Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация кассовых операций





Кассовые операции – это операции, связанные с принятием, хранением и выдачей наличных денег кассами предприятий и организаций.

В Российской Федерации действуют следующие правила ведения кассовых операций:

1. Предприятия независимо от формы собственности и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичной форме через банки. Юридические лица могут расплачиваться между собой наличными деньгами, если сумма платежа не более 60 тыс. руб.

2. Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу.

3. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимита, установленного банком по согласованию с руководством предприятия. Лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня. Размер лимита устанавливается исходя из:

– среднедневной выручки,

– среднедневного расхода наличных денег,

– режима работы, порядка и сроков сдачи выручки и др.

4. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия должны сдавать в банк. Порядок и сроки согласуются с банком.

5. Предприятия могут сдавать наличную выручку в дневные или вечерние кассы банка, инкассаторам, в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк.

6. Предприятия могут иметь наличные деньги в кассе только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, но не более 3 дней, включая день получения денег в банке.

7. Существует порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов. Прием наличных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, выдача наличных денег – по расходным кассовым ордерам или другим надлежащим документам. Все расходные кассовые документы должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером.



8. Банки обязаны контролировать кассовую дисциплину своих клиентов.

Принципы организации
безналичных расчетов

Безналичный денежный оборот – это движение стоимости без участия наличных денег.

Безналичный денежный оборот имеет ряд преимуществ перед наличным:

1. Он осуществляется быстрее.

2. Его организация обходится дешевле.

3. Безналичный денежный оборот легче контролировать

Безналичные расчеты – это расчеты, которые осуществляются путем записей по счетам в банках, когда денежные средства списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Принципы организации безналичных расчетов:

1. Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для перевода и хранения денег.

2. Платежи со счетов осуществляются банками по распоряжению владельцев счета. Порядок и очередность платежей устанавливает владелец счета. Банк лишь контролирует, чтобы платежи осуществлялись в пределах средств, имеющихся на счете.

3. Свобода выбора формы безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах.

4. Срочность платежей означает, что расчеты осуществляются строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных договорах, кредитных договорах, коллективных договорах с рабочими и служащими. Этот принцип имеет особое практическое значение: предприятия, располагая информацией о срочности платежей, могут рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в денежных средствах. Срочные платежи могут совершаться:

до начала торговой операции (авансовый платеж);

– немедленно после завершения торговой операции (платеж по факту совершения сделки);

– через определенный срок после совершения торговой операции (платеж на условиях коммерческого кредита).

Кроме того, на практике встречаются:

– досрочные платежи (т.е. выполнение платежа до истечения оговоренного срока);

– отсроченные платежи (невозможность осуществить платеж в намеченный срок. В связи с этим может быть назначен новый срок по данному платежу по согласованию с получателем платежа);

– просроченные платежи (возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получить коммерческий или банковский кредит при наступлении сроков платежа).

Операции по безналичным расчетам отражаются на счетах в банках. Любое предприятие может иметь в банке только один основной счет – расчетный или текущий.

Расчетный счет открывается всем предприятиям, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица.

Владелец расчетного счета имеет полную экономическую самостоятельность, т.е.:

1. имеет право распоряжаться средствами на расчетном счете;

2. имеет свой самостоятельный баланс;

3. выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

4. от своего имени вступает в кредитные отношения с банками.

Текущий счет открывается учреждениям и организациям, которые не занимаются коммерческой деятельностью.

Самостоятельность владельцев текущего счета существенно ограничена:

1. Владелец текущего счета распоряжается средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией (например: школа – департамент образования).

2. Перечень операций по текущему счету строго регламентируется. Это происходит при открытии счета.

Для открытия расчетного счета в банк необходимо представить следующие документы:

1.Заявление на открытие расчетного счета по установленной форме.

2.Документ о государственной регистрации предприятия.

3.Копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариусом).

4.Копия устава предприятия (заверенная нотариусом).

5.Документ, подтверждающий полномочия директора.

6.Документ, подтверждающий полномочия главного бухгалтера.

7.2 карточки с образцами подписей директора и главного бухгалтера, а также оттискам печати.

8.Справка из налоговой инспекции о постановке предприятия на налоговый учет.

9.Справка о постановке предприятия на учет в Пенсионном фонде.

10.Регистрационная карточка статистических органов.

Эти документы сдаются в юридический отдел банка, где проверяются на подлинность и достоверность содержащиеся в них сведения. После экспертизы банк открывает предприятию расчетный счет с присвоением номера. Открытие расчетного счета сопровождается заключением между банком и предприятием договора на расчетно-кассовое обслуживание. В соответствии с этим договором банк обязуется обеспечить:

1)Своевременное комплексное расчетно-кассовое обслуживание, а именно:

а) проведение расчетов,

б) выдача чековых книжек,

в) представление выписок с лицевых счетов,

г) оказание консультационных услуг по вопросам ведения счета.

 

2)Сохранность всех денежных средств клиента и их возврат по первому требованию.

3)Сохранение коммерческой тайны по операциям клиента.

4)Конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента.

В соответствии с договором клиент обязуется:

– Хранить все свои денежные средства на счетах в банке.

– Представлять в банк в установленный срок документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания.

– Предварительно письменно уведомить банк о закрытии счета.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется на платной основе. В договоре указывается стоимость услуг и порядок расчета за них, в частности:

а) оговаривается плата за открытие расчетного счета;

б) комиссионные за операции по расчетному счету;

в) комиссионные за кассовое обслуживание клиента;

г) оговаривается процентная ставка, которую банк будет платить за стабильный остаток средств на расчетном счете.

В договоре также указывается ответственность сторон в случае невыполнения одной из сторон условий договора. В частности, банк отвечает за несвоевременное или неправильное зачисление или списание денег со счета клиента. Клиент отвечает за достоверность представленных им документов, нарушение сроков оплаты услуг банка, неполучение наличных денег, забронированных банком. В договоре оговаривается размер штрафа или пени.

Формы безналичных расчетов

В РФ используются следующие разрешенные законом формы безналичных расчетов:

1. Платежное поручение.

2. Платежное требование – поручение.

3. Чеки.

4. Аккредитивы.

5. Векселя.

6. Факторинг.

Расчет платежными поручениями

Покупатель (плательщик, дебитор), купив товар, выступает должником по отношению к продавцу (получателю, кредитору).

Платежное поручение – это документ, выписанный покупателем и адресованный банку покупателя, на основе которого банк покупателя спишет денежные средства со счета покупателя и зачислит их на счет продавца.

Существует 2 варианта расчетов с использованием платежных поручений:

– Расчет с последующей оплатой товаров и услуг.

– Расчет с предоплатой товаров и услуг.

 

Расчет с последующей оплатой

1. Продавец отгрузил товар покупателю и передал ему рассчётно-платёжные документы.

2. Покупатель выписывает платежное поручение и отправляет его в свой банк.

3. Банк списывает денежные средства со счета покупателя.

4. Банк перечисляет денежные средства в банк продавца.

5. Банк продавца зачисляет денежные средства на счет продавца.

6. Банк уведомляет продавца о том, что на его счет зачислены деньги.

Такая форма расчетов выгодна прежде всего покупателю, поскольку:

а) покупатель может задержать выписку платежного поручения, если на его расчетном счете нет денег. Чем позже он будет платить, тем больше сможет заработать;

б) банк может задержать перечисление денег по выставленному платежному поручению;

в) возможна задержка выплат по вине расчетно-кассового центра (РКЦ).

 

1. Покупатель выписывает платежное поручение и передает его в свой банк.

2. Банк списывает деньги со счета покупателя.

3. Банк покупателя перечисляет деньги в банк продавца.

4. Банк зачисляет деньги на счет продавца.

5. Банк уведомляет продавца о зачислении денег на его счет.

6. Продавец отгружает продукцию покупателю вместе со счетом-фактурой.

Такая система расчетов используется:

1. При иногородних расчетах.

2. Когда партнеры плохо информированы друг о друге.

3. При расчетах с ненадежными покупателями.

Платежные поручения имеют широкую сферу применения:

- расчеты за товары и услуги,

- осуществление авансовых платежей,

- возврат ссуды и уплата процентов,

- уплата штрафов,

- уплата налогов,

- лизинговые, факторинговые, арендные платежи.

Достоинства платежных поручений:

– простота расчетов,

– возможность проведения платежей не по отдельной сделке, а в целом за период.

Недостатки платежных поручений:

– возможность задержки платежа покупателем.

В этом случае инициатива совершения платежа принадлежит продавцу.

1,2 – Продавец одновременно отправляет товар (1) и платежное требование-поручение (2) покупателю. Покупатель, получив платежное требование-поручение, должен его акцептовать, т.е. дать согласие банку на совершение платежа.

3.- Акцептованное платежное требование-поручение покупатель отсылает в свой банк.

4.- Банк списывает деньги со счета покупателя.

5.- Банк переводит деньги в банк продавца.

6.- Банк продавца зачисляет деньги на счет продавца.

7.- Банк уведомляет продавца о зачислении денег на его счет.

Достоинство платежных требований-поручений:

- ускорение платежа, т.к. отправка товара и платежного документа происходит одновременно;

- сохраняются интересы покупателя (покупатель может разумно оттягивать сроки оплаты).

Чековая форма расчетов

Чек – это документ, содержащий приказ владельца банковского счета банку, уплатить предъявителю чека указанную на нем сумму денег.

Чеки бывают: денежные и расчетные.

Денежные чеки применяются для уплаты предъявителю чека наличных денег (на выплату зарплаты, командировочных и др.).

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов. Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий приказ чекодателя своему банку перечислить с его счета на счет получателя указанную сумму денег. Расчетные чеки подписывает плательщик и предъявляет его получателю в момент совершения хозяйственной операции.

Расчетные чеки бывают покрытые и непокрытые.

Покрытые чеки – это чеки, средства по которым предварительно депонируются плательщиком, для этого открывается в банке специальный счет «расчетный чек». На этот счет перечисляются деньги для расчетов по чекам. Тем самым обеспечивается гарантия совершения платежа.

Непокрытые чеки – это чеки, платежи по которым гарантируются банком, если к моменту совершения платежа у плательщика отсутствуют деньги на расчетном счете.

В современных условиях используются преимущественно покрытые чеки.

Чтобы получить расчетный чек, клиент обращается в свой банк с заявлением, где указывает:

1. Количество чеков.

2. Сумму денежной потребности для расчетов по чекам.

На основании этого определяется лимит одного чека. Он проставляется на оборотной стороне каждого чека. Одновременно с заявлением клиент представляет в банк платежное поручение на перечисление денег с его расчетного счета на счет «расчетный чек».

Только после перечисления денег клиент получает чек.

Перед тем как выдать чек клиенту, служащий банка их оформляет, т.е. указывает на каждом чеке:

1. Наименование банка плательщика, его номер и место нахождения.

2. Наименование чекодателя, номер его счета в банке.

3. Лимит чека.

4. Подпись должностного лица банка и печать.

Вместе с чеком клиенту выдается идентификационная карточка. На ее лицевой стороне указано:

1. Наименование банка плательщика и его реквизиты.

2. Название «чековая карточка» и ее номер.

3. Наименование чекодателя.

4. Образец подписи чекодателя и номер его банковского счета.

На оборотной стороне чековой карточки перечислены условия, при соблюдении которых банк гарантирует платеж по чеку:

1. Чек выписан на сумму, не превышающую лимит по ней.

2. Подпись чекодателя на чеке и чековой карточке идентична.

3. Чек должен быть предъявлен в банк в течение 10 дней со дня его выписки.

Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент вручения чека продавцу. Получив чек, продавец должен убедиться:

1. Сумма чека не превышает лимит, указанный на обороте чека.

2. Номер счета чекодателя, проставленный на чеке, соответствует номеру в чековой книжке

После этого продавец расписывается на обороте чека, ставит свою печать и может предъявлять чек в банк для получения платежа. Срок – 10 дней, не считая дня выписки.

1.Покупатель передает в банк заявление на выдачу чеков и платежное поручение.

2.Банк выдает чеки клиенту.

3,4. Продавец отгружает продукцию и тут же получает чек от покупателя.

5. Продавец представляет полученный чек в банк.

6. Банк списывает деньги со счета покупателя и зачисляет их на счет продавца, о чем его информирует.

Чеки чаще всего используются, когда предприятие осуществляет регулярные платежи на одну и ту же сумму.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив – это письменное поручение банка покупателя банку продавца о выплате продавцу суммы денег в соответствии с аккредитивным договором.

1. Покупатель передает в свой банк заявление об открытии специального счета «аккредитив» и платежное поручение о переводе денег с его расчетного счета на счет «аккредитив».

2. Банк списывает деньги с расчетного счета покупателя и зачисляет их на аккредитив.

3. Банк покупателя переводит деньги со счета «аккредитив» в банк продавца.

4. Банк продавца зачисляет эту сумму на счет «аккредитив».

5. Банк сообщает продавцу, что на его имя открыт счет «аккредитив», на который переведены деньги.

6. Продавец, получив сообщение, отгружает товар.

7. Продавец представляет в свой банк документ об отгрузке.

8. Банк продавца списывает деньги со счета «аккредитив» и зачисляет их на расчетный счет продавца.

9. Банк продавца сообщает банку покупателя о том, что аккредитив использован.

Достоинства аккредитива:

– такая форма расчетов лучше всего соответствует стандартам МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), т.к. сближает время отгрузки товара и время его оплаты;

– такая форма расчетов обеспечивает гарантию платежа, т.к. деньги на оплату заранее резервируются покупателем;

– платеж производится по месту нахождения продавца;

– аккредитив позволяет обслуживать иногородние и международные расчеты.

Существуют модификации аккредитива:

1. Денежный аккредитив – позволяет юридическим и физическим лицам внести деньги на счет в одном городе, а получить эту сумму в другом городе или даже стране.

2. Отзывной аккредитив может быть аннулирован без извещения продавца.

3. Безотзывной аккредитив не может быть аннулирован без согласия покупателя.

4. Покрытый аккредитив – банк покупателя заранее списывает деньги с его расчетного счета и зачисляет их на счет аккредитив.

5. Непокрытый аккредитив – банк берет на себя обязательство заплатить за покупателя.

Расчеты векселями

Вексель – это письменное обязательство покупателя перед продавцом заплатить указанную на векселе сумму денег в определенном месте в определенный срок.

Вексель всегда составляется в письменной форме, имеет перечень обязательных реквизитов, отсутствие хотя бы одного реквизита делает вексель недействительным.

Реквизиты векселя:

1.Вексельная метка (т.е. на документе должно быть слово «вексель»).

2.Место и время составления векселя.

3.Обещание векселедателя заплатить определенную сумму денег.

4.Указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются).

5.Наименование того, кому должен быть совершен платеж.

6.Указание срока и место платежа.

7.Подпись векселедателя (рукописная).

Таким образом,

– вексель – это строго формализованный документ;

– оплата векселя осуществляется только денежными средствами;

– субъекты, участвующие в вексельном обороте, несут солидарную ответственность, т.е. последний векселедержатель может предъявить вексель к оплате любому прежнему держателю.

Виды векселей:

1. Товарные векселя, используются для осуществления операций купли-продажи товаров, ресурсов.

2. Финансовые векселя, используются для обслуживания нетоварных операций.

3. Дружеские векселя, выпускаются предприятиями, находящимися в тяжелом финансовом состоянии, для расчетов с такими же предприятиями (на равные суммы и сроки).

4. Бронзовые векселя (пустые), выписываются на подставные лица с целью получения денег в обмен на ничем не обеспеченные обязательства.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Сформулируйте основные правила ведения кассовых операций.

2.Какие преимущества имеет безналичный денежный оборот перед наличным?

3.Перечислите основные принципы организации безналичных расчетов на предприятии.

4.Каков порядок открытия расчетного счета в банке?

5.Что включает в себя комплексное расчетно-кассовое обслуживание?

6. Дайте характеристику основных форм безналичных расчетов. С помощью приведенных в тексте лекции схем проследите документооборот по каждой форме БНР.

7.Сформулируйте преимущества и недостатки, свойственные каждой форме безналичных расчетов.


 

Литература

 

 

1.Бобылева А.З. Финансовое оздоровление предприятия. М.: Дело, 2003.

2.Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии. М.: ИНФРА-М, 2005.

3.Бочаров В.В. Современный финансовый1 менеджмент: Учебное пособие. СПб : Питер, 2007.

4.Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб : Питер,2009.

5.Бочаров В.В., Леонтьев В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер,2004.

6.Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел. Финансовый менеджмент. М.: ИИД «Филинъ», 1996.

7.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008.

8.Максютов А.А. Краткий курс МБА: Учебно-практическое пособие по финансовому менеджменту на российских предприятиях. М.: Альфа-Пресс,2007

9.Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. М.: Гросс- Медиа : РОСБУХ, 2008..

10. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф., Финансы предприятия : менеджмент и анализ : Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 2004.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ 3

1. Содержание, структура и функции финансов организации. 3

2. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, состав, источники. 6

3. Предпринимательская деятельность – основа финансов предприятия 9

4. Финансовые особенности предприятий различных организационно-правовых форм 12

Тема 2. РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.. 21

1. Расходы организации их сущность и классификация. 21

2. Доходы организации и механизм их формирования. 28

3. Планирование себестоимости и выручки. 32

Тема 3. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА 40

1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. 40

2. Методы планирования прибыли. 42

3. Точка безубыточности и запас финансовой прочности. 46

Тема 4. ВНЕАБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 52

1. Сущность и механизм воспроизводства внеоборотных активов. 52

2. Понятие и виды инвестиций. 57

3. Методы оценки инвестиционных проектов. 60

Тема 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 63

1. Оборотный капитал предприятия: сущность, состав, источники. 63

2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. 68

3. Эффективность использования оборотных средств. 75

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 78

1. Организация кассовых операций. 78

2. Принципы организации безналичных расчетов. 79

3. Формы безналичных расчетов. 82

 


 









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.