Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 6. Вербальная и невербальная коммуникация





Сущность, структура, функции речевой коммуникации. Понятия «язык» и «речь». Дискурс и виды дискурсов. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации.

Вербальная коммуникация представляет собойсловесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми.

В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во- первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена. Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения – это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:

1. Изменения в знаниях получателя;

2. Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

3. Изменение проведения получателя сообщении.

В теории коммуникации для обозначения различных актов речевого общения принято выделять виды речи по разным основаниям, подчеркивая тем самым разные стороны речевой деятельности различают внешнюю речь и внутреннюю (чтение про себя, припоминание). Внешняя речь, громко произносимая и воспринимаемая на слух, получила название устной речи. Ей противопоставляется письменная речь – способ речевого общения, в котором словесное высказывание кодируется с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) делят, в свою очередь, на продуктивную и пассивную. Продуктивная речь – это говорение, представление собственных размышлений. Рецептивная речь – это слушание, чтение, восприятие чужих мыслей.

Различают устную и письменную формы речевой ком­муникации. Устноречевая коммуникация предполагает такие формы, как монолог, диалог и полилог. Монолог как форма коммуникативного поведения ис­пользуется человеком в двуединой роли говорящего-слушающего и может преследовать несколько целей: ин­формировать слушателей (информационная речь — отчет, выступление на митинге, доклад), пробудить определен­ные чувства и эмоции (убеждающая речь — реклама, тор­жественная речь, поздравительная, поминальная и др.), побудить их к определенным действиям (речь протеста, политическая речь). Монологическая речь всегда публична, чаще всего она произносится при большом скоплении людей — на собраниях, конференциях, съездах и т. п. Мо­нолог — это не просто речь при слушателях, а прежде все­го для слушателей. Говорящий предъявляет как текст, так и самого себя аудитории, следит за реакцией слушающих и вносит коррективы на ходу выступления с учетом ме­няющейся ситуации. При этом положение слушателей по-своему сложное, поскольку по этикету они на протяжении всего выступления должны молчать и не вмешиваться в речь говорящего. Кроме того, аудитория заинтересована, чтобы её присутствие не было напрасной тратой времени, а пошло ей на пользу. Слушатели выражают безмолвно лингвистически, но не безропотно психологически с по­мощью невербальных или паралингвистических средств отношение к тому, что говорит выступающий. Благодар­ный или скучающий взгляд, понурые головы или поддакивающие кивки, свист и хохот, гробовая тишина, откровен­ная зевота, гуд недовольства, гром рукоплесканий, демон­стративный уход из зала - это сигналы обратной связи, контрдействия аудитории.

Диалогкак форма речевой коммуникации представляет процесс взаимного общения, когда смена реплик отражает постоянную смену инициативы, ролей: говорящий стано­вится слушающим, а слушающий — говорящим. Другими словами, коммуникативные роли «Я» и «Ты» взаимообратимы, но отправным пунктом служит говорящий как фак­тический зачинатель разговора. Основные разновидности диалогической коммуникации: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, спор. В диа­логе большое значение имеет интонация, а также сопрово­ждающие речь мимика и телодвижения говорящего. По­следние создают экстралингвистический контекст. К при­меру, диалог врача с пациентом может иметь три варианта диалога: 1) врач задает вопросы и получает ответы по суще­ству дела; 2) врач задает вопросы и получает неопределен­ные ответы; 3) врач задает вопросы и получает ответы, не относящиеся к делу. Наиболее типичен второй вариант диа­лога, особенно если пациент недостаточно образован либо испытывает боль и смущение. С третьим типом диалога ме­дики сталкиваются, когда пациенты болезненно мнительны или стремятся подчеркнуть свою начитанность в области медицины.

Полилог предполагает наличие нескольких активных участников речевой коммуникации.

Виды устноречевой коммуникации — говорение и слу­шание. В ходе специальных исследований было установле­но, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слуша­ние, 21,5% — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% — на говорение, 16% — на чтение.

Говорение — процесс формирования и формулирования мысли, по Н. И. Жинкину, в момент произнесения высказы­вания. Главным инструментом говорения является голос (высота, сила, тембр звуков). Участники коммуникации должны уметь выбирать уместно интенсивность, темп и четкость произношения в зависимости от того, где, с кем и для чего говорят. Главным оценочным критерием произно­шения является правильность / неправильность. При этом эталонным для каждого языка принято считать произноше­ние коренных жителей того района, который исторически является столицей экономической, политической и культурной жизни нации. Отступление от заданного образца считается неприличным и осуждается общественностью (И. Ю. Абелева).

Высшим уровнем говорения является спонтанная, ди­намичная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воз­действует на восприятие слушателями фактов, определе­ний, дополняя их своими рассуждениями.

Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звуча­щей речи. В процессе слушания необходимо различать два аспекта: а) слух как физиологическую характеристику и б) слушание как процесс осознанного познавательного дей­ствия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случай­но в языках существует два глагола — слушать /слышать, англ. hear /listen, франц. ecouter/'entendre.

Умение слушать — одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуни­кабельности человека.Большинству людей свойственны следующие недостатки при традиционном слушании: 1) без­думное восприятие (например, слушание радио при других занятиях); 2) наблюдение за собеседником, вместо того чтобы внимательно слушать и выделять полезную инфор­мацию; 3) внимание не к словам говорящего, а к своим мыс­лям, нередко ошибочно предвосхищая содержание инфор­мации. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с непра­вильным слушанием партнера.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

1. объективные факторы (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении — температура, влажность и др.);

2. субъективные факторы (возраст и пол слушателя, тем­перамент, интеллектуальные способности);основные (слуховая способность, способность к прогно­зированию и др.);

3. дополнительные (способность к запоминанию, к кон­центрации внимания);

4. вспомогательные (уровень общей культуры, словар­ный запас).

Современный человек - двоякоговорящий: устно и письменно. Тот факт, что в мире есть много людей, не умеющих писать, не свидетельствует об их генетической невосприимчивости к письму. В письменно-речевой коммуникации внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего: на выходе коммуникативной сис­темы человека — это собственно письмо, а на входе — чте­ние. Это продуктивный вид речевой деятельности, который отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания общения. В противопо­ложность устному общению, где налицо непосредственный контакт коммуникантов здесь и сейчас, на виду друг у дру­га, где многое очевидно из коммуникативной ситуации, письменное общение — дистанционное. Его участники фи­зически недосягаемы, разрыв в общении связан с длитель­ными промежутками времени и значительными расстоя­ниями, оно не рассчитано на незамедлительную ответную реакцию.

Письмо (написание) представляет собой процесс соз­дания текста с последующей его графической фиксацией. В письме выделяются техника и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием — орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной ре­чи (жанры).

Письменный текст обладает рядом содержательных и формальных качеств: языковой материал соответствует нормам употребления; текст содержит речевые клише, обороты, типичные для той или иной формы письменной ком­муникации; изложение информации характеризуется точно­стью и доступностью для адресата (читателя).

Чтение — это рецептивный вид речевой коммуника­ции, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помо­щью графических символов (букв, иероглифов и т. п.). Чте­ние является важнейшим средством получения нужной информации. Режим чтения зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выде­ляют следующие способы, или виды, чтения:

· ознакомительное, оценочное чтение, результатом ко­торого является получение общего представления о содер­жании текстов (например, беглый просмотр прессы);

· просмотровое, или поисковое, чтение используется для предварительного ознакомления с книгой (например, по оглавлению, по предисловию, по аннотации и т. п.);

· чтение с общим охватом содержания, когда инфор­мация оценивается по принципу «новое-известное», «важ­но-неважно » (чтение художественной или специальной ли­тературы);

· изучающее чтение, при котором читающий макси­мально точно и полно извлекает информацию, когда важна установка на длительное запоминание.

Обычно под речью подразумевается ее устная и письменная разновидности. Однако звуковой и графической реализацией языка не исчерпываются все возможные про­явления речи, на которые способен человек. Так, глухорожденные люди используют пальцевую дактилологическую речь, слепорожденные люди воспринимают письменную речь тактильно с помощью пробитого в бумаге рельефно-точечного шрифта Брайля, а пишут с помощью специально оборудованных приборов, выдавливая текст грифелем.

Невербальная (неречевая) коммуникациястроится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуа­ции, коммуникативного взаимодействия. Невербальное по­ведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важ­напроблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, вспле­скивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика.

Основные каноны невербальной коммуникации — акустиче­ский, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная коммуникация опирается на пять основ­ных наук.

1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невер­бальной коммуникации. Паралингвисжические компонен­ты — интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют со­бой индивидуальные особенности произношения — рече­вые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обуслов­лены разными причинами:

· биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос);

· психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется);

· физиологическими (например, ломка голоса у юно­шей, сиплость, хрипота);

· социальными (например, размеренная и спокойная речь священника);

· национально-этническими и культурными (например, несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются только в параязыке — в сюсюкающей или ироничной речи, в речевой коммуника­ции воров и бандитов);

· жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания);

· прагматическими (например, скорость речи, ее то­нальность при сознательном обмане).

2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Между жестозым и естественным языком наблю­дается определенное сходство. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникатив­ном акте: в определенных условиях смысл может выра­жаться только жестами (например, приказу «Молчи!» соот­ветствует русский жест «прижать палец к губам»). Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль:

· они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно со­провождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.;

· жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание;

· жесты могут замещать речевое высказывание, напри­мер, жест «кивок» используется как эквивалент положи­тельного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии);

· жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополня­ются жестом «погрозить пальцем / кулаком».

С точки зрения обращенности жеста на себя или друго­го различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); вза­имные жесты (пожать друг другу руки).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предос­тавляемой жестами партнеру, их подразделяют на следую­щие семиотические классы:

· жест-регулятор, выражающий отношение говоряще­го к чему-либо или к кому-либо (утвердительный кивок);

· жест-эмблема представляет собой невербальный аналог слова (приложить палец к губам = Тише!);

· жест-иллюстратор представляет образную картину сообщения (движение руками, изображающее человека — «Вот такого роста»);

· жест-адаптор демонстрирует форму коммуникатив­ного поведения, отражающую способность приспосабли­ваться к изменяющимся внешним условиям (дать пощечи­ну, отправить воздушный поцелуй, обхватывать голову ру­ками);

· жест-аффектор выражает определенные эмоции че­рез движения тела (удивление, радость, отвращение);

· жест оценки получаемой информации (почесывание подбородка при раздумывании).

Кинесика носит ярко выраженный национальный харак­тер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одноча­совом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180.

3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном пове­дении людей во время общения. На контакт глаз влияют та­кие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодейст­вии рассматриваются:

· пространственные характеристики — прямой взгляд (открытая контактоустанавливающая позиция), взгляд ис­подлобья, жесткий взгляд (агрессивность, иногда недове­рие);

· степень интенсивности как свидетельство выражен­ности интереса к партнеру (пристальный взгляд);

· временные параметры смотрения друг на друга (уста­виться, отвести взгляд).

4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социаль­ные группы (врачи, косметологи, портные, массажисты, банщики) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует так­тильная практика В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции каса­ния в акте коммуникации:

· выражение участия, заботы или дружбы по отноше­нию к адресату жеста;

· выражение интимного отношения к адресату;

· установление контакта или привлечение внимания;

· отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице.

В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обни­мать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др.

5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуни­кации: интимную, персональную (личную), социальную (общественную), публичную (открытую), формальную.

Таблица 2 – Сводная таблица дистанций общения, типичных для России

(Источник: Л.Г.Викулова. Основы теории коммуникации: практикум. – М., 2008. – С.106)

Дистанция Расстояние Собеседники Ситуация
Интимная Менее 40-50 см Родители, дети, влюбленные и т.д. Духовная близость, полное доверие
Личная От 0,4-0,5 до 1,2-1,5 м Друзья, единомышленники Доверие, обсуждение личных проблем, совместная деятельность
Социальная (общественная) От 1,2-1,5 до 2 м Приятели, коллеги по работе Обмен новостями, рассказ анекдотов, обычная «болтовня»
Формальная От 2 до 3,7-4 м Начальник — подчиненный, деловой партнер Прием у начальства. Деловые переговоры, визит к чиновнику
Публичная (открытая) Более 3,7-4 м Аудитория на митингах, концертных залах Позволяет воздержаться от общения или просто поздороваться

 

Для контактного диалога важны первые три зоны. Социальное пространство влияет на коммуникативное групповое взаимодействие (место во главе стола, в ложе, на трибуне, в первом ряду). Среди пространственных параметров одним из важнейших является расстояние, которое бывает двух типов — физическое и психологическое. Немецкие студенты твердо знают, что разговор с профессором уни­верситета должен происходить на расстоянии не ближе 3,2 метра. В конторах Германии стулья посетителей иногда привинчивают к полу для того, чтобы пришедшие не смог­ли войти в доверительную, интимную зону, оставались в социальной зоне.

12. Молчаниеотносят к средствам невербального об­щения. Коммуникативно-значимое молчание, согласно Н. И. Формановской, это:

· ролевая обязанность слушающего,форма его этикет­ного кооперативного поведения (не перебивать, выслуши­вать и т. п.);

· ролевая обязанность говорящего, когда партнер ожи­дает от него словесной реплики, но вместо этого получает нулевой коммуникативный акт.

С молчанием связаны жестово-мимические знаки изум­ления, крайнего удивления или недовольства и т. п. (остол­бенеть, сжать зубы, разинуть рот от удивления, пожи­мать плечами). С, В. Крестинский выделяет следующие коммуникативные функции актов молчания:

· контактная функция — при взаимопонимании ком­муникантов {посидим вместе, помолчим);

· дисконтактная фунщия — при отчужденности или непонимании друг друга (не спрашивай, я не могу гово­рить);

· эмотивная функция. — при передаче различных эмо­циональных состояний (страх, радость и др.) человека (он испугался и замолчал);

· информативная функция — при выражении согла­сия, неодобрения, желания или нежелания что-либо вы­полнить;

· стратегическая функция — при нежелании говорить, когда преследуется определенная цель: чтобы не показать свою некомпетентность, не выдать кого-либо и др.;

· риторическая функция — при привлечении внимания, придании весомости последующему высказыванию (сде­лать особую паузу);

· оценочная функция-— при выражении оценки слов или действий собеседника, например презрения, неодобре­ния и др.;

· акциональная функция— при молчаливом выполне­нии какого-либо действия: извинения, прощания, примире­ния и пр. (молча подать руку).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.