|
Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправленияХарактер и формы взаимоотношений населения и депутата, а также избранного населением должностного лица местного самоуправления определяются Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, другими федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставом муниципального образования. В советский период развития нашего государства законодательство о местных органах власти предусматривало использование таких тесно связанных с выборами институтов непосредственной демократии, как наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями и населением, а также отзыв депутатов, которые являлись элементами императивного депутатского мандата. Действующее законодательство о местном самоуправлении предполагает использование в системе местного самоуправления прежде всего таких форм прямой демократии, как отчеты депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также их отзыв. Что же касается наказов избирателей, то федеральное законодательство о местном самоуправлении не содержит каких-либо положений о них. Вместе с тем оно не содержит и положений о запрете давать наказы депутатам. Муниципальные образования, основываясь на законодательстве субъектов Российской Федерации, вправе предусматривать использование этого института прямой демократии в практике работы представительных органов местного самоуправления. Кроме того, следует иметь в виду, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает возможность использования населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, которое позволяет населению добиваться решения тех или иных вопросов местного значения не через дачу наказов, а путем непосредственного внесения в орган местного самоуправления проекта соответствующего решения по какому-либо вопросу местной жизни. Необходимость использования отчетов, института отзыва депутата, выборного должностного лица в системе местного самоуправления обусловлена природой местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения (непосредственной и через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения. Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления используют в своей деятельности такие формы взаимодействия с населением, как: а) встречи с избирателями; б) работа с обращениями граждан; в) информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления; г) участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан; д) участие в организации территориального общественного самоуправления. Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются обязанности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления вести прием избирателей и отчитываться перед ними о своей работе. Так, в соответствии со ст. 12 Закона Московской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области» (1998 г.)[50] депутат, выборное должностное лицо обязаны: а) регулярно вести прием избирателей округа; б) не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации. Под отчетом депутата, выборного должностного лица следует понимать его официальное выступление перед избирателями с сообщением о работе, которую проделал он лично и в целом представительный орган (орган, который возглавляет выборное должностное лицо) за определенный период. Цель этого выступления состоит не только в том, чтобы информировать избирателей о проделанной работе, но и в том, чтобы они могли обсудить и оценить работу депутата, выборного должностного лица, высказать свои предложения и замечания. Поэтому отчет непременно должен носить характер личной встречи депутата, выборного должностного лица с избирателями. Уставы муниципальных образований могут предусматривать проведение отчетов депутатов, выборных должностных лиц не только по их инициативе, но и по требованию избирателей (проведение внеочередных отчетов). По отчету депутата, выборного должностного лица должно приниматься избирателями решение, в котором содержится оценка работы этих выборных лиц. Постоянный контроль со стороны населения за работой депутатов, выборных должностных лиц, критика со стороны избирателей недостатков деятельности данных лиц помогают обеспечить активное влияние на всю практику выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, активизировать их работу, помочь вести борьбу с проявлением бюрократизма, волокиты, невнимательного отношения к нуждам и потребностям людей. Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица по воле избирателей. Следует учитывать, что использование института отзыва в системе местного самоуправления зависит от муниципальных образований, ибо согласно ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Законодательство субъектов Федерации, устанавливая порядок отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, перечисляет основания отзыва. Указанные выборные лица в соответствии с законами субъектов Федерации могут быть отозваны в случае, если они не оправдали (утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих обязанностей, требований Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, устава муниципального образования или совершения действий, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Законы субъектов Федерации могут предусматривать некоторые ограничения, связанные с реализацией права инициативы проведения голосования об отзыве. Так, ст. 1 Закона Алтайского края от 2 октября 1996 г. «О порядке отзыва депутата, члена вьь борного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» устанавливает, что предложение об отзыве данных выборных лиц не может быть внесено ранее чем через шесть месяцев со дня их избрания и позднее чем за девять месяцев до окончания их полномочий. Процедура отзыва включает следующие стадии: инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования по отзыву; подготовка к проведению голосования по отзыву; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования по отзыву[51]. Право требовать проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица принадлежит гражданам, обладающим в соответствии с законодательством активным избирательным правом, проживающим на территории округа, от которого избран депутат, выборное должностное лицо. В соответствии с законом субъекта Федерации с инициативой проведения голосования по отзыву выборных лиц могут выступать также местные отделения избирательных объединений субъекта Федерации, местные (муниципальные) избирательные объединения, выдвинувшие данных лиц в качестве кандидатов в депутаты или на должность выборных должностных лиц. Для выдвижения требования по отзыву выборных лиц необходимо собрать установленное уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации число подписей избирателей в поддержку проведения голосования по отзыву. Так, Законом Владимирской области «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления» требуется собрать в поддержку требования об отзыве не менее 5% граждан, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Законом Алтайского края «О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» под требованием о проведении голосования по отзыву необходимо собрать не менее 10% от общего числа избирателей округа. В многомандатном избирательном округе десятипроцентный показатель считается, согласно закону, от числа избирателей данного избирательного округа, поделенного на число мандатов. Законом субъекта Федерации закрепляется порядок и сроки сбора подписей о проведении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Сбор подписей под требованием об отзыве в соответствии с законами субъектов Федерации может производить любой гражданин (группа граждан), обладающий правом на участие в голосовании по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица либо инициативная группа (группы), образуемая в соответствии с требованием закона субъекта Федерации. Законом может также устанавливаться порядок создания и регистрации инициативной группы. Закон Владимирской области «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления» предусматривает, что инициативная группа создается из граждан численностью не менее пяти человек, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. На собрании инициативная группа из своего состава избирает председателя, секретаря. Протокол собрания, список членов инициативной группы передаются для регистрации группы в соответствующую избирательную комиссию. Решение о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения избирательной комиссией протокола и списка членов инициативной группы. Представителям инициативной группы выдается свидетельство в регистрации. Сбор подписей граждан о проведении отзыва производится с помощью подписных листов, изготовленных по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией. Подписной лист должен содержать фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, занимаемую должность или род занятий отзываемого депутата, выборного должностного лица, а также причину отзыва. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором депутат, выборное должностное лицо были избраны. Гражданин, поддерживающий предложение об отзыве, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Сбор подписей может проводиться по месту работы, службы, учебы и жительства, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен федеральным законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Подписной лист должен быть заверен лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности. В каждом подписном листе должно быть указано также наименование населенного пункта, района, где проводился сбор подписей граждан. Депутат, выборное должностное лицо, в отношении которых был начат сбор подписей под требованием об отзыве, вправе сделать заявление или дать объяснение по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об отзыве. Законами субъектов Федерации устанавливается общий срок сбора подписей под требованием проведения голосования по отзыву. Как правило, он не превышает 30 дней. По окончании сбора подписей граждан лица, собиравшие подписи, составляют итоговый протокол, в котором указывают количество собранных подписей и дату окончания сбора подписей. Итоговый протокол вместе с заполненными листами направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия уведомляет депутата, выборное должностное лицо о поступивших подписных листах в поддержку требования об отзыве в установленный законом срок (как правило, в пятидневный срок), проверяет правильность заполнения подписных листов. О результатах своей работы комиссия докладывает соответствующему представительному органу местного самоуправления. Решение о проведении голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица принимает представительный орган местного самоуправления. Законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления должен принять решение, а также довести его до сведения лица, в отношении которого было выдвинуто требование об отзыве. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву в случае, если при выдвижении требования об отзыве и сборе подписей избирателей были соблюдены нормы закона, устава муниципального образования. При наличии соответствующих оснований представительный орган местного самоуправления вправе отказать в проведении голосования по отзыву. Это решение должно быть мотивированным. Оно доводится до сведения территориальной избирательной комиссии и избирателей. Представительный орган местного самоуправления вправе приостановить рассмотрение вопроса о назначении даты голосования по отзыву, если обстоятельства, послужившие основанием для выдвижения требования об отзыве депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица являются предметом судебного разбирательства. К рассмотрению этого вопроса представительный орган местного самоуправления возвращается после вступления решения или приговора суда в законную силу. Дата голосования по отзыву устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Федерации. Так, согласно Закону Алтайского края «О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» голосование по отзыву проводится не ранее чем через 40 дней и не позднее чем через 60 дней с момента принятия решения о проведении голосования. После принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица требуется осуществление ряда организационных мер, связанных с подготовкой к проведению голосования по отзыву. Территория избирательного округа, где был избран депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо, делится на участки для голосования по отзыву. Они, как правило, совпадают с избирательными участками, образованными при проведении выборов данного лица. Участки для голосования образуются главой муниципального образования по голосованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией. Участки образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории участка, с учетом местных и иных условий из расчета не более чем три тысячи граждан, обладающих избирательным правом, на каждом участке. Функции территориальной комиссии по проведению голосования по отзыву осуществляет соответствующая территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) избирательная комиссия, которая образуется в соответствии с избирательным законодательством. В соответствии с законами субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления территориальная избирательная комиссия может действовать на постоянной основе. Территориальная комиссия координирует деятельность участковых комиссий по проведению голосования по отзыву, которые образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Порядок их формирования определяется Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также законами субъектов Федерации. Территориальная комиссия также разъясняет порядок применения закона субъекта Федерации по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Кроме того, она распределяет денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение голосования по отзыву, контролирует их целевое использование. Территориальная комиссия обеспечивает своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего сведения. Список избирателей (участников голосования по отзыву) подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую комиссию — также председателем и секретарем участковой комиссии. Порядок составления списков избирателей (участников голосования по отзыву) устанавливается Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также законами субъекта Федерации о муниципальных выборах и о порядке отзыва депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица. Список избирателей представляется участковой комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей (участников голосования по отзыву) после окончания голосования и начала подсчета голосов участников голосования по отзыву запрещается. К полномочиям территориальной комиссии по проведению голосования по отзыву относятся также: утверждение формы и текста бюллетеня для голосования по отзыву; обеспечение изготовления бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий; установление результатов голосования по отзыву и их обнародование; другие полномочия в соответствии с законодательством. Участковые комиссии обеспечивают ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривают заявления и жалобы об ошибках и о неточностях в этом списке и решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений. Кроме того, данные комиссии обеспечивают подготовку помещения, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования для голосования, определяют результаты голосования по отзыву, составляют протокол и передают документацию, связанную с проведением голосования, в территориальную комиссию. Они осуществляют и другие полномочия в соответствии с законодательством. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению голосования по отзыву производятся за счет средств местного бюджета. Деятельность комиссий по проведению голосования по отзыву осуществляется гласно и открыто: на заседаниях комиссий вправе присутствовать выборные лица, в отношении которых принято решение о проведении голосования по отзыву, их доверенные лица, представители средств массовой информации. После назначения даты проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица граждане, общественные объединения в соответствии с законом вправе беспрепятственно вести агитацию за или против отзыва выборного лица, свободно обсуждать вопросы, связанные с отзывом. Они могут выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций, изготовивших печатные материалы, наименование организации, заказавшей изготовление данных печатных материалов. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные материалы не должны содержать оскорблений и клеветы в адрес депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, в отношении которого было принято решение о проведении голосования по отзыву. Кроме того, данные материалы не должны разжигать расовую, национальную, религиозную рознь. Комиссии по проведению голосования по отзыву, поставленные в известность о нарушениях установленных законом требований, предъявляемым к изготовлению, распространению и содержанию агитационных материалов, должны принять меры по пресечению данных нарушений, включая обращение в соответствующие правоохранительные органы. Законодательство субъектов Федерации гарантирует депутату, выборному должностному лицу, в отношении которого принято решение о проведении голосования по отзыву, право выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в средствах массовой, информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для выдвижения требования по отзыву. В соответствии с законом субъекта Федерации территориальная комиссия организует совместно с трудовыми коллективами и общественными объединениями встречи отзываемого депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица с избирателями в трудовых коллективах и по месту жительства. Выборные лица, в отношении которых принято решение о проведении голосования по отзыву, вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в агитационной кампании. Законы субъектов Федерации определяют количество доверенных лиц, порядок их регистрации территориальной комиссией, а также их права. В соответствии с Законом Алтайского края «О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» отзываемые выборные лица вправе иметь до десяти доверенных лиц. Территориальная комиссия в течение двух дней должна зарегистрировать доверенных лиц и выдать им удостоверения. Закон дает право депутату, члену выборного органа, выборному лицу самому подбирать доверенных лиц и заменять их в любое время до дня голосования. При этом Закон запрещает доверенным лицам состоять в комиссиях по проведению голосования по отзыву. На период после регистрации доверенных лиц и до дня голосования по отзыву работодатели обязаны предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе принимать участие в агитации за или против отзыва депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. В день голосования агитация не допускается. Для проведения отзыва его участник получает бюллетень для голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. В бюллетене для голосования по отзыву указывается фамилия, имя, отчество, должность (занятие) по основному месту работы, основное место работы и жительства депутата, выборного должностного лица, в отношении которых принято решение о проведении голосования по отзыву, номер избирательного округа. В нем также указываются варианты волеизъявления голосующего: «отозвать* и «оставить», под которыми помещаются пустые квадраты. Форма бюллетеня для голосования устанавливается территориальной комиссией. Бюллетени печатаются по решению территориальной комиссии и в срок, установленный законом, передаются участковым комиссиям. Время голосования определяется в соответствии с законом субъекта Федерации. Участковые комиссии оповещают избирателей о времени и месте голосования в порядке и в сроки, предусмотренные законами субъектов Федерации. Согласно закону территориальная комиссия может изменить время голосования с учетом местных условий, при сохранении его продолжительности. Если по участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая комиссия может прекратить голосование и ранее установленного срока. Законодательством субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность досрочного голосования по отзыву. Избиратель, желающий проголосовать досрочно, вправе это сделать в помещении соответствующей избирательной комиссии в сроки, установленные законом. При этом обеспечивается тайна волеизъявления избирателя. Список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с их бюллетенями передаются в соответствующую участковую комиссию. Голосование по отзыву проводится в календарный выходной день. Председатель участковой комиссии в установленный час объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим гражданам и наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. После этого вскрываются конверты с заполненными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (если таковые имеются), и извлеченные бюллетени опускаются в ящики. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня для голосования по отзыву избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С его согласия это может сделать член комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Избиратель получает бюллетень, в правом верхнем углу которого ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Вместе с тем избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования по отзыву и заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом участковой комиссии, наблюдателем, отзываемым лицом и его доверенным лицом. Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования. При этом ящики должны находиться в зале в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. По письменному или устному заявлению избирателей, которые не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, участковая комиссия организует голосование по месту их нахождения с использованием специального переносного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Количество переносных ящиков определяется территориальной комиссией в соответствии с законом. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под расписку число бюллетеней, соответствующее числу письменных и устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших по месту нахождения (вне помещения для голосования), вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии — в его выдаче. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования. Наблюдатели направляются депутатом, членом выборного органа, выборным должностным лицом, в отношении которых принято решение о проведении голосования по отзыву. Кроме того, в соответствии с законодательством субъектов Федерации наблюдателей вправе направить избирательные объединения, граждане, собравшие необходимое для голосования по отзыву количество подписей. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме теми лицами и организациями, чьи интересы они представляют. Полномочия наблюдателей от граждан удостоверяются территориальной комиссией. Удостоверение наблюдателя действительно при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок для голосования не требуется. Вмешательство в действия участковой комиссии со стороны наблюдателей не допускается. Их замечания и предложения рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости — на заседании участковой комиссии. Наблюдатель вправе обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию или суд. На избирательном участке в день голосования вправе находиться также представители средств массовой информации по предъявлении служебного удостоверения. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих. Член участковой комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой комиссией. По истечении времени для голосования председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить бюллетени и проголосовать только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, проверяет неповрежденность печатей или пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования по отзыву, в котором указывается: · общее число избирателей, зарегистрированных по участку; · число избирателей, дополнительно внесенных в список; · число бюллетеней, полученных участковой комиссией; · число бюллетеней, выданных избирателям в день голосования; · число погашенных бюллетеней; · число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; · число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; · число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; · число действительных бюллетеней; · число бюллетеней, признанных недействительными; · число голосов, поданных за отзыв депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица; · число голосов, поданных против отзыва депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается сем составом участковой комиссии. Первый экземпляр протокола направляется в территориальную комиссию. По требованию наблюдателя участковая комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. На основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования территориальная комиссия в срок, установленный законом, определяет результаты голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица. Территориальная комиссия составляет протокол о результатах голосования и принимает соответствующее решение. Законом субъекта Российской Федерации определяется, когда голосование по отзыву считается состоявшимся (обычно голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 5% избирателей). Депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо читается отозванным, если в результате голосования за отзыв проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов «за» и «против» депутат, лен выборного органа, выборное должностное лицо сохраняет вой полномочия. Территориальная комиссия может признать результаты голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица недействительными, если установит нарушения законодательства по отзыву, не позволяющие с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае признания результатов голосования недействительными территориальная комиссия назначает повторное голосование. Если же голосование по отзыву не состоялось, повторное голосование не проводится. В соответствии с законом субъекта Федерации, если голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица признано состоявшимся либо эти выборные лица по результатам голосования не были отозваны, повторное выдвижение требования по отзыву возможно не ранее установленного законом срока (обычно не менее чем через год). Результаты голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица подлежат обнародованию в течение срока, установленного законом субъекта Федерации. Выборное должностное лицо считается отозванным с момента обнародования результатов голосования по отзыву. Если по результатам голосования депутат считается отозванным, то соответствующий выборный орган местного самоуправления принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с отзывом. После этого в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования назначаются выборы в соответствующем избирательном округе вместо выбывшего депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Разрешение жалоб и споров, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, производится соответствующей комиссией по проведению голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица либо в судебном порядке. Собрания (сходы) граждан Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода. В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.[52], в ведение собраний, сходов входило: а) избрание органов общественной самодеятельности; б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов; в) избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и решение вопроса об их отзыве; г) решение вопроса о самообложении сельского населения. Принятый в 1991 г. Закон РСФСР о местном самоуправлении отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы: · избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; · утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; · решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления. Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан п системе местного самоуправления был сделан после принятия Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президиума РФ от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрани< Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|