Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. Виды и цели наказания





 

Следует иметь в виду, что в соответствии с принятой классификацией, система мусульманского права не знает строгих различий между санкциями за нарушение отдельных категорий норм и включает в себя единую отрасль деликтного права. Но классифицируя виды правонарушений, мусульманские юристы учитывают такое разграничение, и проводят его с учетом не только и не столько общественной опасности или характера нарушенной нормы, сколько иных критериев, среди которых важное значение придается именно религиозным моментам.

В разрешении споров об ответственности в Шариате предпочтение отдается примирению сторон, религиозным, а затем и нравственным нормам перед государственными законами, которые, как правило, воплощают религиозные нормы в реальность[24].

Понятие ответственности в теории романо-германского права трактуется иначе, чем в теории мусульманского права. Если в первом случае ответственность - отрицательное отношение общества, основанием которого служит совершение противоправного деяния, то в мусульманском праве ответственность - кара Аллаха. Нарушитель любого правила шариата, в том числе и правового, рассматривается как грешник, который будет наказан Аллахом[25].

Соответственно в Шариате выделяют два вида наказания: наказание в этой жизни и наказание в той жизни. Например, наказание за грабеж - смертная казнь через повешение публично или изгнание из общества в этой жизни, а также Великое Наказание в той жизни.

Исламская юриспруденция отличается от романо-германского права тем, что она объединяет веру и жизнь, предназначена и для мирской жизни и жизни после смерти. Эта главная причина, которая заставляет мусульман подчиняться законам тайно или явно, потому что подчинение законам есть поклонение Аллаху, которое приближает к нему, они получат вознаграждение, блюдя покорность шариату или наказание за нарушение законов шариата.



При назначении наказания есть четко обозначенные наказания (хадд и кисас) а есть наказания, оставленные на усмотрения суда, который должен при назначении наказания руководствоваться следующими принципами:

1. Наказание должно быть достаточным, чтобы предотвратить совершение преступником нового преступления.

2. Наказание должно быть достаточным для того, чтобы предотвратить совершение преступлений другими членами общества.

3. Должна быть связь между преступлением и наказанием так, чтобы наказание соответствовало совершенному преступлению, нельзя, чтобы за разные по степени тяжести преступления назначалось одинаковое наказание.

4. Всеохватность наказание, так чтобы каждый совершивший преступление нес заслуженное наказание, никто не должен прощаться исходя из его социального положения или национальности и т.п[26].

При этом наказание хоть и не применяется в отношении слабоумных, в отношении них могут быть применены иные меры для защиты общества, например, помещение в стационар или иные специальные учреждения. В общем наказание предусмотренное шариатом назначается в соответствии с двумя принципами:

1. Наказание предусмотрено для защита общества от вреда и сохранения безопасности отдельных граждан.

2. Ответственность несут только дееспособные.

3. Каждый несет ответственность только за свои действия вне зависимости от степени родства и других причин[27].

Основанием уголовной ответственность является совершение действий запрещенных шариатом, либо не совершение действий предписанных шариатом.

Для определения наказания в Исламе необходимо определить умысел преступника, в совокупности с его деянием. Только по их совокупности может быть принято решение. При этом у преступника может быть умысел как на достижение преступного результата, так он может совершить преступление по неосторожности. Это должно учитываться при назначении наказания. Ответственность за неосторожные преступления не исключается полностью, а снижается. Ответственность за неосторожное преступление наступает только тогда, когда об этом прямо сказано в источниках - Коране и сунне, как например ответственность за неосторожное убийство.

Системы наказаний, аналогичной системе наказаний общей части уголовных кодексов европейской правовой традиции, в классическом мусульманском праве не было. Перечень их видов не был закрытым, особенно видов назидательного наказания тазир. Но, все-таки, их можно систематизировать следующим образом:

1. Смертная казнь. Она применяется за преступления против Бога, государственной власти, разбой, за повторное совершение некоторых преступлений. Смертная казнь применяется также за совершение прелюбодеяния и по принципу талиона за умышленное убийство. В одном хадисе сказано, что мусульманин может быть казнен в трех случаях: за убийство, прелюбодеяние и отступничество. Шариат не предписывает способ умерщвления преступника, лишь в одном месте Корана есть упоминание, об отсечении головы как способе смертной казни (сура 47, аят 4).

Казнь обычно совершается в присутствии главы государства или местного властителя и чаще всего путем обезглавливания. Голову и тело после казни на некоторое время выставляется на показ народу для устрашения, чтобы люди видели судьбу преступников.

Исполняться наказание может только имамом (судьей) или его заместителем (специально назначенным лицом). При исполнении данного наказания должны присутствовать люди. При забивании камнями данное присутствие осуществляется теми, кто исполняет наказание, поскольку их число достаточно. При побивании плетью, необходимо присутствие палача и еще по разным мнениям от одного до десяти человек.

Одним из видов смертной казни является побивание камнями. Побивание камнями закреплено хадисами пророка, а также иджмой асхабов. За прелюбодеяние предусмотрено более тяжкое наказание, поскольку человек после вступления в брак меньше стремится к совершению прелюбодеяния, а если он все-таки совершает его, то это говорит о том, что он сильно склонен к этому преступлению, что требует и более строгого наказания.

Побивание камнями осуществляется следующим образом: Мужчина стоит не связанный и его закидывают камнями, если он побежит, при условии того, что он осужден только по добровольному признанию, то его не преследуют и он остается в живых, а если его вина подтверждена четырьмя свидетелями, то преследуют. При необходимости можно его связать. Женщина при побивании камнями стоит в углублении по грудь. Если же она осуждена по признанию, то на ровном месте, т.к. ей так легче убежать.

Используются камни среднего размера (приблизительно размером с кулак), или подобные предметы. После казни тело выдается родственникам и они хоронят его по общим правилам.

2. Отсечение конечностей. Всоответствии с Кораном этот вид наказания применяется за совершение кражи и, в некоторых случаях, разбоя. При всей кажущейся жесткости необходимо отметить, что после экзекуции преступник отпускался домой, а ворам перед отсечением руки делали местный наркоз.Исполнение этого наказания по-разному интерпретируется представителями различных юридических школ, в зависимости от совершенного деяния и иных обстоятельств.

3. Бичевание. Эта мера наказания предусмотрена Шариатом за прелюбодеяние (для тех кто не состоит в браке), а также за клевету, которая повлекла за собой осуждение невиновного (сура 24, аяты 2 и 4). Там речь идет о 100 и 80 ударах. Для России это вовсе не экзотический способ наказания, так как он широко практиковался в казачьих общинах. Палкой (плетью) бьют сто средних ударов, палка не должна быть сухой. Можно бить по спине, по мнению некоторых ученых по всему телу, избегая смертельных мест. Нельзя бить в одно место более двух раз, так же, нельзя бить по голове и половым органам. Сила ударов должна меняться в зависимости от состояния здоровья наказуемого и чтобы, в любом случае, не были повреждены мышцы. Несовершеннолетние не подвергаются бичеванию.

Если имеется угроза смерти от данного наказания по причине болезни или по любым иным обстоятельствам то наказание откладывается.

Причины такого наказания: поскольку борясь с преступлением необходимо бороться прежде всего с его причиной, а причиной прелюбодеяния является стремление к получению удовольствия запрещенным путем, то этому шариат противопоставляет причинение физических страданий, которые воплощаются в ста ударах плетью. Противники телесных наказаний приводят два довода - недопустимость причинения физических страданий и уважение к человеческой личности. Но лучшим видом наказания, достигающим целей является именно физические наказания, а уважение к личности, по мнению мусульманских юристов, в этом случае не меньше чем при содержании в колониях, при том, что преступники в некоторой степени, так же, по мнению мусульманских юристов, заслуживают лишения уважения к их личности. Данный вид наказания в мусульманском праве имеет довольно широкое распространение и применяется, в основном, за совершение нетяжких преступлений. В вопросе о числе ударов в доктрине существуют разногласия. Шииты не определяют его и передают на усмотрение судьи[28]. Но большинство полагает, что максимальное число ударов не должно превышать ста, а минимальное - двух ударов.

4. Ссылка. Вторым наказанием за прелюбодеяние является изгнание из места проживания. Абу Хани-фа не считает высылку обязательным наказанием, а считает, что это наказание тазир, которое назначается по усмотрению имама. По мнению Малика высылка обязательна в отношении мужчины, но не женщины. По мнению Ахмада и аш-Шафии высылка обязательное наказание в отношении прелюбодея не имевшего половую связь в законном браке. Совершивший данное преступление должен быть изгнан из города совершения преступления на расстояние не менее 81 км. на территорию мусульманского государства. По мнению Малика он находится это время в заточении. По мнению аш-Шафии он может быть арестован если есть опасность его бегства и возвращения в родной город. По мнению Ахмада арест не предусмотрен[29].

Смысл этого наказания заключается в том, чтобы преступник не забыл быстро телесное наказание, чему способствует высылка и разлучение с привычным обществом. Во-вторых, это оберегает преступника от вредных последствий со стороны общества. Ссылка применяется и как основной и как дополнительный вид наказания. Например, ссылка как дополнительный вид наказания применяется за совершение прелюбодеяния. Основным же наказанием в этом случае является бичевание в размере ста ударов. В соответствии с господствующей традицией, максимальный срок ссылки установлен в один год. Существует и возможность досрочного освобождения от этого наказания. Для этого осужденный должен официально принести свои извинения судье за совершенное преступление и обещать, никогда не совершать преступлений в будущем.

5.Тюремное заключение.Шариат не предусматривает лишение свободы как меру наказания. Хотя в историческом исламском праве, оно присутствует. Данный вид наказания не является характерным для мусульманско-правовой традиции, и ранее применялся сравнительно редко и только в качестве назидательного наказания (тазир). Лишение свободы могло выража­ться также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.

Минимальный срок тюремного заключения в шариате равен одному дню, относительно же максимального срока существуют разногласия. В соответствии с доктриной школы шафиитов, максимальный срок содержания под стражей на этапе следствия не может превышать одного месяца, а максимальный срок тюремного заключения как уголовного наказания - одного года[30]. Шафииты полагают, что по своей природе тюремное заключение идентично со ссылкой[31]. Отсюда, так как максимальный срок ссылки установлен в один год, то и максимальный срок тюремного заключения должен быть равен одному году. Большинством же авторитетов остальных школ заключение понималось как наказание с целью добиться исправления осужденного и поэтому существовало мнение о том, что оно может не иметь определенного срока, а преступник должен держаться до раскаяния или до смерти.

Поскольку осужденный лишен права на свободное передвижение, то, согласно шариату, государство должно обеспечивать его питанием, одеждой и медицинским обслуживанием. Считается также, что, будучи лишенным свободы, осужденный не лишен права на общение с супругами, включая сексуальное. Поэтому и в настоящее время это является практикой исправительных учреждений во многих мусульманских странах, где заключенные обоих полов имеют право на свидания с супругами для осуществления сексуальных контактов. Кроме того, некоторые теоретики полагают, что лица, материально зависящие от осужденных, должны получать материальное содержание от государства[32].

6. Штраф. Эта самая мягкая форма наказания предусмотрена, к примеру, за нарушение договора. По Шариату штраф измеряется кормлением N-го количества бедняков. В случае нарушения договора, N=10 (сура 5, аят 89). «Кормление бедняка» равно цене обеда обычной семьи. К этой группе наказаний можно отнести возмещение (дийа, дия или диет)Это наказаниеприменяется за совершение преступлений против жизни и здоровья вместо смертной казни и членовредительских наказаний по принципу талиона, исходя из желания потерпевшей стороны. Полное возмещение за жизнь мужчины-мусульманина составляет сто верблюдов или их эквивалент. В случае же нанесения ранения уплачивается часть возмещения (выкупа) исходя из тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего.

 

Заключение

 

Обыватель, далекий от ислама содрогается при слове «Шариат». Вследствие однобокой направленности средств массовой информации многие представляют себе книжку средневековых законов, предписывающих жестокие наказания подобно битью камнями за незначительные жизненные оплошности вроде прелюбодеяния. Увы, приходится признать, что современное общество стало считать подобного рода фривольность всего лишь жизненным обстоятельством, и не считает чем-то, стоящим осуждения и недопустительности.

Бытует мнение, что «средневековый», дикий Шариат, жестоко карая «невинные шалости», бессилен перед лицом серьезных преступлений, обосновывая тем, что любое обвинение в нём строится при наличии свидетельства не менее четырех человек. Все это сгущается образами нищих кварталов стран третьего мира, «бесправных» женщин в парандже , запретом есть свиное мясо, и прочее. О такой жизни западный человек никогда не мечтал, да и за жизнь считать вряд ли будет.

Но, тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, право ислама может быть по-настоящему понято лишь человеком, имеющим представление об исламской религии и восточной цивилизации.

Что касается жестокости телесных наказаний, то можно задаться вопросом: является ли жестоким лишение человека свободы - его наиболее драгоценного дара, лишение его права делать моральный выбор, быть рядом с теми, кого он любит и кто ему дорог? Тюремное заключение может причинить невыразимые страдания людям, жизни которых так или иначе связаны с жизнью осужденного – его родным, друзьям, знакомым. Более того, тюрьма часто становится “школой подготовки” для особого рода людей, которые в дальнейшем будут иметь подкованными элементами целой системы преступного мира, который зарождается именно в условиях тюрьмы. Кроме огромных финансовых затрат государства, а именно – налогоплательщиков, среди которых есть и пострадавшие от данного преступника, заключенным имеется благодатное поле возможности обмениваться своими криминальными навыками. Преступник ест, пьет, спит, а в это время бедной матери уже не вернуть убитого сына, изнасилованной девушке не восстановить её стыда и удара по чести и достоинству. В это время, преступник живет, ест и пьет, спит. Почему же считается более жестоким дать десять ударов плетьми человеку, уличенному в перевозке наркотиков, чем приговаривать его к десяти годам лишения свободы?

При этом важно отметить, что мусульманское право предполагает целый ряд оговорок и специальных условий за наказаний тяжких преступлений.

В этой связи данное уголовное право в случае какого-либо сомнения в истинности и целесообразности применения строгих мер предусматривает либо уменьшение, либо отмену наказания. Например, к такой мере наказания как отсечение руки может быть приговорен только человек, имеющий возможность зарабатывать себе на пропитание законным путем, не стесненный крайними обстоятельствами и, что важно, уже не первый раз пойманный за воровством.

Установив наказания и обусловив их применение довольно тщательным подтверждением факта преступления доказательствами, в исламе выработан целый ряд принципов и правил, которые отражают отнюдь не неистовое желание забрасывать людей камнями, а милосердное стремление избавить общество от преступлений. Почему Ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение. Каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку чувство ответственности и поступки, соответствующие морали перед обществом. Этот процесс воспитания осуществляется с рождения человека до его смерти. Таким образом, “исправлять” человека следует не после того, как преступление свершилось и пострадали люди, а произошло до того, как он совершит преступление. При этом ислам прилагает все усилия к тому, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то, согласно Исламу, наиболее лучшей средой для исправления виновного человека являются сама среда, то есть общество, а ведь преступник, понесший наказание попадает никуда иначе как в общество.

Моя работа посвящена уголовному праву ислама, которое, на мой взгляд, представляет собой довольно большой интерес, как наиболее демократичное довольно полно предусматривающее предупреждение и борьбу с преступлением, Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы.

Сегодня мусульманские общества далеки от идеала, они страдают многими социальными недугами современности. Тем не менее, там можно наблюдать относительно стабильную семейную жизнь, относительно низкий уровень преступности, гораздо меньшую распространенность наркомании и алкоголизма, а также проявления чувства братства, щедрости и взаимопомощи между людьми.

В заключение, хотелось бы отметить главное отличие шариата от других законов - оно основано именно на вере, т.е. человек старается соблюдать законы государства ради веры в Бога, а не ради получения какой-либо выгоды или боязни наказания.

Как следует из этого небольшого обзора, мусульманское уголовное право является крайне важным инструментом в урегулировании общественных отношений в мусульманском обществе и защищает, прежде всего, интересы человека.

Шариат доказал свою жизнеспособность на протяжении 1300 лет в период существования исламского халифата. На сегодняшний день установки и постулаты мусульманского права в той или иной степени нашли отражение в законодательстве большинства мусульманских стран, где их роль и влияние на общество неуклонно растет.

Слухи о неистовом желании шариата и мусульман сечь, рубить и забивать камнями грубо преломляют объективную действительность, так как при соблюдении требований предъявляемых к объективной и субъективной стороне преступлений санкцией за которые является смертная казнь или отсечение конечностей, почти полностью исключает их применение к людям правосознание которых приемлемо для цивилизованного общества.

На мой взгляд, в мусульманском уголовном праве имеются некоторыеосновополагающие принципы, которые могли бы, при условии не больших изменений, быть удачно привиты и в государстве с нашей ментальностью. Принцип талиона (кисас) в мусульманском виде, вполне может стать выходом в споре по поводу смертной казни.

Мусульманское уголовное право, в отличии от других уголовно-правовых систем, помнит, что справедливость без сострадания - несправедливость, а сострадание без справедливости просто глупость. Нельзя забывать кто, по справедливости, достоин сострадания, человек ожидающий расплаты за горе, причиненное родителям и детям, либо те которые безвинно потеряли дорогих им людей? Европейская правовая традиция слишком углубилась, можно сказать бросилась с головой в омут, защищая различные права людей несущих уголовную ответственность, но и здесь, как и везде из-за чрезмерности добродетель переросла в порок. Мне кажется, основная задача уголовного права защищать и обеспечивать покой граждан, которые его заслужили, и если он был нарушен восстановить его в максимально возможной мере, обязанность и «моральный долг» любого государства, что и проявляется в шариатском принципе кисас.

Безусловно, не применение унижающих и членовредительных наказаний одни из основополагающих принципов европейского уголовного права, не целиком, но все же не малую роль эти принципы сыграли в появлении в нашей стране такой проблемы как профессиональная преступность, которая сейчас не только имеет сложенную иерархию, но и окутана ореолом романтики, мужества, справедливости которая зиждется на «понятиях» и признается и уважается населением, чуть ли больше чем «гуманное законодательство». Тюрьмы, для так называемых «воров в законе» и других криминальных авторитетов, стали домами отдыха, тренировочными лагерями для усовершенствования новых навыков и приемов для своей «профилирующей» преступной деятельности, нужно признать, тюрьмы очень редко, а может даже совсем, не влияют на человека положительно.

В государстве с правовой системой похожей на ту, которую я описал, возникновение профессиональной преступности и столь бурное ее цветение делается не возможным из-за, суровости санкций для лиц которые без зазрения совести убивают, воруют и калечат. Не будет бесконечного количества «ходок», которые являются предметом гордости каждого преступника, а будут отрубленные руки и ноги, ну и для самых неугомонных смерть. При условии того, что после отсечения конечностей человек отпускается домой, то жизнь неисправимых особо опасных и опасных рецидивистов не будет отличаться долголетием. И должна ли? Ответ на данный далеко не риторический вопрос без проблем сможет дать любой, ну конечно если вспомнит и осознает, что каждый час нахождения этих людей среди нас представляет опасность для наших ни в чем не повинных отцов и матерей, дочерей и сыновей! Обидно и до глубины души больно, что из-за словесной мишуры или не хватки воли, каждый день кто-то расплачивается за то, что мы называем гуманностью. Парадокс в том, что наше гуманное к преступникам общество, делается не гуманным по отношению к законопослушным гражданам, которых обязано защищать. Наша гуманность к преступникам поддерживает и удобряет их животную антигуманность к нам.

Надо помнить, что мягкость, доброта и человеколюбие далеко не всегда тождественны справедливости.

 

 

Список использованной литературы:

1. Коран;текст переведен и одобрен группой арабских ученных Исламоведов во главе с доктором Мухаммед бен аш-Шейх Саид ар-Рашида; г.Москва; 1991г

2. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва,1996г.

3. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики.Под ред. Г. Ф. Ким. Москва. Наука. 1985.

4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982

5. Рукайя Максуд Религии мира. Ислам. Москва, 2001.

6. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1993.

7. Али Апшерони, Ислам вчера, сегодня и завтра

8. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980.4.

9. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г.6. 9.Л. Климович, Книга о Коране, его происхождении и мифологии. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988г.

10. Ислам. Краткий справочник. М., Главная редакция восточной литературы из-во «Наука», 1989 Г.. С. Токарев,

11. Религия в истории народов мира; г.Москва 1986г.

 

12. История пророка и его сподвижников; Абдурахман рафат Аль-Баша; г. Москва; 2002г.;

13. Философия исламских учений; Гулам Мирза Абуталимович; г.Дербент;1999г.

14. Отличительные черты ислама; Ахмад Мирза Тахир; г.С-П; 2005г.

15. Исламский радикализм: социально-филосовский анализ; Ч.П.Добаев;г.Карачаевск;2006г.

16. Ван дер Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М., 2005.

17. Юнусов Э.А. Права и обязанности человека в мусульманском праве // Туризм: право и экономика, 2006, № 5.

18. Гюлен, Фетхуллах. Жизнь и исламская вера. М., 2006.

19. «Столпы ислама». Encyclopaedia Britannica Online.

 

20. www.umma.ru

21. www.islam.ru

22. www.islamic-congress.chat.ru.

22. http://www.ikhlass.by.ru/muhtasar_gl.htm

23.


[1] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2003. С-5.

[2] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2003. С-6.

[3] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Дисс. доктора юр. наук. М., 1987. С-61.

[4] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[5] Артемов В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права. Дисс. канд. юр. наук. М., 1998. С-53.

[6] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[7] Нагиб А.С. Мусульманское уголовное право (структура и основные институты). М.,2004.С-53.

[8] Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. 1996.С-275

[9] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-131.

[10] Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманскаго законоведеня. СПб., 1850.С-85.

[11] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права.М., 2007 г.С-126.

[12] Там же.

[13] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-128.

[14] Шарль Р. Мусульманское право. М., 1995.С-83.

[15] Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. 1996.С-787.

[16] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-130.

[17] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-129.

[18] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-135.

[19] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-135.

[20] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-131.

[21] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-134.

[22] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-134.

[23] Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.С-79.

[24] Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 2002.С-85.

[25] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-133.

[26] Артемов В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права. Дисс. канд. юр. наук. М., 1998. С-64.

[27] Амин Омар. Наказания по уголовному законодательству Судана. Реферат РУДН. 1997.С-24.

[28] Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр.наук. М., 1963.С-72.

[29] Шарль Р. Мусульманское право. М., 1995.С-136.

[30] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-116.

[31] Там же.

[32] Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. М., 1997. С-96.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.