Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика модулей MRP II





Модули:

1] Планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning).

План продаж и операций (или план продаж и производства) служит двум основным целям в рамках функционирующей системы MRP II:

1) ключевое связующее звено между процессом стратегического и бизнес-планирования и системой детального планирования и исполнения плана компании.

2) принятый план продаж и операций является регулятором всех остальных планов и графиков. Это бюджет, который устанавливается топ-менеджментом для главного календарного плана производства, в свою очередь формирующего все последующие по иерархии календарные планы.

2] Управление спросом (Demand Management).

Управление спросом связывает следующие функции предприятия:

1) прогнозирование спроса

2) работу с заказами покупателей

3) дистрибуцию (распространение продукции)

4) движение материалов и сборочных единиц между производственными площадками компании.

Управление спросом является неотъемлемой частью процесса укрупнённого планирования и разработки календарных планов.

3] Главный календарный план производства (Master Production Schedule).

В этом модуле фиксируется план производства, как правило, исходя из номенклатурных позиций независимого спроса, т. е. «что производить, когда производить, сколько производить». Все остальные календарные планы в MRP базируются на нём и формируются путем «разворачивания» — от потребности в готовой продукции к потребности в компонентах и материалах через описанные структуры продуктов.

4] Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning).

Данный модуль представляет собой расчётный механизм, необходимый для калькулирования потребности во всех номенклатурных позициях, не представляющих собой изделия независимого спроса, потребность предприятия в которых может быть вычислена на основании данных о спросе (в виде прогнозов или заказов) на изделия зависимого спроса, т. е. на те, которые компания реализует контрагентам. К ним относятся материалы, компоненты, детали и т. д.



Исторически это был первый разработанный модуль в рамках систем MRP II, а последующая функциональность «наслаивалась» на него. Можно сказать, что данный модуль является ядром любой системы MRP II.

5] Подсистема спецификаций (Bill of Material Subsystem).

Данный модуль в рамках системы MRP является поддерживающим, содержащим нормативно-справочную информацию, необходимую для корректного планирования. Подсистема спецификаций определяет отношения между номенклатурными позициями в рамках структур продуктов и основана на описании спецификаций (BOM).

6] Подсистема операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem).

Данная подсистема необходима для подержания в актуальном состоянии данных о запасах номенклатурных позиций и основывается на совокупности типов операций с запасами, предварительно описанных и влекущих за собой заранее определенные последствия.

7] Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам (Scheduled Receipts Subsystem).

Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам используется для работы (добавления, удаления, изменения) с заказами, изготовление и закупка которых начаты, но еще не завершены и не закрыты. В зависимости от того, является ли конкретная номенклатурная позиция включаемой в главный календарный план производства или же целиком контролируемой на уровне планирования потребности в материалах (MRP), изменяется модуль, потребляющий информацию, предоставляемую подсистемой.

8] Оперативное управление производством (Shop Floor Control или Production Activity Control),или, иначе говоря,планирование и диспетчирование работы цеха (Shop Scheduling and Dispatching).

Данный модуль назначает способ обсуждения приоритетов между работниками планирования и цеховым персоналом. Он позволяет видеть календарный план работы цеха над производственными заказами с позиций как цеха, так и рабочего центра, и производственных операций, а также отслеживать его фактическое выполнение.

9] Планирование потребности в мощностях (Capacity Requirements Planning).

Данный модуль позволяет представить картину загрузки рабочих центров согласно той производственной программе, которая принята на уровне главного календарного плана производства и прошла через расчёт потребности в изготавливаемых компонентах, выполненный MRP. Модуль позволяет прогнозировать возможные проблемы с мощностями и вовремя их разрешать, т. е. избежать столкновения с ними тогда, когда изменения календарного плана невозможны или дорогостоящи. Отметим, что CRP не пытается решить выявленные проблемы, а оставляет их на усмотрение персонала.

10] Управление входным/выходным материальным потоком (Input/Output Control).

Модуль призван контролировать исполнение плана использования производственных мощностей, разработанного на уровне CRP. Взаимоотношения между двумя этими модулями весьма схожи со взаимоотношениями между MRP и диспетчированием производства, когда MRP задает приоритетность производственных заданий, а планирование на уровне цеха и диспетчирование помогают контролировать соблюдение этих приоритетов. Модуль управления входным/выходным материальным потоком позволяет оценить, выполнен план по загрузке производственных мощностей или нет, так как он контролирует входной и выходной потоки заданий, направленные к рабочим центрам, а также длину очереди к рабочим центрам, измеряемую в часах работы рабочего центра.

11] Управление снабжением (Purchasing).

Модуль предназначен для контроля выполнения плана закупок, сформированного MRP и утвержденного лицом, принимающим решения, а также планирования и исполнения закупок, не связанного с собственно модулем MRP. MRP планирует сроки и параметры заявок на закупку, а данный модуль помогает контролировать реализацию этих заявок посредством их преобразования в заказы на закупку.

12] Планирование ресурсов распределения (Distribution Resource Planning).

Модуль предназначен для обеспечения планирования в том случае, когда предприятие имеет территориально распределённую структуру с несколькими удалёнными друг от друга площадками. В этом случае необходимо описывать сеть распределения (дистрибуции) с указанием всех существенных параметров этой сети (время доставки, календарь работы различных узлов этой сети, режим и стоимость транспортировки и т. д.).

DRP - это своего рода MRP для сети распределения. DRP увязывает между собой несколько MRP-площадок. При этом в качестве площадок могут рассматриваться как производственные, так и торговые подразделения компании (например, удалённый склад, осуществляющий отгрузку продукции покупателям в другом регионе).

13] Инструментальное обеспечение (Tooling или Tool Planning and Control).

Для некоторых компаний календарное планирование инструментального обеспечения производства не менее важно, нежели календарное планирование потребности в материалах и производственных мощностях. Конструктивно же подсистема инструментального обеспечения может быть похожа на систему MRP/CRP вкупе с обеспечивающими их подсистемами (операций с запасами, запланированных поступлений, спецификаций продуктов и т. д.). Технически возможна реализация одного из двух подходов: либо полностью интегрировать подсистему инструментального обеспечения с MRP/CRP на уровне файлов базы данных, либо позиционировать её отдельно от MRP/CRP с обеспечением соответствующего интерфейса между этими модулями.

14] Интерфейс с финансовым планированием (Financial Planning Interfaces).

MRP II предоставляет информацию, необходимую для осуществления финансового планирования, однако собственно функции финансового анализа и планирования в MRP II не включены. Именно поэтому говорят об интерфейсе с финансовым планированием.

MRP II предоставляет подробную и достаточно точную информацию следующего характера:

1) прогнозируемая величина запасов и их стоимость

2) расходование денежных средств (закупка материалов, затраты труда, переменные накладные расходы)

3) получение денежных средств

4)распределение постоянных накладных расходов (косвенного характера)

В компаниях, не применяющих MRP, такого рода информацию обычно трудно получить за необходимый промежуток времени и с необходимой точностью. В этом случае финансовые прогнозы часто базируются на данных отчетных периодов и исторически сложившихся пропорциях между показателями. К сожалению, подобный подход дает сбои именно тогда, когда оценка влияющих на результат факторов нужна больше всего, - в момент изменения ситуации.

С MRP II информация для финансового планирования извлекается непосредственно из функционирующей производственной системы. Интерфейс с финансовым планированием в MRP II преобразует план, выраженный в натуральных и временных единицах измерения, в стоимостные единицы измерения. В MRP II финансовые прогнозы строятся на основе подробной информации о номенклатурных позициях, заказах и т. д. с расширением этой информации посредством использования данных о затратах.

15] Моделирование (Simulation).

Система MRP II представляет собой подробную и точную модель производственного бизнеса. Следовательно, появляется возможность установить, как изменения параметров событий повлияют на результат работы предприятия. MRP II помогает отвечать на вопросы типа «что будет, если...».

16] Оценка деятельности (Performance Measurement).

Система MRP II должна иметь критерии оценки эффективности предприятия, т. е. нужна система показателей, по которым руководство предприятия будет судить об успешности деятельности компании в целом и отдельных её подразделений. Формализованная программа оценки деятельности (причем это относится и к MRP II, и к любой другой системе управления) поможет:

1) установлению формальных, объективных критериев в противовес неформальным ощущениям и догадкам

2) разработке стандартов для сравнения с другими компаниями

3) формированию целей и определению степени их достижения

4) выявлению проблем и установлению порядка их разрешения, а также проведению мониторинга совершенствования деятельности компании

Планирование ресурсов предприятия – ERP

Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP) – последняя ступень систем планирования потребности в ресурсах.

ERP-системы состоят из большого числа программных модулей, которые могут быть приобретены отдельно и помогут в управлении многими видами деятельности в различных функциональных областях бизнеса. К числу подобных модулей относятся модули для продаж и дистрибуции, финансового учета, финансового контроллинга, планирования производства (включая MRP и CRP), управления основными активами, персоналом, материалами, качеством, проектами, эксплуатацией производственных мощностей (Plant Maintenance), оперативного управления исполнением производственных заказов (Workflow), а также отраслевые решения (Industry Solutions).

ERP-системы требуют приложения существенных усилий и крупных инвестиций, а подчас и изменения некоторых бизнес-процессов для того, чтобы соответствовать программному обеспечению, и могут иметь цикл внедрения длиной в несколько лет.

Длительный процесс внедрения MRPII позволил, с одной сто­роны, достичь роста эффективности предприятий, а с другой сто­роны, выявил ряд присущих этой системе недостатков, в числе ко­торых (ERP системы их исправляют):

1) ориентация системы управления предприятием исключитель­но на имеющиеся заказы, что затрудняло принятие решений на длительную, среднесрочную, а в ряде случаев и на краткосрочную перспективу

2) слабая интеграция с системами проектирования и конструи­рования продукции, что особенно важно для предприятий, производящих сложную продукцию

3) слабая интеграция с системами проектирования технологи­ческих процессов и автоматизации производства

4) недостаточное насыщение системы управления функциями управления затратами

5) отсутствие интеграции с процессами управления финансами и кадрами

в ERP реализованы и новые подходы по применению графики, использованию реляционных баз данных, CASE-технологий для их развития, архитектуры вычислительных систем типа «клиент-сервер» и реализации их как открытых систем.

Системы типа ERP дополняются следующими функциональны­ми модулями:

1) прогнозирование спроса

2) управление проектами

3) управление затратами

4) управление составом продукции

5) ведение технологической информации

В них прямо или через системы обме­на данными встраиваются модули управления кадрами и финансо­вой деятельностью предприятия.

Основная цель ERP - интегрирование управления всеми ресурсами предприятия, а не только материальными, как в MRPII.

Ограничения вычислительно­го характера привели к тому, что плановые решения формировались путем циклического повторения двух шагов. На пер­вом шаге формируется план без учёта ограничений на производ­ственные мощности. На втором шаге он проверяется на допустимость. Процесс повторяется до тех пор, пока план, полученный на очередной итерации, не будет допустимым. В современных ERP-системах решение о включении изделия в график выпуска продук­ции может быть принято, как на основе имеющегося спроса, так и на основе моделирования и прогнозов. Данные модули расширяют диапа­зон применения системы управления и делают её более гибкой и оперативной к изменениям внешней среды.

Рис. Структура ERP-системы

Характеристика модулей ERP

Прогнозирование – это оценка будущего состояния предприятия, внешней среды или элементов производственного процесса в условиях неопределённости. Недо­статок информации связан, как правило, с временным фактором. Прогнозирование может носить как самостоятельный характер, так и, предшествуя планированию, представлять собой первый шаг в решении задачи планирования.

Прогнозирование может потребоваться на нескольких уровнях системы управления предприятием, поскольку спрос на продук­цию и услуги может изменяться с разной периодичностью.

 

Для систем управления предприятием наиболее важными мо­ментами являются:

1) иерархия прогнозов

2) структура формирования прогнозов

3) качественные методы прогнозирования

4) количественные методы прогнозирования

5) сочетание прогнозирования и планирования

Основные прогнозы:

1. Долгосрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования - годы. Объек­ты прогнозирования: потребности рынка в новых видах продукции (в стоимостном или натуральном выражении); потребности рынка в старой, т. е. выпускающейся сегодня, продукции (в стоимостном или натуральном выражении); требуемая производительность предприя­тия; капиталовложения; потребности в производственных мощнос­тях предприятия.

2. Среднесрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования - месяцы. Объекты прогнозирования: новые типы или группы продукции; производительность отдельных производств и подразделений; по­требности в кадрах; потребности по закупкам материалов; оценка запасов.

3. Краткосрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования - недели. Объекты прогнозирования: отдельные наименования продукции; работники определённых специальностей и квалификации; произ­водительность оборудования на отдельных цехах и участках; уровень запасов.

Качественные методы прогнозирования основываются на выявлении факторов, которые определяют объемы продаж или сер­виса. Затем формируются суждения относительно вероятностей про­явления этих факторов в будущем.

Основные качественные методы:

1)Мозговой штурм. Рабочей группе предоставляется любая необ­ходимая информация из БД предприятия и внешних БД. Участники группы создают индивидуальные прогнозы. Крайние прогнозы от­брасываются. а роль компромиссного выполняет прогноз, основан­ный на оставшихся индивидуальных прогнозах.

2) Метод Делфи. В этом методе участники анонимно отвечают на вопросы, получают информацию об ответах всех участников, а за­тем процесс повторяется вновь до достижения согласия.

3) Обзор деятельности по продажам. Оценка продаж в будущем по регионам получается здесь на основе оценок отдельных продавцов.

4) Анализ информации от покупателей. Оценки будущих продаж получаются прямо от покупателей. Индивидуальные оценки сводят­ся воедино.

5)Исторические аналогии. Маркетинговые исследования, опро­сы. интервью, пробные продажи позволяют сформировать основу для проверки гипотез относительно поведения реального рынка.

Качественные методы основаны на несложных алгоритмах обра­ботки информации. Объём информации может быть значительным. Роль компьютерных систем заключается в информационной под­держке. Количественные методы прогнозирования реализуются с помощью математических моделей, основывающихся на предыстории. По­добные модели строятся в предположении, что данные о поведении процесса в прошлом могут быть распространены и на будущее.

В базовые системы и пакеты прикладных программ включаются методы, основанные на временных рядах, полученных путём измерений в определённых временных периодах. Результаты измерений поведения процесса в про­шлом могут быть разложены на несколько компонентов:

1) Тренд - это постоянная, долговременная тенденция.

2) Циклическая составляющая описывает ту часть процесса, кото­рая повторяется с низкой частотой.

3) Сезонная составляющая описывает циклы, повторяющиеся с высокой частотой в течение года.

4) Случайная флуктуация - это случайное отклоне­ние временного ряда от неслучайной функции, описываемой трендом, циклической и сезонной составляющими.

При прогнозировании наиболее часто применяются следующие количественные моде­ли:

1)Линейная регрессия. Модель направлена на выявление связи между зависимой переменной (т.е. прогнозируемой величиной) и одной или более независимыми переменными, которые представ­лены в виде данных о предыстории. В простой регрессии имеется только одна независимая переменная, а во множественной рег­рессии их несколько. Если предыстория представлена в виде вре­менного ряда, то независимая переменная - это временной период, а зависимая - прогнозируемая величина, например, объём продаж.

2)Методы скользящего среднего. Прогностическая модель для краткосрочных прогнозов, основанная на временных рядах. В ней среднее арифметическое фактических показателей, вычисленное для принятого числа последних прошедших временных периодов, принимается за прогноз на следующий временной период.

3)Метод взвешенного скользящего среднего. Эта модель работает подобно предыдущей модели, но в ней вычисляется не среднее, а средневзвешенное значение, которое и принимается за прогноз на ближайший временной период. Меньшие веса приписываются бо­лее отдалённым периодам.

4)Экспоненциальное сглаживание. Это модель, использующая вре­менные ряды и предназначенная для краткосрочных прогнозов. В данном методе величина, спрогнозированная для последнего пе­риода, корректируется на основе информации об ошибке прогноза в последнем периоде. Скорректированный за последний период про­гноз становится прогнозом на следующий период.

Функции прогнозирования и планирования могут пересекаться, поскольку пересекаются периоды прогнозирования и планирова­ния, а объектом прогнозирования и планирования может быть одна и та же продукция. При этом объектом планирования является про­дукция, на которую есть заказы. Прогноз же по своей природе на­прямую не связан с имеющимися заказами.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.