|
Принцип совместной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 • В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. • Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
На семинарских занятиях. • На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать. 1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; 2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента. • Семинар как взаимодействие и общение участников. • Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия? • Чаще используется традиционно сложившаяся организация семинарского занятия (групповую форму).
Знания и способности студентов. • Педагогический контроль может быть распространен и на сферу способностей студентов. Развитие способностей будущих специалистов, воспитание творческой личности - одна из задач высшего образования. Вчем же смысл понятия "способности"? Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Способности сами по себе еще не значат наличие знаний, умений, навыков. Они проявляются в различной динамике овладения ими. • Студент может первоначально быть отстающим или средним, а потом в результате обучения далеко обогнать других, стать отличником. Из двух абитуриентов один поступает в вуз, другой проваливается на экзаменах. Значит ли это, что первый способней второго? На этот вопрос нельзя ответить, пока мы не будем знать, сколько времени на подготовку потратили один и другой. Способности по отношению к знаниям, умениям и навыкам выступают лишь как возможности.
Зоны ближайшего развития. • Л.С. Выготский разработал метод определения зоны ближайшего развития. Это путь выявления способностей у ребенка. Он предлагает проводить исследование способностей ребенка дважды. Первый разрешает поставленную задачу сам ребенок, второй раз - с помощью взрослого. • При этом важно, как взрослый помогает решать задачу. • Расхождение между двумя результатами становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. Если ребенок не может решить задачу ни сам, ни со взрослым, есть основание говорить о недостаточном уровне его способностей. • Подобные замеры способностей взрослых выявляют обучаемость и общие способности.
Тестирование. • Существует два вида тестирования: - научное; - обыденное, практическое (применяемое в учебном процессе). В учебном процессе тесты применяются в основном для проверки качества знаний. До 60-х гг. смысл тестов усматривался в дифференциации студентов по знаниям. После 60-х гг. тесты стали ориентироваться на критериальную дифференциацию (критериально-ориентированные тесты). Тесты могут быть гомогенными (по одному предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний). • Тестирование предполагает системность. В рамках одного вуза оно должно проводиться от момента поступления студентов до момента окончания ими вуза. Это системная работа со своим финансированием и своим штатом. Специалистов по тестированию в России мало. На Западе чем выше уровень развития тестового контроля, тем выше рейтинг вуза. Нидерланды являются центром тестирования. Затем идут Япония, Австралия США.
Тестовый контроль. Тест - это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях Цели тестового контроля могут быть следующими: • обобщающая - повышение качества обучения; • локальные (конкретные) цели: 1. Объективная оценка объема знаний студентов. 2. Профориентация и профотбор. Тесты устанавливают адекватность выбора профессии абитуриентами. Итоговая аттестация и аккредитация вузов. В настоящее время в России созданы с этой целью группы разработчиков- 5-6 вузов, работающих по разным специальностям. Выявление структуры знаний у студентов. Особенное внимание уделяется структуре, а не объему знаний в Японии. Система полного усвоения знаний. Эта система особенно популярна в западных странах. Выявляются нули в тестах и соответственно заполняются пробелы в знаниях. Оценка эффективности работы кафедры, преподавания читаемых на ней предметов.
Тест - система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов. • Единицами тестирования служат тестовые задания - это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание - задание в тестовой форме, прошедшее электронную проверку и определенным образом оцененное.
Формы тестовых задании. • Закрытая форма • Задание содержат основную часть и ответы, сформулированное составителем Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний. Требования к тесту закрытой формы. 1. Стандартная инструкция. 2. Равная правдоподобность заданий. 3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений). 4. Предельная краткость (5-6 слов). 5. Простая стилистическая конструкция. 6. В задание включается больше слов, чем в ответ. 7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине. 8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа. 9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров). 10. Необходимо проверять не одно знание, а несколько. 11. Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа). 12. Правильный ответ должен быть только один. 13. Не должно быть противоречий между основной частью и ответами (например, на космонавта в Космосе действуют: - сила тяжести; - сила точки опоры; - не действуют никакие силы). 14. Исключить повторяющиеся слова в ответах: основная земледельческая зона расположена: - в зоне тайги; - в лесостепной зоне; - в зоне смешанных лесов, Формы организации учебного процесса в высшей школе 147 - в степной зоне.
Тесты. Открытая форма. Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: "Дополните...". ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|