Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.





Задачи

№ 1

По вине главного инженера локомотивного депо Матвеева произошел срыв срока сдачи в эксплуатацию очистных сооружений. Он же отдал распоряжение сливать в канализационную систему отработанные масла и другие загрязняющие вещества, чем был причинен ущерб на сумму более 20 млн. руб.

1. Скажите, какую ответственность должен понести главный инженер Матвеев?

2. На ком лежит обязанность возмещения материального ущерба?

№ 2

Из-за аварии на ООО «Химпром» произошел сброс фенола в реку. В течение недели около 150 тыс. жителей города употребляли отравленную фенолом воду, чем был нанесен вред их здоровью. В интересах города и граждан природоохранный прокурор предъявил иск в суд к ООО «Химпром».

Ответьте, вправе ли суд взыскать с ООО «Химпром» штраф в пользу граждан города в счет возмещения вреда, причиненного их здоровью?

№ 3

Мастер транспортного цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинска Хромов, чтобы избежать ответственности за простой цистерны с эмульсолом, являющимся разновидностью нефтепродуктов, дал указание рабочим слить 16 т эмульсола в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий в пруд. В свою очередь, пруд через реку сообщается с рекой Волга. По оценке экспертов, ущерб составил 22 млн. руб.

1. К какому виду ответственности может быть привлечен Хромов?

2. Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?

№ 4

Работникам лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохраной зоне. По факту правонарушения был составлен акт. Как выяснилось, о сбросах промышленного и бытового мусора (отходов) в неустановленных местах знали директор фабрики Скляров и главный технолог Блохин. Подобные факты имели место и ранее.

1. Поясните, кто из названных лиц и к какой ответственности может быть привлечен в связи с совершением данного правонарушения?

2. За чей счет должна быть проведена очистка соответствующих территорий от бытового мусора?

№ 5

Не имея лицензии (разрешения) на охоту и охотничьего билета, гражданин Шеин застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором.

1. Поясните, к какой ответственности может быть привлечен Шеин?

2. Подлежат ли изъятию мясо и шкура убитого лося, а также оружие?

№ 6

В ходе войскового учения были уничтожены посевы ржи и пшеницы на площади 4,7 га, чем причинен материальный ущерб сельскохозяйственному кооперативу «Заречный».

1. Поясните, как и кем может быть определен ущерб, причиненный сельхозкооперативу?

2. Какова возможная процедура возмещения ущерба?

№ 7

Фермер Сметанин предъявил в суд исковые требования к заводу «Металлоремонт» о взыскании стоимости урожая пшеницы и ячменя за два года на общую сумму 68 тыс. рублей, мотивируя это тем, что названный завод самовольно захватил два года назад 4 га принадлежащей фермеру земли, никак не компенсировав потери, им понесенные.

Ответчик не признал иск, мотивировав это тем, что земельные угодья, самовольно занятые заводом, фермером Сметаниным не обрабатывались, пустовали, а к настоящему времени возвращены ему без причинения последнему какого-либо ущерба.

В роли судьи примите законное и обоснованное решение.

№ 8

Региональный центр «Экология и правозащита» обратился в прокуратуру г. Москвы с жалобой на действия ЗАО, которое производит на территории школьного участка в Олимпийской деревне г. Москвы строительство капитального гаража. В жалобе было указано, что в связи с нарушениями, в частности из-за отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы, Москомприрода направила письмо к ЗАО о приостановлении строительства. Кроме того, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление потребовало от ЗАО немедленно прекратить строительные работы и запретило строительство указанного гаража, поскольку оно ведется в водоохраной зоне. Однако ЗАО продолжает свою противоправную деятельность.

1. Какие нормы экологического законодательства нарушило ЗАО?

2. Какие меры могут быть предприняты прокурором по жалобе общественной организации?

3. Какие меры ответственности за эти правонарушения предусмотрены действующим законодательством?

№ 9

В 2001 г. гражданин Ионов обратился в суд с иском к ПО «Маяк» о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, и взысканием морального вреда. Ионов является инвалидом третьей группы. Причина заболевания – неблагоприятное воздействие природной среды, влияние радиации на здоровье его родителей, бабушки и деда. Все прямые родственники истца проживали в районах, которые были подвергнуты радиационному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк». Заболевание истца подтверждается заключение регионального межведомственного экспертного совета по установлению причин связи заболеваний, инвалидности или смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

Суд первой инстанции, основываясь на том, что ПО «Маяк» является юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность за вред, причиненный в результате его деятельности, и руководствуясь ст. 444 и 454 ГК РСФСР (1964 г.), принял положительное решение и взыскал с ПО «Маяк» в пользу Ионова в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно по 431 руб. 43 коп. Просьбу о возмещении морального вреда суд не удовлетворил, отметив, что на момент времени причинения вреда родителям истца такой вид ответственности не был установлен.

Суд кассационной инстанции отменил решение районного суд. Он посчитал, что суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что ст. 454 ГК РСФСР является общей нормой, регулирующей отношения по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Вред подлежит возмещению по данной статье, если законом не предусмотрена иная ответственность причинителя вреда. Поскольку имеется специальный закон, предусматривающий ответственность государства за причинение радиационного вреда, - закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (действие этого закона распространено на граждан, пострадавших в результате аварии на ПО «Маяк»), - нормы гражданского права в данном случае не могут применяться. Суд также отметил, что заболевание истца не входит в перечень заболеваний, утвержденных приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 12.01.2000 г. № 6/9.

Дайте оценку доводам судебных инстанций.

№ 10

Цимлянское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства обратилось в арбитражный суд области с иском к дирекции строящейся Ростовской атомной электростанции о взыскании 3 048 000 000 руб. ущерба, причиненного рыбным запасам Цимлянского водохранилища. Решением суда иск был удовлетворен. Суд исходил из того, что противоправное поведение дирекции строящейся Ростовской АЭС выражается в нарушении условий строительства компенсационного рыбоводного объекта, сроки ввода в действие которого должны опережать сроки строительства первого энергоблока АЭС.

Как видно из материалов дела, Минэнерго СССР приступило к строительству Ростовской АЭС в 1979 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 ноября 1979 г. № 1000. Управление строительством осуществлялось специально созданной дирекцией. Утвержденным в установленном порядке проектом на строительство Ростовской АЭС предусматривалось отделение части нерестилищ Цимлянского водохранилища для сооружения пруда-охладителя первого энергоблока и строительство компенсационного объекта – рыбоводного хозяйства. Минэнерго СССР в 1983 г. приступило к строительству компенсационного объекта за счет государственных капитальных вложений. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1984 г. № 999-233 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития атомной энергетики» функции заказчика по возведению компенсационного объекта с 1985 г. возложены на Министерство рыбного хозяйства СССР и Министерство рыбного хозяйства РСФСР. Выделенные средства для указанной цели Минэнерго СССР передало Минрыбхозу СССР и Минрыбхозу РСФСР по протоколам передачи капитальных вложений и строительно-монтажных работ на 1986-1990 гг., подписанным всеми заинтересованными ведомствами. Постановлениями Совета Министров СССР от 28 июля 1990 г. № ПП-30960 и от 28 декабря 1992 г. № 1026 строительство Ростовской АЭС приостановлено.

1. Имеются ли основания для привлечения дирекции АЭС к ответственности?

2. Обосновано ли решение суда?

№ 11

В июле 1996 г. АО «Русь осуществило выемку грунта на территории заповедника «Лес на Ворскле». В результате была уничтожена лесная подстилка на площади 55 кв. м. и 49 обитаемых нор землероек-бурозубок (отряд насекомоядных). К АО был предъявлен иск о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира. Арбитражный суд удовлетворил предъявленный иск.

1. Каковы принципы возмещения вреда, причиненного природной среде?

2. Были ли они соблюдены?

№ 12

Решением городской администрации с организации было взыскано 100 тыс. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация-причинитель вреда обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда плату за нормативные и сверхнормативные сбросы вредных веществ.

1. Каков порядок возмещения вреда окружающей среде?

2. Был ли он нарушен?

3. Дайте оценку доводам истца.

4. Какое решение должен принять суд?

№ 13

Комитет по охране окружающей среды субъекта РФ предъявил в арбитражный суд иск к лесничеству о возмещении вреда, причиненного в результате организации лесничеством свалки древесных отходов в водоохраной зоне реки. Ответчик возражал против иска, ссылаясь на то, что он возместил вред в натуре: произвел очистку загрязненной территории. Суд признал доводы ответчика необоснованными, сославшись на отсутствие согласия истца на возмещение вреда в натуре, и удовлетворил иск полностью.

Дайте оценку законности и обоснованности решения суда.

№ 14

Природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах Министерства экологии и природных ресурсов субъекта РФ и защиту государственных интересов к Управлению железной дороги Министерства путей сообщения РФ о взыскании 40 млн руб.

В ходе судебного разбирательства было установлено следующее. На выезде из муниципального района потерпел аварию поезд со сходом с рельсов 20 вагонов. Из-за поврежденных вагонов произошел разлив фенола и дизельного топлива на рельеф местности и в протекающие рядом реки. В результате крушения поезда, растекания ядовитых химических веществ, возникновения пожара окружающей среде причинен вред. Попадание указанных веществ на рельеф местности привело к интенсивному загрязнению почвы, грунтовых и поверхностных вод, вызвало массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах. Сумма ущерба составляет 40 млн руб.

В ходе рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта РФ (истец) и Управление железной дороги заключили мировое соглашение, предусматривающее проведение железной дороги мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Суд утвердил это мировое соглашение.

Заместитель Генерального прокурора РФ опротестовал определение суда об утверждении мирового соглашения. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 42 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, и орган, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. По мнению заместителя прокурора, арбитражный суд не исследовал вопроса о принадлежности министерства к государственным органам, правомочным предъявлять иски о возмещении вреда природной среде. Остался без оценки суда вопрос о правомочности министерства заключить по этому делу мировое соглашение. Кроме того, в мировом соглашении не указано, какие именно мероприятия должны быть проведены ответчиком и в какие сроки.

1. Дайте оценку доводам прокурора и решению суда.

2. Кто вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природе?

3. Каким образом определяется размер такого вреда?

№ 15

В результате проверки деятельности ряда нефтегазовых предприятий, проведенной природоохранной инспекцией, были выявлены следующие факты: добыча нефти за пределами горных отводов; сжигание попутного газа в нарушение технического проекта разработки месторождения; несанкционированное размещение отходов на отведенной площадке; выборочная отработка богатых участков месторождения; разлив нефтепродуктов в результате прорыва нефтепровода на водной поверхности.

1. Назовите нормы законодательства, которые нарушены нефтегазовыми предприятиями.

2. Какая ответственность предусмотрена за совершение данных действий?

3. Кто и в каком порядке будет ее нести?


Вопросы к экзамену по спецдисциплине «Экологическое право»

1. Правовое значение концепций взаимодействия общества и природы.

2. Государственная политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3. Понятие и предмет экологического права России.

4. Методы правового регулирования экологического права.

5. Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

6. Принципы правовой охраны окружающей среды.

7. Принципы природопользования.

8. Источники экологического права.

9. Классификация источников экологического права.

10. Понятие природоресурсного и природоохранительного законодательства.

11. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 21.01.2002 г. как источника экологического права.

12. Источники экологического права Республики Карелия.

13. Понятие и виды экологических правоотношений.

14. Субъекты экологических правоотношений.

15. Объекты экологических правоотношений.

16. Субъективные экологические права граждан.

17. Имущественные права на природные ресурсы.

18. Юридические обязанности субъектов экологического права.

19. Нормы экологического права.

20. Экологическая правосубъектность.

21. Понятие правовых презумпций в экологическом праве.

22. Основания возникновения, изменения и прекращения экологического правоотношения.

23. Понятие права природопользования. Формы и виды природопользования.

24. Общая характеристика оснований возникновения и прекращения права природопользования.

25. Договоры в сфере природопользования, их особенности.

26. Понятие и специфика договора аренды природных ресурсов.

27. Особенности договора концессии в сфере природопользования.

28. Административные акты как основания возникновения и прекращения права природопользования.

29. Лицензирование права природопользования.

30. Административное регулирование охраны окружающей среды.

31. Правовые основы экономического регулирования природоохранной деятельности.

32. Правовое регулирование экологического надзора и контроля.

33. Понятие государственного экологического надзора.

34. Правовые основы экологического мониторинга.

35. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду.

36. Правовые основы государственного учета природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду.

37. Понятие и специфика государственной экологической экспертизы.

38. Правовое регулирование экологического нормирования.

39. Правовое регулирование производственного и общественного экологического контроля.

40. Понятие права собственности на природные ресурсы.

41. Понятие и состав экологического правонарушения.

42. Понятие, виды и особенности эколого-правовой ответственности.

43. Гражданско-правовая ответственность за причинение экологического вреда.

44. Административная ответственность за экологические правонарушения.

45. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

46. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

47. Правовой режим земель.

48. Государственная охрана земель.

49. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

50. Правовой режим недр.

51. Правовая охрана недр.

52. Государственное управление в области использования и охраны недр.

53. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.

54. Правовой режим лесов.

55. Правовая охрана лесов.

56. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

57. Правовой режим водных объектов.

58. Правовая охрана животного мира.

59. Правовой режим охоты и рыболовства.

60. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о животном мире.

61. Государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха.

62. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

63. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

64. Международно-правовая охрана окружающей среды.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.