Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Итогового экзамена по русскому языку с методикой





ПРОГРАММА

Итогового экзамена по русскому языку с методикой

преподавания специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

 

Рыбинск, 2011

 

Русский язык

1. Русский язык как система. Понятие о системе и структуре языка. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Славянские языки. Место русского языка среди славянских языков и других языков мира. Языковые семьи на территории России. Понятие о языке как знаковой системе. Анализ языкового знака. Понятие о естественных и искусственных знаках. Определение системы русского языка, его единиц; определение структуры языка в качестве связи между единицами языка. Определение признаков родственных, близкородственных языков и генеалогическая классификация их по степени родства с градацией на языковые семьи и языковые группы. Группы языков индоевропейской семьи и место русского языка как одного из самых многочисленных среди славянских и других языков мира. Языковые семьи на территории России. Понятие о языке как знаковой системе, анализ языкового знака, понятие об естественных и искусственных знаках в науке семиотике.

2. Язык и речь. Связь языка с другими науками. Мышление. Типы мышления. Виды речи. Внутренняя речь. Внешняя речь: аудирование, говорение, чтение, письмо. Речь устная и письменная. Монолог и диалог. Текст. Определение языка и речи. Связь языка с другими науками, понятие о мышлении, трёх его типах - образного, технического, абстрактного; связь мышления с языком - доязыковой и языковой этапы. Понятие о внутренней и внешней речи; виды внешней речи по способам кодирования - аудирование, говорение, чтение, письмо. Отличие устной речи от письменной по преимущественному использованию языковых средств. История возникновения устной и письменной речи. Сравнить устную и письменную речь по степени употребления, подготовленности, средствам звуковой выразительности, нормам, вариантности. Монолог как средство развития речи и логического мышления. Диалог как форма обсуждения на конференциях, диспутах, учебных занятиях в группах. Понятие о тексте и его коммуникативно-смысловых типах — повествовании, описании, рассуждении.

3. Возникновение и развитие речи у ребёнка. Периодизация речевого развития человека. Дошкольный и школьный возраст. Литературные нормы устной и письменной речи. Функциональные стили речи. Правильность, стилистическая целесообразность, выразительность речи. Возникновение речи у ребёнка как потребность общения с близкими людьми. Три периода в развитии речи у ребенка до семи лет. Понятие о периодизации речевого развития человека - младенческом, раннем, дошкольном и школьном возрасте. Понятие о литературной норме в устной и письменной речи как сформировавшейся коммуникативной системе, способной пропускать в литературное употребление всё лучшее, что есть в живой речи, и задерживать всё случайное и временное. Выделение в литературном языке функциональных разновидностей - стилей речи. Понятие о формах и жанрах функциональных стилей речи. Понятие о правильности, стилистической целесообразности, выразительности речи как нормах литературного языка в орфоэпии, лексике, грамматике.

4. Фонетика. Классификация звуков в русском языке. Фонетические процессы в области гласных звуков: позиционные изменения. Фонетические процессы в области согласных звуков: комбинаторные изменения. Фонетика как раздел языкознания. Понятие о классификации звуков в русском языке. Определение гласных и согласных звуков. Понятие о позиционных процессах — качественной и количественной редукции - в области гласных звуков. Понятие о комбинаторных процессах - ассимиляции, диссимиляции, аккомодации - в области согласных звуков.

5. Этапы развития письма. Графика. Орфография. Понятие об орфограмме. Употребление строчных и прописных букв. Графические сокращения. Этапы развития письма: предметное, пиктография, идеография, фонография с делением на силлабическое (syllabe - слог) и консонантное письмо (konsonans -согласный звук), алфавиты (греческий, латиница, кириллица, современный русский алфавит. Графика как раздел фонетики. Понятие об основном слоговом законе русской графики. Отступление от основного слогового закона графики.Орфография. Понятие об орфограмме. Принципы русской орфографии - морфологический, фонетический, дифференцирующий, традиционный. Нормы употребления строчных и прописных букв, графических сокращений.

6. Морфемика. Морфема и аффикс. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Способы словообразования в русском языке. Детское словотворчество. Словообразование как раздел языкознания. Понятие о морфеме и аффиксе, их сходстве и отличии, типах аффиксов. Понятие о словообразовательных и словоизменительных аффиксах, способах словообразования в русском язуке, детском словотворчестве.

7. Слово как разновидность лексических единиц. Лексическое и грамматическое значение слова. Моносемия и полисемия. Типы многозначных слов. Толковые словари. Омонимы. Типы омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Пути возникновения омонимов. Словари омонимов. Лексика как раздел языкознания. Понятие о признаках слов, их лексическом и грамматическом значении, моносемии и полисемии, типах многозначных слов — метафоре, метонимии, синекдохе. Цель и задачи создания толковых словарей. Группы слов в русском языке, вступающих в системные отношения между собой. Понятие об омонимах и типах омонимов. Разграничение омонимии и полисемии по смысловым компонентам. Пути возникновения омонимов в результате совпадения по форме исконно русских и заимствованных слов, совпадения по форме заимствованных слов из разных языков и одного языка, расхождении значений многозначных слов. Цель и задачи создания словарей омонимов.

8. Синонимы. Типы синонимов. Синонимия и полисемия. Словари синонимов. Антонимы. Типы антонимов. Антонимия и полисемия. Словари антонимов. Паронимы. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Словари паронимов. Группы слов в русском языке, вступающих в системные отношения между собой. Понятие о синонимах и типах синонимов. 1Разграничение синонимии и полисемии по смысловым компонентам. Цель и задачи создания словарей синонимов. Понятие об антонимах и типах антонимов. Разграничение антонимии и полисемии по смысловым компонентам. Цель и задачи создания словарей антонимов. Понятие о паронимах и отношении их к омонимам, синонимам, антонимам. Цель и задачи создания словарей паронимов.

9. Формирование русской лексики. Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Фонетические, словообразовательные, морфологические черты заимствованных слов. Калькирование. Отношение к заимствованным словам. Понятие о формировании и становлении русской лексики. Понятие о лексике современного русского языка с точки зрения её происхождения. Понятие о временных этапах образования исконно русской лексики. Причины заимствования из славянских и неславянских языков. Фонетические, словообразовательные, морфологические черты заимствованных слов. Понятие о калькировании. Отношение к заимствованным словам в разные периоды развития русского литературного языка (точка зрения Петра I, М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.С.Пушкина, современных отечественных языковедов).

10. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы, их типы. Неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Понятие о процессах архаизации и обновления русской лексики, то есть её активном и пассивном словарном запасе. Характеристика устаревших слов и их группы - историзмы, архаизмы и их типы. Отличие историзмов от архаизмов. Причины возникновения в русской лексике неологизмов. Классификация (типы) неологизмов: лексические, семантические, индивидуально-авторские, окказиональные. Цель использования устаревших и новых слов в функциональных стилях русского языка.

11. Лексика общеупотребительная и ограниченной сферы употребления. Диалектизмы, их типы. Значение. диалектизмов в русском языке. Терминологическая и профессиональная лексика. Жаргонная и арготическая лексика. Понятие о двух группах лексики - общеупотребительной и ограниченной сферы употребления. Характеристика диалектизмов и их типов. Употребление диалектизмов в художественном стиле и их значение в русском языке. Характеристика терминологической и профессиональная, жаргонной и арготической лексики.

12. Стилистическое расслоение русской лексики. Функционально-стилевая закреплённость слов. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивной окраски и функционально-стилистической принадлежности: книжная, нейтральная, сниженная. Сходство и отличие эмоциональной и оценочной лексики (указать три группы эмоциональной лексики — слова с ярким значением, переносным значением, слова с суффиксами субъективной оценки). Экспрессивность как эмоциональность речи. Связь экспрессивности и эмоционально- оценочного значения в одном слове. Нормированное и ненормированное использование в речи стилистически окрашенной лексики.

13. Фразеологизм как разновидность лексических единиц. Синонимия, антонимия, омонимия, многозначность фразеологизмов. Стилистическое расслоение русской фразеологии. Словари русского языка. Фразеология как раздел языкознания. Основные типы фразеологических единиц русского языка. Понятие о синонимии, антонимии, омонимии, многозначности фразеологизмов. Стилистическое расслоение русской фразеологии: общеупотребительные р функционально закреплённые фразеологические единицы (разговорная, просторечная, научная, официально-деловая, экспрессивно окрашенная). Лексикография как раздел языкознания. Основные типы словарей: энциклопедические и филологические. Характеристика толковых, фразеологических, орфоэпических, орфографических, словообразовательных, иностранных и других словарей.

14. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Предмет морфологии. Понятие о частях речи. Грамматические значения, категории, формы. Понятие о предмете и задачах морфологии; выделение частей речи М.В.Ломоносовым и современными учёными. Понятие о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений; учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Понятие о грамматическом значении, выражающем отношение к действительности. Понятие о грамматической категории как совокупности однородных грамматических значений. Анализ трёх принципов выделения частей речи. Понятие о знаменательных, служебных и особых группах частей речи.

15. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Лексико-грамматические категории имён существительных: одушевлённость- неодушевлённость, род, число, падеж, склонение. Словообразование имён существительных. Литературная норма употребления имён существительных в устной и письменной речи. Определение лексико-грамматических разрядов имён существительных. Понятие о категориальном значении имён существительных, классификационных и словоизменительных грамматических категориях. Понятие о формальных и неформальных признаках категории одушевлённости-неодушевлённости, категории рода. Понятие о способах выражения категории числа имён существительных, особенности категории числа (singularia tantum - pluralia tantum). Понятие о категории падежей имён существительных и их значениях, определяемых смысловыми вопросами. Понятие о парадигме склонения имён существительных. Анализ нормированных падежных окончаний и их вариантов, которые формируются в разговорной речи. Понятие о морфологических и неморфологических способах словообразования имён существительных. Формирование литературной нормы употребления имён существительных в собственной речи и речи младших школьников.

16. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Краткие формы, степени сравнения и другие признаки качественных прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Литературная норма употребления имён прилагательных в устной и письменной речи. Понятие о грамматическом значении признака имён прилагательных. Анализ признаков лексико-грамматических разрядов имён прилагательных-. Понятие о восьми признаках качественных прилагательных. Анализ грамматических категорий кратких форм качественных прилагательных. Понятие о твёрдом, мягком, смешанном вариантах склонения имён прилагательных. Анализ особенностей склонения притяжательных имён прилагательных. Понятие о словообразование имён прилагательных: отымённых и отглагольных. Анализ словообразования сложных имён прилагательных, при которых по смысловому и синтаксическому взаимоотношению частей выделяют 2 типа: сочинительный и подчинительный. Понятие о литературной норме употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.

17. Имя числительное. Количественные числительные. Сочетание количественных числительных с существительными. Порядковые числительные. Литературная норма употребления имен числительных в устной и письменной речи. Историческая справка о выделении имени числительного в русском языке. Понятие о категориальном значении количественных и неопределённо-количественных имён числительных. Анализ морфологических и синтаксических особенностей количественных и неопределённо- количественных имён числительных. Понятие о категориальном значении дробных и собирательных имён числительных. Анализ морфологических и синтаксических особенностей дробных и собирательных имён числительных. Понятие о категориальном значении порядковых имён числительных. Анализ морфологических и синтаксических особенностей порядковых имён числительных. Анализ литературной нормы употребления имен числительных в устной и письменной речи: привести примеры употребления в падежных формах количественных, собирательных, порядковых имён числительных сложных, составных по структуре с использованием алгоритма изменения их в косвенных падежах; привести примеры правописания имён числительных.

18. Местоимение. Личные местоимения. Грамматические категории возвратных, притяжательных, указательных, вопросительно-относительных, определительных местоимений. Отрицательные и неопределённые местоимения. Литературная норма употребления местоимений в устной и письменной и речи. Понятие о категориальном значении местоимений. Анализ морфологических и синтаксических особенностей личных местоимений, их обобщённости и абстрактности, грамматических категорий (особенности в образовании форм ед. и мн. числа, падежных форм). Анализ грамматических категорий возвратных, притяжательных, указательных, вопросительно-относительных, определительных местоимений (привести примеры). Анализ грамматических категорий отрицательных и неопределённых местоимений (привести примеры). Анализ литературной нормы употребления местоимений в устной и письменной речи (привести примеры правописания отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами и без предлогов в косвенных падежах, неопределённых местоимений с частицами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-; правописание местоимений не ктo иной, как,..; никто другой, кроме.;.... и никто другой; …, а не кто иной в косвенных падежах).

 

19. Глагол. Инфинитив глагола. Основы глагола. Лексико-грамматические категории глагола: вид, переходность-непереходность, возвратность-невозвратность, классы, залоги, наклонение, время, лицо, спряжение. Безличные глаголы.Словообразование глаголов. Литературная норма употребления глаголов в устнойи письменной речи. Понятие о категориальном значении глагола. Анализ морфологических и синтаксических категорий глагола. Понятие о личных (спрягаемых) и неличных (неспрягаемых) формах глагола. Понятие об инфинитиве – начальной, исходной форме глагольной парадигмы. Анализоснов инфинитива и основ настоящего/будущего времени. Понятие о продуктивных и непродуктивных классах глаголов. Анализ соотношения основ продуктивных классов. Анализ бинарной категории вида глагола. Анализ переходных и непереходных, возвратных глаголов. Понятие о залогах глагола - активной и пассивной синтаксических конструкциях. Понятие о наклонении как грамматической категории, выражающей отношение действия к действительности с точки зрения его реальности и ирреальности (желательности, необходимости, возможности). Понятия о категории времени как грамматической категории, выражающей отношение действия к моменту речи. Понятие о категории лица как словоизменительной категории, выражающей отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акт. Анализ спряжения глаголов по характеру личных окончаний и распределению по классам. Понятие о безличных глаголах, обозначающих действие вне отношения к субъекту действия. Анализ безличных глаголов: собственно безличные и образованные от личных с помощью суффиксов -ся и –сь. Понятие о способах словообразования глаголов - морфологическом (от имен существительных – дел о – дел ать, прилагательных – бел ый - бел ить) и внутриглагольном (писать - с писать, спать – вы спать ся). Анализ литературной нормы употребления глаголов в устной и письменной речи.

 

20. Причастие. Образование причастий. Переход причастий в имена прилагательные. Литературная норма употребления причастий в устной и письменной речи. Понятие о причастии как особой неспрягаемой (атрибутивной) форме глагола (категориальное значение причастий). Анализ образования причастий по формальным, морфемным показателям: залоги, время, суффиксы, основы настоящего/будущею времени, инфинитива. Понятие о переходе причастий в имена прилагательные. Анализ алгоритма семантики при определении причастий и имен прилагательных (блестящие бусы – блестящие способности и другие примеры). Понятие о литературной норме употребления причастий в устной и письменной речи (грамматические особенности полных и кратких форм страдательных причастий, отличие причастий от имен прилагательных, правописание причастий: Н и НН, НЕ с причастиями).

 

21. Деепричастие. Образование деепричастий. Переход деепричастий в другие части речи. Литературная норма употребления деепричастий в устной и письменной речи. Понятие о деепричастии как особой неспрягаемой (обстоятельственной) форме глагола, совмещающей в себе признаки глагола и наречия. Анализ образования деепричастий по формальным, морфемным показателям: основы настоящего/будущего времени, инфинитива. Понятие о переходе деепричастий в имена прилагательные. Понятие о переходе деепричастий в другие части речи – наречие (сидели не дыша), производные предлоги (несмотря – не смотря; невзирая – не взирая и др.) Анализ алгоритма семантики при определении деепричастий и других частей речи (не смотря на друга – несмотря на усталость). Понятие о литературной норме употребления деепричастий в устной и письменной речи (соотнесенность действия, выраженного в глаголе-сказуемом и деепричастии, например, возможные нарушения в употреблении деепричастных оборотов: проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа: НЕ с деепричастиями).

 

 

22. Наречие. Группы и разряды наречий. Образование наречий. Переход наречий в другие части речи. Литературная норма употребления наречий в устной и письменной речи. Понятие о категориальном значении наречия. Анализ морфологических и синтаксических категорий наречия. Группы и разряды наречий по значению. Словообразование наречий: морфологические и неморфологические способы. Особенности образования и грамматических форм качественных наречий. Отличие качественных наречий в сравнительной степени синтетической формы от качественных имён прилагательных в сравнительной степени синтетической формы. Понятие о литературной норме употребления наречий в устной и письменной речи (отличие наречий от других частей речи; правописание наречий).

 

23. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от кратких форм имён прилагательных и наречий. Литературная норма употребления слов категории состояния в устной и письменной речи. Понятие о словах категории состояния как лексико-грамматических разрядах слов, обозначающих состояние окружающей среды, психическое и физическое состояние человека, модальную окраску и выражение оценки. Анализ морфологических и синтаксических категорий слов категории состояния. Анализ форм слов категории состояния. Понятие об отличии слов категории состояния от кратких форм имён прилагательных с окончанием О и качественных наречий с суффиксом О, а также отличие слов категории состояния в сравнительной степени синтетической формы от качественных имён прилагательных и качественных наречий в сравнительной степени синтетической формы. Анализ синтаксической функции слов категории состояния, кратких форм имён прилагательных и наречий.

 

24. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Междометия. Модальные слова. Понятие о служебных частях речи - предлогах, союзах и их основной роли между словами и предложениями. Анализ особенностей предлогов и союзов с точки зрения единиц речи. Понятие о классификации предлогов и союзов. Понятие об отличии предлогов от других частей речи. Понятие о служебной части речи - частице - и её основной роли между словами, словосочетаниями и предложениями. Анализ смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков частиц. Понятие о классификации частиц. Понятие о междометиях как речевых знаках, словах-сигналах, выражающих требования, желания, повеления. Понятие о классификации междометий. Понятие о модальных словах как лексико-грамматическом разряде слов, выражающих субъективную оценку высказыванию в целом или частично.

 

25. Задачи синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Понятие о словосочетании. Типы словосочетаний. Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании. Виды синтаксической связи в словосочетании. Литературная норма употребления словосочетаний в устной и письменной речи. Понятие о задачах синтаксиса, основных синтаксических единицах — синтаксических формах. Понятие о словосочетании. Анализ типов словосочетаний (простые и сложные, свободные и несвободные, предикативные и непредикативные, сочинительные и подчинительные). Понятие о способах выражения синтаксических отношений в словосочетании и их средств - формами слов, служебными словами, порядком слов, интонацией. Анализ видов подчинительных словосочетаний. Понятие о литературной норме употребления словосочетаний в устной и письменной речи.

26. Понятие о предложении. Типы предложений. Простое предложение. Двусоставные предложения. Односоставные предложения и их типы. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое - и способы их выражения. Понятие о грамматическом значении предикативности в предложении, их основной функции — выражении мыслей. Анализ типов предложений. Понятие о простом предложении — формах предикативности по цели установки и по эмоциональной окраске" Понятие о двусоставном - предложении, устройстве его предикативной основы. Понятие об односоставных предложениях, предикат которых представлен либо сказуемым, либо подлежащим (группа сказуемных и группа подлежащных), называющими действие, явление или предмет и выражающими их отношение к действительности. Анализ определённо-личных, обобщённо-личных, неопределённо-личных предложений, безличных, инфинитивных, номинативных предложений. Понятие о главных членах предложения - компонентах предикативной основы. Понятие о номинативных и инфинитивных подлежащих, способах их выражения. Понятие о сказуемом и способах его выражения. Анализ глагольных и именных сказуемых (лексическое и грамматическое значение простых глагольных сказуемых, составных именных, составных глагольных, смешанных, сложных). Понятие о согласовании сказуемого с подлежащим в виде формально выраженной грамматической связи между главными членами двусоставного предложения (сочетание в числе, роде или лице).

 

27. Второстепенные члены предложения - определение, приложение, дополнение, обстоятельство — и способы их выражения. Обособление второстепенных членов предложения. Понятие о второстепенных членах предложения на основе подчинительной связи компонентами с разными значениями. Понятие об определении, его типах, способах выражения. Анализ средства обособления - интонации. Понятие об обособлении определения как основе добавочного сообщения. Анализ основных правил обособления определений. Понятие о приложении, способах его выражения. Анализ основных правил обособления приложений. Понятие о дополнении, способах его выражения. Анализ основных правил обособления дополнений. Понятие об обстоятельстве, способах его выражения. Анализ основных правил обособления обстоятельств.

 

28. Сложное предложение. Сложносочиненное и бессоюзное сложное предложения. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного и бессоюзного сложного предложений. Понятие о сложном предложении как организации предложения на основе различных синтаксических форм, устанавливающих смысловые отношения между предикативными конструкциями. Понятие о сложносочиненном предложении, средствах его связи. Понятие о синтаксических отношениях между частями сложносочиненного предложения - соединительных, разделительных. Анализ соединительных и разделительных отношений в сложносочиненном предложении с использованием дидактического материала. Понятие о синтаксических отношениях между частями сложносочиненного предложения - противительных, сопоставительных, пояснительных, присоединительных. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Понятие о видах бессоюзных сложных предложений и отношениях между предикативными частями.

 

29. Сложноподчинённое предложение. Придаточные определительной и обстоятельственной групп. Многочленные сложноподчиненные предложения. Понятие о сложноподчинённом предложении, средствах его связи (отличие союзов от союзных слов). Понятие о придаточных определительной группы, средствах связи, смысловых вопросах. Анализ придаточных определительной группы в сложноподчинённом предложении. Понятие о придаточных обстоятельственной группы, средствах связи, смысловых вопросах. Анализ придаточных обстоятельственной группы в сложноподчинённом предложении. Понятие о многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным, параллельным однородным и неоднородным соподчинением.

30. Сложные синтаксические конструкции. Виды сложных синтаксических конструкций: сочинение и подчинение; сочинение и бессоюзная связь; подчинение и бессоюзная связь; сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Пунктуация. Основы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Литературная норма употребления знаков препинания. Понятие о сложных синтаксических конструкциях. Понятие о видах сложных синтаксических конструкций - сочинении и подчинении; сочинении и бессоюзной связи. Понятие о видах сложных синтаксических конструкций - подчинении и бессоюзной связи; сочинении, подчинении и бессоюзной связи. Анализ сложных синтаксических конструкций, их смысловых частей. Понятие о пунктуации - системе знаков препинания. Понятие о функциях знаков препинания как особой части общей графической системы языка, к числу основных целей которого относятся смысловая (или логическая), синтаксическая и интонационная. Анализ литературной нормы употребления знаков препинания.

ПРОГРАММА

итогового экзамена по русскому языку с методикой

преподавания специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

 

Рыбинск, 2011

 

Русский язык

1. Русский язык как система. Понятие о системе и структуре языка. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Славянские языки. Место русского языка среди славянских языков и других языков мира. Языковые семьи на территории России. Понятие о языке как знаковой системе. Анализ языкового знака. Понятие о естественных и искусственных знаках. Определение системы русского языка, его единиц; определение структуры языка в качестве связи между единицами языка. Определение признаков родственных, близкородственных языков и генеалогическая классификация их по степени родства с градацией на языковые семьи и языковые группы. Группы языков индоевропейской семьи и место русского языка как одного из самых многочисленных среди славянских и других языков мира. Языковые семьи на территории России. Понятие о языке как знаковой системе, анализ языкового знака, понятие об естественных и искусственных знаках в науке семиотике.

2. Язык и речь. Связь языка с другими науками. Мышление. Типы мышления. Виды речи. Внутренняя речь. Внешняя речь: аудирование, говорение, чтение, письмо. Речь устная и письменная. Монолог и диалог. Текст. Определение языка и речи. Связь языка с другими науками, понятие о мышлении, трёх его типах - образного, технического, абстрактного; связь мышления с языком - доязыковой и языковой этапы. Понятие о внутренней и внешней речи; виды внешней речи по способам кодирования - аудирование, говорение, чтение, письмо. Отличие устной речи от письменной по преимущественному использованию языковых средств. История возникновения устной и письменной речи. Сравнить устную и письменную речь по степени употребления, подготовленности, средствам звуковой выразительности, нормам, вариантности. Монолог как средство развития речи и логического мышления. Диалог как форма обсуждения на конференциях, диспутах, учебных занятиях в группах. Понятие о тексте и его коммуникативно-смысловых типах — повествовании, описании, рассуждении.

3. Возникновение и развитие речи у ребёнка. Периодизация речевого развития человека. Дошкольный и школьный возраст. Литературные нормы устной и письменной речи. Функциональные стили речи. Правильность, стилистическая целесообразность, выразительность речи. Возникновение речи у ребёнка как потребность общения с близкими людьми. Три периода в развитии речи у ребенка до семи лет. Понятие о периодизации речевого развития человека - младенческом, раннем, дошкольном и школьном возрасте. Понятие о литературной норме в устной и письменной речи как сформировавшейся коммуникативной системе, способной пропускать в литературное употребление всё лучшее, что есть в живой речи, и задерживать всё случайное и временное. Выделение в литературном языке функциональных разновидностей - стилей речи. Понятие о формах и жанрах функциональных стилей речи. Понятие о правильности, стилистической целесообразности, выразительности речи как нормах литературного языка в орфоэпии, лексике, грамматике.

4. Фонетика. Классификация звуков в русском языке. Фонетические процессы в области гласных звуков: позиционные изменения. Фонетические процессы в области согласных звуков: комбинаторные изменения. Фонетика как раздел языкознания. Понятие о классификации звуков в русском языке. Определение гласных и согласных звуков. Понятие о позиционных процессах — качественной и количественной редукции - в области гласных звуков. Понятие о комбинаторных процессах - ассимиляции, диссимиляции, аккомодации - в области согласных звуков.

5. Этапы развития письма. Графика. Орфография. Понятие об орфограмме. Употребление строчных и прописных букв. Графические сокращения. Этапы развития письма: предметное, пиктография, идеография, фонография с делением на силлабическое (syllabe - слог) и консонантное письмо (konsonans -согласный звук), алфавиты (греческий, латиница, кириллица, современный русский алфавит. Графика как раздел фонетики. Понятие об основном слоговом законе русской графики. Отступление от основного слогового закона графики.Орфография. Понятие об орфограмме. Принципы русской орфографии - морфологический, фонетический, дифференцирующий, традиционный. Нормы употребления строчных и прописных букв, графических сокращений.

6. Морфемика. Морфема и аффикс. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Способы словообразования в русском языке. Детское словотворчество. Словообразование как раздел языкознания. Понятие о морфеме и аффиксе, их сходстве и отличии, типах аффиксов. Понятие о словообразовательных и словоизменительных аффиксах, способах словообразования в русском язуке, детском словотворчестве.

7. Слово как разновидность лексических единиц. Лексическое и грамматическое значение слова. Моносемия и полисемия. Типы многозначных слов. Толковые словари. Омонимы. Типы омонимов. Разграничение омонимии и полисемии. Пути возникновения омонимов. Словари омонимов. Лексика как раздел языкознания. Понятие о признаках слов, их лексическом и грамматическом значении, моносемии и полисемии, типах многозначных слов — метафоре, метонимии, синекдохе. Цель и задачи создания толковых словарей. Группы слов в русском языке, вступающих в системные отношения между собой. Понятие об омонимах и типах омонимов. Разграничение омонимии и полисемии по смысловым компонентам. Пути возникновения омонимов в результате совпадения по форме исконно русских и заимствованных слов, совпадения по форме заимствованных слов из разных языков и одного языка, расхождении значений многозначных слов. Цель и задачи создания словарей омонимов.

8. Синонимы. Типы синонимов. Синонимия и полисемия. Словари синонимов. Антонимы. Типы антонимов. Антонимия и полисемия. Словари антонимов. Паронимы. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Словари паронимов. Группы слов в русском языке, вступающих в системные отношения между собой. Понятие о синонимах и типах синонимов. 1Разграничение синонимии и полисемии по смысловым компонентам. Цель и задачи создания словарей синонимов. Понятие об антонимах и типах антонимов. Разграничение антонимии и полисемии по смысловым компонентам. Цель и задачи создания словарей антонимов. Понятие о паронимах и отношении их к омонимам, синонимам, антонимам. Цель и задачи создания словарей паронимов.

9. Формирование русской лексики. Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Фонетические, словообразовательные, морфологические черты заимствованных слов. Калькирование. Отношение к заимствованным словам. Понятие о формировании и становлении русской лексики. Понятие о лексике современного русского языка с точки зрения её происхождения. Понятие о временных этапах образования исконно русской лексики. Причины заимствования из славянских и неславянских языков. Фонетические, словообразовательные, морфологические черты заимствованных слов. Понятие о калькировании. Отношение к заимствованным словам в разные периоды развития русского литературного языка (точка зрения Петра I, М.В.Ломоносова, В.И.Даля, А.С.Пушкина, современных отечественных языковедов).

10. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы, их типы. Неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Понятие о процессах архаизации и обновления русской лексики, то есть её активном и пассивном словарном запасе. Характеристика устаревших слов и их группы - историзмы, архаизмы и их типы. Отличие историзмов от архаизм







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.