Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место учета затрат в учетной системе организации.





Место учета затрат в учетной системе организации.

 

В б/у принцип соотношения доходов и расходов, который означает, что доходы организации соотносятся с затратами на их получение, называемые расходами.

Данный принцип реализуется на практике следующим образом: затраты накапливаются на соответствующих счетах и не списываются на счета организации до тех пор пока продукция, работа или услуги не признана реализуемыми. При наступлении этого момента, т.е. момент реализации организация признает свои доходы и сведение с ними расходы. Учет и управление затратами является сложным процессом от правильности поставки, которого зависит вся деятельность организации и решение основной ее цели – получение прибыли.

Основными задачами учета затрат являются:

1. информационное обеспечение информации предприятий для принятия управленческих решений,

2. наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат, сопоставление их нормативами с целью выявления отклонений и формирование экономических стратегий на будущее,

3. исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета фактической прибыли,

4. выявление и оценка экономических результатов в производственной деятельности структурных подразделений,

5. систематизация информации для принятия долгосрочных решений (окупаемых проектов,...)

 

НЗО, регулирующая учет затрат:

1. ПБУ 10/99 «Расход организации»,

2. План счетов и инструкция по его применению,

3. НК РФ гл. 25.

 

Факторы, влияющие на организацию учета затрат.

Согласно ПБУ 10/99 расходы организации делятся на:

- расходы по обычным видам деятельности по Д90,

- операционные расходы Д91,

- внереализационные расходы Д91,

- чрезвычайные расходы Д99.

 

1) отраслевой фактор – технологический – это технология изготовления продукции. Все отрасли промышленности можно разделить на 2 группа:

1. отрасли, где происходит последовательная обработка исходного рынка (пищевая промышленность),

2. отрасли, где происходит коллективная сборка (машиностроение, приборостроение, швейная отрасли)

2) организационный фактор,

3) организационная структура управления, а также территориальное расположение предприятий,

4) учетная политика предприятия – это совокупность приемов и способов, применяемых в конкретной организации на данном предприятии.

 

Классификация затрат.

 

1. по экономическим элементам:

1.1. материальные затраты,

1.2. затраты на ОТ,

1.3. отчисления на социальные нужды,

1.4. Ам,

1.5. прочие.

 

2. по статьям калькулирования (примерный перечень статей):

2.1. сырье и материалы,

2.2. возвратные отходы (-),

2.3. покупные полуфабрикаты, изделии и услуги производственного характера,

2.4. Ам (ОС тех, которые используются в технологическом процессе и тех использование которых можно соотнести с производством той или иной продукции),

2.5. топливо и энергия на технологические цели,

2.6. заработная плата основного производственного персонала,

2.7. отчисления на социальные нужды,

2.8. расходы на подготовку и освоения производства (списание расходов будущего периода на массовое производство),

2.9. ОПР,

2.10. ОХР,

2.11. потери от брака и/или простоев,

2.12. прочие производственные расходы (на охрану, страхование имущества),

2.13. коммерческие расходы.

 

3. по экономической роли в процессе производства:

3.1. основные затраты – это затраты, которые обусловлены технологией производства,

3.2. накладные затраты – это затраты, которые связаны с обслуживанием процесса производчтва и управления ими.

 

4. по способу включения в себестоимость:

4.1. прямые затраты, т.е. затраты которые можно соотнести с конкретным видом продукции,

4.2. косвенные затраты – эти затраты подлежат распространению между видами продукции.

 

5. по периодичности возникновения:

5.1. текущие затраты (з/п, материалы),

5.2. единовременные затраты (ОС).

 

6. по местам возникновения. Данные принцип заключен Планом Счетов. В Плане Счетов заложена классификация затрат по местам возникновения. Это прослеживается в системе счетов, на которых учитываются затраты: 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 43, 44, 46.

 

7. С точки зрения управленческого учета, затраты так же рассматриваются по стадиям кругооборота капитала: СНАБЖЕНИЕ – ПРОИЗВОДСТВА – РЕАЛИЗАЦИЯ.

 

Алгоритм учета затрат.

 

Учет затрат осуществляется в 2 этапа:

1. в течении месяца на основании ПД происходит регистрация свершившихся фактов хоз. деятельности. Например, 20

ПД ПД 23

10 25

приход материалы расход 26

обработка обработка 91

 

передача

 

Учет затрат

В б/у затраты фиксируются по местам из возникновения. Этот принцип заложен Планом Счетов. Для этого в рабочем Плане Счетов следует указать значимость структурного подразделения в системе управления предприятий.

                   
   
Цех 1
 
Цех 2 20
 
Цех 3 20
 
Склад сырья 10
       
Склад ГП
 


снабжение п/ф 1 п/ф 2 реализация

                       
   
   
 
 
   
Котельная  
 
РМЦ  
 
Гараж  

 

 


обслуживание

тех. процесса

 

 
 
Заводоуправление  


управление всем

предприятием

 

Субсчета к счетам учета затрат формируются не только по номерам цехов, но и по видам продукции, видам выполнения заказов и т.д. – Это технология.

В рабочем плане счетов необходимо разрабатывать систему субсчетов, которая так же обеспечивает принцип отражения затрат по местам возникновения. Например, для цеха № 1 – 20/1, для цеха № 2 – 20/2.

Для 23 счета разбивка счетам не принципиальна (для данной схемы).

На 25 счете отражаются управленческие расходы конкретного подразделения. Затраты так же можно выделить для управления вспомогательными производствами. Для целей контроля за ними – это необходимо.

Д 20 Д 23 Д 25 Д 26
К 10 К 10 К 10 К 10
К 70 К 70 К 70 К 70
К 69 К 69 К 71 К 71
К 02 К 02 К 97 К 68
К 05,04 К 05,04 К 69 К 97
К 16 К 16 К 02 К 69
К 60,76 К 60,76 К 05,04 К 02
    К 16 К 05,04
    К 60,76 К 16
      К 60,76

Так же в течении месяца выявляется брак в производстве:

Д 28

К 20, 23, 08

 

2. Затраты распределяются по объектам учета затрат (Д 20), а внутри их по объектам калькулирования.

2.1. распределение затрат вспомогательного производства. Эта процедура выполняется, в том случае если вспомогательное производство не оказывает услуги на сторону. Например, котельная вырабатывает пар, которым отапливается производственное помещение, а может отапливать и жилые дома. В этом случае будут уже услуги на сторону.

Вспомогательное производство делится на 2 вида:

2.1.1. простое,

2.1.2. сложное

Простое вспомогательное производство, как правило, оказывают какую-либо 1 услугу и по ним не бывает незавершенного производства, т.е. Сн и Ск = 0.

Сложное вспомогательное производство производят продукцию или оказывают услуги нескольких видов и по ним, как правило, бывает незавершенного производства, например, ремонтируют оборудование помещение.

23 простое 23 сложное

       
   
 


Сн = 0 с/ст услуг Сн ³ 0

å затрат или å затрат

продукции

Од = Ок 0

 
 


Например, по котельной за месяц были отражены следующие затраты:

Д 23

Материалы = 10 т.р. К 10

Заработная плата = 12 т.р. К 70 27,6 т.р.

Отчисления от з/п = 3,6 т.р. К 69

Ам ОС = 2 т.р. К 02

 

На основании отчетов о количестве произведенных Гкал выработано за месяц, который составляет техническая служба (энергетическая, инженерная) делается расчет себестоимости единицы произведенных Гкал. Допустим, что в отчете будет указано, что выработано 1 500 Гкал в т.ч.

· на производство продукции = 9 000 Гкал,

· на отопление цехов = 2 000 Гкал,

· на отопление заводоуправления = 4 000 Гкал.

1 Гкал = 27 600 р. /15 Гкал = 1,84 р.

· на производство продукции = 16 560 р., Д 20

· на отопление цехов = 3 680 р., 27 600 р. Д 25

· на отопление заводоуправления = 7 360 р. Д 26

К 23

Например, если в качестве простого производства выступает транспортный цех, то при расчете необходимо определить в чем будут выражены количество оказанных транспортных услуг. На практике обычно это количество определяют в человеко-часах.

Например, транспортный цех оказывает услуги по себестоимости сырья – Д10 К23, перевозили ГП – Д44 К23, по перевозке работников заводоуправления – Д26 К23.

Сложное производство: ремонтно-механический цех получил заказ №1 на ремонт оборудования в цехе, №2 на ремонт отопительной системы в цехе, №3 на ремонт подъездных путей к заводоуправлению. Уже при учете затрат (Д23) следует разделять затраты по заказам. РМЦ будет иметь 2 субсчета к счету 23: 23/1, 23/2, то заказ №1 – Д23/21, №2 – Д23/22, №3 – Д23/23.

Допустим, что за месяц в РМЦ были истрачены:

Материалы на сумму 26 000 р., в т.ч.

Заказ №1 – 16 000 р. Д23/21 К10,

Заказ №2 – 5 000 р. Д23/22 К10,

Заказ №3 – 5 000 р. Д23/23 К10.

Начислена заработная плата на сумму 30 000 р., в т.ч.:

Заказ №1 – 20 000 р.,

Заказ №2 – 3 000 р.,

Заказ №3 – 7 000 р.

Актом приемки оформлено выполнение 1 – го заказа, 2-3 заказ – незавершенны.

Сн = 0  
     
16 000 5 000 5 000
20 000 3 000 7 000
36 000 8 000 12 000
56 000 36 000
Ск = 20 000  

На этом примере видна особенность калькулирования себестоимости по заказному методу, в простом – по передельный метод калькулирования (одноступенчатое распределение).

 

2.2. распределение общепроизводственных расходов. В синтетическом учете все распределение будет сопутствовать следующая запись: Д20 К25 – (25 – активный, собирательно – распределительный).

 
 


Сн = 0 распределение

å затрат затрат

Ск =0

 
 


Само распределение присутствует в аналитическом учете. Распределение ОПР между объектами у чета затрат (или объектами калькулирования) пропорциональное базе распределения. В качестве базы распределения могут выступать как стоимостные, так и натуральные показатели. Очень популярными являются стоимостные показатели. Стоимостные показатели: сумма начисленной з/п,..., натуральные: объем израсходованных материалов,....

Пример, отражающий базу распределения на расчеты финансового результата. Допустим организация выпускает ювелирные изделия: с камнем и без камня. Объем производства 50 гр. изделия без камня и 50 гр. с камнем. Продажа изделия без камня дает выручку 30 т.р., а изделие с камнем 50 т.р. Расход материалов:

золота по 10 т.р.,

драгоценных камней – 5 т.р.,

з/п на изделие без камня – 7 т.р.,

з/п на изделие камнем – 7,5 т.р.,

ОПР – 38 т.р.

Требуется распределить ОПР между 2 – мя изделиями. В качестве базы распределения берется з/п (черный), золото и камни (черным, жирным).

  б/к с/к Итого
Выручка 30 000 50 000 80 000
Золото 10 000 10 000 20 000
Драгоценные камни - 5 000 5 000
з/п 7 000 7 500 14 500
ОПР 18 374 15 200 19 656 22 800 38 000
Прибыль - 5 344 1 800 7 844 - 300 1 500

 

отопление

Котельная РМЦ

       
 
   


ремонт


Встречные услуги оцениваются по плановой себестоимости.

 

2.3. распределение общехозяйственных расходов. Сч 26.

Распределение производится в 2 этапа:

2.3.1. ОХР распределяются по видам деятельности: производство, оказание услуг, торговля, общепит, игровой бизнес. База распределения – получаемая выручка от этих видов деятельности.

2.3.2. часть ОХР, приходящихся на производственную деятельность распределяются между объектами калькулирования (виды продукции) пропорционально базе распределения в качестве, которой может выступать и натуральные и стоимостные показатели.

В синтетическом учете делается следующая бухгалтерская запись: Д20 К26.

26 счет – аналогичен 25: Сн(к) не имеет, сумма затрат собирается по Д и списывается по К – это счет собирательно-распределительный.

Распределение осуществляется в аналитическом учете, именно там сумма ОХР, приходится на конкретный вид продукции.

 

2.4. определение фактической себестоимости ГП.

Расчет производится по каждому виду продукции отдельно Þ в аналитическом учете.

Сн = НЗП на начало месяца Возвратные списания Обнаруженный брак Д28 К20
10,70,69 ® 1 этап 23 ® 2.1. 25 ® 2.2. å затрат за месяц 26 ® 2.3. Возвратные отходы Д10 К20
Фактическая себестоимость ГП?3
Од = Ок =?2
Ск = НЗП на конец месяца?1  

?1 Оцениваем НЗП на конец месяца. На это влияет 2 фактора:

1. используемый метод:

1.1. инвентарный (инвентаризация) – создается инвентаризационная комиссия: бухгалтер, технолог – составляется акт, опись по итогам,

1.2. расчетный (бухгалтерский) – его делает сам бухгалтер. На предприятиях делаются четко установленные нормы расходов и по ним ведется расчет бухгалтера.

2. наименование статей (перечень), по которому оценивается степень незавершенности.

?2 Определяем ОК = НЗП на начало месяца + å затрат за месяц - НЗП на конец месяца.

?3 Фактическая себестоимость ГП = Ок - å Возвратных списаний

Д20 К43 – из производства выпущена ГП.

 

Использование счета 21.

Счет 21 – «Полуфабрикаты собственного изготовления» - активный, кальк., Сн во 2 разделе б/б.

Вопрос о применении счета 21 возникает, как правило, у предприятий технологический процесс, которых предполагает последующую обработку исходного сырья от стадии к стадии или от этапа к этапу (например, текстильная промышленность)

п/ф1 п/ф2 ГП1

Сырье ® цех №1 ® цех №2 ® цех №3 ®

20/1 20/2 ® 20/3 ®

п/ф3 ГП2 реализуется на сторону (п/ф3)

На практике встречаются 2 метода движения затрат в таких производствах:

1. б/полуфабрикатный – в бухгалтерском синтетическом учете движения полуфабриката не отражается; учет на движение ведется в оперативном режиме, т.е. информация будет представлена в натуральном выражении. Например, сколько полуфабрикатов изготовлено в цехе №1, сколько передано в цех №2, сколько осталось?

цех №1 цех №2 цех №3 реализуется на сторону
Д20/1 Д20/2 Д20/3 Д43
К10 - - К20/1
К70,69 К70,69 К60 К20/2
К60 К60 К70,69 К20/3
К23 К23 К23  

20/1 43

обработка п/ф

 

20/2

обработка п/ф

 

20/3

обработка п/ф

 

2. полуфабрикатный – при этом способе движение полуфабриката отражается в оперативном учете и синтетическом, при этом применяется 21 счет, но можно обойтись и без него.

цех №1 цех №2 цех №3  
Д20/1 Д21/1 Д20/2 Д21/2 Д20/3 Д43
К10 К20/1 К21/1 Д21/3 К21/2, 21/3 К20/3
К70,69   К70,69 К20/2 К60  
К60   К60   К70,69  
К23   К23   К23  

Цех 1 выпускает для цеха 2 полуфабрикат, но для цеха 1 – это готовая продукция.

20/1 21/1 20/2 21/2 20/3 21/3

 

 

20/1 43

п/ф 1

 

20/2

п/ф 2

20/3

п/ф 3 = ГП

 

Если 21 счета не будет, то полуфабрикатный способ примет вид:

цех №1 цех №2 цех №3
Д20/1 Д20/2 Д20/3
К10 К20/1 К20/2
К70,69 К70,69 К60
К60 К60 К70,69
К23 К23 К23

 

Использование счета 26

26 счет «общехозяйственные расходы» - согласно Плану счетов есть 2 варианта списания ОХР.

2.1. общехозяйственные расходы относятся на основное производство. Общехозяйственные расходы, как управленческие расходы должны учитываться при расчете фактической себестоимости готовой продукции, а как дорого нам обходится производство продукции: 26 ® 20.

2.2. общехозяйственные расходы, как постоянные расходы (т.е. расходы, которые не зависят от изменения объема производства) относятся на расходы организации: 26 ® 90.

Данный вариант является элементом системы «директ-костинг» - условия деления всех затрат: переменные и постоянные. В основе данной системы лежит квалификация затрат в зависимости от объема производства – переменные и постоянные.

В себестоимость готовой продукции включается только переменные затраты, а постоянные – поскольку у них нет зависимости с производством, относятся на расходы организации.

Сравнительная характеристика 2-х вариантов:

1) 20 43 45 90

 


2) 20 43 45 90

26

 

Материальные затраты.

1.1. стоимость покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а так же комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающие в дальнейшем сборке или дополнительной обработки.

1.2. стоимость покупных материалов, используемых для упаковки другой подготовки произведенных и реализуемых товаров.

1.3. стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спец. одежды.

1.4. стоимость топлива, воды, энергии всех видов, расходуемые на технологические цели, выработку всех видов энергии на отопление зданий, а так же расходы по трансформации и передачи энергии.

1.5. стоимость приобретенных работ и услуг, производственного характера, выполняемых сторонними организациями (транспортные услуги), а так же структурными подразделениями.

1.6. затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества.

 

Из стоимости материальных затрат вычитаются возвратные отходы, т.е. остатки сырья, полуфабрикатов, образовавшихся в процессе производства, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или пониженным выходом продукции. Они оцениваются:

- по цене возможного использования в случае, если они будут использоваться внутри предприятия,

- по цене реализации, если они будут реализованы на сторону.

Учет материальных затрат будет зависеть от:

- метода оценки материалов (ПБУ 5/01; гл. 25 ст. 254 п8 НК РФ):

* метод оценки по стоимости единицы запаса (ювелирное предприятие),

* метод оценки по средней стоимости (средневзвешенная),

* метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО),

* метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

- использование счетов для отражения (учета) движения материалов: счета 10 или 15,16.

 

Затраты на оплату труда.

В этот элемент входят расходы организации на оплату труда, которые включаются:

2.1. любые начисления работникам в денежной или натуральной форме,

2.2. стимулирующие начисления и надбавки,

2.3. компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,

2.4. расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные ТК РФ, трудовыми или коллективными договорами.

Более подробный перечень статей, которые относятся к этим затратам представлены в НК РФ ст. 255. Однако, НК РФ не выделяется в отдельный элемент отчисления на социальные нужды.

 

Амортизация

Амортизация представлена в ст. 256,257,258,259 НК РФ, а так же в ПБУ 6, 14: амортизация основных средств и нематериальных активов.

 

 

План Счетов ориентирован на классификацию затрат по статьям. Хотя вся отчетная информация (ПБУ 9,10) – бухгалтерская финансовая отчетность) построена по элементам, т.е. бухгалтеру при формировании отчетной информации требуется произвести дополнительные расчеты. В 3-м разделе Плане Счетов имеются пустые строки, а 4-й раздел начинается с 40 счета, которые и предназначены для учета затрат по элементам. Есть 2 автора, которые предлагают учет затрат по элементам:

- Палий Виталий Федорович,

- Шнейдман.

По Палию счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а счета 30-39 – группировка расходов по элементам. Автором предлагается 3 варианта учета: классификация по элементам и статьям:

По элементам:

30 – Материальные затраты,

31 – Затраты на оплату труда,

32 – ЕСН,

33 – Амортизация,

34 – прочие

37 – общие затраты (счет «зеркальный»).

 

30 37 20

10,60...

 

31 23

70,96

32 25

69,96

 

33 26

02,04,05

34 44

60,71,76

 

 

Общехозяйственные расходы

ОХР ведется на счете 26, связано с организацией и управлением всей финансово-хозяйственной деятельностью. Аналитический учет ведется в ведомости в разрезе статей затрат, номенклатура которых устанавливается отраслевыми нормативными документами или учетной политикой.

ОХР принято разделять на 4 группы:

 

1. 26/1: расходы по управлению организацией:

1.1. затраты аппарату управления,

1.2. коммерческие расходы,

1.3. содержание охраны (службы безопасности),

1.4. прочие

 

2. 26/2:

2.1. амортизация основных средств,

2.2. содержание и все виды ремонтов основных средств,

2.3. производство опытов, испытаний, исследование,

2.4. охрана труда,

2.5. подготовка кадров,

2.6. организационный набор рабочей силы (вахтовый метод),

2.7. прочие

 

3. 26/3: налоги, сборы и отчисления:

3.1. транспортный налог,

3.2. местные налоги (на землю)

 

4. 26/4: непроизводственные потери общехозяйственного характера:

4.1. потери от постоев по внешним причинам,

4.2. потери от порчи материалов,

4.3. прочие

В конце месяца счет 26 закрывается: Д20,23,29,90. По видам продукции ОХР распределяется пропорционально выбранной базе.

 

Потери от брака

Браком в производстве считается продукция, полуфабрикаты, выпаленные с нарушением ГОСТов, ТУ, рабочих чертежей, схем, рецептур.

Факт забраковки продукции регистрируют работники ОТК, при этом определяют:

- место его обнаружения:

* внешний,

* внутренний,

- степень исправления:

* исправимый,

* окончательный.

Учет потери от брака ведется на счете 28 «Брак в производстве».

По Д28 отражаются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, в т.ч. окончательного брака и расходы по исправлению.

Бухгалтерские записи:

Выявлен брак: Д28 К20.

Брак исправляемый: Д28 К70,10,60,23.

По К28, относится сумма, относимые на уменьшение потерь от брака: Д43 К28, Д70 К28, Д10 К28.

Сумма, которая не относится на уменьшение потерь признается окончательными потерями от брака и списывается на затраты по производству Д20,23 К28.

Счет 28 Сн и СК не имеет.

 

 

Место учета затрат в учетной системе организации.

 

В б/у принцип соотношения доходов и расходов, который означает, что доходы организации соотносятся с затратами на их получение, называемые расходами.

Данный принцип реализуется на практике следующим образом: затраты накапливаются на соответствующих счетах и не списываются на счета организации до тех пор пока продукция, работа или услуги не признана реализуемыми. При наступлении этого момента, т.е. момент реализации организация признает свои доходы и сведение с ними расходы. Учет и управление затратами является сложным процессом от правильности поставки, которого зависит вся деятельность организации и решение основной ее цели – получение прибыли.

Основными задачами учета затрат являются:

1. информационное обеспечение информации предприятий для принятия управленческих решений,

2. наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат, сопоставление их нормативами с целью выявления отклонений и формирование экономических стратегий на будущее,

3. исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета фактической прибыли,

4. выявление и оценка экономических результатов в производственной деятельности структурных подразделений,

5. систематизация информации для принятия долгосрочных решений (окупаемых проектов,...)

 

НЗО, регулирующая учет затрат:

1. ПБУ 10/99 «Расход организации»,

2. План счетов и инструкция по его применению,

3. НК РФ гл. 25.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.