|
Тема 2. Область определения функции. Предел функции.Тема 1. Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы. Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с появлением и развитием ЭВМ. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современней техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретации разнообразной социальной, экономической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. И, наконец, все больше профессий, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Важным для жизни в современном обществе также является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Использование в математике, наряду с естественным, нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся чувство точности, экономности, информативности речи, формировать умение точно выразить мысль, отобрав для этого наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Тема 2. Область определения функции. Предел функции. Область определения функции с одной независимой переменной Пусть переменная х принимает числовые значения из множества Е. Определение. Функция -это правило, которое каждому числу х из Е сопоставляет одно определенное число у. При этом х называют независимой переменной или аргументом функции, а у -зависимой переменной; множество Е - областьюопределения или областью задания функции. Множество значений, принимаемых переменной у, называется множеством значений или областью изменения функции. Запись y=f(x) или у(х) означает, что у зависит от х. Буква f символизирует правило, по которому получается значение у, соответствующее данному значению х из множества Е. Вместо букв х, Е, у,f(x) используются и любые другие буквы и обозначения. Задать функцию y=f(x) на множестве Е — это значит указать правило, по которому для каждого х из Е получается соответствующее ему значение у. Предел переменной величины Пусть переменная величина х в процессе своего изменения неограниченно приближается к числу 5, принимая при этом следующие значения: 4,9; 4,99; 4,999;... или 5,1; 5,01; 5,001;.... В этих случаях модуль разности | х - 5| стремится к нулю: |х - 5|= 0,1; 0,01; 0,001;.... Число 5 в приведенном примере называют пределом переменной величины х и пишут lim x = 5. Определение. Постоянная величина а называется пределом переменной х, если модуль разности | х – а| при изменении х становится и остается меньше любого как угодно малого положительного числа ԑ. Итак, lim x=a (предел х равен а) или х→а (х стремится к а). Замечания. 1. Предел постоянной величины равен самой постоянной: lim a = a, так как | а—a |< ԑ. 2. Переменная величина может иметь только один предел. 3. Предел положительной переменной величины не отрицателен, предел отрицательной переменной величины не положителен. Пример. Показать, что при t → ∞ предел переменной величины равен 3. Решение. Находим разность между переменной величиной х и число 3: x – 3 = Если t → ∞, то →0. Значит, выполняется условие | x- 3|< ԑ и, следовательно, .
Основные свойства пределов 1. Предел алгебраической суммы конечного числа переменныхвеличин равен алгебраической сумме пределов слагаемых: lim (x+y+…+t) = lim x + lim y + … + lim t 2. Предел произведения конечного числа переменных величин равен произведению их пределов: lim (x ∙ y ∙ … ∙ t) = lim x ∙ lim y ∙ … ∙ lim t 3. Постоянный множитель можно выносить за знак предела: lim (c x) = lim c ∙ lim x = c lim x 4. Предел отношения двух переменных величин равен отношению пределов, если предел знаменателя не равен нулю: , если lim y ≠ 0 5. Предел целой положительной степени переменной величины равен той же степени предела этой же переменной: lim x n = (lim x) n 6. Если переменные х, у, z удовлетворяют неравенствамx≤y≤z иx→a,z→a, тоy→a. Предел функции в точке Выше мы рассматривали независимые переменные величины, каждая из которых стремится к своему пределу независимо от другой. Пусть теперь даны две переменные величины х и у, связанные функциональной зависимостью y=f(x). Рассмотрим вопрос о пределе функции при условии, что задан предел ее аргумента. Если при х, стремящемся к а, функция f(x) стремится к b, то говорят, что предел функции f(x) в точке х=а равен b и пишут . Отметим, что во всем дальнейшем изложении, где говорится о пределе функции в точке а, будем предполагать, что функция определена в некоторой окрестности точки а. В самой же точке а функция может быть не определена. Замечание. За окрестность точки а принимается любой интервал, содержащий точку а. Определение. Число b называется пределом функции f(x) в точке а, если для всех значений х, достаточно близких к а и отличных от а, значения функции f(x) сколь угодно мало отличаются от числа b. Пример. Найти . Решение. Используя последовательно свойства 1, 3 и 5 предела, получим
3∙2 2 - 2∙2=8
Два замечательных предела
Производная функции
Уравнение касательной к кривой в точке М 1 (x0,y0) (рис. 2.12) и имеющий угловой коэффициент k = f'(x0), т.е. y – f ( x 0 )= f '( x 0 )( x – x 0 ) Пример. Составить уравнение касательной к кривой y=x2 – 2x+3 в ее точке с абсциссой x0= 2. Решение. Находим: f(x0)=y(2)=3,f'(x0)=y' (2) = (2x-2)x=2=2 Подставив найденные значения f(x0) и f'(x0) в формулу, найдем искомое уравнение касательной y – 3=2(x - 2) или 2x-y-1=0.
Производная функции
Уравнение касательной к кривой в точке М 1 (x0,y0) (рис. 2.12) и имеющий угловой коэффициент k = f'(x0), т.е. y – f ( x 0 )= f '( x 0 )( x – x 0 ) Пример. Составить уравнение касательной к кривой y=x2 – 2x+3 в ее точке с абсциссой x0= 2. Решение. Находим: f(x0)=y(2)=3,f'(x0)=y' (2) = (2x-2)x=2=2 Подставив найденные значения f(x0) и f'(x0) в формулу, найдем искомое уравнение касательной y – 3=2(x - 2) или 2x-y-1=0.
Построение графика функции
Задание к модулю Задание 1. Найти область определения функций: a) ; b)
Задание 2. Вычислить пределы: a) ; b) ; c) ; d) .
Задание 3. Найти производную функций: a) y = ; b) y = sin3 2x; c) y = arccos ; d) y = ln cos x. Задание 4. Найти интервалы монотонности функции: y=x2 -4x+1 Задание 5. Исследовать на экстремум с помощью второй производной функцию: y= 4x+x2
Задание 6.Найти наибольшее и наименьшее значения функции: y=x3 -6 на отрезке [-3; 4]
Тема 1. Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы. Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с появлением и развитием ЭВМ. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современней техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретации разнообразной социальной, экономической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. И, наконец, все больше профессий, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Важным для жизни в современном обществе также является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Использование в математике, наряду с естественным, нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся чувство точности, экономности, информативности речи, формировать умение точно выразить мысль, отобрав для этого наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Тема 2. Область определения функции. Предел функции. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|