Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ссылка на Философские письма Чаадаева





6. В.Р. Белинский и А.И. Герцен.

Кружок Герцена и Огарева образовался в 1831 г., почти одновременно с кружком Сунгурова. Этот кружок также был тайным и носил политический характер. Члены кружка Герцена и Огарева были по преимуществу студентами Московского университета. В него входили Соколовский, Уткин, Кетчер, Сазонов, B. Пассек, Маслов, Сатин и некоторые другие лица. Они собирались на вечеринки, пели на них революционные песни, произносили речи и читали стихи революционного содержания, вели речь о конституции.

Во взглядах членов кружка Герцена и Огарева выражался протест против реакционного, палочного режима, созданного в стране Николаем I.

«Идеи были смутны,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу».

Через провокатора III отделение узнало о существовании кружка Герцена, и вскоре, в 1834 г., члены его были арестованы. Двое из них, Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Уткин через два года умер в каземате, а Соколовский - в ссылке в Пятигорске. Герцен был сослан в Пермь, Огарев и Оболенский - в Пензу.

В 1830 г. сложился и просуществовал до 1832 г. кружок Белинского, именуемый «Литературным обществом 11-го нумера». Он состоял из студентов Петрова, Григорьева, Чистякова, Протопопова, Прозорова и других. В этом кружке обсуждалась драма Белинского «Дмитрий Калинин», в которой он со всей остротой осуждает крепостничество. Белинский и члены его кружка интересовались вопросами философии, и, следовательно, когда Белинский позже вошел в кружок Станкевича, он был в вопросах философии далеко не новичком, как неверно утверждали многие авторы в отношении Белинского.

7. Идеи утопического социализма в России. Кружки петрашевцев.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге "пятницы". Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали,- Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе "Идиот".) Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

8. Общественное движение на Украине. Кирило-мефодиевское товарищество.

Первая половина ХIХ века характеризовалась значительным повышением общественно-политической жизни. Ярким доказательством этого была деятельность тайного общества, названного в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Кирилло-Мефодиевское братство было основано в декабре 1845 - январе 1846 гг. в Киеве, который к этому времени стал центром общественной мысли и политической жизни украинцев, по примеру существовавших тайных обществ «Соединенных Славян» и «Малороссийское общество».

Основателями братства были Микола Костомаров, Микола Гулак и студент Киевского университета Василь Билозерский.

Значительное влияние на идейное формирование членов общества и их практическую деятельность оказывал выдающийся украинский поэт, общественный деятель Т. Г. Шевченко, который присоединился к обществу в апреле 1846 г. По этому поводу И. Франко писал, что «молодіж... під впливом його пісень утворила була таємний зв’язок в цілі освічування народу і знесення кріпацтва».

Осенью 1846 г. количество членов тайного общества составляло 12 человек. Среди них были студенты Киевского университета, учителя и даже помещик.

Кирилло-Мефодиевское общество было первою на Украине организациею политического направления. Про это свидетельствуют два его документа: «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)», написанный М. Костомаровым и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Билозерским.

Программные положения костомаровского «Закона Божего» нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского братства «Братья, украинцы!» и «Братья великороссияне и поляки!». В этих документах звучит призыв к народам объединится в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с демократическими институтами. Кирилло-Мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества.

Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Соглашаясь в отношении общих принципов, участники групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим и, таким образом, в братстве существовало два течения: либерально-буржуазное, эволюционное, и народно-демократическое, революционное.

К первому направлению принадлежали М. Костомаров, В. Билозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчыков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры.

Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, М. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.

Однако практическую деятельность кирилло-мефодиевцев, которая складывалась с распространения программных документов, произведений Т. Г. Шевченко, народного образования, не следует переоценивать, потому что товарищество было малочисленным, связи между братчиками были не очень стойкими, деятельность была ограничена.

М. Грушевский заметил: «З сих плянів нічого не вийшло, бо й брацтво Кирило-Мефодіївське не довго проіснувало; ріжні напрями і ріжниці, які були в поглядах самих його членів, не встигли вияснитися і вирішитися - не тільки що перейти в діло».

3 марта 1847 г. студент Киевского университета О. Петров донес царским властям о тайном обществе, которое выявил во время одной из дискуссий, что проводили «братья».

Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, участники наказаны заключением и ссылкой. Только в конце 50-х годов ХIХ века они смогли возвратиться к литературной, научной и преподавательской деятельности.

Значение товарищества состоит в том, что оно впервые сделало попытку перейти от культурологического до политического этапа национального развития.


[1] Снос – бегство с кражей







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.