Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах





1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени — от низших до высших.

2. В 1722 г. была разработана “Табель о рангах”, которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг — высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

 

- Особенности модернизации России в первой четверти XVIII веке. Последствия, итоги и цена петровских реформ для российского общества.

 

2. Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII века. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

 

Правление Екатерины II.

Внутренняя и внешняя политика России второй половины XVIII века.

Екатерина Алексеевна (1762 – 1796).

«Просвещенный абсолютизм» - политика абсолютизма, выражалась в «уничтожении с верху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы суда и образования и др.). Использовала популярность идей французского просвещения, представляя деятельность монархов как «союз философов и государей», объективно направлена на укрепление господства класса дворян, но в странах Западной Европы способствовала развитию капиталистических отношений.



- Развитие сельского хозяйства (Украина, Кубань, Крым).

- В промышленности зарождение рынка вольнонаемных рабочих.

- Специализация и развитие внутренней торговли (отмена внутренних пошлин с 1754 года).

- Структура экспорта: металл, пенька, лен, лес, кожи – хлеб.

- Выпуск в 1769 году бумажные деньги (впервые внешние займы). Структура расходов – традиционная.

- Крестьянская война 1773-1775 гг.

- 1764 год – секуляризация церковных земель (Петр III).

Реформы Екатерины II.

Губернская реформа. 50 губерний вместо 23. Во главе с губернатором - функции: объявление и проведение в жизнь законом и распоряжений центрального правительства, надзор за исполнением судопроизводства (подчинялись все местные суды и полиция). Казенная палата: расходы и доходы. Губернский прокурор. Губернский суд – две палаты (гражданская и уголовная), пересмотр решений уездных судов. Сословное судопроизводство.

Губерния состояла из 10-15 уездов. Исполнительный орган – низший земской суд во главе с капитан-исправником.

Централизованный контроль – над каждыми 2-3 губерниями назначался наместник или генерал-губернатор с неограниченными полномочиями.

Данная система просуществовала с некоторыми изменениями до 1917 года.

Реформа центральных органов. Основная цель – освобождение центральных учреждений от дел текущего управления. Сенат становится высшим судебным органом и теряет свое политическое значение. Однако возрастает роль генерал-прокурора Сената (А.А.Вяземский) функции минфина, юстиции и государственного казначея.

Учреждение Кабинета и статс-секретарей. Внуреннняя политика и промышленность. С 1769 года стал действовать Императорский совет (сановники получали важнейшие направления).

Сократилось число коллегий (иностранных дел, военная и адмиралтейская, синод).

Жалованная грамота дворянству 1785 г.

В Жалованной грамоте подтверждалось вольность дворянства (данные Петром III) от обязательной государственной службы, свобода от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний за какие либо преступления. Вместе с тем в Грамоте подтверждалась исключительная прерогатива дворянства во владении населенными имениями, т.е. землей и крестьянами (так называемой крещенной собственностью). Дворянина имели право судить только равные ему. Имения дворян не подлежали конфискации, даже если владелец, оказался преступником, - они передавались его наследникам. Жалованная грамота закрепляла за дворянами право заниматься торговлей, иметь в городах дома, строить промышленные заведения и т.д.

Губернская и городская реформа

Екатерины II

 

Причины проведения реформы:

- бесчисленные злоупотребления администрации;

- широко распространившееся недовольство населения.

 

В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд:

- дворяне высылали от каждого уезда по депутату;

- городские обыватели по одному от города;

- прочие сословия и звания по одному от своей провинции.

 

Результат - Законы:

- Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.);

- Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).

 

«Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи» от 7 ноября 1775г.

Þ Для заведования местным благоустройством законодательство Екатерины создало всесословный «Приказ общественного призрения».

Дворянство было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды:

- губернского и уездного предводителей дворянства,

- секретаря дворянства,

- десять заседателей верхнего земского суда,

- уездного судью и заседателей,

- земского исправника

- и заседателей нижнего земского суда.

Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах.

 

Þ В статьях Жалованной Грамоты городам впервые устанавливалось в русском городе всесословное «общество градское», которое должно было включать в себя всю совокупность постоянного населения города, и принадлежность к которому обуславливалась не сословным положением, а известным имущественным цензом.

«Общество градское» должно было избирать из своего состава всесословную думу, которой вверялось заведование городским хозяйством.

Общая дума избирала затем из своей среды так называемую шестигласную думу, на долю которой выпадала наиболее интенсивная деятельность по заведованию текущими городскими делами. В состав этого учреждения входили

- городской голова

- и шесть гласных, по одному от каждого из шести разрядов городского общества.

Ведению шестигласной думы подлежал тот же круг дел, что и для общей думы; разница состояла лишь в том, что последняя собиралась для рассмотрения более сложных и трудных вопросов, а первая учреждалась для повседневного отправления текущих дел.

По ст. 167 Городового Положения предметы ведомства думы распределены по восьми рубрикам:

1) прокормление и содержание городских жителей,

2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями,

3) сохранение в городе мира, тишины и согласия,

4) наблюдение порядка и благочиния,

5) обеспечение города привозом необходимых припасов,

6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов,

7) приращение городских доходов,

8) разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям.

 

Кроме указанных органов Положением 1785 г. устанавливается также еще так называемое «собрание градского общества», на котором могли присутствовать все члены градского общества, но право голоса, как и пассивное избирательное право, имели только горожане, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили не менее 50 рублей, т.е. в сущности лишь купцы первой и второй гильдии.

В компетенцию этого собрания входило:

- выборы городского головы,

- бургомистров (глава органов местного самоуправления) и ратманов (выборный член городского магистрата или ратуши),

- заседателей губернского магистрата,

- заседателей «совестного» суда (посословные суды, существовавшие до 1828г.),

- старост и депутатов;

Деятельность «собрание градского общества»:

- представление губернатору своих соображений «о пользах и нуждах общественных»;

- издание постановлений;

- подача ответов на предложения губернатора;

- исключение из городского общества гражданина, опороченного по суду или запятнавшего себя «всем известными пороками» и некоторые другие вопросы.

 

В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а затем - и в остальных городах Империи.

 

Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых «городовых старост».

 

Результаты реформ:

- законодательные акты Екатерины были направлены на -

1) децентрализацию власти (решение местных проблем на местах);

2) создание местного общественного управления с которым приходилось разделять свою власть чиновникам (государственной бюрократии);

- вместе с тем, вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот,

1) предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями;

2) в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.

Вывод:

Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального самоуправления (заложены основы).

 

 

Внешняя политика.

Традиционные направления русской внешней политики.

1. Восточное. Войны с Турцией.

- Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Пр. отказ России вывести войска из Польши. Заключение в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира (признание Турцией независимости Крымского ханства, свободный доступ в Черное море, присоединение Азова, Керчи и др., протекторат над Молдавией и Валахией).

- Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Пр. возвращение Турцией утраченных территорий. (А.Суворов, Ф.Ушаков). Заключение в 1791 году Ясского мира (подтверждение присоединения Крыма и Кубани, установление границы с Турцией по р.Днестр).

Основные итоги: завоевание Крыма, выход в Черное море, Балканский вопрос, южно-российская экономическая зона.

2. Западное. Швеция и Польша.

- Русско-шведская война 1788-1790 гг. Пр. попытки Швеции вернуть утраченные земли в Прибалтике и Финляндии. Заключение в 1790 году Верельского мира (разрушение англо-прусской коалиции против России, выход из нее Швеции).

Основные итоги: выход на Балтику, завоевание Прибалтийских и Финских земель.

- Первый раздел Польши в 1772 (Австрия, Пруссия, Россия).

- Второй раздел Польши в 1793 (Россия и Пруссия).

- Третий раздел Польши в 1795 (Пруссия. Австрия, Россия).

Основные итоги: юго-западные русские земли, выход на Европу.

 

 

- Особенности модернизации России в XVIII веке. Превращение дворянства из служилого сословия в привилегированный класс. Складывание основных принципов и традиций российской имперской политики.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.