Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философско-педагогические идеи в Древнем Китае.





 

На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации (Египта, Ближнего и Среднего Востока, Древнего Китая и Древней Индии) прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма.

Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейских педагогических традиций. Это проявилось и в сословных принципах образования и воспитания, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточных и западных педагогических культур в эпоху эллинизма.

Истоки педагогической мысли восходят к религиозно-философским учениям и наследию мыслителей Древнего Востока. Так, возникшее в первом тысячелетии до н.э. в Индии учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста. Идеи ученичества, отказа от себялюбия, воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути – таковы философско-педагогические идеалы буддизма.

В VI в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений - конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической практики.



Китайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э) исходил из положения о неравенстве людей, врождённости интеллектуальных и этических качеств человека; ведущей роли воспитания и образования в процессе развития человека, формирования его личности; приоритета учителя в данном процессе; важности нравственно-эстетических качеств личности и др.

 

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. – II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуцианство на две тысячи лет определило характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовало утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».

Изучение педагогической мысли в античный период помогает узнать о философско-педагогических идеях, явившихся истоками формирования европейского Просвещения.

Важно отметить, что на развитие педагогической практики и педагогической мысли существенное влияние оказывали такие типичные черты античной культуры, как объективизм, господство природно-космических сил; космизм, понимание космоса как чувственно-одушевлённого, фаталистически-героического; пантеизм, верования в пантеон божеств, олицетворяющих законы природы; скульптурность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры.

Можно сказать, что история образования и педагогической мысли Древней Греции и, в наибольшей степени, Рима носит «модельный характер», т.к. возможно найти современные аналогии в области образования и воспитания.

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

- приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед;

- приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием;

- соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека;

- ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания;

- единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души;

- основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.

Общими для мыслителей являются положения о целях, задачах, содержании воспитания, исходившие из понимания смысла жизни человека и отношения его с миром людей, вещей, природы; гуманном отношении к личности и приоритете гуманитарного образования. Однако большинство философов (кроме Демокрита) исключали идею целенаправленного трудового воспитания ребёнка, считая это уделом низших сословий.

В целом, наибольшее значение для дальнейшего развития педагогической мысли и практике образования имели следующие педагогические идеи античной цивилизации:

- школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения и системы образования как совокупности учреждений разного уровня и направленности, выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности;

- целостного образования, основу и ценность которого обеспечивает нравственное воспитание ребёнка;

- всестороннего и гармонического развития личности как идеала воспитания;

- гуманитарного образования;

- природосообразности воспитания, учитывающего связь человека с природой, особенности возрастного развития личности;

- самодеятельного интеллектуального образования и содействующего ему индуктивно-вопросного метода (сократического);

- необходимости планомерного физического развития в силу взаимосвязи души и тела.

 

 

Древняя Спарта.До 7 лет дети воспитывались в семье. Государство участвовало в воспитании мальчика-спартанца с его рождения, оно определяло годность к военной службе и контролировало процесс обучения и воспитания. Молодежь до 30 лет не имела всех гражданских прав и воспитывалась под контролем государства - в три этапа. Первый - с 7 до 15 лет - это самый интенсивный процесс воспитания, мальчики в этом возрасте были "общественной собственностью" - жили в военизированных интернатах. Содержание обучения были гимнастические и военные упражнения, а также чтение, письмо, счет, музыка (которые не приоритетны), развитие лаконичной речи. С 14 до 15 лет мальчики проходили службу в отрядах. Второй этап - с 15 до 20 лет - подростки становятся эйренами и получают определенные гражданские права, их обязанностью является помощь в воспитании детей 7-14 лет. Третий этап - с 20 до 30 лет. Юноша постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание спартанских девушек заключалось в постоянном выполнении гимнастических упражнений, обучении танцам и пению (для участия в обрядах).

Древние Афины.Цель воспитания в Афинах - всестороннее развитие духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье: до 4-х лет воспитывают мать и кормилицы, с 4 до 5 - воспитывает раб-педагог. Образовательная система в Афинах: учебные заведения были платные и бесплатные, 2-х ступенчатая система образовательных учреждений. Начальная ступень: Мусические школы (с 7 до 16 лет), в этих школах проходили такие предметы, как: чтение, литература, искусство, науки, начала геометрии, рисование. Гимнастические школы (палестры): с 12 лет (параллельно с посещением мусической школы) - под руководством учителя дети учатся упражнениям в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. А с 14 лет обучение проходит в палестре (образование в палестре является приоритетным и оттесняет мусическое образование). Далее идет средняя ступень, состоящая из нескольких типов школ: Гимнасий (ликей, академия, киносарг) - государственное учебное заведение повышенного типа для юношей 16-18 лет; Эфебия - с 18 до 20 лет (гос. учреждение), её цель - военная подготовка. В Афинах к VI в. до н.э. сложилась характерная тенденция в развитии образования - становление философских школ (эпикурейской, пифагорейской, софистской). Женское образование проходило в семье, девочки обучались элементарным навыкам: письму, чтению, рукоделию (главный навык), пению.

Древний Рим.Период существования Древнего Рима (753 год до н.э. - V в. до н.э.). VIII-III вв. до н.э. - образование происходило в домашне-семейных условиях. За нравственное и гражданское воспитание отвечал отец. В V в. до н.э. - в Древнем Риме появляются начальные элементарные школы, не пользующиеся авторитетом. В III-I вв. до н.э. образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Помимо элементарных школ, появляются грамматические. К II веку до н.э. появляются новые тенденции: в семьи богатых граждан приглашаются учителя-греки (для получения эллинского образования), появляются школы риторов для обучения ораторскому искусству. Ступени системы образования в Древнем Риме: 1) начальное образование (элементарные школы), 2) Средняя ступень (грамматические и риторические школы). 3) Заключительный этап (коллегии юношества - для детей римской знати). Военная подготовка проходила в легионах.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.