Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Феодальные империи и религии





Тема 2. Формирование регионов и территориальный раздел мира

Генезис и формирование региональных цивилизаций. Развитие регионов от начала капитализма до наших дней. Империи и религии при раннем капитализме. Экспансия цивилизаций. Промышленный переворот и апогей евроцентризма. Борьба за мировое господство. Кульминация и конец империй.

Заселение земли

Останки первых существ, которых наука назвала «человеком» были найдены на севере Эфиопии в долине реки Арамис, а также в Танзании и Кении. Эти находки сопровождались первыми примитивными каменными орудиями, поэтому эти самые древние люди, чей возраст оценивается 2,5 млн. лет получили название Homo habilis (человек умелый). По мере роста популяций хабилисы стали распространятся по территории афро-евразийского блока материков. Стоянки самых древних людей – архантропов обнаруженные в Старом Свете относятся к 600 тыс. лет до нашей эры. Первоначально заселялись топические и субтропические зоны, но позже людские сообщества были вынуждены приспосабливаться к более суровым условиям жизни.

Резкие колебания климата (оледенения и межледниковые периоды) и изменения всей географической среды ускоряют эволюцию человека. Выживают и продолжают род не столько сильные и выносливые, сколько ловкие и изобретательные. Появляется современный биологический вид человека – Homo sapiens (человек разумный) – сначала в восточной половине Средиземноморья и Юго-Западной Азии, а затем распространяясь на всю сушу Старого Света.

Появление развитие современного биологического вида людей по мере его распространения происходят в очень различных природных условиях. Многие тысячелетия естественного отбора при большой изоляции друг от друга процессов заселения приводят к складыванию устойчивых генотипов людей, биологически адаптированных к среде обитания.

Так на земле формируются расы – исторически сложившиеся ареальные совокупности близких по происхождению популяций, обладающие единством наследственных морфологических и физиологических признаков входящих в них людей. Современная антропология различает четыре первоначальные «базовые» расы. Две из них сформировались в условиях тропического климата: негроиды, заселяющие Африку южнее Сахары и австралоиды, чьей зоной формирования считается Южная и Юго-Восточная Азия; две другие – в условиях умеренного климата: европиоиды (обладают большим разнообразием типов) и монголоиды, которые сформировались в степях Средней Азии и континентального Китая.

Развитие и совершенствование материальной культуры неоантропов привели к ускорению прироста населения в главных очагах формирования народов и рас, что привело к первому «демографическому взрыву», который стал «толчком» к массовым миграциям. Так, 35 – 8 тыс. лет назад возникло крупнейшее переселение народов, приведшее к заселению Земли человеком.

Ранние цивилизации

Первой крупнейшей революцией в образе жизни людей стала аграрная революция: от охоты на животных и собирания плодов человек перешел к их выращиванию, к производству материальных благ. Первым одомашненным животным была собака, сопровождавшая кочевья людей в Средней Азии. Первые выращенные человеком культуры (пшеница, ячмень, чечевица, финиковая пальма) появились около 18 тысяч лет назад в долине Нила. Современная наука выделяет 9 главных очагов окультуривания растений и животных, сформировавшихся в основном в X тысячелетии до нашей эры.

Важнейшим следствием перехода к земледелию была оседлость. При этом население стало концентрироваться в долинах и поймах рек с плодородными почвами, с возможностями орошения и речного транспорта. Независимость развития каждого из очагов приводит к тому, что обостряется неравномерность развития культур.

Неолитическая аграрная революция привела к разложению родового строя, появлению собственности на землю, рабовладения. Военные вожди (а затем и монархи) были крупнейшими земле- и рабовладельцами. Рядом с их дворцами поселялась знать и возникали культовые центры (с храмами нескольким богам), здесь же поселялись воины, чуть дальше – ремесленники, торговцы, а вокруг – свободные крестьяне. Так возникали города-государства, положившие начало древнейшим цивилизациям земли.

Первыми в IV тысячелетии до нашей эры появились города-царства в Египте и Месопотамии (Шумер). В III – возникли эгейско-эллинская цивилизация и города-государства Хараппа и Мохеджо-Даро (долина Инда), во II тысячелетии – царство Инь в долине Хуанхе. Из африканских очагов земледелия уровня цивилизации достигли лишь культуры Западной Африки – в излучине Нила – во второй половине I тысячелетия н.э. Этот очаг был отрезан от Нила и Средиземноморья Сахарой, поэтому развитие нигерской цивилизации ускорилось лишь после того, как она была открыта арабами в VII – VIII вв. Культуры очагов земледелия в Новом Свете развивались в условиях большой изоляции. Первые раннеклассовые государства в Мезоамерике и Перу сформировались в первой половине I тысячелетия нашей эры и достигли расцвета в VIII – XI вв.

Рабовладельческие империи

Развитие древних цивилизаций происходило не только во времени, но и в пространстве. Для защиты от набегов кочевых народов стали образовываться союзы городов, а затем более сильные централизованные государства, которые позже переросли в рабовладельческие империи. Рабовладельческие империи покончили с замкнутостью и изоляцией, между ними разворачивалась торговля (в этот период появились «Великий шелковый путь», «Янтарный путь», путь «Из варяг в греки»), но каждая империя была эгоцентрична (в центре расположена метрополия – округ нее все остальные части империи и места, куда входили воины и сборщики налогов, на окраине – неведомые земли, сведения о которых доставлялись торговцами).

Из всех древних региональных цивилизаций наибольший вклад в мировую цивилизацию внесли греческая и римская. Их языки, литература, искусство и архитектура, философия и точные науки, торгово-банковское дело и военное искусство до сих пор продолжают изучаться и использоваться во всем мире. Они сыграли мощную регионообразующую роль в Европе, причем каждая из них заложила основы собственного субрегиона (особенно это проявилось при распаде Римской империи).

Развитие регионов от начала капитализма до наших дней

Тема 2. Формирование регионов и территориальный раздел мира

Генезис и формирование региональных цивилизаций. Развитие регионов от начала капитализма до наших дней. Империи и религии при раннем капитализме. Экспансия цивилизаций. Промышленный переворот и апогей евроцентризма. Борьба за мировое господство. Кульминация и конец империй.

Заселение земли

Останки первых существ, которых наука назвала «человеком» были найдены на севере Эфиопии в долине реки Арамис, а также в Танзании и Кении. Эти находки сопровождались первыми примитивными каменными орудиями, поэтому эти самые древние люди, чей возраст оценивается 2,5 млн. лет получили название Homo habilis (человек умелый). По мере роста популяций хабилисы стали распространятся по территории афро-евразийского блока материков. Стоянки самых древних людей – архантропов обнаруженные в Старом Свете относятся к 600 тыс. лет до нашей эры. Первоначально заселялись топические и субтропические зоны, но позже людские сообщества были вынуждены приспосабливаться к более суровым условиям жизни.

Резкие колебания климата (оледенения и межледниковые периоды) и изменения всей географической среды ускоряют эволюцию человека. Выживают и продолжают род не столько сильные и выносливые, сколько ловкие и изобретательные. Появляется современный биологический вид человека – Homo sapiens (человек разумный) – сначала в восточной половине Средиземноморья и Юго-Западной Азии, а затем распространяясь на всю сушу Старого Света.

Появление развитие современного биологического вида людей по мере его распространения происходят в очень различных природных условиях. Многие тысячелетия естественного отбора при большой изоляции друг от друга процессов заселения приводят к складыванию устойчивых генотипов людей, биологически адаптированных к среде обитания.

Так на земле формируются расы – исторически сложившиеся ареальные совокупности близких по происхождению популяций, обладающие единством наследственных морфологических и физиологических признаков входящих в них людей. Современная антропология различает четыре первоначальные «базовые» расы. Две из них сформировались в условиях тропического климата: негроиды, заселяющие Африку южнее Сахары и австралоиды, чьей зоной формирования считается Южная и Юго-Восточная Азия; две другие – в условиях умеренного климата: европиоиды (обладают большим разнообразием типов) и монголоиды, которые сформировались в степях Средней Азии и континентального Китая.

Развитие и совершенствование материальной культуры неоантропов привели к ускорению прироста населения в главных очагах формирования народов и рас, что привело к первому «демографическому взрыву», который стал «толчком» к массовым миграциям. Так, 35 – 8 тыс. лет назад возникло крупнейшее переселение народов, приведшее к заселению Земли человеком.

Ранние цивилизации

Первой крупнейшей революцией в образе жизни людей стала аграрная революция: от охоты на животных и собирания плодов человек перешел к их выращиванию, к производству материальных благ. Первым одомашненным животным была собака, сопровождавшая кочевья людей в Средней Азии. Первые выращенные человеком культуры (пшеница, ячмень, чечевица, финиковая пальма) появились около 18 тысяч лет назад в долине Нила. Современная наука выделяет 9 главных очагов окультуривания растений и животных, сформировавшихся в основном в X тысячелетии до нашей эры.

Важнейшим следствием перехода к земледелию была оседлость. При этом население стало концентрироваться в долинах и поймах рек с плодородными почвами, с возможностями орошения и речного транспорта. Независимость развития каждого из очагов приводит к тому, что обостряется неравномерность развития культур.

Неолитическая аграрная революция привела к разложению родового строя, появлению собственности на землю, рабовладения. Военные вожди (а затем и монархи) были крупнейшими земле- и рабовладельцами. Рядом с их дворцами поселялась знать и возникали культовые центры (с храмами нескольким богам), здесь же поселялись воины, чуть дальше – ремесленники, торговцы, а вокруг – свободные крестьяне. Так возникали города-государства, положившие начало древнейшим цивилизациям земли.

Первыми в IV тысячелетии до нашей эры появились города-царства в Египте и Месопотамии (Шумер). В III – возникли эгейско-эллинская цивилизация и города-государства Хараппа и Мохеджо-Даро (долина Инда), во II тысячелетии – царство Инь в долине Хуанхе. Из африканских очагов земледелия уровня цивилизации достигли лишь культуры Западной Африки – в излучине Нила – во второй половине I тысячелетия н.э. Этот очаг был отрезан от Нила и Средиземноморья Сахарой, поэтому развитие нигерской цивилизации ускорилось лишь после того, как она была открыта арабами в VII – VIII вв. Культуры очагов земледелия в Новом Свете развивались в условиях большой изоляции. Первые раннеклассовые государства в Мезоамерике и Перу сформировались в первой половине I тысячелетия нашей эры и достигли расцвета в VIII – XI вв.

Рабовладельческие империи

Развитие древних цивилизаций происходило не только во времени, но и в пространстве. Для защиты от набегов кочевых народов стали образовываться союзы городов, а затем более сильные централизованные государства, которые позже переросли в рабовладельческие империи. Рабовладельческие империи покончили с замкнутостью и изоляцией, между ними разворачивалась торговля (в этот период появились «Великий шелковый путь», «Янтарный путь», путь «Из варяг в греки»), но каждая империя была эгоцентрична (в центре расположена метрополия – округ нее все остальные части империи и места, куда входили воины и сборщики налогов, на окраине – неведомые земли, сведения о которых доставлялись торговцами).

Из всех древних региональных цивилизаций наибольший вклад в мировую цивилизацию внесли греческая и римская. Их языки, литература, искусство и архитектура, философия и точные науки, торгово-банковское дело и военное искусство до сих пор продолжают изучаться и использоваться во всем мире. Они сыграли мощную регионообразующую роль в Европе, причем каждая из них заложила основы собственного субрегиона (особенно это проявилось при распаде Римской империи).

Феодальные империи и религии

Формирование региональных цивилизаций и макрорегионов мира продолжалось и при феодализме. В регионах Старого Света начало эпохи феодализма было вызвано последним великим переселением народов (вторжение варваров в пределы древних империй ускорило их распад), американские цивилизации и цивилизации в Западной Африке не успели дойти до собственного феодализма (вторжение испанцев и арабов).

Религии при феодализме достигли своего наибольшего влияния, причем стали распространяться те религии, чьи боги были не только небесными, но и имели реальных представителей – мессий и пророков. Так в разных регионах появились мессианские мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Влияние этих религий простиралось не только на феодальные империи, провозгласившие их государственными, но и далеко за их пределы, внося большой вклад в формирование регионов и межрегиональные взаимопроникновения духовных культур.

Чем дальше уходило человечество от первых очагов земледелия, тем более неравномерным становилось развитие регионов, больше своеобразных черт появлялось в них.

Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

Раннее Средневековье — V в. начало XI в.

Классическое Средневековье — XI — XV в.

Позднее Средневековье — XV в. – середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю.

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви,Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

Важной характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья были Азия и Европа.

Наибольшего размаха влияние феодальных империй получило при формировании макрорегиона Среднего Востока и Северной Африки. Особое место в этом процессе заняла арабо-мусульманская цивилизация, очаг которой сложился на Аравийском полуострове. Арабы обрели свою письменность, значительная часть их исповедовала иудаизм. Аравия ни разу не была покорена завоевателями, стала посредником в торговле между странами Старого Света с Индией и Китаем, т.е имела контакты со всеми пятью главными цивилизациями мира. Это сделало ее «копилкой» и «транспортером» многих важных знаний, навыков и изобретений.

В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры.

В начале VII века в Арабской империи формируется новая религия – ислам (связанная с появлением пророка Магомета), который призвал к братству любые народы, независимо от расы, касты, состояния. Вся религиозная власть ислама и вся светская власть императора объединилась в одном лице – халифе – представители аллаха и пророка на Земле. Максимально эффективное сложение сил империи и религии, накопленное высокое развитие наук и ремесел, создание крупных центров производства – все это обеспечило быструю экспансию Арабского халифата, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. К 732 году его владения охватывали почти весь Пиренейский полуостров, всю Северную Африку и Средний Восток, Закавказье, Среднюю Азию и долину Инда. Арабский язык Корана стал языком религии, науки и межнационального общения.

Арабская культура распространилась далеко за пределы халифата. Следствием этого стало появление сначала небольшого княжества турок-османов на северо-западе Анатолии, а затем Османской империи, которая почти три века завоевывала северные территории: сначала Балканы, Грецию, Болгарию, а затем Константинополь, превратив его в Истамбул – столицу империи. Турецкое иго послужило и распаду арабского халифата, но эта война мусульман против мусульман стала началом деградации культур арабских стран. Турецкая экспансия была повергнута благодаря Российской империи. В Европе, несмотря на все бедствия, которые принесло турецкое нашествие, произошло преодоление феодальной раздробленности, благодаря организации сопротивления объединенными силами большинства стран.

Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабский «ноль», добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI-конец XIII вв.).

В Европе Средневековье — это период становления новой формы Западной цивилизации — европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречии и нашествия так называемых «варваров»
в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности Европейской цивилизации — Восточная и Западная. Формирование Европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.

Культурной базой европейской цивилизации является античность.Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви—папа Римский и глава Византийской церкви — Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, Патриарх Константинопольский нее принял титул Вселенского партриарха православной, то есть истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 года.

В Восточной Европе центральной империей была Византия, в которой авторитет императора стоял настолько высоко, что значительное время он возглавлял и православную церковь. Православие распространялось на родных языках народов, которые получили еще и письменность.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV веке. Но она заложила основы Восточно-Европейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Становление Западно-Европейской католической цивилизации связано с Великим переселением народов — вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н.э. селились на территории римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав Римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве.

Таким образом к началу великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни — городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII-Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768-814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т.д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т.д.).

С созданием сильных государственных образований начинает возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры — возникают первые университеты.

Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей Европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации — католическая и православная церковь — в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления Европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации — приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации — католическую и православные церкви.

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западно-европейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 году саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

Основная религия – католицизм (обособившийся из христианства «религии рабов») организовался по военно-монархическому принципу: церковь беспощадно преследовала любое инакомыслие, взяла в свои руки всю систему образования, сделала латынь языком межнационального общения, поддерживала непререкаемый догматизм и дисциплину.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшегообразования — университеты.

Своеобразно протекал процесс регионообразования при феодализме в Южной Азии. В отличие от европейского пути развития классов, здесь возник «азиатский способ развития производства»: деление общества на строго отгороженные друг от друга наследственные касты – от высших (брахманов) до низших (хариджанов – «неприкасаемых»), которые были полурабами-полукрепостными, выполнявшими все тяжелые и грязные работы. Переход к феодализму, который во всем мире совпал с кризисом государств и религий, в Индостане «пришелся» на эпоху Возрождения. Это был «золотой» век расцвета ремесел, наук и искусств, торговли с Римом и Византией, в это время происходит становление индуизма, в том его виде, в котором он дошел до настоящего времени. После вторжения арабского халифата началась долгая эпоха исламских завоеваний – это были годы расцвета индомусульманского феодального абсолютизма. Империя Великих Моголов была самым крупным объединением народов субконтинента за всю его историю. Именно она в наибольшей степени сформировала очень разнообразную, разноязычную и многоконфессиональную южноазиатскую цивилизацию, пока была не разрушена европейским вторжением.

В Восточной Азии в эпоху феодализма продолжалось развитие той же цивилизации, очаг которой возник во II тысячелетии до нашей эры. Ни одному из вторжений не удалось ни уничтожить китайский народ, ни свергнуть его с традиционных мест обитания, ни навязать ему совершенно другую цивилизацию, язык, религию. Со своей стороны китайские империи не проявляли крупных завоевательных акций. Образ жизни, сложившийся на Великой Китайской равнине, накрепко привязал человека к плодородной земле. Период феодальной раздробленности наступил в Китае после распада рабовладельческой империи династии Хань (220 г. н.э.). Религии в Китае никогда не имели решающего значения (даосизм и конфуцианство, позже буддизм). Время правления династии Тан было периодом расцвета китайского абсолютизма, периодом полностью независимого развития, временем расцвета ремесел, наук, торговли, искусств, поэзии. После свержения династии Тан страной около 700 лет правили чужеземные захватчики (до 1911 года – маньчжурская династия Цин).

В Юго-Восточной Азии ни в эпоху рабовладения, ни в феодальное время не возникло крупных империй, которые распространили бы свою унифицированную власть и влияние на составные части региона.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.