Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинарские и практические занятия.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция-визуализация.

• Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

• Видеоряд, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Формы наглядности сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТОО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д) Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

- обеспечить усвоение новой информации;

- обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

- демонстрировать разные способы визуализации.

• В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности,

- натуральные (минералы реактивы, детали машин);

- изобразительные (слайды, рисунки фото);

- символические (схемы, таблицы).

 

Семинарские и практические занятия.

• Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

• Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

• Цель практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

• План ПЗ обсуждается на заседании кафедры.

• Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя..

 

Семинарские занятия.

• Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

• Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в эта форма обучения используется в Западной Европе а с XIX в.- в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу ученого, под руководствоv которого студенты осваивали теоретический курс, методику научного исследования. Семинарская форма обучения развивалась, реагируя на задачи высшей школы.

 

Семинар

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он предполагает развитие у студентов культуры научного мышления, углубление владения теорией и практикой дисциплины, овладение методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий -обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

• развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

• контроль;

• педагогическое общение.

 

Семинары.

• В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар.

2. Собственно семинар.

3. Спецсеминар.

• Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой.

 

В просеминаре…

• Особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару

• Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

 

Семинары 1-4 курсов.

• Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.

• В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

• Форма семинарских занятий:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

 

Выступления в беседе.

• Выступления в беседе - уже краткие доклады Метод докладов предполагает обмен мнениями т.е. момент живой беседы.

• Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

• Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

• Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

 

На семинарских занятиях.

• На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать.

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной

подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

• Семинар как взаимодействие и общение участников.

• Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия?

• Чаще используется традиционно сложившаяся организация семинарского занятия (групповую форму).

 

Знания и способности студентов.

• Педагогический контроль может быть распространен и на сферу способностей студентов. Развитие способностей будущих специалистов, воспитание творческой личности - одна из задач высшего образования. Вчем же смысл понятия "способности"?

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Способности сами по себе еще не значат наличие знаний, умений, навыков. Они проявляются в различной динамике овладения ими.

• Студент может первоначально быть отстающим или средним, а потом в результате обучения далеко обогнать других, стать отличником. Из двух абитуриентов один поступает в вуз, другой проваливается на экзаменах. Значит ли это, что первый способней второго? На этот вопрос нельзя ответить, пока мы не будем знать, сколько времени на подготовку потратили один и другой. Способности по отношению к знаниям, умениям и навыкам выступают лишь как возможности.

 

Зоны ближайшего развития.

• Л.С. Выготский разработал метод определения зоны ближайшего развития. Это путь выявления способностей у ребенка. Он предлагает проводить исследование способностей ребенка дважды. Первый разрешает поставленную задачу сам ребенок, второй раз - с помощью взрослого.

• При этом важно, как взрослый помогает решать задачу.

• Расхождение между двумя результатами становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. Если ребенок не может решить задачу ни сам, ни со взрослым, есть основание говорить о недостаточном уровне его способностей.

• Подобные замеры способностей взрослых выявляют обучаемость и общие способности.

 

Тестирование.

• Существует два вида тестирования:

- научное;

- обыденное, практическое (применяемое в учебном процессе).

В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. До 60-х гг. смысл тестов усматривался в дифференциации студентов по знаниям. После 60-х гг. тесты стали ориентироваться на критериальную дифференциацию (критериально-ориентированные тесты). Тесты могут быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний).

Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза оно должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза. Это системная работа со своим финансированием и своим штатом. Специалистов по тестированию в России мало. На Западе чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза. Нидерланды являются центром тестирования. Затем идут Япония, Австралия США.

 

Тестовый контроль.

Тест - это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях

Цели тестового контроля могут быть следующими:

• обобщающая - повышение качества обучения;

• локальные (конкретные) цели:

1. Объективная оценка объема знаний студентов.

2. Профориентация и профотбор. Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами.

Формы тестовых задании.

Закрытая форма

Задание содержат основную часть и ответы, сформулированное составителем Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Тесты.

Открытая форма. Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: "Дополните...".

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый -для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например: реплики высказывания авторы.

 

Тестирование.

IV. Задания на установление

Правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма).

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

В столбце не по порядку даются названия деталей и частей механизма.

Оценка тестов может быть:

• полигамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

• дихотомическая (сделал -1 не сделал - 0).

Педагогическое наблюдение.

Исследовательская беседа.

Изучение документации и продуктов деятельности студентов.

Педагогический эксперимент.

• В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в практике по той или иной изучаемой проблеме.

• Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.

• Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других педагогов.

• Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить студентам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

Рейтинг -метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.

Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

Цели образования.

• Цель образования - формирование компетентной, социально-ориентированной, конкурентоспособной личности.

• Уверенно владеющей профессиональными знаниями,умениями и навыками

• Культуросообразно - для данной общности.

• Потенциально способной занять достойное, соответствующее образованию рабочее место.

• По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

Дидактика высшей школы.

• Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта.

• В дидактике исследуются проблемы возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности обучаемых; дидактические принципы, образовательные технологии; вопросы самообразования студентов; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.

Теория воспитания и развития личности студента.

• Актуальной проблемой педагогики высшей школы является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности во взаимодействии с преподавателями. Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей.

• Он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории.

• Педагогика высшей школы исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция-визуализация.

• Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

• Видеоряд, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Формы наглядности сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТОО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д) Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

- обеспечить усвоение новой информации;

- обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

- демонстрировать разные способы визуализации.

• В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности,

- натуральные (минералы реактивы, детали машин);

- изобразительные (слайды, рисунки фото);

- символические (схемы, таблицы).

 

Семинарские и практические занятия.

• Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

• Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

• Цель практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

• План ПЗ обсуждается на заседании кафедры.

• Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя..

 

Семинарские занятия.

• Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

• Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в эта форма обучения используется в Западной Европе а с XIX в.- в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу ученого, под руководствоv которого студенты осваивали теоретический курс, методику научного исследования. Семинарская форма обучения развивалась, реагируя на задачи высшей школы.

 

Семинар

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он предполагает развитие у студентов культуры научного мышления, углубление владения теорией и практикой дисциплины, овладение методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий -обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

• развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

• контроль;

• педагогическое общение.

 

Семинары.

• В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар.

2. Собственно семинар.

3. Спецсеминар.

• Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой.

 

В просеминаре…

• Особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару

• Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

 

Семинары 1-4 курсов.

• Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.

• В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

• Форма семинарских занятий:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

 

Выступления в беседе.

• Выступления в беседе - уже краткие доклады Метод докладов предполагает обмен мнениями т.е. момент живой беседы.

• Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

• Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

• Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.