Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сметный расчет производства и методы производственного анализа





 

Сметный расчет производства включает задание по производству конкретных видов изделий в натуральных единицах и по сумме на планируемый период – месяц, квартал, год. При этом расчеты делаются по заказам, по циклам технологического процесса. Главная цель сметного расчета определить потребности производства в сырьевых ресурсах, производственных мощностях и трудовых ресурсах. Общая потребность в этих ресурсах служит основой для расчета потребностей в финансовых ресурсах и должна быть увязана со сметами продаж, доходов и расходов.

Сметный расчет производства включает количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем производства и потребность в конкретном наименовании ресурсов, их соответствие стандартам, техническим условиям и т.п., возможность замены одних ресурсов на другие.

По сметным расчетам каждого вида изделий составляются сводные расчеты, где определяется общая потребность в ресурсах. Основой расчета служит нормативная база, которая включает не только нормативный расход материальных ресурсов на производство продукции, но и естественную убыль в процессе технологической обработки.

Расчет трудозатрат осуществляется в нормо-часах, в которых учитывается квалификация рабочего на каждой операции технического процесса. Одни операции могут выполняться работником 3 разряда, другие 6 разряда. При низкой квалификации работников может быть брак в работе, что требует оценки сложности работ и соответствующего уровня подготовки специалистов.

Потребность в конкретных видах работ определяется в машино-часах, станко-часах, учитывается каждая единица техники, число рабочих, обслуживающих 1 единицу, или число станков, обслуживаемых одним рабочим.



Сметный расчет производства учитывает остатки незавершенного производства (НЗП) и стадии технического процесса, которые уже прошли изделия. В зависимости от этапа НЗП рассчитывается потребность в сырье, материалах, трудозатратах, оборудовании для завершения процесса производства. Объемы производства готовой продукции определяются в соответствии с заключенными контрактами на реализацию и планируемыми запасами в натуральном и денежном выражении. Смета производства продукции определяется как разность между ожидаемым объемом продаж, включая запасы готовой продукции на конец периода, и запасами, ожидаемыми на начало периода.

Методы производственного анализа объединяют:

-традиционные методы, которые включают абсолютные, относительные и средние величины, группировки, сравнение, индексы, балансовую увязку, цепные подстановки и др.

-ЭММ, которые включают методы элементарной математики - дифференциалы и интегралы, варианты производственных функций, линейное программирование, динамическое программирование и др.

-эвристические методы (системный анализ, теория игр, теория массового обслуживания и др.).

Характерные особенности методики производственного анализа

заключаются в том, что в процессе расчетов могут широко использоваться системы планирования, учета, маркетинговых исследований и т.д. При этом все показатели изучаются во взаимосвязи и взаимозависимости, что составляет основу факторного анализа.

 

3.8 Анализ динамики и выполнения плана выпуска и реализации продукции на производственном предприятии

Исследование тенденций в развитии объемов производства продукции в целом по предприятию, его подразделениям, по видам продукции дает возможность оценить итоги работы за отчетный период, перспективность производства, установить причины (факторы) роста или снижения продукции. Особое внимание при этом уделяется ценовому фактору, как показателю инфляции. Специфика рыночных отношений в РФ определяет необходимость пересчета продукции за ряд лет (в динамике) в цены отчетного периода, что обеспечит доступность в понимании происходящих процессов.

Расчеты динамики выпущенной или реализованной продукции могут осуществляться по схеме, приведенной в таблице 3.1.

 

Таблица 3. 1 - Данные о выпуске продукции в динамике (тыс. руб.)

Го ды Выпуск продукции в действующих ценах Выпуск продукции в сопоставимых ценах Темп роста продукции в сопоставимых ценах тыс. руб. Абсолютный прирост продукции Темп инфляции, % Влияние цен
Базисные Ценные
100.0 100.0 - - 450, 69
86,1 86,1 -726 -726 167, 13
83.0 96.5 -884 -158 100, 0 -

 

Влияние цен = гр3 - гр2; 5210-1156=4054 тыс. руб.

Объемы производства в сопоставимых ценах год от года снижаются. Общие потери объемов продукции за три года составили 884 тыс. руб. Сравнение объема производства с предыдущими годами отражает волну колебаний: от резкого снижения на 13, 9 %, к медленному росту.

Инфляционные процессы обусловили рост цен, но от их роста предприятие выиграло. Если рассматривать первый год, то стоимость выпущенной продукции за счет роста цен возросла на 4054 тыс. руб. или в 3,5 раза. С каждым годом влияние цены на объем выпускаемой продукции снижается, что характеризует замедление темпов инфляции. Примером этого является 2 год, когда за счет роста цен выпуск продукции возрос на 1801 тыс. руб., что в процентном выражении составило 167, 13 %. Улучшение экономического положения страны, увеличение доли дорогостоящей продукции, расширение рынков сбыта способствуют увеличению стоимости выпущенной продукции. Однако необходимо установить неиспользованные резервы на каждом конкретном участке производства.

Для мобилизации резервов роста производства рекомендуется:

а) расширять ассортимент продукции, изучать спрос на новых и освоенных рынках;

б) своевременно обеспечивать производство всеми видами ресурсов: производственными, трудовыми, финансовыми и т. д.;

в) совершенствовать технику, технологии и организацию производства.

Оценка выполнения плана выпущенной или реализованной продукции может осуществляться по периодам времени (по месяцам, кварталам), видам деятельности, видам изделий и т.д. При этом оценка ее должна одновременно учитывать ритмичность и равномерность производства, от которых зависит своевременность выполнения договорных обязательств перед покупателями.

 

Оперативный анализ выполнения договорных обязательств

По отгрузке продукции

 

При оценке выполнения обязательств по поставкам продукции, очень важно учесть в договоре не только вопросы сроков поставки, объемов, ассортимента, качества, но и сроков оплаты и штрафных санкций за нарушение условий договора.

В практике работы предприятий очень часто возникают ситуации, когда от покупателя поступила полная или частичная оплата, а отгрузка задерживается по вине отделов сбыта, и наоборот, когда отгружают продукцию без оплаты.

Данные в таблице 3.2 показали, что на предприятии слабо поставлен контроль над отгрузками продукции. Несвоевременные отгрузки уже оплаченной продукции, а также отгрузка по неоплаченным счетам свидетельствуют о недостатках в организации работы службы сбыта, что привело к уплате штрафных санкций.

Таблица 3.2 - Сведения об отгрузке и оплате продукции на 15.09. 20___г.

Показатели Дата по договору Сумма по договору Фактически отгружено Отклонения от суммы договора % отгрузки к сумме договора Фактически оплачено или зачтено Штрафы (полу ченные +) (упла ченные -)
Отгружено всего: в т.ч. АО "Машзавод" 1) металл 2) ГСМ И т.д.   30.08 01.09           -         -450   -10 -100 -100       72,7   98,1 44,4 -               -90   -45 - -10  

 

 

Важным этапом анализа отгрузки продукции является оценка отгрузок по рынкам сбыта.

В результате распада СССР и разрыва хозяйственных связей, утеряны контакты с бывшими покупателями. В этой связи очень важно восстановить их в рамках СНГ, т. к. это наиболее выгодные пути поставок:

а) отсутствие таможенных пошлин и сборов или низкие их ставки;

б) относительно низкие транспортные расходы, т.к. существует единая сеть железных дорог и тарифы на перевозки ниже, чем в дальнем зарубежье.

 

Таблица 3.3 – Объём отгруженной продукции в оптовых ценах предприятия

 

Показатели     Базисный год Отчетный год Отчетный год в % к базисному
Сумма тыс. руб. удельный вес % Сумма тыс. руб. удельный вес %
I. Объём отгрузки – всего; 154.8
в том числе: - за пределы России 6.7 9.4
из них: в страны СНГ 1.9
- в пределах России 93.3 90.6 150.3
II. Выпуск продукции     96.5
Отгрузка в % к выпуску продукции   56.7   91.0  

 

Расчеты в таблице 3.3 показали, что объем отгрузки увеличился в отчетном году по сравнению с базисным годом на 54.8% % и составил 3937 тыс. руб. В отчетном году наблюдается расширение рынков сбыта, т.к. предприятие увеличило отгрузки своей продукции за пределы России более, чем в 2 раза. Если в базисном году зарубежные поставки составляли 6.7% в общей сумме продаж, то в отчетном 9.4%. При этом у предприятия возросло число покупателей на рынках дальнего зарубежья, что свидетельствует об активизации его на рынке и повышении качества и конкурентоспособности продукции. Однако, потери выгодных с точки зрения затрат рынков в странах СНГ, отражает потенциальные резервы увеличения реализации продукции. Но основная доля реализация продукции приходится на внутренний рынок - 99, 10 %.

Как отчетный, так и базисный годы характеризуются тем, что объем выпуска превышает объем отгрузки продукции. В базисном году выпуск превышал отгрузку продукции на 43,3%%, а в отчетном году на 9%.

Следовательно, предприятие активно мобилизует остатки готовой продукции в реализацию и этим повышает эффективность производства.

 









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.