Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИ ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ





ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРИ ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Л.Ф. Вертешева

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Курс лекций

Пермь 2010г


Л.Ф. Вертешева

Финансы организации. Курс лекций. – Пермь: Экономический колледж при ПГУ 2009. – 92 с.

 

Печатается по решению Ученого совета Пермского Государственного Университета.

 

 

© Вертешева Л.Ф., 2009.

© Экономический колледж приПГУ 2009.

 


СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 1

План

Содержание, структура и функции финансов организации.

Финансовые ресурсы предприятия: сущность, состав, источники.

Предпринимательская деятельность – основа финансов предприятия.

Унитарные предприятия, за которыми государственное имущество закрепляется на правах хозяйственного ведения.

Для таких предприятий характерно следующее:

- предмет и цели деятельности предприятия определяет государство;

- государство осуществляет контроль за использованием имущества;

- часть прибыли передается государству;

- предприятие не может распоряжаться имуществом (продать, сдать в аренду) без согласия собственника.

Унитарные предприятия, за которыми государственное имущество закрепляется на правах оперативного управления.

Такие предприятия создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.Производственная и финансово-хозяйственная деятельность такого предприятия осуществляется в соответствии с государственным планом-заказом, который дается ежегодно.

Государственный план-заказ содержит:

1. Объем поставок продукции по количеству и ассортименту, требования к качеству.

2. Размер фонда оплаты труда и нормативы его снижения при невыполнении государственного плана-заказа.

3. Лимит численности работников.

4. Объем средств, выделяемых из государственного бюджета.

Продукция, произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам, установленным государственными органами.

Финансирование текущей деятельности, связанной с выполнением плана-заказа, осуществляется за счет выручки от реализации продукции, а при недостаточности средств – из Федерального бюджета на следующие нужды:

- реализация плана развития предприятия;

- содержание объектов социальной инфраструктуры;

- компенсация убытков при выполнении государственного плана-заказа.

Прибыль унитарного предприятия направляется на производственное и социальное развитие в размерах, установленных государством. Оставшаяся прибыль перечисляется в бюджет.

Унитарное предприятие может получать кредиты в частных банках под гарантию Правительства РФ.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каково содержание и структура финансовых отношений предприятия?

2.Почему состояние финансов предприятия интересует всех участников хозяйственного процесса?

3.Дайте характеристику основных функций финансов предприятия.

4.Перечислите фонды денежных средств, составляющие материальную основу финансовых отношений предприятия.

5.Что представляет собой капитал организации? Какова его экономическая сущность и структура?

6.Перечислите основные группы источников финансовых ресурсов предприятия.

7.Дайте характеристику финансовых особенностей предприятий различных организационно-правовых форм, особо выделив следующие:

а) механизм формирования капитала организации,

б) характер материальной ответственности участников,

в) процесс распределения прибыли организации,

г) процедуры раздела имущества в случае ликвидации предприятия.

 

 



РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 2

План

Расходы организации, их сущность и классификация.

Доходы организации и механизм их формирования.

Планирование себестоимости и выручки.

Вопрос 1. Расходы организации, их сущность
и классификация

Расходы организации – это операции по покупке активов, производству и реализации услуг, которые уменьшают размер капитала организации и необходимы для получения дохода в будущем.

В организациях учет затрат осуществляется в соответствии с:

1. Налоговым кодексом РФ (гл. 25 «Налог на прибыль»).

2. Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции.

В организациях расходами признаются документально подтвержденные и выраженные в денежной форме затраты налогоплательщика.

Расходы организации делятся на 2 блока:

1. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

2. Внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, включают 5 групп затрат:

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Начисления на фонд оплаты труда.

4. Амортизация основных производственных фондов.

5. Прочие расходы.

Материальные затраты включают затраты на покупку материальных активов: сырье, материалы, топливо, оборудование, инструменты и др.

Расходы на оплату труда включают:

а) оплату труда по действующим на предприятии формам и системам оплаты труда;

б) стимулирующие и компенсационные выплаты.

Начисления на фонд оплаты труда включают:

а) платежи в Пенсионный фонд РФ (тариф – 20% от фонда оплаты труда);

б) платежи в Фонд социального страхования РФ (1,5% от фонда оплаты труда);

в) платежи в Фонд обязательного медицинского страхования (4,5% от фонда оплаты труда).

Амортизация ОПФ – это затраты на восстановление и замену изношенных основных производственных фондов.

К амортизируемому имуществу относится имущество, которое удовлетворяет двум требованиям:

– первоначальная стоимость более 10 000 руб.,

– срок полезной службы более 1 года.

Прочие расходы – эта группа включает все остальные расходы (которые не могут быть включены в первые 4 группы). Например:

а) расходы по освоению природных ресурсов;

б) расходы по защите окружающей среды;

в) расходы на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы;

г) расходы по страхованию и др.

Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с производством и реализацией продукции. К ним относятся:

а) затраты по содержанию законсервированных производственных мощностей;

б) затраты по аннулированным производственным заказам;

в) убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

г) убытки от стихийных бедствий и хищений;

д) убытки в результате уценки имущества и запасов;

е) уплаченные штрафы, пени, неустойки;

ж) отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте и др.

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме называется себестоимостью.

Классификации расходов

1. По этапам формирования себестоимости, расходы делятся следующим образом:

– расходы, образующие технологическую себестоимость;

– расходы, образующие цеховую себестоимость;

– расходы, образующие производственную (заводскую) себестоимость;

– расходы, образующие полную (коммерческую) себестоимость.

Технологическая себестоимость включает затраты, непосредственно связанные с производством товара, а именно:

а) основные и вспомогательные материалы (за вычетом возвратных отходов);

б) основная и дополнительная зарплата основных и вспомогательных рабочих;

в) начисления на фонд оплаты труда;

г) топливо, энергия;

д) амортизация основных производственных фондов;

е) расходы по освоению новой продукции (если они есть!).

Итак:

Технологическая себестоимость = а) + б) + в) + г) + д) + е).

Цеховая себестоимость включает кроме технологической еще и цеховые расходы.

Цеховые расходы – это расходы по поддержанию цеха в рабочем состоянии:

*амортизация здания цеха,

*коммунальные расходы,

*заработная плата менеджеров.

 

Итак: Цеховая себестоимость = Технологическая себестоимость +
+ Цеховые расходы.

 

Производственная (заводская) себестоимость включает кроме цеховой себестоимости еще и общезаводские расходы.

Общезаводские расходы включают затраты по поддержанию и управлению предприятием как единым целым:

*амортизация и ремонт центральных офисов,

*зарплата административно-управленческого персонала,

*канцелярские расходы,

* затраты на НИИ и КБ.

Итак:

 

Производственная себестоимость = Цеховая себестоимость +

+ Общезаводские расходы.

 

Полная (коммерческая) себестоимость включает кроме производственной себестоимости еще и внепроизводственные расходы.

Внепроизводственные расходы включают расходы по реализации продукции:

*реклама,

*аренда и содержание торговых площадей,

*заработная плата торговых работников,

*транспорт,

*маркетинг и т.д.

 

Итак:

Полная себестоимость = Производственная себестоимость +

+ Внепроизводственные расходы.

 

2. По времени формирования расходы делятся на:

– образующие фактическую себестоимость,

– образующие отчетную себестоимость,

– образующие плановую себестоимость,

– образующие нормативную себестоимость.

Фактическая себестоимость – определяется в любой момент времени по фактически произведенным расходам.

Отчетная себестоимость определяется по фактически произведенным затратам в конце конкретного отчетного периода.

Плановая себестоимость рассчитывается на перспективу и закладывается в бизнес-план развития предприятия.

Нормативная себестоимость рассчитывается путем суммирования норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Часто фактическая и отчетная себестоимость отличаются от плановой и нормативной (как в худшую, так и в лучшую сторону). Причины могут быть следующие:

1.Изменение рыночных цен на сырье, материалы, готовую продукцию.

2.Изменение тарифов на услуги (транспорт, связь, страхование, банковский кредит и др.).

3. Применение того или иного метода стоимостной оценки израсходованных в производстве материалов.

Остановимся на последнем более подробно.

Существует несколько методов стоимостной оценки материалов:

1. Метод ФИФО.

2. Метод ЛИФО.

3. Метод средней цены

Метод ФИФО предполагает, что материальные ресурсы расходуются в порядке их поступления на склады предприятия, т.е. материалы, купленные первыми, первыми же будут отпущены в производство. Следовательно, стоимость израсходованного в производстве материала будет определяться ценой первой закупки. Соответственно стоимость остатка материала на складе будет оцениваться по цене последней закупки.

Метод ЛИФО предполагает обратное: последняя закупленная партия материалов будет первой отпущена в производство. Следовательно, стоимость израсходованного в производстве материала оценивается по стоимости последней закупки, а стоимость остатка – по стоимости первой закупки.

Метод средней цены – стоимость израсходованного в производстве материала и стоимость остатка на складе определяются по средней цене.

Средняя цена определяется методом средней арифметической взвешенной.

Для понимания целей и задач, преследуемых каждым методом, рассмотрим практический пример.

В течение первого квартала фирма закупила 1 000 литров бензина:

– 15 января закуплено 500 литров по цене 1,5 долл. за литр,

– 15 февраля закуплено 500 литров по цене 1,8 долл. за литр.

Весь бензин содержится в одной емкости.

15 марта в производство отпущено 500 литров по цене 3,2 долл. за литр.

Определить: фактическую цену отпущенного в производство бензина и стоимость остатка. Воспользуемся всеми методами и сравним полученные результаты.

 

Решение представим в таблице:

Метод Выручка Себестоимость израсходованного бензина Себестоимость остатка Прибыль
ФИФО 500л*3.2$ =1600$ 500л*1.5$=750$ 500л*1.8$ =900$ 1600–750=850$
ЛИФО 1600$ 500л*1.8$=900$ 500л*1.5$ =750$ 1600–900=700$
Метод средней цены 1600$ 500л*1.65$=825$ 500л*1.65$ =825$ 1600–825=775$

Легко заметить, что метод ФИФО позволяет занизить себестоимость производимой продукции и соответственно завысить расчетную прибыль. Метод ЛИФО, наоборот, ведет к завышению себестоимости продукции и занижению прибыли. Предприятие может выбрать тот или иной метод стоимостной оценки материалов и запасов, что окажет соответствующее влияние на прибыль и величину налога на прибыль.

 

3. По способу группировки

Затраты можно группировать двумя способами:

1.По экономическим элементам на весь объем производства.

2.По статьям калькуляции на единицу изделия.

1-й способ: при определении затрат на весь запланированный объем выпущенной продукции рассчитывается смета затрат на производство. Смета включается в финансовый раздел бизнес-плана. На основе сметы проводится анализ и планирование объема и структуры закупаемых ресурсов, доходов, прибыли.

Смета включает затраты по следующим укрупненным экономическим элементам:

1.Сырье, материалы, покупные полуфабрикаты.

2.Оплата труда.

3. Начисления на фонд оплаты труда.

4. Амортизация оборудования.

5. Прочие расходы.

 

2-й способ: позволяет рассчитать себестоимость и цену одного изделия, определить место совершения расходов (основное или вспомогательное производство, цеховые, общезаводские или внепроизводственные расходы).

Калькулирование себестоимости одного изделия осуществляется по запланированным статьям расходов. На каждом предприятии в соответствии с Общеотраслевым положением разрабатывается свое заводское положение по учету, анализу и планированию себестоимости.

Полная (коммерческая) себестоимость одного изделия определяется с учётом следующих калькуляционных статей расходов:

1. Сырье, материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Топливо для технологических целей.

4.Энергия для технологических целей.

5. Основная зарплата основных производственных рабочих.

6. Дополнительная зарплата основных производственных рабочих.

7. Отчисления на социальное страхование.

8. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия.

9. Амортизация оборудования.

10. Цеховые расходы.

11. Общезаводские расходы.

12. Потери от брака.

13. Прочие производственные расходы.

14. Внепроизводственные расходы.

 

4. По степени фиксирования

По степени фиксирования затраты делятся на:

– прямые,

– косвенные (накладные).

Прямые затраты могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного изделия.

К ним относятся:

– основные материалы,

– оплата труда основных производственных рабочих.

Косвенные затраты не связаны прямо с производством конкретного изделия, но без них невозможно функционирование производства. К ним относятся все остальные затраты, кроме затрат на основные производственные материалы и оплату труда основных производственных рабочих.

 

5 .По отношению к объему производства

Совокупные затраты делятся на 2 группы:

– постоянные,

– переменные.

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально объему производства продукции(так, увеличение объема производства на 10% приведет к росту переменных издержек на 10%).

Например: основные производственные материалы, зарплата основных рабочих, транспортные, складские, коммунальные расходы и т.д..

Постоянные расходы – это затраты, которые не зависят от объема производства.

Например: арендная плата, амортизация оборудования, проценты по ссуде, заработная плата административно-управленческого персонала и др.

2. Доходы организации
и механизм их формирования

Доходы организации – это рост капитала организации в результате проведения хозяйственных операций.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, имущества) и погашения обязательств, увеличивающих капитал организации.

Доход организации формируется из трех источников:

1. Доходы от обычных видов деятельности.

2. Операционные доходы.

3. Внереализационные доходы.

Доходы от обычных видов деятельности, как правило, выступают в виде выручки от продажи товаров, услуг, выполнения работ. (Обратите внимание – обычными считаются те виды деятельности организации, которые зафиксированы в ее уставе. Выручкой может быть признана и поступившая арендная плата, если сдача в аренду - предмет уставной деятельности организации).

Операционные доходы – это поступления денежных средств от неосновной деятельности организации (например: поступления от сдачи в аренду активов):

– поступления от передачи во временное пользование объектов интеллектуальной собственности;

– поступления от участия в уставном капитале других организаций (дивиденды, процентные доходы);

– поступления от продажи основных средств и других активов.

Внереализационные доходы – это поступления денежных средств, не связанные с реализацией товаров, услуг и др. К ним относятся:

– полученные штрафы, пени, неустойки;

– безвозмездно полученные активы;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

– положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

– дооценка активов при изменении рыночных цен и др..

Могут возникать и чрезвычайные доходы. Например, полученные страховые возмещения в результате хищений, стихийных бедствий и других страховых случаев.

Выручка от реализации – главная составляющая доходов организации.

Для признания выручки от реализации организация-продавец должна учитывать:

1. Существует ли договор между контрагентами, где фиксируется право получения и учета этой выручки.

2. Определен и согласован ли сторонами размер выручки.

3. Продавец согласен реализовать свою продукцию по цене, согласованной с покупателем, в результате у продавца образуется справедливая выручка.

4. Расходы, связанные с реализацией, вполне определены и согласованы продавцом и покупателем.

5. К покупателю переходит право собственности на купленный товар.

При продаже товара в кредит у продавца образуется дебиторская задолженность, а у покупателя - кредиторская задолженность. При этом важно определить оптимальный срок продажи товаров в кредит. Слишком большой срок ведет к сокращению притока денежных средств, слишком маленький - ведет к оттоку покупателей.

Если организация осуществляет бартерный обмен, то она в результате получает не деньги, а другие предметы. При этом часто их балансовая и рыночная стоимость не совпадают. Для согласования организации применяют различные прейскуранты, каталоги цен, выпускаемые независимыми агентствами оценщиков. Иногда, одна из сторон может доплатить разницу.

Не всякое поступление денежных средств на счета организации означает увеличение ее доходов. Например: получение в банке кредита не считается получением дохода.

Существует 2 метода исчисления выручки от реализации:

1. Метод начислений.

2. Кассовый метод.

Метод начислений – при реализации продукции выручка признается и учитывается в день отгрузки продукции, даже если денежные средства от покупателя еще не получены.

Аналогично рассчитываются внереализационные и операционные доходы.

Кассовый метод – при реализации продукции выручка признается и учитывается в день поступления денежных средств в кассу предприятия или на счета.

(Обратите внимание – организация имеет право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие 4 квартала выручка от реализации (без НДС и акцизов) составляла не более1 млн. руб. за квартал).

При разработке производственной программы предприятия используются различные измерители произведенной и проданной продукции. Измерители могут быть:

– натуральные (штуки, метры…),

– стоимостные (в денежных единицах).

Стоимостные измерители – наиболее универсальные. Они используются при определении объемов:

– товарной продукции,

– реализованной продукции,

– валовой продукции.

Товарная продукция – это объем произведенных товаров, услуг, предназначенных для продажи.

Объем товарной продукции рассчитывается следующим образом:

 

ТП = ОРП + (ТЗкп – ТЗнп) + (ООНкп – ООНнп),

 

 

где ТП – объем товарной продукции;

ОРП – объем реализованной продукции;

ТЗкп, ТЗ нп – остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода;

ООНкп, ООНнп – отгруженная, но не оплаченная покупателем продукция на начало и конец периода.

Валовая продукция – это вся продукция, произведенная предприятием (не только для продажи, но и для внутрихозяйственного оборота).

Объем валовой продукции рассчитывается следующим образом:

 

ВП = ТП + (НПкп – НПнп),

 

где ВП – объем валовой продукции;

НПкп, НПнп – величина незавершенного производства на начало и конец периода.

Внутрихозяйственный оборот – это продукция собственного производства, обращающаяся между цехами.

Показатель валовой продукции используется для расчета загрузки оборудования, численности персонала и др.

Реализованная продукция включает продукцию, которая покинула пределы предприятия - поставщика.

Уровень реализации произведенных товаров характеризует завершающую стадию производственного процесса, степень эффективности работы предприятия в условиях рынка, размер выручки и прибыли. Степень реализации характеризует степень признания рынком, покупателями продукции этого предприятия. Предприятие – изготовитель на основе реализованной (а не валовой) продукции должно постоянно доказывать свой статус рыночного субъекта. Это позволит ему вступать в договорные отношения с другими предприятиями, брать кредиты, платить налоги и т.д.

Важный показатель деятельности предприятии – добавленная стоимость.

 

Добавленная стоимость отражает вклад данного предприятии в произведенный продукт.

Добавленная стоимость рассчитывается следующим образом:

 

ДС = ЗП + АО + РР + ПП + ПЗ,

 

где ДС – добавленная стоимость,

ЗП – основная и дополнительная зарплата всех категорий работников,

АО – амортизация оборудования,

РР – расходы на рекламу,

ПП – прибыль предприятия,

ПЗ – прочие расходы.

 

Для выполнения производственной программы необходим расчет производственной мощности.

Производственная мощность – это максимально возможный выпуск количества продукции за определенный промежуток времени (по ассортименту, номенклатуре, степени качества…)

Предприятие должно быть готово в любой момент наладить производство той продукции, которая нужна потребителю.

Производственная мощность характеризуется как экстенсивными, так и интенсивными показателями.

Экстенсивные характеризуют производственную мощность количественно:

– количество станков,

– количество производственных площадей,

– количество отработанных часов и др.

Интенсивные – это показатели качественного использования производственных мощностей:

– показатели загрузки оборудования,

– рентабельность используемого оборудования,

– показатели фондоотдачи,

– коэффициент сменности работы оборудования и др.

Планирование себестоимости и выручки

Себестоимость – это выраженные в денежной форме все затраты предприятия по производству и реализации продукции.

Показатель себестоимости, его динамика – это один из основных показателей жизнеспособности предприятия в условиях рынка. От уровня и динамики себестоимости зависит ключевой рыночный показатель – прибыль.

Цель планирования себестоимости – определение тех минимальных затрат на производство продукции, при которых соблюдены все необходимые требования к качеству, предъявляемые потребителями.

Минимальная себестоимость позволяет устанавливать минимальные рыночные цены и успешно конкурировать с другими товаропроизводителями по таким показателям, как доходы, прибыль, рентабельность.

Планирование себестоимости происходит по двум направлениям:

1. Планирование себестоимости всего объема производства.

2. Планирование себестоимости одного изделия.

Планирование себестоимости всего выпуска происходит путем составления сметы затрат.

Смета затрат включает 5 укрупненных элементов:

1.Сырье, материалы, покупные полуфабрикаты.

2. Оплата труда.

3. Начисления на фонд оплаты труда.

4. Амортизация основных производственных фондов.

5. Прочие затраты.

Планирование себестоимости одного изделия происходит путем калькуляции затрат. Существуют следующие методы калькуляции себестоимости одного изделия:

1. Попроцессный.

2. Позаказный.

3. Переменных и полных затрат.

4. Нормативный.

5. Планирование себестоимости по отклонениям.

Рассмотрим каждый метод подробнее.

Попроцессный метод калькуляции – процесс производства подразделяется на ряд этапов в соответствии с технологией производства. На каждом этапе осуществляются однотипные затраты, которые суммируются.

Пример: Предприятие производит спортивные сумки. Технологический процесс включает 3 этапа на отдельных участках:

– раскрой ткани,

– пошив сумки,

– вставка замков и отделка.

Годовой объем производства – 2500 сумок.

За год совокупные затраты составляют:

– на 1-м участке 300 000 руб.,

– на 2-м участке 400 000 руб.,

– на 3-м участке 340 000 руб.

Общая сумма затрат – 1 040 000 руб.

Себестоимость одной сумки = 1 040 000 / 2 500 = 416 руб.

Данный метод применяется в массовом производстве и при небольшой номенклатуре выпускаемой продукции.

Позаказный метод калькуляции используется при производстве небольших партий разнообразных по номенклатуре изделий. Калькуляция изделия осуществляется по мере поступления заказа на его изготовление.

 

Себестоимость 1 изделия = сумма затрат / количество изделий в заказе.

 

Пример. Предприятие малого бизнеса занимается ремонтом часов. Из банка поступил заказ на ремонт 5 напольных часов. Калькуляция затрат на весь заказ имеет вид:

1. Стоимость нового часового механизма – 12 000 руб.,

2. Оплата труда – 18 000 руб.,

3. Замена часового механизма, регулировка – 5 000 руб.,

4. Отчисления в социальные фонды – 2 000 руб.,

5. Амортизация оборудования – 1 200 руб.

Итого затрат: 38 200 руб.

Себестоимость работ по ремонту одних часов: 38 200 / 5 часов = 7 640 руб.

Метод переменных затрат – себестоимость продукции считается только по переменным затратам. Постоянные затраты берутся на весь объем производства.

 

Выручка – Переменные затраты = Маржинальная прибыль

 

Если предприятие получает маржинальную прибыль, значит оно в состоянии покрывать свои постоянные затраты.

На примере покажем образование маржинальной прибыли.

Показатель   Затраты на одно изделие, руб. Количество изделий, шт. Затраты на весь объем, руб.
1. Выручка 10 000 5 000 50 000 000
2.Затраты переменные 5 600 5 000 28 000 000
в том числе:      
- сырье, материалы 3 000 5 000 15 000 000
- оплата труда 2 000 5 000 10 000 000
- прочие   5 000 3 000 000
3. Маржинальная прибыль 4 400 5 000 22 000 000
4. Затраты постоянные - 5 000 14 000 000
5. Чистая прибыль - 5 000 8 000 000

 

Преимущество данного метода:

1. Экономит время и средства, т.к. каждый раз считаются только переменные затраты, а постоянные считаются неизменными и берутся в общей сумме.

2. Позволяет рассчитать точку безубыточности и запас финансовой прочности.

Метод полных затрат – себестоимость продукции включает как переменные, так и постоянные затраты.

Нормативный метод – используется система заранее рассчитанных нормативов по всем видам затрат: материалы, сырье, оплата труда, накладные расходы.

Этот метод используется в крупносерийном, массовом производстве. Он является наиболее оптимальным, т.к. каждый раз достаточно выделить те затраты, по которым произошли отклонения от нормативных значений в большую или меньшую сторону. Далее к величине нормативной себестоимости нужно прибавить отклонения по статьям расходов для получения фактической себестоимости.

Пример. По бизнес-плану нормативная (плановая) себестоимость книги, выпускаемой издательством, – 140 руб., годовой тираж – 10 000 книг.

За отчетный период фактические затраты отличаются от плановых:

– по материалам – перерасход 98 000 руб.,

– по оплате труда – перерасход 125 000 руб.,

– по накладным расходам – экономия 7 000 руб..

Таким образом, в отчетном году превышение фактических затрат над плановыми в расчете на одну книгу составило: (98 000 + 125 000 – 7 000) / 10 000 = 21,6 руб.

Фактическая себестоимость одной книги: 140 руб. + 21,6 руб. = 161,1 руб.

Планирование по отклонениям – каждый раз рассчитываются и анализируются только те затраты, по которым чаще других наблюдаются отклонения (обычно – переменные затраты).

Фактические затраты сравниваются с плановыми и принимаются соответствующие управленческие решения.

Главное преимущество этого метода – возможность точного учета отклонений от действующих нормативов по видам затрат. Далее появляется возможность наблюдать, какие факторы и причины обусловили эти отклонения.

Наиболее значимыми факторами являются:

1. Повышение технического уровня производства.

2.Внедрение компьютерных технологий управления производством.

3.Улучшение организации производства и труда.

4 Изменение объема и структуры производимой продукции.

5.Улучшение использования природных ресурсов и др.

 

Важнейшую роль играет повышение технического уровня производства. Оно связано с внедрением новой и модернизацией старой техники и технологии производства. Повышение технического уровня производства выражается в:

1. снижении норм расхода сырья и материалов;

2. снижении показателей материалоемкости, трудоемкости, фондоёмкости продукции;

3. повышении фондоотдачи;

4 ускорении оборачиваемости оборотных средств.

Для расчета экономии затрат в результате повышения технического уровня производства используется следующая формула:

 

ЭЗ = (МЗбаз. – МЗфакт.) * ОПфакт.,

 

где ЭЗ – экономия затрат в результате повышения технического уровня производства;

МЗбаз., МЗфакт. – показатели материальных затрат на 1 изделие до и после осуществления мероприятия по повышению технического уровня производства;

ОПфакт. – объем производства в отчетном году.

 

Пример. В результате внедрения нового оборудования расход материала для производства одного изделия сократился с 1,57 кг до 1,42 кг при объеме выпуска 10 000 штук изделий (факт).

 

ЭЗ = (1,42 – 1,57) * 10 000 = – 1500 кг.

 

Планирование выручки

При планировании размера ожидаемой выручки используется 2 метода.

1. Метод прямого счета (без учета товарных запасов):

 

РВ = ЦП * КП,

 

где РВ – размер выручки от реализации,

ЦП – цена продажи,

КП – количество проданных изделий.

 

2. Метод ожидаемых продаж с учетом товарных запасов на складе предприятия:

 

РВ = РП + ТЗнп – ТЗкп,

 

где РВ – размер выручки от реализации,

РП – реализованная продукция,

ТЗнп, ТЗкп.- размер товарного запаса на складе на начало и на конец периода.

 

При планировании выручки от реализации определяющую роль играет политика ценообразования. При формировании ценовой политики важно иметь в виду:

1. Цена должна учитывать величину не только произведенных затрат, но и обеспечивать предприятию нормальную прибыль. То есть в самом общем виде структура цены имеет вид: Цена = Себестоимость продукции + Прибыль изготовителя.

2. Цена должна отражать соотношение спроса и предложения на данную продукцию.

3. Покупателя не интересует, какие затраты понес производитель на производство данного товара, и, при одинаковых потребительских свойствах товаров, он выберет тот товар, который дешевле.

4. Цена должна обеспечить высокий уровень продаж, высокую конкурентоспособность бизнеса.

Цены бывают оптовые и розничные. Оптовые цены используются, когда реализация товара осуществляется крупными партиями другим предприятиям или торговым посредником. Оптовые цены различаются следующим образом:

1) оптовая цена производителя;

2) оптовая цена предприятия;

3) оптовая цена промышленности.

 

1.Оптовая цена производителя = Полная себестоимость + Прибыль изготовителя.

Например:

Полная себестоимость одного изделия – 100 руб., планируемая рентабельность 20% (т.е. 20 руб).

Оптовая цена производителя = 100 + 20 = 120 руб.

Если спрос меньше предложения, то желаемая рентабельность может быть снижена, но цена не может быть меньше 100 руб..

2. Оптовая цена предприятия – это цена, по которой предприятие-изготовитель реализует товар крупным оптовым снабженческо-сбытовым организациям.

 

Оптовая цена предприятия = Оптовая цена производителя + НДС + Акциз.

Например:

Оптовая цена предприятия – 120 руб., НДС по данному товару- 10%, следовательно, НДС = 12 руб., оптовая цена предприятия = 120 + 12 = 132 руб. Из них: 120 руб. идет на возмещение затрат и формирование прибыли изготовителя, 12 руб. перечисляется в бюджет.

3. Оптовая цена промышленности – это цена, по которой крупные оптовые снабженческо-сбытовые организации реализуют товары розничным торговым предприятиям.

 

Оптовая цена промышленности = Оптовая цена предприятия +
+ НДС + ТСН,

 

где ТСН – торгово-сбытовая наценка. Она устанавливается для покрытия затрат оптовых торговых организаций и формирования их прибыли.

 

4. Розничная цена – это цена, по которой розничные торговые предприятия продают товар конечному потребителю.

 

Розничная цена = Оптовая цена промышленности + НДС + ТН,

 

Где ТН – торговая надбавка, устанавливается для покрытия затрат в розничных торговых предприятиях и формирования их прибыли.

 

Таким образом: процесс формирования цены построен таким образом, чтобы каждый субъект получал свою долю дохода. Предприятие должно постоянно отслеживать изменение цен на свою продукцию на основе анализа цен на аналогичную продукцию, продукцию конкурентов, опроса фактических и потенциальных покупателей, движения цен на сырье, материалы, рост заработной платы, темпов инфляции и др.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каково экономическое содержание расходов организации?

2.Дайте характеристику расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

3.Каковы основные формы внереализационных расходов организации?

 

4.Приведите классификацию расходов организации, используя различные критерии, а именно:

а) по этапам формирования себестоимости,

б) по времени формирования,

в) по с<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.