логику исторического процесса.

Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально-развивающую и воспитывающую функции. По мнению авторов, оно должно способствовать нравственному развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих ценностных ориентаций, помогать развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества.

Публикация новых исторических исследований позволяет продолжить работу над учебным курсом, выработать более полные и аргументированные оценки многих событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в технических вузах, несомненно, поможет и дальнейшему отбору учебного материала.

ЗНАНИИ, СОЗНАНИИ

 

1. О значении изучения истории.

2. Предмет, источники, методология исторической науки.

В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных сферах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды. Современно звучит предупреждение, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким...».

Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование, в первую очередь, призвано сформировать личность, а не только узкопрофессиональные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-государственного механизма.

Общая культура формируется главным образом гуманитарными науками. Важное место среди них занимает отечественная история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Между понятиями «познание», «знание» и «сознание» существует тесная взаимосвязь. Познание - это беспрерывный процесс постижения истины. Результатом этой познавательной деятельности, выступают знания, являющиеся более или менее адекватным отражением объективной деятельности. В свою очередь знания формируют различные формы общественного сознания.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно.

Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир. Последний в новом для нас плюралистическом обществе, с равными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.

Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а, следовательно, и рационально перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальную целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, экологическую катастрофу и избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Что касается исторического сознания, то оно не является величиной раз и навсегда данной, неизменной по своему содержанию. Напротив, оно само исторично, изменяясь, подчас весьма существенно, вместе со сдвигами, происходящими в обществе. Историческое сознание обладает сложной структурой. Прежде всего следует различать обыденное и научное историческое сознание. Формирование последнего происходит поэтапно. Можно выделить, по крайней мере три уровня, на которых происходит встреча человека с историей и которые соответствуют определенным ступеням исторического сознания. Как первую ступень можно обозначить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее. Это элементарная форма исторического сознания, которая присуща каждому человеку независимо от его образования и воспитания и выражается в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях о прошлом, полученных благодаря соприкосновению с историческими памятниками и символами, художественной литературе, кинематографу и театру, радио- и телепередачам, произведениям музыкального искусства, живописи, а также собственному жизненному опыту. На этом уровне историческое сознание не включает в себя систематическое знание об историческом процессе. Образующие его исторические представления хаотичны, отрывочны, зачастую субъективны. Нередко они носят характер исторических переживаний, отличающихся яркостью и прочностью.

Вторую ступень исторического сознания составляют собственно исторические знания, образующие в своей совокупности известную систему представлений о прошлом. Эти представления могут основываться на более или менее полном знании об отдельных важных исторических событиях.

Но только на третьей, высшей ступени исторического сознания происходит всестороннее теоретическое осмысление прошлого. Исторический опыт перерабатывается в научное целостное представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его основных этапах и закономерностях. Лишь в этом случае можно говорить о научном историческом сознании, способном объяснить человеческое прошлое во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исторических проявлениях общих законов развития человечества.

На всех уровнях историческое сознание базируется на определенном круге исторических знаний, добываемых исторической наукой. На первой его ступени самые общие и расплывчатые представления об отдельных исторических событиях, почерпнутые из художественных произведений, кинофильмов и других аналогичных источников, основываются на данных исторической науки, представляя собой вошедший в сознание широких масс результат ее исследовательских усилий. Так, пушкинская трактовка образа Бориса Годунова оказала огромное влияние на многие поколения читателей, войдя в историческое сознание русского народа. Но не следует при этом забывать, что сам А.С. Пушкин в своих оценках Годунова опирался на труды Н.М. Карамзина.

Чем более высокой является ступень исторического сознания, тем более значительной представляется роль исторической науки в его формировании, причем эта роль не ограничивается сферой выяснения и истолкования исторических фактов. Не менее важной задачей исторической науки является систематизация и популяризация этих фактов. В своих существенных результатах и выводах историческая наука обращается к широким массам, целенаправленно влияя на формирование их исторического сознания. Это влияние может быть прямым или опосредованным публицистикой, популярной литературой, произведениями искусства и т. п. Но во всех случаях именно историкам - от ученых-исследователей до школьных преподавателей принадлежит главная роль в формировании исторического сознания.

В особенности велико значение исторической науки в выработке научного исторического сознания, предполагающего наличие систематического научного знания об истории общества в целом. Только на материале истории возможно установление ведущих тенденций и закономерностей общественного развития, понимание которых составляет фундамент научного исторического сознания.

Исторические знания о материальных и духовных достижениях народа имеют большое значение для успешного воспитательного процесса.

Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле, желание самим творить «историю людей» и свою «малую историю», создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации.

Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам.

В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности.

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.

Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.

Культура мышления предполагает, прежде всего, большой объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее память, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность.

Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

 

Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования. Изучение деятельности людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической науки. История - не просто наука о прошлом. Это наука о поступательном движения человеческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса.

Для познания прошлого служит целый комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

Особое значение для исторического исследования имеют источники. Их, как правило, подразделяют на несколько типов: письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, фотокинодокументы, фонодокументы. При этом задача состоит не в простом извлечении фактов из источников и не в иллюстрации отдельными примерами общих закономерностей общественного развития. Важно на основе анализа и обобщения фактов выделить из многообразных единичных явлений общую закономерность: раскрыть формы ее проявления и механизм действия в конкретных условиях исторической действительности, не оставляя без внимания и влияние случайных явлений.

Следует иметь в виду, что успех исторического исследования в значительной мере зависит от использования не какого-либо одного вида источника, а совокупности источников, дающих взаимно дополняющую друг друга информацию.

Важно также помнить, что исторический источник представляет собой памятник прошлого, отражающий время и условия своего создания. И потому он может быть правильно понят и истолкован только с учетом жизненных интересов и представлений его создателей.

По традиции самым авторитетным и надежным из письменных источников считается архивный. Но и он часто имеет большой налет субъективизма. Поэтому требуется критическое отношение к источнику, его перепроверка путем сопоставления разных документов, относящихся к общему сюжету. Но критическое отношение к письменным источникам не должно переходить в «гиперкритику». Критерием истинности, объективности в данном случае выступает общественно-историческая практика.

На основании тщательного изучения источников учеными-историками создается научная литература, в которой раскрывается научная картина исторического пути, пройденного человечеством. Таким образом формируется историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических явлений, смену методологических направлений в исторической науке), а также представляющая собой совокупность исследований, посвященных определенной эпохе или теме.

Ученые разрабатывают детализированные концепции отечественной и всемирной истории, исследуют широкий круг закономерностей, раскрывающих действительное содержание исторического процесса и указывающих на его ведущие тенденции. В результате этой работы заложены определенные научные основы исторического сознания. Хотя справедливости ради следует отметить, что не всегда нашим ученым в силу известных причин удавалось избежать в своих трудах идеологической ангажированности и апологетики. В настоящее время предпринимаются попытки все это преодолеть и обеспечить стремление к созданию объективных работ по истории.

Однако задачи исторической науки этим не исчерпываются. Формирование исторического сознания предполагает не только выработку исторических знаний, но и их распространение в массах, чтобы знания стали достоянием людей, вошли в историческое сознание общества.

Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом.

Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д.

При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в наши дни подхода к историческому прошлому. В течение многих десятилетий развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно – общинной – рабовладельческой – феодальной – капиталистической – коммунистической.

Современные знания свидетельствуют, что формационный подход, который, бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития. Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую ступень послеродового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими допусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно характеризовать все страны мира. Более того, наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности.

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно простую общую схему исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта истории – человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к использованию в исторических исследованиях так называемого «цивилизационного» подхода. Он дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколения в поколение, его общечеловеческих потребностей, интересов и их движущей силы в историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа, или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. Она выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в достаточной мере отражает и реальности прошлых этапов развития.

Учитывая, что ни формационный, ни цивилизационный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания.

В целом же, современная методология истории должна основываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех направлений и школ.

Эллинизм: IV-I вв. до н.э.

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся история Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета Древняя Греция достигла в классический период.

Ахейская Греция это важнейший этап в истории развития Европы. Именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы. Первым греческим племенем, пришедшим на юг Балкан, были ионийцы, которые обосновались преимущественно в Аттике на гористом побережье Пелопоннеса, затем за ними последовали эолийцы, занявшие Фессалию и Беотию, и ахейцы, вытеснившие ионийцев и эолийцев с части освоенных ими территорий (северо-восточная Фессалия, Пелопоннес) и овладевшие основной частью Балканской Греции. К моменту вторжения греков этот регион был заселен пеласгами, лелегами и карийцами, находившимися на более высоком уровне развития, чем завоеватели: у них уже наступила эпоха бронзы, началось социальное расслоение и формировании государства, возникли протогорода (раннеэлладский период XXVI-XXI вв.).

Греческое завоевание происходило постепенно и растянулось на несколько веков (XXIII—XVII вв. до н.э.). Как правило, пришельцы силой захватывали новые территории, уничтожая местных жителей и их поселения, но в то же время имела место и ассимиляция.

Хотя ахейцы несколько обогатили технологический (гончарный круг, повозка, боевая колесница) и животный (лошади) мир завоеванных областей, их вторжение привело к определенному хозяйственному и культурному регрессу - резкому сокращению производства, металлических орудий (преобладание каменных и костяных) и исчезновению городского типа поселения (доминирование маленьких деревень с небольшими глинобитными домами). По всей видимости, в среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н.э.) уровень жизни ахейцев был очень низок, что обеспечивало длительное сохранение имущественного и социального равенства. Постоянная необходимость вести борьбу за средства к существованию с соседними ахейскими племенами и остатками местного населения обуславливала военно-общинный характер их жизненного уклада.

Вся история ахейского мира - это история кровопролитных войн. Порой несколько царств объединялись в борьбе против более богатого и могущественного (например, поход семи аргосских царей против Фив) или для заморской грабительской экспедиции (например, знаменитая Троянская война 1240 - 1250г. до н.э. за проливы Мраморного и Черного морей).

К XIV в. до н.э. усиливаются Микены, которые начинают претендовать на роль гегемона Ахейской Греции. В XIII в. до н.э. микенским царям удается путем династического брака подчинить Спарту и добиться подчинения (по крайней мере, формального) ряда других ахейских государств (Тиринф, Пилос). Данные мифологии показывают, что в Троянской войне микенский царь Агамемнон воспринимался другими греческими царями как верховный правитель.

 

 

Троянская война XIII-XII вв. до н. э.

 

В XV-XIII вв. до н.э. ахейцы начинают военную и торговую экспансию в Средиземноморье. В конце XV в. до н.э. был установлен контроль над Критом, в XIV—XIII вв. до н.э. основаны колонии на западном и южном побережье Малой Азии, на Родосе и Кипре, в Южной Италии. В это же время ахейские отряды принимают также участие в нашествии «народов моря» на Египет.

Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты.

В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев, которые пройдя Среднюю Грецию осели в Мегариде и в юго-восточной части Пелопоннеса - в Коринфии, Арголиде, Лаконии и Мессении. Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу - резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй. Вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и военном деле.

Таким образом, Греция к концу рассматриваемого периода представляла собой мир сотен мелких и мельчайших полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев. Это был мир, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья, хозяйственно самостоятельная и почти независимая, с простым бытом, отсутствием внешних связей, мир, где верхушка общества резко еще не выделилась из основной массы населения, где эксплуатация человека человеком только нарождалась. При примитивных формах социальной организации еще не было сил, способных ставить основную массу производителей отдавать избыточный продукт. Но именно в этом заключался экономический потенциал греческого общества, раскрывшийся в следующую историческую эпоху и обеспечивший его быстрый взлет.

Третья попытка создать государство, относится к концу IX в. до н.э., когда в Греции образовались полисы. Полис - это город-государство, гражданская община. Как отмечают некоторые специалисты, формирование полисов во многом связано с социально-экономическим развитием Греции в VIII-VI вв. до н.э. Исторически первым из сильнейших древнегреческих полисов стала Спарта. Другим протогосударством, сложившимся несколько позже спартанского, в VIII-VII вв. до н.э. - Афины.

 

 

План древних Афин

 

Основной базой полисной структуры были небольшие и заметно изолированные друг от друга коллективы общинников живших в поселениях деревенского типа и имевших как находившиеся в коллективном владении угодья, так и земельные наделы - клеры, достававшиеся всем полноправным и свободным членам общины, чаще всего по жребию.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс; свободные мелкие производители; рабы и зависимые работники самых различных категорий. Ядром социальной структуры греческого полиса был гражданский коллектив, включавший полноправных граждан. Ограниченный характер полиса проявлялся в том, что его гражданами не могли стать переселенцы из других полисов, иностранцы, женщины, рабы. Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Полисная экономика, основанная на земледелии, открывала большие, чем на Востоке возможности для развития товарных отношений, накоплению богатств, и как следствие, быстрому развитию в западном обществе частной собственности. Этому способствовал и тот факт, что в античном государстве земледелие имело индивидуальный характер, а на Востоке - общинный.

В целом историю Древней Греции можно проследить на примере Спарты и Афин. Спарта - сильнейшее государство архаического периода, возникла очень рано, вскоре после завоевания материковой Греции дорийцами, т.е. примерно на рубеже X-IX вв. до н.э. Заняв территорию, дорийцы - спартиаты подчинили себе большую часть чужого им соседнего населения, превратив его в невольников - илотов. Учитывая, что илотов было в несколько раз больше, чем спартиатов, и, опасаясь возможных конфликтных ситуаций, полноправные граждане ставили своей целью держать их в страхе, для чего время от времени устраивали «криптии» -карательные операции.

Формально во главе спартиатов стояли два царя, принадлежавшие к двум династиям и передававшие свой статус по наследству. Руководила «общиной равных» герусия, т.е. совет старейших. Решения и законы цари и герусия представляли на утверждение Народного собрания, которое чаще всего без обсуждения одобряло криками эти решения. Позже к Народному собранию, герусии и царям в систему органов власти была добавлена еще одна важная инстанция - пять эфоров, надзирателей, призванных осуществлять верховное наблюдение.

Социальное устройство Спарты можно представить следующим образом: 9-19 тыс. спартиатов представляли собой «общину равных»; 30 тыс. были свободными, но неполноправными людьми; 200 тыс. илотов - почти рабами, хотя и не отделенными от средств производства: они имели свое жилье, домашнее хозяйство, выращивали урожай и сдавали его своему хозяину.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.