Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра «Государственное и муниципальное управление»





Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

ЛЕКЦИИ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

По направлениям подготовки 031600 – «Реклама и связи с общественностью» квалификация «бакалавр»

 

 

Составитель: ст.преп. Горшняя С.И.

 

 

Новороссийск 2012

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003.

2. Кашкин П. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.

3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003

4. Бориснёв, С В. Социология коммуникации: учеб. пособие дня вузов. – М., 2003.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.

2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

5. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993.

6. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

7. Эко У. Семиология визуальных сообщений. Семиология архитектуры // Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998.

Тема 5: Функциональный анализ коммуникационной деятельности

Потребности человека в коммуникации, цели и функции коммуникации в обществе, функциональная модель коммуникации, речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие.

Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе! Не тормози – сникерсни!; речь адвоката или прокурора в суде). Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять).

Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.

Американские исследователи Р.Димблби и Г.Бертон (авторы учебника по теории коммуникации) распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие (artistic expression).

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу пять уровней Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, ‘здоровый секс’, архитектура и дизайн жилища).

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации и коммуникативного акта выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам.

Надо помнить, что функция — это часть смысла сообще­ния, а не роль участника коммуникации или ее элемента, с которым соотносима эта функция.

Традиционно выделяются либо две, либо три функ­ции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересе­каются друг с другом. Считалось (и бытовое сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в пер­вую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, поня­тий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вто­рая функция, которая обычно выделялась, — оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья — аф­фективная: передача эмоций и чувств.

Одной из наиболее простых функциональных модей коммуникации была модель известного психолога и лингвиста Карла Бюлера (1879-1963). Три функции языка и сообщения соотносились в ней с двумя коммуникантами и сообщением — элементом коммуникативного акта;

1. экспрессивная функция, соотносимая с говорящим,

2. апеллятивная функция, функция обращения, со­относимая со слушающим,

3. репрезентативная функция, функция сообщения информации.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

1. эмотивная,

2. конативная,

3. референтивная,

4. поэтическая,

5. фатическая,

6. метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003.

2. Кашкин П. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.

3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

4. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.

5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003.

2. Кашкин П. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.

3. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.

4. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.

5. Абелева И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М., 2004.

6. Агеев В. Н. Семиотика. — М., 2002.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М„ 2003.

2. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 1994.

4. Черри К. Человек и информация. — М, 1972.

5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие. – СПб, 2004.

2. Балакшин, А.С. Основные направления западной философии второй половины XIX–XX веков : учебно-метод. пособие / А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007.

3. Балакшин, А.С. Культура в информационном обществе : учебно-метод. Пособие – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования; пер. с англ. – М. : Академия, 2004.

5. Бжезинский, З. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство; пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. – М. : Международные отношения, 2004.

6. Гэлбрейт, Дж.К. Экономическая теория и цели общества; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1976.

7. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество; пер. с англ. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2003.

8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн. : Изд. В.М. Скакун, 1998.

9. Тоффлер, Э. Третья волна. – М. : АСТ, 2004.

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М„ 2003.

2. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс - 3-е изд., перераб. и доп. — М: ACT: Восток - Запад, 2007.

3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессио­нальной деятельности. — СПб, 2001.

4. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуни­кация и прагматика. — М., 2007.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. — М, 2007.

2. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа, Культу­ра. — М., 2004.

3. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М.,2003.

4. Агеев В. Н. Семиотика. — М., 2002.

5. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004

6. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.

7. ЭКО У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — ТОО ТК «Петрополис», 1998.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М„ 2003.

2. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.

3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс - 3-е изд., перераб. и доп. — М: ACT: Восток - Запад, 2007.

4. Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: Структура и детерминанты// Психологический журнал. – 1995. - № 6.

5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. – Казань, 1969

6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.

7. Огарь (Федоренко) Е. И. Методика определения типа межличностного поведения // Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества в условиях перестройки. – М., 1989. С.116-117.

8. Стернин И. А. Русское и немецкое коммуникативное поведение и проблема межкультурной коммуникации / Межкультурная коммуникация: парадигмы исследования и преподавания. Материалы международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.

 

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

ЛЕКЦИИ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.