Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава. 1. Ислам, основные принципы ислама





Слово «мусульманин» переводится как «тот, кто
покоряется». Символ веры ислама состоит из двух утверждений: «Нет Бога кроме Аллаха» и «Мухаммед – пророк Его» (Ля Иллаха Иллалах). Оба этих основных утверждения мусульмане принимают сердцем, а именно: в действительности существует только лишь один Бог, посланное им пророку Мухаммеду, является истинным, окончательным и совершенным, упраздняющим все ранее ниспосланные откровения.

Хочу отметить, что Коран – главная священная книга мусульманина, признает как Иисуса, так и других пророков христианства и иудаизма.

Основные «столпы веры ислама» - это пять обязанностей мусульманина: исповедание веры - произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад – его пророк»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамазан (ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). Кроме того, в мусульманстве также существует множество других нерушимых правил, касающихся одежды, воздержания от вина и других алкогольных напитков, свиного мяса. Основные праздники: курбан-байрам (во время которого приносится в жертву овца или баран), ураза-байрам (праздник по случаю окончания месячного поста - уразы), маулуд (день рождения пророка Мухаммеда).

Глава2. Преступление по шариату

Преступление

Исходя из вышеизложенного, ислам – это не только религия, но и целая правовая система, направленная на соблюдение прав и свобод личности, а также предусматривающая его обязанности. Таким образом, неудивительно, что в рамках этой системы существует и такое понятие, как преступление, и, следовательно, должны быть методы противодействия с этим негативным явлением.

Мусульманское уголовное право рассматривает две формы преступной деятельности: первая состоит в нарушении запрещенного законом, а вторая - в неисполнении предписанного законом или общественною властью. Как и в европейском законодательстве, первая форма в мусульманском законодательстве карается строже второй.

Согласно исламскому праву, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание, преступление должно быть непременно совершено. Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание. Всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и голый умысел на совершение преступления.

Введение в шариат божественного проведения и ре­лигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобра­зии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомер­ного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и мо­рально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозво­ленные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.

Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом в качестве нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах). В Коране по этому поводу сказано, что есть устав божий, который нельзя нарушать, и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально- правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит еще к доисламским нормам и установлениям.

Исламское правосудие защищает пять категорий:

-душу;

-религию;

-разум;

-имущество;

-честь.

 

Убийство – это преступление против души;

вероотступничество (ридда) от ислама - подрыв религии;

употребление опьяняющих напитков - разрушение разума;

воровство - покушение на имущество;

прелюбодеяние - покушение на честь.

 

Классификация преступлений

 

Четкой границы между религиозными проступками (грехами) и секулярными преступлениями в мусульманском праве нет. Преступление рассматривается как нарушение воли Аллаха, грех, несоблюдение заповедей и религиозного закона. Поэтому преступление - это не только нарушение земного права, но и, прежде всего большой грех. Соответственно, самым распространенным является определение преступления как совершения запрещенного и наказуемого Аллахом деяния.

Мусульманское право и, в частности, уголовное право, направлены на защиту пяти основных элементов: религии, жизни, разума, потомства, имущества. Соответственно, каждое из преступлений, четко установленных шариатом, посягает на один из вышеуказанных элементов.

Авторитетные мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского деликтного права. Классификация преступлений в мусульманском праве основана не на общественной опасности посягательства или характере нарушенной нормы, а на религии. В основу большинства классификаций кладутся два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три группы.

Хадд - преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне. К такого рода преступлениям можно отнести прелюбодеяние, обвинение в неверности и клевета на целомудрие, распутство, воровство, разбой и бандитизм, пьянство, отступничество от ислама.

Тазир - преступления, наказание за которые не определены источниками шариата и оставлено на усмотрение правителей, или же судьи муджтахида. При назначении наказания за преступление категории тазир правитель и судья ограничены общими нормами Ислама, при принятии решения они должны соблюдать четыре требования, иными словами, принципа:

1. При установлении преступности деяния и наказания за него они должны руководствоваться установленными исламскими принципами, а не своими желаниями и взглядами, при этом правитель не должен запрещать дозволенное шариатом кроме как в случае, если в данное время и в данном месте это обусловлено потребностью общества. (можно сказать, принцип законности)

2. Преступление и наказание должны соответствовать друг другу.(принцип справедливости)

3. Наказание не должно наносить вред обществу, не должно приводить к презрению человеческой сущности.(принцип гуманизма)

4. Должно соблюдаться равенство между людьми, нельзя за одно и тоже деяние наказывать одних, и прощать других. (принцип равенства граждан перед законом)

Кисас – наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию, например, за ранение или увечье.

Таким образом мы видим, что в основу классификации положено то или иное наказание: хадд (худуд), кисас, тазир. Однако ни в коем случае нельзя смешивать их с видами наказания. Так, например, смертная казнь может быть и наказанием хадд (худуд) и наказанием кисас. Разница в данном случае заключается в той сущности и цели, которую это наказание несет: в качестве наказания хадд (худуд) оно карает, ибо так предписано от имени Аллаха в Коране, в качестве наказания кисас оно имеет целью воздать виновному равным (то есть талион), в качестве же наказания тазир - исправить его. Один и тот же вид наказания может быть и хадд (худуд) и кисас и тазир.

Субъект преступления

В соответствии с шариатом ответственность за совершенное преступление может наступать только для живого, разумного, то есть, вменяемого, обладающего свободой воли человека. В соответствии с нормами шариата дети не несут ответственности за совершенные поступки в соответствии с хадисом пророка: «Не записываются поступки трех - ребенка пока не достигнет совершеннолетия, спящего пока не проснется, слабоумного, пока не обретет разум»[3].

Интерес представляет собой возраст достижения уголовной ответственности лица, то есть, совершеннолетия. Несовершеннолетний возраст в мусульманско-правовой традиции делится на три периода.

Первый длится с рождения до семи лет. До семи лет не наступает никакой ответственности, за исключением гражданской.

Второй период - с семи до пятнадцати лет. В этом возрасте за совершение несовершеннолетним лицом уголовно-наказуемого деяния может быть наложена ответственность в виде уплаты выкупа на его семью или родовую группу (род, клан, и т. д.). Так же к лицам этого возраста совершившим преступление, могут быть применены меры по надзору и исправлению. Третий период наступает по достижении лицом пятнадцатилетнего возраста. С этого момента лицо считается способным полностью нести уголовную ответственность за совершенные преступления.

При этом, по мнению большинства ученых, а также мусульманских богословов, совершеннолетие определяется половой зрелостью, и если же она не наступила до 15 лет, то с этого возраста человек является совершеннолетним. По мнению Абу Ханифы (основателя Ханафитской школы мусульманского права, общепринято как наиболее демократичной из пяти), есть вероятность того, что созревание будет и после пятнадцати лет, и по этой причине нельзя выносить решение до тех пор, пока имеется сомнение, по этой причине он определил возраст наступления совершеннолетия без наступления половой зрелости 18 лет[4].

Под невменяемостью в мусульманском уголовном праве понимается психическое состояние, исключающее способность лица различать добро и зло и выбирать между ними, и (или) исключающее способность лица знать, что такой выбор существует[5].

Если хроническое психическое заболевание нарушает способность разума индивида понимать разницу между добром и злом таким образом, как, например, если индивид не понимает того, что является злом - кража или причинение вреда здоровью человека, то лицо, больное данным заболеванием и совершившее в данном состоянии уголовно-наказуемое деяние, признается невменяемым и освобождается от уголовной ответственности. Мусульманское уголовное право также исключает уголовную ответственность по признаку невменяемости и в случаях кратковременных психических расстройств, если они лишают человека способности различать добро и зло. Таким образом, мы видим, что в мусульманском уголовном праве, хотя и не называются прямо и могут показаться на первый взгляд абстрактными, но, тем не менее, как и в российском уголовном законодательстве, на равне с медицинским критерием присутствует и психологический (юридический) критерий невменяемости. В качестве психологического (юридического) рассматривается способность различать добро и зло, а в качестве медицинского - наличие того или иного психического заболевания.

Помимо вышеперечисленных - хронического и кратковременного психических расстройств, мусульманское право не исключает признание невменяемым и лица, страдающего иным психическим заболеванием, которое влияет на способность отличать добро от зла, таким, например, как эпилепсия. Лица, страдающие слабоумием приравниваются в соответствии с их психическим состоянием к какому-либо из трех периодов несовершеннолетнего возраста и, отсюда, могут либо нести, либо не нести уголовную ответственность (смотря к какому возрасту по интеллектуальному развитию на данный период определят лицо).

Лицо, совершившее преступление, будучи вменяемым, а затем заболевшее психическим заболеванием, не освобождается от уголовной ответственности. Правовые толки маликитов и ханифитов, однако, полагают, что привлечение к уголовной ответственности должно быть отложено до выздоровления[6]. Психическое расстройство, возникшее после вынесения приговора не влечет отложения исполнения наказания. Но если осуждение было основано на признании осужденным своей вины, то исполнение наказания откладывается до того момента, когда лицо по своему психическому состоянию будет способно подтвердить признание или отречься от него. Хроническая амнезия может признаваться в некоторых случаях исключающей уголовную ответственность, например в случае похищения чужой собственности лицом, ошибочно полагающим, что это имущество является его собственностью.

Вина

Подобно европейскому праву, мусульманское рассматривает две формы вины: 1)умышленную, 2)неумышленную.

При наличности или доказанности второй формы наказание в значительной степени смягчается. Неумышленное убийство, например, не наказывается смертной казнью.

Неумышленность, в свою очередь, бывает двух видов:

1. Когда виновный в преступлении желал причинить потерпевшему вред значительно меньший, чем тот, что произошел в действительности, (например, удар палкой причинил смерть).

2. Когда виновный вовсе не намеревался совершить какие-либо преступления. Сюда относится преступление вследствие неосторожности или неисполнения постановления власти, или же по неопытности врачей и хирургов и т.п.[7]

В соответствии с шариатом не наступает ответственность за действия совершенные под принуждением.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.