|
Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.Под понятием «контроль» понимают выявление, измерение и оценку результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Процедуру выявления и измерения называют проверкой. Проверка является сложным компонентом контроля. Основной функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение учителем объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Целью проверки в современной школе является определение уровня и качества учебных достижений учащихся, а не степени его неудач. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценки учебных достижений ученика итоги контроля. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня достижений. Оценка является средством стимулирования учения. Под влиянием объективного оценивания у учащихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Принципы организации диагностики и контроля за учебной деятельностью учащихся: 1. Объективность, лишенная субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов учителя. Объективность обеспечивается научно обоснованным содержанием диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур; ровным, дружеским отношением педагога к всех учащихся; точным, адекватно установленным критерием оценивания знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование. 2. Систематичность, регулярность проведения диагностического контроля на всех этапах процесса обучения. При этом комплексно используются различные формы, методы и средства контролирования, проверки и оценки, что исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования. 3. Гласность, которая заключается в проведении открытых испытаний всех учеников по тому же критерию. Рейтинг каждого школьника, устанавливаемый в процессе диагностирования, известный всем, оценки объявляются и мотивируются. Результаты диагностических срезов, их анализ обсуждается соответствующими педагогами (предметными комиссиями). На этой основе составляются перспективные планы совершенствования преподавания предмета. Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит надежность диагностики и выполнения учащимися своих задач в процессе обучения. Диагностика, контроль, проверка и оценивание знаний, умений учащихся проводятся в той же логической последовательности, что и изучения. Основными звеньями проверки является предварительная, текущая, повторная, периодическая, итоговая. Предварительная проверка проводится перед изучением нового курса или раздела курса с целью определения знаний учащихся с важнейшего материала предыдущего учебного года, полугодия. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учащихся. Текущая проверка осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Основные функции текущей проверки - обучающая, стимулирующая. Повторная проверка проводится с целью повторения материала, который изучался ранее. Она способствует укреплению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы. Периодическая проверка проводится в основном после изучения части, раздела программы или большой темы. ее целью является диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, который изучался в разных частях курса, систематизация и обобщение. Итоговая проверка осуществляется в конце каждого семестра и учебного года. ее назначение - диагностирование уровня (качества) фактической успеваемости учащихся в соответствии с поставленной на данном этапе целью обучения. Для проверки знаний используются методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Вспомним, что традиционными методами контроля в школах есть методы устного контроля и опроса учащихся, контрольное чтение карты, чертежи технической или технологической документации; письменного контроля: диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и выполнение упражнений; практического контроля: решение экспериментальных задач по математике, физике, химии, биологии и других предметов, постановка и проведение несложных опытов, наблюдений, выполнение исследовательской работы на пришкольных участках и др.; экзамены, зачеты. В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются следующие формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль. При фронтальной форме организации учитель задает вопрос всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала. За сравнительно короткое время учитель проверяет знания у значительной части учащихся класса. Понятно, что на основании коротких ответов учеников трудно судить о реальном уровне усвоения ими знаний. Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учеников класса, получила определенное задание. При этом вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие учащиеся, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики класса. Индивидуальный контроль применяется для основательного ознакомления учителя с уровнем учебных достижений отдельных учащихся. При этом обращается внимание на осмысленный характер ответа ученика, логичность его суждений, доказательность положений, умение применять усвоенные знания. Этот вид контроля осуществляется на уроке, зависит от времени, отводимого на контроль, характера и объема изучаемого материала, уровня подготовки учащихся. Комбинированная форма контроля сочетает индивидуальный контроль с фронтальным и групповым: учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1 - 2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимую работу, а оставшаяся часть учеников выполняет индивидуальные письменные или практические задания. Преимуществом комбинированной формы опроса является возможность основательно проверить нескольких учащихся при сравнительно небольшой затрате времени. Недостатком является то, что она ограничивает обучающую функцию проверки, потому что ученики самостоятельно выполняют задания, участвуют во фронтальной работе с классом, а результаты их труда проверяются учителем вне урока. Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных опытов, выполненных упражнений, задач и т.д. Сама проверка способствует стимулированию учения, более полному восприятию учебного материала, вызывает потребность в его глубоком осмыслении. В организации самоконтроля учащихся применяются средства машинного и безмашинного программирования. В школах развитых стран для контроля знаний используются диагностические тесты. Тесты проверки успешности использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа, вписывание пропущенных слов, букв, цифр, формул и проч. С помощью этих несложных заданий можно накопить значительный статистический материал, обработать его, получить объективные взносы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах. Проблема соотношения устных и письменных форм контроля в основном решается в пользу последних. Считается, что устный контроль не обеспечивает надлежащей объективности, хотя он помогает производить быструю реакцию на вопросы, развивает сложный язык. Письменная проверка обеспечивает более высокую объективность, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле сосредоточены-шей, глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связанного изложения мыслей. В зарубежных школах устная проверка знаний считается лишь вспомогательным средством контроля усердия ученика в процессе текущей работы, оценки за нее почти никогда не ставятся. В целом контроль успеваемости, ее диагностирования имеет характер объективной констатации результатов. Общепринятый принцип индивидуализации обучения требует одного подхода: каждый идет своим путем, придерживается собственного темпа, учится в меру своих возможностей, потребностей, реальных оценок будущего.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|