Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О городской общей думе и городской шестигласной думе





156. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу.

157. Городскую общую думу составляют городской глава и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских. Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском.

164. Общая городская дума избирает шестигласную думу из своих гласных….

167. Городской думе предлежат попечения: 1) доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию, 2) сохранять город от ссор и тяжб с окрестными городами или селениями, 3) сохранять между жителями города мир, тишину и доброе согласие, 4) возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя однако ж относящееся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным, 5) посредством наблюдения доброй веры и всякимя позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может, 6) наблюдать за прочностию публичных городских зданий, стараться о построении всего потребнаго, о заведении площадей, для стечения народа по торгу, пристаней, анбаров, магазейнов, и тому подобнаго, что может быть для города потребно, выгодно и полезно, 7) стараться о приращении городских доходов на пользу города и для разпространения заведений по приказу общественнаго призрения, 8) разрешать сомнения и недоумения по ремеслам и гильдиям, в силу сделанных о том положениях. ...

Печатается по: Российское законодательство Х - ХХ веков. М., 1987. Т.5.

Методические рекомендации к семинарскому занятию

План:

1. Время дворцовых переворотов: причины, особенности и последствия. Реформы госаппарата наследниками Петра. Елизавета Петровна, главные направления ее внутренней и внешней политики.



2. «Просвещенный абсолютизм» и государственные реформы Екатерины II. Их характер и направленность. «Уложенная комиссия».

3. Основные направления общественно-политической мысли России XVIII века.

Обязательная литература:

1. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х ч. Ч.I. Под ред. Данилова А.А. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 198-223, 235-240.

2. Орлов А.С. и др. Указ. соч. – С. 221-271.

3. История России с начала XVIII века до конца XIX века. Отв. ред. А. Сахаров. – М.: Изд-во АСТ, 2006. Гл. 6, 14, 16. – С. 235-243.

 

Дополнительная литература:

1. Волкова И.В., Курукин И. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. //Вопросы истории. – 2001. – № 5,6. – С. 17-31, 29-44.

2. Каменский А. Сословная политика Екатерины II. //Вопросы истории. – 2000. – № 3. С. 29-46.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. – М.: Мысль, 2007. – C. 4-38, 289-308.

4. Дворцовые перевороты в России 1725-1825. /Сост., вступ. ст., коммент. М.А. Бойцова. – Р.-н.-Д.: Феникс, 2002. – 640с.

5. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. – М.: Вече , 2007. – С. 249-294, 431-432.

 

Методические рекомендации.

При подготовке первого вопроса важно сосредоточить внимание на анализе причин, а затем и хронологических рамок «эпохи дворцовых переворотов».

· Почему этот период получил такое название?

· Что означает термин “переворот” в истории. В чем его отличие от “революции”?

· Каковы общие особенности и отличительные черты этого периода?

· Какими силами и в чьих интересах совершались перевороты?

· Кратко охарактеризуйте деятельность шести монархов этого времени от Екатерины I до воцарения Екатерины II.

· Продолжалась ли политика преобразований Петра I при его приемниках?

Особое внимание следует уделить почти 20 летнему правлению Елизаветы Петровны. Выделите основные реформы Елизаветы. Проанализируйте их и покажите сочетание в личности и деятельности “дочери Петра” европейских и чисто русских черт.

Сделайте вывод по вопросу. Какое влияние на дальнейшее развитие России оказал этот период?

При подготовке второго вопросараскройте смысл понятия «просвещенный абсолютизм» как особой формы самодержавной власти, идеи “Союза философов и монархов”, теорий естественного равенства людей и общественного договора, выдвинутых идеологами Просвещения. Подчеркните, что идеи просветителей были взяты на вооружение монархами ряда европейских стран и России, которые использовали их для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения.

Продумайте ответы на вопросы:

· В чем состояла политика “просвещенного абсолютизма”, проводимая Екатериной II?

· О чем говорит история создания и прекращения деятельности Уложенной комиссии. Почему после Великой французской революции наметился курс на усиление реакции, что означал конец периода просвещенного абсолютизма?

· Охарактеризуйте направленность екатерининских реформ в области внутренней и внешней политики. При этом сравните ее с политикой предшествующих правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I. Особо выделите и дайте оценку губернской реформе 1775г. и реформе в области образования.

· Время Екатерины II называют золотым веком дворянства. Какие для этого есть основания? Как регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий в изданных одновременно в 1785г. Жалованных грамотах дворянству и городам?

· Изучите “Жалованную грамоту городам”. Как в ней определялись права и обязанности городского населения, система управления в городах? Кто имел право называться “мещанами или настоящим городским обывателями”, на какие разряды делилось городское население, каковы функции органа самоуправления – городской думы. Покажите, что эта грамота ставила все категории городского населения под контроль государства.

· Какие изменения произошли в положении других сословий? Почему месячина, отходничество, дворянские мануфактуры, свободное заведение промышленных предприятий являли собой явные симптомы разложения крепостничества?

В выводах по вопросу дайте оценку личности и деятельности Екатерины Великой и ее роли в истории России. Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Емельяном Пугачевым.

При подготовке третьего вопроса надо сосредоточить внимание на характеристике основных направлений общественно-политической мысли в России в XVIII в. Подчеркните, что в первой четверти XVIIIв. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Как эти проблемы выразили представители “Ученой дружины” Петра I – Феофан Прокопович, И. Пашков и В. Татищев? Как развивалась общественно-политическая мысль в России в середине XVIII в., почему в ее центре оказался крестьянский вопрос, определите значение М.В. Ломоносова, А. Сумарокова, В. Тредиаковского, Д.Фонвизина для развития общественной мысли в России. Особое внимание следует уделить анализу взглядов деятелей русского Просвещения Новикова Н.И. и А. Радищева. Покажите, как в своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищев в духе теории естественного права говорит о неразумности и несправедливости крепостного права, его экономической неэффективности и опасности для общества и потому указывает на революционный путь борьбы с ним.

Какие вопросы ставит общественно-политическая мысль второй половины XVIII века? Дайте характеристику основным тенденциям, обозначившимся в общественной мысли этого времени, процессам развития и упрочения в России демократических, либеральных и просветительских идей.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Используя текст «Наказа Екатерины объясните сущность политики «просвещенного абсолютизма».

2. Прочтите отрывок из документа XVIII в. и укажите имя монарха, издавшего этот документ (ответ аргументируйте):

«Не только империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и нерушимо … Да не судится благородный, окромя своими равными… Телесное наказание да не коснется до благородного… Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…».

3. Используя текст первоисточника “Жалованная грамота городам” выпишите основные социальные группы городского населения, их права и обязанности.

3.

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Екатерина II и Петр III: особенности взаимоотношений и их последствия.

2. Екатерина II: реформа образования, становление женского образования.

3. Внешняя политика Екатерины II: достижение и потери.

4. Император Павел Петрович: противоречивость оценок.

5. Екатерина II и Екатерина Дашкова: соратницы или соперницы.

6. Россия и Запад в XVIII в.: проблемы взаимоотношений.

7. Страсти вокруг трона: фаворитизм в России XVIII века.

8. М.В. Ломоносов и русская наука.

9. Общественная мысль в России XVIII в. о состоянии и перспективах развития общества.

10. Первые российские просветители: Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.