Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История осмысления проблемы безопасности общества и личности.





ТЕМА 1. Безопасность общества и личности: эволюция, сущность явления, основные категории.

 

Безопасность: категориальный аппарат.

Эволюция представлений о вопросе безопасности личности и общества создала предпосылки для формирования современного категориального аппарата.

1. Понятия «опасность» и «безопасность» раскрывают разнополярное состояние любой экономической системы (человеческого индивида или сообществ, которые он создает). Это состояние определяется:

– действующими условиями существования (функционирования) и развития системы (т.е. состоянием внешней и внутренней среды объекта исследования);

– результатами деятельности самой системы, которые укрепляют или ослабляют ее позиции, уровень конкурентоспособности.

Опасность – это отношение адаптационных возможностей исследуемой системы к силе воздействия среды. Вся жизнедеятельность экономической системы любого уровня характеризуется постоянно меняющимися источниками воздействия и силой их проявления.

Безопасность – это ноль по шкале опасности. Это идеальная ситуация полного соответствия сил экономической системы и среды воздействий. Это момент динамического равновесия их потенциалов. Все атаки на экономическую систему гасятся или отражаются.

Взаимодействие экономической системы со средой является объективным процессом ее жизнеобеспечения. Именно извне экономический игрок присваивает производственные ресурсы и вовне отчуждает произведенную продукцию.

 

2. Состояние безопасности в современных условиях хозяйствования практически недостижимый идеал для экономического субъекта любого уровня. Это обусловлено тем, что внешняя среда любого экономического субъекта является крайне неопределенной.



Неопределенность – это характеристика внешней среды, которая динамична и неподконтрольна экономической системе. Современный уровень неопределенности крайне высок, он определяется:

– разнообразием экономических игроков;

– разнонаправленностью их интересов;

– техническими возможностями скорости принятия ими решений и их реализации.

Решая задачу достижения безопасного состояния своего функционирования и развития, экономическая система любого уровня нацелена на изучение внешней среды, на постепенный перевод неопределенности в определенность путем ее измерения и оценивания.

 

3. К внешним источникам опасного или безопасного состояния системы относят угрозы и возможности внешней среды:

– угроза– фиксируемые экономической системой экзогенные (внешние) факторы потенциально негативного действия (создающих опасность интересам системы).

– возможность– фиксируемые экономической системой экзогенные факторы, потенциально положительного действия (создающих безопасность интересам системы).

Для выявления и систематизации факторов внешней среды зачастую используют следующие признаки деления:

А). По масштабам вероятных отрицательных последствий:

– международные(глобальные и региональные в плане регионов мира);

– национальные, локальные(региональные в плане регионов страны);

– частные(предприятия, семьи, индивида).

Б). По сфере человеческой деятельности:

– политические;

– экономические;

– социальные;

– правовые;

– научно-технические;

– информационные;

– демографические и др.

В). По природе возникновения

– объективные, возникающие независимо от воли и сознания людей;

– субъективные, возникающие в результате сознательной деятельности человека.

Г). По вероятности реализации

– реальные;

– потенциальные.

 

Д). По характеру проявления

– явные и скрытые (теневые);

– чрезвычайные и типовые (наиболее часто проявляющиеся);

– прямые и косвенные.

С точки зрения эволюционного подхода шоковые воздействия среды выполняют функцию экономического отбора. Они вызывают адаптивные реакции конкурентоспособных игроков и стимулируют их к повышению своих производственных возможностей и систем защиты.

 

4. Вероятностный характер проявления негативных воздействий внешней среды на экономическую систему породил использование в терминологическом обороте понятия:

риск– вероятность генезиса (развития) угрозы в качестве события, влекущего за собой появления ущерба, и требующего в дальнейшем его возмещения.

Оценка выделенной системы угроз и уровней их рисков, позволяет экономической системе любого уровня прогнозировать и планировать свое функционирование и развитие на различные по срокам временные периоды.

Обычно переходу угрозы в негативное по своим последствиям событие предшествует вызов.

вызов– это комплекс действий одного или группы внешних игроков (по отношению к экономической системе), направленных на усиление напряженности между экономической системой и внешней средой.

 

5. Взаимодействие фирмы со средой осуществляется двумя основными способами – защита и нападение, – чередование которых определяется соотношением сил данных систем.

нападение – организованная акция внешних субъектов по созданию угроз экономическому игроку. Функция нападения присуща экономическим игрокам в связи с необходимостью реализации потребности в своем развитии.

защита – организованная реакция экономического субъекта на возникшие угрозы. Функция защиты неотъемлемо присуща деятельности любой экономического игрока в связи с необходимостью реализации потребности в безопасности.

Экономический субъект подобно воину – нападает для расширения подконтрольной ему среды и выставляет средства защиты для удержания новых территорий.

 

6. К внутренним источникам опасного или безопасного состояния системы относят факторы, порождаемые самой системой (слабые и сильные стороны):

– баланс между потенциалом системы и процессом функционирования;

– выбор направления развития экономической системы и приложения имеющегося потенциала (стратегия);

– результаты функционирования системы (конкурентные позиции).

 

ТЕМА 2. Система национальной безопасности

Тема 3. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности государства.

Тема 4. Трансформация представлений об экономической безопасности под действием глобальных тенденций.

ТЕМА 5. Система факторов, определяющих состояние экономической безопасности страны

 

Тема 6. Индикаторы состояния экономической безопасности страны: их пороговые значения и граничные условия.

Действующая система показателей экономической безопасности России и их пороговые значения.

Для формирования представлений об уровне экономической безопасности экономической системы недостаточно знаний о факторах внутреннего и внешнего воздействия. Необходимо эти факторы измерять посредством системы количественных и качественных показателей.

В феврале 2000 г. на секции научного совета при Совете Безопасности РФ был разработан перечень и определены количественные значения параметров пороговых значений показателей экономической безопасности России (табл. 6.1).

Таблица 6.1.

ТЕМА 1. Безопасность общества и личности: эволюция, сущность явления, основные категории.

 

История осмысления проблемы безопасности общества и личности.

С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума.

В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил.

Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан.

Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты:

– католицизм – военный подход (крестовые походы);

– протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности;

– православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования).

В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе.

В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс. Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности.

Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка. Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность.

Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью.

Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий.

Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето. В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства, зависящих от определенных внутренних и внешних параметров.

Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.

 

 

Сказка Л.Толстого «Два брата»

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

- Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.

Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.

Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.

Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:

- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

- И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

- А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.