|
Основные Уставы Константинополя и ИерусалимаСтр 1 из 20Следующая ⇒ · в книгах из списка литературы под № 3 и № 4 и Арранц “Око Церковное” — ПСТБИ, 1999. Как, по аналогии с формированием обрядов, богослужение крупного церковного центра становилось образцом для богослужения остальных епархий, также точно и в этих городах: богослужение важнейших храмов определяло богослужение в остальных церквах. Во-первых, богослужение кафедральных соборов Константинополя и Иерусалима. Кафедральные Собор: · Константинопольская София — в Константинополе (особенно со времен Юстиниана, с середины VI века) — и до этого была София, но Юстиниан построил огромный Собор — храм святой Софии (София — это Премудрость, т.е. Христос). · Церковь Воскресения Христа Бога нашего — в Иерусалиме (Храм Гроба Господня — это латинское название, которое дали этому храму крестоносцы). В IV-V веках о каком-то самостоятельном богослужении в Софии Константинопольской говорить не приходится: 1) у нас совершенно нет данных 2) кафедральным Собором была не София (до Юстиниана). И только в VI веке можно говорить о существовании особого типа богослужения кафедрального. Типикон Святой Софии или, чаще, Типикон Великой Церкви (ТВЦ) (церковь Святой Софии называли Великой, т.е. очень большой(или по-другому, Песенное Последование (т.к. по словам очевидцев, ничего не читалось, все пелось нараспев). В Храме Воскресения все началось раньше: уже в IV веке — когда его построили — там сформировалась мощная самостоятельная традиция, не похожая на другие храмы в мире; она отражена во многих памятниках IV-VI вв.: · Паломничество (Сильвии Аквитанки). Егерия. 100 лет назад думали, что автором является некая Сильва. и это отражено в названии. [Типикон Великой Церкви можно прочесть по изданию Матэуса. Исследования по ТВЦ на рус. яз. — Арранц. Как молились Богу древние византийцы]. Это произошло потому, что этот фрагмент латинского текста сохранился в одной единственной рукописи, без начала — поэтому не знали имени автора. · Сохранились богослужебные книги этого храма, но не на греческом языке, а в переводах — на грузинском и армянском языках. Это богослужение просуществовало до 614 (?) г., когда персидский царь Хацрой взял Иерусалим штурмом, разрушил немного церковь; взял в плен Животворящее древо Креста Господня. И через несколько лет победоносный император Ираклий отвоевывает Иерусалим у персов, возвращает Животворящее древо Креста Господня и окончательно побеждает персов. [персы были врагами греков еще со времен античности]. Но через 10 лет пришли арабы и уже разгромили Византию. После отвоевания Иерусалима у персов там был назначен патриархом св. Софроний Иерусалимский, в прошлом монах Лавры святого Саввы. И Софроний вводит в Иерусалим не старый кафедральный Устав, а новый, заимствованный частично из Лавры св. Саввы. Т.е. возникает новый Устав — полукафедральный полумонастырский. Этот Устав называется Святогорским. Монастыри. В VI в. в окрестностях Иерусалима возникает монастырь — Лавра св. Саввы. “Лавра” — “улица”. Чем отличается Лавра от общежительного монастыря? В Общежительном монастыре: · монахи живут вместе в одной ограде; · ходят вместе на трапезу; · имеют общее послушание · каждый день ходят вместе в церковь на общую службу. Ввел общежительный тип монашества Пахомий Великий. Лавра — это не общежительный монастырь. У нас в России Лавры крупнейшие — это Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская — это, по сути, общежительные монастыри. Лаврами они называются как наиболее значительные из них. На самом деле, Лавра — это не общежительный монастырь. Лавра — это монастырь, где есть общая церковь, но монахи живут сами по себе: сами себе готовят еду… Лавра святого Саввы представляла собою такую организацию: был некий центральный монастырь — общежительный; он существует до сих пор; — с общей трапезой (Самое главное отличие Лавры от монастыря — в трапезе: общая они или нет); и множество маленьких монастырей, даже келий, вокруг на расстоянии даже до 20 км (они не сохранились до наших дней). Монахи Лавры св. Саввы, которые жили не в центральном монастыре, приходили на службу 1 раз в неделю — в субботу. И раз они пришли, а ночевать им негде, то они так и молились всю ночь — отсюда появилась традиция петь всенощную — с Субботы на воскресенье. В воскресенье утром причащались, брали с собою Святые Дары на всю неделю и уходили обратно в свои кельи. Молились они в келье (каждый день вечерню и утреню пели в келье). Т.к. многие монахи были неграмотными, — по книгам они петь не могли. (книги тогда стоили очень дорого; рукописи были очень дорогими). Итак, книг у монахов не было, т.к. многие были неграмотными, а другие не могли приобрести богослужебные книги из-за их дороговизны. И св. Савва ввел такое правило в своем монастыре: каждый монах должен был выучить наизусть Часослов, и тогда его постригали в монахи. Для монаха главным испытание было знание наизусть Часослова. И дальше он уже наизусть пел Утреню, Вечерню, Часы у себя в келье. После полудня монах пел службы Изобразительных, во время которых причащал себя взятыми с собой Святыми Дарами. · дошел до наших дней практически без изменений · это Древний Палестинский Савваитский Часослов (в монастыре святого Саввы был Палестинский Часослов). Общего Устава как такового не было: т.к. других книг богослужебных не было у монахов, то они пели службы по этому Часослову. (Никаких канонов, стихир не пели; это могли себе позволить только монахи центрального монастыря). Преп. Софроний сделал некоторый синтез из Савваитской традиции. Традиция называется палео-Савваисской, т.е. древне Савваисской · Древне-Савваисский устав. Мы видим, что древняя кафедральная традиция умерла и возникла новая традиция; со временем эти традиции слились в Палео-Савваисский или Святогорский Устав; · они очень близки друг другу. Рукописи — источники, которые сообщают. Что происходит дальше с Иерусалимским? В 1009 г. Иерусалим был опять разорен Арабы Иерусалим почти не тронули; они сильно ограничили христиан: запретили колокольный звон, крестные ходы и т.д., но церкви рушить не стали. Мечети арабы построили не там, где были церкви. Когда халиф Амар — 3-й праведный халиф после Магомета, взял Иерусалим при патриархе Софронии (всего через несколько лет после победы над персами), Софроний пригласи Амара пройти в Церковь Воскресения. Но Амар не пошел, т.к. в противном случае Церковь автоматически стала бы мечетью. Он пошел на место, где раньше был храм, построил там мечеть Аль-акса — до сих пор она там стоит. Для евреев большая проблема: они хотят храм снова построить, а там мечеть стоит — одна из 3-х священных мечетей. У арабов есть 3 священные мечети — самые главные в мире. Во всяком случае арабы Христа не очень тронули. А в 1009 году тронули очень серьезно. В 1009 году Святогорский Устав, также как и Древний кафедральный Устав Воскресения прекратил свое существование, и Палео-Савваитский устав тоже. Вернемся к Константинополю. В Константинополе было несколько важных 27 монастырей. Константинопольские монастыри, судя по всему, до эпохи иконоборчества пользовались Уставом акинитов. “кинисис” по-греч. — “успение”, “сон”. Акиниты — это то, кто не спят. Об этом уставе мы говорить не будем. Один из Константинопольских монастырей — монастырь Студия — Студийский монастырь. Его основал сенатор Студий. Этот монастырь также пользовался Уставом акинитов. В эпоху иконоборчества, когда все монастыри оказались под угрозой закрытия в монастырь Студия, переселяется некто Феодор, который до этого был монахом в горах Олимпии. · преп. Феодор (кон. VIII — нач. IX в.). В 799 г. он переселился с Олимпийских гор в Константинополь, в монастырь Студия, и устроил там богослужение такое же, какое было в Олимпийских горах. Основные компоненты богослужения (вообще). Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов: 1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии Таинств. Напр. в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка (“формуляр” — это набор текстов). или, иначе, тексты Евхология “Евхологий” (по-греч.) — молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом. У нас молитвослов — это книга молитв для домашнего использования. Евхология — это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь: порядок литургии и Таинств. В Византийском обряде — свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий. 2) порядок совершения суточного круга — Часослов — Орологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени и Часов. 3) система праздников в каждом обряде — своя система праздников: напр. у католиков · отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник) · есть Рождество и Поклонение волхвов (у нас вообще нет такого праздника “Поклонение волхвов”). Обряды часто отличаются только системой праздников. [Мы и католики празднуем Рождество 25 декабря, только они — по старому стилю, а мы — по новому]. 4) лекциональная система: “лекция” — чтение Как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года. Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна. А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр. Теперь вернемся к истории. Феодор Студит переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов. Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал? В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки — Палестинский Часослов. [Часослов относится ко 2-му пункту Основных компонентов богослужения]. Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову. Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви. В Студийском монастыре произошел синтез — очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) — Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез): · Евхологий, система праздников, лекционарная система — Константинопольские · Часослов — Палестинский. Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей Малой Азии? (Евразии) Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с этого времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон — Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинопольскую и без нее не могут существовать). Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу. Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав — это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава. Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваисский Устав. [В XI-XII вв. — после 1009 года (восстановления)]. В 1009 г. был погром. Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима — реставрация. Эта реставрация осуществлялась в XI в. Устав называют Нео-Савваисским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы, лаврским ? или Лаврский Устав — Нео-Савваисский) [Мы указываем только годы окончания. Устав складывался постепенно, с годами]. В XIV в. на Нео-Савваисский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский — это Устав, которым мы пользуемся и сейчас. [Иерусалимский Устав основан, как мы видим, на Студийском Уставе]. Это была тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке. Тема: история нашего Типикона. Студийский и Иерусалимский Уставы в Византии и на Руси. Литература: 1) Арранц 2) Пентковский ЖМП № 4, 2001. 3) Пентковский ЖМП № 5, 2001. Редакции Студийского Устава. 1-я редакция (IX, X, XI вв.) Итак, с IX в. Студийский Устав — это самостоятельный Устав в Студийском монастыре, а со временем и в большинстве других монастырей Византийской Империи. Редакция IX, X, XI веков — достаточно стабильная. В древних памятниках — это I-я редакция Студийского Устава (древнейшая): 1) Ипостиписис пред. Феодора “Ипостиписис” — очертания Типикон — (от слова типос — образец) — главная книга, регулирующая Устав в нашей церкви. Ипотиписис имеет тот же корень “тип” · очертания · описание порядка совершения богослужения · написан одним из учеников преп. Феодора Студита (IX в.) Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|