|
Что помогает человеку сохранять сабыр? Две вещи.В первую очередь человеку помогает проявить терпение знание того, что беда, постигшая его, результат его грехов и нет необходимости искать виновных, причину надо искать в своих делах. Доказательство в суре 42 «аш-Шура» (30): «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». Здесь Аллах дает нам знание того, что Он наказывает нас только по причине наших грехов. Как передает ибн Аби Шейба слова Али ибн Абу Талиба, который говорил: «Несчастье приходит по причине греха и не уходит пока не будет покаяния». Иброхим ибн Язиди ан Нахаи, ученый табиин, говорил: «Когда я совершал какой-то грех - я уже чувствовал и видел результат этого в том, как портились характер и поступки моей жены и моего раба». Человек, зная, что это наказание от Аллаха за какие-то его грехи, не должен ругаться и выяснять отношения дома, а должен совершить тауба, покаяние. И то, что мы видим результаты наших ошибок или грехов – это большая милость от Аллаха, так Он дает нам шанс исправиться – вспомнить грех и получить прощение за него, совершив тауба.
Второе, что помогает проявить терпение - это награда, которую Аллах даст ему за проявление сабыра. В том случае, когда испытание или беда приходит от Аллаха и по причине какого творения (человека), у человека есть три выбора поведения: 1. Ему разрешается отомстить в том, же размере, в каком он получил вред, но в пределах дозволенных шариатом (к примеру, высказать в ответ словами, которые допускаются шариатом); 2. Он может простить, как прощали посланники и праведники; 3. Он может отомстить, взяв больше чем нанесенный ему вред – это запрещено шариатом (харам).
Вместо того, чтобы отомстить, для него лучше будет простить ради Аллаха. Доказательством на то, что ответить добром на зло, будет лучше, являются слова Аллаха в суре 41 «Фуссылят» (34):
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник». Поступив так, человек получит награду от Аллаха и вражда сменится на любовь и братство. Ибн Масъуд передал (Муслим): «Когда в него кидали камнями – Пророк, салаллаху алейхи уасалям, вытирая лицо от крови, просил Аллаха: «Прости их, ибо они не знают». Доказательство на награду от Аллаха за проявленный сабыр в ответ на зло в суре 42 «аш-Шура» (40):
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников».
Доказательства о награде за сабр из сунны:
1. Как передает [vi] Бейхаки в своем «Сунане»: «В Судный день всему человечеству скажут: «Пусть тот, кто простил своему брату, ради награды Аллаха войдет в Рай (2р.)». И тогда все люди захотят, чтобы им тоже причинили вред в этой жизни, и они бы простили, чтобы также стоять перед Аллахом в ожидании обещанной награды». Если человек оставит месть и простит тому, кто навредил ему – то Аллах вознаградит его.
2. Также о награде Аллаха за проявление сабыра приходит в хадисе от Абдуллах ибн Амр ибн Аса (Бейхаки): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Кто воздержит свой язык – Аллах скроет грехи этого человека в Судный День, того же, кто сдержит свой гнев – того Аллах освободит от наказания в Судный День»».
3. Как приходит в сборнике Муслима (хадис № 2999) от Сухейба [vii] радыАллаху анху, в котором Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Как хорошо мумину (верующему) – все его дела прекрасны: когда к нему приходит милость Аллаха – он благодарит Его и это для него обернется добром, когда же к нему приходят трудности и беды от Аллаха – он терпит и это для него также будет добром».
4. Хадис от Айшы, радый Аллаху анха (Байхаки, Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Кто требует согласие Аллаха, несмотря на то, что в этом согласии есть гнев всего человечества, тот достигнет согласия Аллаха и Аллах сделает всех людей довольными этим человеком. Если же человек требует согласие людей, оставив довольство Аллаха и навлекая гнев Аллаха, то Аллах будет недоволен этим человеком и все люди будут недовольны этим человеком»». Польза из этого хадиса: у разумного человека есть выход – немного потерпеть и требовать довольство Аллаха и в конце у него будет и довольство Аллаха и довольство людей. В противном случае – человек теряет довольство Аллаха и довольство людей и умирает как животное, не оставив после себя ничего хорошего и полезного.
5. Хадис от Саид ибн Мусаяб (Абу Дауд): «Однажды когда Абу Бакр был с Пророком, салаллаху алейхи уасалям, пришел один человек и в присутствии Пророка, салаллаху алейхи уасалям, начал ругать Абу Бакра Сиддика. В первый раз Абу Бакр промолчал, проявив сабыр. И во второй раз Абу Бакр промолчал. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, слышал это, дивясь и улыбаясь. Но в третий раз Абу Бакр не выдержал и начал отвечать этому человеку, защищая себя. И в этот момент Пророк, салаллаху алейхи уасалям, встал со своего места, разгневался и ушел. Абу Бакр последовал за Пророком, салаллаху алейхи уасалям, и спросил: «О посланник Аллаха, когда он бранил меня, ты сидел, а когда я ответил ему, ты разгневался и ушел?» На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил ему: «О Абу Бакр, когда этот человек начал ругать тебя, а ты молчал, проявляя терпение, с неба спустился ангел и стал защищать и оправдывать тебя, обвиняя того человека во лжи. Но когда ты не выдержал и начал защищать себя – ангел ушел и вместо него пришел шайтан. А когда приходит шайтан, я не могу находиться рядом с ним. О Абу Бакр, три вещи, и каждая из них – истина: 1.Аллах обязательно станет всячески поддерживать любого раба, которому нанесли обиду, если он простит ее ради Всемогущего и Великого Аллаха; 2.Если человек откроет врата даров, стремясь к поддержанию связей, Аллах обязательно добавит за это многое; 3.Если же откроет человек врата просьб, желая приобрести многое, то Аллах непременно усугубит его нужду!»».
Тот же, кто пойдет третьим путем - будет мстить больше чем нанесенный ему вред – то Аллах этого не любит.
Урок 5. Доказательством на все 4-е вопроса шейх ат-Тамими приводит суру «аль-Аср», в которой Аллах клянется (уа Ллахи, би Лляхи, та Ллахи) временем «аср» – одним из Своих творений. Человеку не разрешено клясться творениями Аллаха, только Аллахом он может клясться, как сказал Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Кто хочет поклясться – пусть клянется Аллахом или молчит» или как в другом хадисе от ибн Умара: «Кто клянется не Аллахом – то это куфр и ширк» или как в другом риваяте «куфр». Аллах же клянется чем хочет! В других хадисах приходит, что Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, приказывает клястья только в том, что правда. А с теми, кто клянется во лжи, в Судный День Аллах не будет разговаривать и на них падет гнев Аллаха! Несмотря на тяжесть такого греха, ибн Масъуд (Аби Шейба) говорил: «Для меня милее поклястья Аллахом и соврать, чем покляться не Аллахом и сказать правду».
Что такое «аср» в этой суре? Некоторые ученые говорят – в этой суре имеется в виду молитва «аср». Большинство ученых считает, что Аллах клянется временем, потому что время для каждого человека очень важная и дорогая вещь. Далее Аллах утверждает, что все люди в убытке, все без исключения – что бы они не делали, богатые или бедные, успешные и неудачники, с детьми или без них, долго будет жить или мало. Кроме тех, которые обладают 4-мя качествами: 1 – те, которые уверовали (уверовать без знаний не возможно, т.е. обладающие знанием), 2 – те, которые совершают праведные дела (чтобы совершать праведные дела необходимо иметь знание - что есть праведное, т.е. дела на основе знаний), 3 – призывающие к истине (при условии что у человека будут знания и вера, и он будет подтверждать их делами), 4 – терпеливые ( терпеть самому и призывать других к терпению ). Каждый человек, кто не обладает этими качествами, в убытке. И это говорит Аллах, который создал человека и лучше всех знает свое творение. Как приходит в хадисе Анаса ибн Малика (Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «В Судный день приведут человека, который будет одним из обитателей ада. Этот человек проживет в этом дуние самым счастливым человеком, не зная никакого горя (как говорит шейх Фаузан – это человек, прожившую долгую жизнь больше среднего срока, который определил Пророк, салаллаху алейхи уасалям: «Моя умма живет в среднем 60-70 лет и редко кто проживает больше»), имея много богатств и детей, и не зная никакого недостатка в этой дуния. Но этот человек забыл о самом главном – о Судном дне. И этого человека кидают ненадолго в Ад и, сразу же вытащив его оттуда, спросят: «О сын Адама, ты прожил долгую жизнь? Видел ли ты в своей жизни какое-нибудь добро? Ощутил ли какую-нибудь сладость?» И тогда этот человек, познавший ужас ада и забыв от ужаса о том хорошем, что было у него в жизни, скажет: «Нет!» Вот так человек, забывший о Судном дне, оказывается в убытке – все хорошее в Судный день исчезает, забывается и аннулируется. И точно также приведут мухмина (верующего), который в своей жизни уверовал в Аллаха, творил благие дела и помнил о Судном дне, несмотря на то, что жизнь его была полна горя и недостатков. Этого мухмина заведут ненадолго в Рай и, выведя его из него, спросят: «Ты прожил трудную жизнь – помнишь ли ты что-нибудь плохое в своей жизни?» И он, познав Рай, ответит: «Нет! Клянусь Аллахом, ничего плохого в моей жизни не было»».
Польза из этого хадиса – в Судный День, когда человек будет стоять перед Аллахом, ему не поможет ни его авторитет, ни его богатства, ни дети. Только те 4-е качества – вера, дела, призыв и терпение – спасут его от убытка в Судный день. Шейх уль-ислам ибн Кайим: «У великого джихада – джихада против своего нафса есть 4-е условия успеха: 1 – требовать знания, чтобы отдалить невежество от своего нафса; 2 – совершать дела в соответствии с полученными знаниями; 3 – призывать к первым двум условиям; 4 - проявлять сабыр на этом пути».
Далее шейх ат-Тамими приводит слова имама аш-Шафии – великого ученого ахлюсунна, полное имя которого Мухамад ибн Идрис ибн аль Аббас ибн Усман Альмуталлиби. Имам аш-Шафии является потомком общего с Пророком пра-прадеда. Пророк Мухамад ибн Абуллах ибн Абдульмуталлиб ибн Хашим ибн Абдуманаф. У пра-дедушки Пророка Хашима был брат Альмуталлиб, их отец Абдуманаф. Род аш-Шафии берет начало от Альмуталлиба брата Хашима. Аш-Шафии родился 150 г.х., в этом же году скончался имам Абу Ханифа. Умер он в 204 году хиджры. Делая тафсир этой суре «Аср» имам аш-Шафии говорит, что если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве наставления и доказательства, то этого было бы достаточно. Здесь имам не имеет в виду весь Коран. На такие важные вещи как знание, дела, призыв и сабыр в Коране приходит очень много аятов (90 аятов только о сабыре). И в суре «Аср» Аллах собрал эти 4-е вопроса в одном месте и еще раз подтвердил их особую важность. И именно об этом хотел сказать имам аш-Шафии, имея в виду, что «если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода на эти 4-е важных вопроса (знания, амалы, призыв, сабыр) то этого было бы достаточно». Далее ат-Тамими приводит слова имама Бухари, полное имя которого, Абу Абдиллях Мухаммад ибн Исмаил ибн Иброхим ибн Мугира аль Бухари, родился в 194 г.х и умер 256 г.х. Его знаменитая книга «Ас-Сахих», которая считается второй книгой после Корана и признается единодушно всем мусульманским миром сборником достоверных хадисов. Книга о хадисах и фикхе «ас-Сахих» подразделена на отдельные 99 книг, каждая книга разделена на главы. В книге «Ильм», есть глава «Знание прежде слов и дел». И доказательство на это утверждение имам приводит в суре «Мухаммад» (19): «Знай, что нет божества кроме Аллаха, и проси прощения за грех свой». Просить прощения за грех – мы понимаем, как говорить словами и подтверждать делами. Т.е. прежде слов и дел, Аллах приказывает нам получить знание. Какое знание – знание о таухиде, о том, что только Аллах – Единый Бог, достоин поклонения и возвеличивания! Абу Дарда, радыйаллаху анху, говорит: «Как хорошо человеку, который действует мало (т.е. мало совершает гибадат), но строго со знанием, т.е. с доказательствами! Счастлив человек, который ночью спит, днем кушает, а поститься только в месяц рамадан, читает 5-ый намаз, совершает призыв – но все это с далелем, каждый шаг с далелем, и его дела совпадают с сунной Пророка, салаллаху алейхи уасалям. И как ошибочно завидуют тем, кто всю ночь читает намаз, весь следующий день постятся (все 365 дней в году) – и весь свой гибадат они совершают без знаний. Они же махрур!». Пример таких – хавариджы.
Имам Мухамад ибн Насыр ибн Марвази передает следующий асар от Абу Саляба (сахаби): «Будьте осторожны – скоро вам откроется мир – у вас будет много имущества. Когда появится имущество – придет фитна. У кого есть знание – то к нему фитна придет белая ( т.е. ясная для знающего ), к тому же, у кого нет знаний – к нему фитна придет черная ( невежда не сможет спастись от опасного искушения )».
Абдулла ибн Мубарак, а также Суфьян ибн Уейна говорят: «Кто действует без знаний – тот похож на христианина, а тот, кто имеет знание и не действует – тот похож на яхудов».
Ибн Кайим: «Человек, делающий амалы без знания, похож на транспорт без водителя. Такой транспорт нанесет вред окружающим и в конце еще и себя погубит».
Урок 6. __________________________________________________________________________ Матн из книги: Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязана познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними. 1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе. Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинился ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь, Доказательством этого является высказывание Всевышнего: ﴿إِنَّا أَرْسَلْنَا إِلَيْكُمْ رَسُولاً شَاهِداً عَلَيْكُمْ كَمَا أَرْسَلْنَا إِلَى فِرْعَوْنَ رَسُولاً * فَعَصَى فِرْعَوْنُ الرَّسُولَ فَأَخَذْنَاهُ أَخْذاً وَبِيل﴾[المزمل: 15، 16 2. Аллах недоволен, когда кто-либо приобщает к Нему равных в поклонении, будь то приближённый ангел или посланный пророк. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلاَ تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً (الجن 18) «Мечети - для Аллаха, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» 3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху не должен любить тех, кто враждебен к Аллаху и Его посланнику, даже если это самый близкий родственник. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: : ﴿ لاَ تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ أُوْلَئِكَ حِزْبُ اللَّهِ أَلاَ إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾[المجادلة: 22 «Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех. кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. Аллах написал в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введёт их в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом Это - партия Аллаха, Поистине, партия Аллаха - они счастливые!»
Второе вступление.
Шейх ат-Тамими говорит, что каждому уаджиб изучить три следующих вопроса и совершать дела в соответствии с ними. Суть первого вопроса – таухид руббубия и следование посланнику.
1. Шейх ат-Тамими говорит, что Аллах сотворил нас. Доказательства на то, что Аллах нас создал, делятся на два вида: 1. Доказательства из разума 2. Доказательства из Корана и Сунны
Доказательства из Корана. 1. Сура 39 «аз-Зумар» (62): «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи». 2. Сура 6 «аль-Анам» (2):
«Он – Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения, но после этого вы все еще препираетесь». 3. Сура 7 «аль-Араф» (11):
«Мы сотворили вас, потом придали вам облик.Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.». 4. Сура 15 «аль-Хиджр» (26):
«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». (Ибн Кассир: «Сухая глина – глина, которая издает звук, если по ней бить»). 5. Сура 15 «аль-Хиджр» (33): «Иблис сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи»». 6. Сура 37 «ас-Саффат» (96): «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете (вы сами ничего не делаете)». 7. Сура 51 «аз-Зарийат» (56): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Доказательства из разума. Спор имама Абу-Ханифа и безбожника. Это спор о том, как со слов имама корабль сам построился из деревьев и без людей перевез имама через реку – на что безбожник, выслушавший этот рассказ, обвинил имама в сумасшествии. В ответ имам назвал безбожника еще более сумасшедшим по причине того, что он считает, что вселенная появилась и существует сама по себе, случайно. Если человек спокойно поразмыслит и ответит на этот вопрос «Может ли целая вселенная с ее точнейшим порядком произойти и существовать сама по себе, случайно?» – то он поймет, что есть Создатель, который создал все и всем управляет. В противном случае, у этого человека проблемы с разумом.
Доказательства из Сунны. Хадис (Бухари, Муслим) передает Джубайр ибн Мут’им (в то время когда этот сподвижник еще был язычником, он приехал в Медину решить вопрос по пленным после битвы Бадр): «Когда я приехал в Медину уже настало время намаза – Магриб и Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, совершал эту молитву. И я услышал, как Посланник в первом ракагате читал суру 52 «Тур» и когда он дошел до аятов (35-36): «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?»,
мое сердце чуть не выскочило из груди. И тогда вера вошла в мое сердце!» Польза из этого хадиса - в аятах этой суры «Тур» Аллах говорит о возможном происхождении человека, предлагая два варианта из трех возможных, и оба эти варианта противоречат разуму. Остается только один вариант – у человека есть создатель и это Аллах.
2. Далее шейх ат-Тамими говорит, что Аллах дает нам пропитание (ризык). Доказательство из Корана – сура 51 «аз-Зариат» (56-58):
«Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». Доказательство из Сунны – знаменитый хадис от Абдулла ибн Масъуд (Бухари, Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит, что когда ребенок появляется в утробе своей матери и ему исполняется там 120 дней, Аллах приказывает ангелу спуститься к ребенку и написать 4-е слова: Первое слово – это ризык ребенка (что он будет есть, и как он будет зарабатывать); Второе – ажал (сколько он будет жить и когда он умрет);Третье – амал (какие дела он будет совершать – праведные или грехи); Четвертое – шакы или са’ид (несчастный или счастливый, т.е. попадет в Ад или в Рай)». Однажды у Хасана аль-Басри спросили: «Почему ты не занимаешься своим ризыком? Не пытаешься его увеличить как другие люди?». На что он ответил: «Зачем? Мой ризык у меня на руках. Когда я был в утробе матери Аллах написал мне мой ризык. И что бы я не делал – мой ризык не изменится». Еще одно доказательство из акыла (разума) на то, что Аллах – является Раззак (Дающий пропитание) – это то, что мы чувствуем и анализируем. Когда мы находим еду, мы понимаем, что это от Аллаха. Например, если не будет дождя, то урожая пшеницы не будет и тогда все умрут от голода, однако так не происходит и дождь непременно бывает. И мы понимаем, что дождь от Аллаха и все необходимые проявления природы происходят только по воле Всевышнего. 3. Далее шейх говорит, что Аллах создав нас и дав нам пропитание, не оставил нас предоставленным самим себе. Доказательство из Корана. 1. Сура 23 «Муминун» (115): أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?». 2. Сура 75 «Кыяма» (36): أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» Шейх Абдразак на слова «без присмотра» дает следующее объяснение – т.е. не будет оставлен без приказа и без запрета. Он же говорит: «Если бы Аллах не приказал и не запретил нам – мы бы не отличались от животных». Поэтому Аллах создал человека и дал ему эту жизнь в качестве испытания. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|