|
Семинарские и практические занятия.Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Лекция-визуализация. • Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. • Видеоряд, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Формы наглядности сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТОО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д) Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны: - обеспечить систематизацию имеющихся знаний; - обеспечить усвоение новой информации; - обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций; - демонстрировать разные способы визуализации. • В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности, - натуральные (минералы реактивы, детали машин); - изобразительные (слайды, рисунки фото); - символические (схемы, таблицы).
Семинарские и практические занятия. • Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы. • Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. • Цель практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. • План ПЗ обсуждается на заседании кафедры. • Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя..
Семинарские занятия. • Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. • Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в эта форма обучения используется в Западной Европе а с XIX в.- в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу ученого, под руководствоv которого студенты осваивали теоретический курс, методику научного исследования. Семинарская форма обучения развивалась, реагируя на задачи высшей школы.
Семинар В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он предполагает развитие у студентов культуры научного мышления, углубление владения теорией и практикой дисциплины, овладение методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий -обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину): • развитие творческого профессионального мышления; - познавательная мотивация; - профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: • повторение и закрепление знаний; • контроль; • педагогическое общение.
Семинары. • В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов: 1. Просеминар. 2. Собственно семинар. 3. Спецсеминар. • Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой.
В просеминаре… • Особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару • Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
Семинары 1-4 курсов. • Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу. • В ВШ практикуется 3 типа семинаров: 1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним. 2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы. 3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки. • Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.
Выступления в беседе. • Выступления в беседе - уже краткие доклады Метод докладов предполагает обмен мнениями т.е. момент живой беседы. • Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. • Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. • Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
На семинарских занятиях. • На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать. 1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; 2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента. • Семинар как взаимодействие и общение участников. • Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия? • Чаще используется традиционно сложившаяся организация семинарского занятия (групповую форму).
Знания и способности студентов. • Педагогический контроль может быть распространен и на сферу способностей студентов. Развитие способностей будущих специалистов, воспитание творческой личности - одна из задач высшего образования. Вчем же смысл понятия "способности"? Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Способности сами по себе еще не значат наличие знаний, умений, навыков. Они проявляются в различной динамике овладения ими. • Студент может первоначально быть отстающим или средним, а потом в результате обучения далеко обогнать других, стать отличником. Из двух абитуриентов один поступает в вуз, другой проваливается на экзаменах. Значит ли это, что первый способней второго? На этот вопрос нельзя ответить, пока мы не будем знать, сколько времени на подготовку потратили один и другой. Способности по отношению к знаниям, умениям и навыкам выступают лишь как возможности.
Зоны ближайшего развития. • Л.С. Выготский разработал метод определения зоны ближайшего развития. Это путь выявления способностей у ребенка. Он предлагает проводить исследование способностей ребенка дважды. Первый разрешает поставленную задачу сам ребенок, второй раз - с помощью взрослого. • При этом важно, как взрослый помогает решать задачу. • Расхождение между двумя результатами становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. Если ребенок не может решить задачу ни сам, ни со взрослым, есть основание говорить о недостаточном уровне его способностей. • Подобные замеры способностей взрослых выявляют обучаемость и общие способности.
Тестирование. • Существует два вида тестирования: - научное; - обыденное, практическое (применяемое в учебном процессе). В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. До 60-х гг. смысл тестов усматривался в дифференциации студентов по знаниям. После 60-х гг. тесты стали ориентироваться на критериальную дифференциацию (критериально-ориентированные тесты). Тесты могут быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний). • Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза оно должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза. Это системная работа со своим финансированием и своим штатом. Специалистов по тестированию в России мало. На Западе чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза. Нидерланды являются центром тестирования. Затем идут Япония, Австралия США.
Тестовый контроль. Тест - это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях Цели тестового контроля могут быть следующими: • обобщающая - повышение качества обучения; • локальные (конкретные) цели: 1. Объективная оценка объема знаний студентов. 2. Профориентация и профотбор. Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами. Формы тестовых задании. • Закрытая форма • Задание содержат основную часть и ответы, сформулированное составителем Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний. Тесты. Открытая форма. Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: "Дополните...". III. Задания на соответствие. Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый -для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие. Например: реплики высказывания авторы.
Тестирование. IV. Задания на установление Правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма). Инструкция: установить правильную последовательность сборки. Например: В столбце не по порядку даются названия деталей и частей механизма. Оценка тестов может быть: • полигамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9; • дихотомическая (сделал -1 не сделал - 0). Педагогическое наблюдение. Исследовательская беседа. Изучение документации и продуктов деятельности студентов. Педагогический эксперимент. • В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. Эксперимент. • Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в практике по той или иной изучаемой проблеме. • Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. • Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других педагогов. • Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности и в этом смысле носили естественный характер. • Изучение и обобщение передового педагогического опыта. При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить студентам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся. • Рейтинг -метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок. • Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала. • Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования. Цели образования. • Цель образования - формирование компетентной, социально-ориентированной, конкурентоспособной личности. • Уверенно владеющей профессиональными знаниями,умениями и навыками • Культуросообразно - для данной общности. • Потенциально способной занять достойное, соответствующее образованию рабочее место. • По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение). Дидактика высшей школы. • Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта. • В дидактике исследуются проблемы возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности обучаемых; дидактические принципы, образовательные технологии; вопросы самообразования студентов; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности. Теория воспитания и развития личности студента. • Актуальной проблемой педагогики высшей школы является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности во взаимодействии с преподавателями. Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей. • Он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории. • Педагогика высшей школы исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Лекция-визуализация. • Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. • Видеоряд, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Формы наглядности сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТОО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д) Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны: - обеспечить систематизацию имеющихся знаний; - обеспечить усвоение новой информации; - обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций; - демонстрировать разные способы визуализации. • В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности, - натуральные (минералы реактивы, детали машин); - изобразительные (слайды, рисунки фото); - символические (схемы, таблицы).
Семинарские и практические занятия. • Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы. • Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. • Цель практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. • План ПЗ обсуждается на заседании кафедры. • Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя..
Семинарские занятия. • Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. • Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в эта форма обучения используется в Западной Европе а с XIX в.- в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу ученого, под руководствоv которого студенты осваивали теоретический курс, методику научного исследования. Семинарская форма обучения развивалась, реагируя на задачи высшей школы.
Семинар В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он предполагает развитие у студентов культуры научного мышления, углубление владения теорией и практикой дисциплины, овладение методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий -обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину): • развитие творческого профессионального мышления; - познавательная мотивация; - профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: • повторение и закрепление знаний; • контроль; • педагогическое общение.
Семинары. • В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов: 1. Просеминар. 2. Собственно семинар. 3. Спецсеминар. • Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой.
В просеминаре… • Особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару • Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
Семинары 1-4 курсов. • Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу. • В ВШ практикуется 3 типа семинаров: 1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним. 2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы. 3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки. • Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.
Выступления в беседе. • Выступления в беседе - уже краткие доклады Метод докладов предполагает обмен мнениями т.е. момент живой беседы. • Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. • Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. • Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|