|
Стиль Модерн (Югейдштиль, Сецессион, Ар-нуво, Либерти).Стиль модерн развивался в период с 1890 по 1900 гг. В разных странах он получил различные названия: · Стиль модерн – в России; · Ар-Нуво – в Бельгии и Франции; · Сецессион – в Австро-Венгрии; · Югендштиль – в Германии; · Стиль Либерти - в Италии; · Модерн стаил – в Великобритании; · Стиль Тиффани – в США. Стиль модерн поставил задачу создания нового, большого стиля. Наиболее ярко он проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Художник мыслился здесь демиургом, творцом, который словно с мягкой глиной обращается с камнем, деревом, металлом, соединяя духовное и вещественное начало. Отсюда проистекает столь частое соединение символической идеи и декоративного мотива. В зодчестве распространяются пластические, текучие, словно бы самообразующиеся формы. В декоративном творчестве используется стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий предмет растительный орнамент. В изобразительном искусстве плоские пятна цвета сочетаются с гибкой линией. Они не выделяют объемы, а сливают их с плоскостью, образуя особый мир, где пространство не обладает глубиной, фигуры и предметы – массой, а декоративно-узорчатое начало определяет построение композиции. Теоретическим основанием модерна были труды Рёскина («Семь светочей архитектуры»., 1849 г.). Первой творческой лабораторией – деятельность Уильяма Морриса и прерафаэлистов в Англии. «Братство прерафаэлистов» – общество английских художников и поэтов, созданное в 1848 г. в противовес низкому уровню английского искусства. Джон Рёскин (1819-1900) – английский мыслитель, эстетик, художественный критик, публицист. Прекрасное, красота («печать Бога на Его творениях») есть, по мнению Рёскина, объективное свойство, присущее природе, включая человека. В этом смысле действительность выше искусства. Ее красоту (единство Духа и Материи, Истины и добра, гармонию и совершенство форм) индивид распознает с помощью эстетического чувства. Это духовное созерцание. Цель искусства – усиление религиозного чувства людей. Выбор возвышенного сюжета, акцент на наиболее светлых сторонах изображаемого, уважение к национальным традициям, стремление к правдивости и духовности, символизация – все это создает подлинно духовные ценности. Уильям Моррис (1834-1898) – английский ремесленник, художник, поэти социалист, получивший образование в Оксфорде, где он на всю жизнь подружился с художником сэром Эдуардом Бёрн-Джонсом. Они вместе открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рёскина. Моррис очень рано и навсегда полюбил архитектуру и искусство средних веков, так как имел склонность к ремеслу и был счастлив, делая что-то своими руками. Он начал карьеру учеником архитектора, но в свободное время писал, лепил из глины, резал по дереву и камню, иллюстрировал рукописи и вышивал. В 1861 г. Моррис возглавил группу декораторов «Моррис и компания», которые пытались вернуться к великолепию средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. В 1890 г. он основал свое последнее предприятие, знаменитую типографию «Кельмскотт Пресс», в которой занимался дизайном шрифтов, переплетов и виньеток. Стиль модерн тяготеет к синтетическим решениям. Художник – это мечтатель и практик одновременно, способный создавать великие творения и преображать в явления искусства самые обычные предметы. Бельгиец Хенри ван де Вельде выступает как теоретик, архитектор, мастер и организатор декоративно-прикладной художественной деятельности, живописец, график. Русский Михаил Врубель пишет картины, иллюстрирует книги, создает скульптуру, майоликовые панно, работает для театра. Немец П. Беренс работает как архитектор, живописец, дизайнер, график. Поляк С. Высняньский был поэтом, драматургом, живописцем, графиком, мастером архитектурного оформления интерьера. Стиль модерн существовал в плакате. Его традиции здесь проявлялись до 1920-1930-х гг. Главные жанры: театрально-рекламный анонс, афиша выставки, рекламный плакат, включающие в себя вольный или портретный рисунок, иногда представляющие собой декоративно-узорную композицию. Так работали во Франции Ж. Шере, П. Боннар, Ф. Буиссе, Л. Напьелло, Т. А. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек, чех по национальности А. Муха; в Германии – Л. Бернхарт, Б. Пауль, О. Фишер, Ф. Штук; в Бельгии – Х. Ван де Вельде; в Голландии – Я. Торн-Приккер; в Англии – Д. Харди и Дж. Хассел; в США – У. Бредли, М. Пэррис и другие. Чешский художник и график Альфонс Муха (1860-1939) учился в Германии, Австрии и Париже. Он прославился афишами несравненной актрисы Сары Бернар. Впоследствии он активно занимался книжным дизайном и иллюстрациями, а также расписывал стены театров и общественных зданий. Женщины в работах Мухи кажутся чисто декоративными созданиями, их идеализированные, иногда с обнаженной грудью формы представляют собой исключительно привлекательный рекламный образ, лишенный какой-либо индивидуальности. Мастера стиля модерн создают новый тип книги, все оформление которой (переплет, шрифт, формат, иллюстрации) образуют единое художественное целое (Орби Бёрдсли в Англии, Э. Гроссе во Франции, А. Н. Бенуа в России). В США у модерна не было возможности развиться в отдельную национальную школу. Влияние стиля ограничивалось творчеством отдельных талантливых мастеров, в частности Луиса Комфорта Тиффани и Луиса Салливена. Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) был прежде всего художником по стеклу, и его работы именно с этим художественным материалом принесли ему славу и стали предметом для подражания в США и по всей Европе. Отец Тиффани, Чарльз Луис Тиффани, был ювелиром и состоятельным владельцем знаменитых ювелирных магазинов в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Таким образом Луис Комфорт Тиффани рос в атмосфере творчества, имея достаточно средств, чтобы путешествовать по Европе и Ближнему Востоку, коллекционировать понравившиеся ему предметы искусства, включая античное стекло и японские декоративные изделия. Несколько из наиболее известных витражей Тиффани в Америке представляют собой пейзажи или иллюстрации религиозных сюжетов. За период между 1893 и 1900 гг. Тиффани создал самые оригинальные работы. Его стеклянные вазы и другие декоративные предметы отличаются радужностью расцветки и необычной техникой исполнения, которую он запатентовал как «фаврильное стекло». Тиффани использовал характерные для модерна темы цветов, растений, насекомых. Машинное производство вызывает к жизни новый тип творчества – дизайн, художественное конструирование массовых изделий, наделенных стандартным уровнем качества. Это способствует развитию рациональной эстетики, в корне отрицающей хрупкую декоративно-орнаментальную стилистику модерна. Такой перелом обозначился в 1907 г., когда возникла организация Немецкий Веркбунд, объединяющая на новой основе промышленников, архитекторов, художников. Живопись и скульптура в меньшей степени, чем другие виды были затронуты стилем модерн. Союз модерна с символизмом в конце XIXв. распался. Густав Климпт, австриец, сочетает в росписях и картинах многоцветный орнамент со стилизованными, но увиденными в их натуральной привлекательности или неприглядности фигуры людей («Три возраста»). В скульптуре стиль модерн оказался причастен к зарождению ансамблей, содержащих обобщающие идеи и представляющие собой сложные пространственные композиции, вовлекающие человека в особый художественный мир (Норвегия, Г. Вигеланн, ансамбль Фрогнер-парка в Осло, который посвящен жизни человека). Модерн отличает поэтика символизма, дисциплина композиции, эстетика в трактовке деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, индивидуальная изобретательность мастера. В архитектуре модерн проявился в деятельности Хенри ван де Вельде (Фолькванг-музей в Хагане), Ч. Р. Макентоша (школа искусств в Глазго), Гимара (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди (Дом Каса Мила в Барселоне и другие постройки), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, особняк Рябушинского в Москве), В. Орта (оттели «Пассель» и «Сольвей» в Брюсселе). При формировании планов и композиции здания архитекторы смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов, расположении окон и дверей. Отдельным частям домов и декоративным элементам придавались обтекаемые формы. Применялись растительные мотивы и мотивы, заимствованные из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Стиль модерн развивался главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Организм здания формируется сообразно надобностям заказчика и вкусам архитектора. Он растет изнутри, «приживляя» одно к другому помещения разных размеров и очертаний, размещая их на разных уровнях, наращивая свою пластическую оболочку. Соответственно снаружи здание выглядело как увлекательная асимметричная пространственная композиция, сливающая воедино разным по формам и масштабам объемы. Архитектор Виктор Орта (1861-1947) заслужил славу родоначальника стиля Арт Нуво в Бельгии. Извилистые, волнообразные линии кованных лестничных перил и колонн знаменитого особняка Тасселя (1892-ё893) повторяются в каждой детали интерьера здания, от линейного мозаичного узора на полу, декораций стен и стеклянных плафонов крыши, до изогнутых форм дверных ручек, замочных скважин и мебели. В Шотландии движение модерна концентрировалось вокруг Чарльза Ренни Макинтоша, его жены Маргарет Макдональд и ее сестры Фрэнсис. Вместе с мужем Фрэнсис архитектором Дж. Гербертом Макнейром они стали известны как «Четверка из Глазго» или «Школа Глазго». Формы и декор окон, дверей, лестниц становится разнообразным чуть ли не до бесконечности. Огромное значение в нем придается выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре, узорной поливной керамической блицовке, деталям ихз кованного чугуна, витражу и т. д. Стиль особняков и вилл переживает постепенную эволюцию от пластической выразительности (дом Рябушинского в Москве, Ф. О. Шехтель) к более строгому геометризму форм, что отчетливо проявилось в асимметричном, с мансардными окнами, алогичным образом возвышающимися над фасадом, дворце Стокле, построенном в 1905-1911 гг в Брюсселе австрийским архитектором Й. Хофманом и украшенным многоцветными мозаиками Г. Климта. Немногим из зодчих довелось, как А. Гауди в Барселоне, создать многоквартирный жилой дом целиком по единому стилю. Каса Батло (1905-1907) он превратил в фантастической обиталище дракона. Его огромное чешуйчатое тело образует кровлю, зубастые пасти-балконы выступают из отделанного рельефной мозаикой фасада. Колоннам придана форма гигантских костей. Фасаду Каса Мила (1905-1910) сообщены волнообразные текучие формы, желто-зеленый вестибюль выглядит таинственным подводным царством. Характерные для многих мастеров модерна рационализм, внимание к функциональной организации пространства, применение новых материалов (металл, стекло, керамика) несли в себе зародыш функционализма и конструктивизма. Жилой дом на улице Франклина в Париже (1903) архитектора О. Перре –пример перехода от модерна к функционализму. От модерна осталась дробность фасада, облицовка поливной плиткой. Черты функционализма – рациональное конструктивное начало, геометрические формы каркаса из железобетона.
ЛЕКЦИЯ Искусство США XIX-XX вв. Искусство XIX в. В 1776 г. была провозглашена независимость США. 1775-1830 гг. – время развития «самодеятельного» непрофессионального искусства. Это своеобразная черта становления американского искусства. В Европе господствует профессиональное искусство в этот же период. Период расцвета (1775-1830 гг.) сменился полосой упадка, связанного с войной Севера и Юга. В 1830-1860 гг. искусство подчинено салонной фальши и сравнивается с европейским искусством викторианского стиля (по имени английской императрицы Виктории). 1865-1900 гг. – период второго расцвета искусства США. Он связан с именами живописцев Томаса Икинса, Уинслоу Хомера, Джеймса Мак-Нейла Уистлера, скульптора Огастесона Сент Годенса. В Новом Свете работали пейзажисты-романтики. По мере освоения пространств меняется отношение американцев к природе. В 1820-х гг. художники воспевают природную чистоту, возвысив леса и горы до символа США. Картина Джорджа Калеба Бингейма (1811-1879) «Охотники, спускающиеся по Миссури», представляющая собой пейзаж и одновременно жанровую сцену, передает ощущение бескрайнего простора и царящей над ним тишины. Два охотника тихо скользят в своем выдолбленном каноэ вниз по течению в туманной солнечной дымке и чувствуют себя как дома. В 1877 г. к импрессионистам присоединилась американская художница Мэри Кэссет (1845-1926), получившая традиционную академическую подготовку в родной Филадельфии. Кэссет смогла заниматься творчеством благодаря своей финансовой независимости (как и Берта Моризо). Кэссет занималась с Дега, изучала японские гравюры и выработала свой неповторимый стиль. Большинство ее работ посвящено теме материнства. «Купание дочери» – одна из лучших работ художницы. Джеймс Мак-Нейл Уистлер (1834-1903) в 1855 г. приезжает в Париж учиться живописи. Через 4 года он переезжает в Лондон, где живет до конца жизни. Наиболее известна его работа «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Плоскостное решение напоминает Мане, а точность рисунка – портреты Дега. Уистлер считал свои картины аналогами музыкальных пьес и называл их симфониями или ноктюрнами. Самым смелым его произведением считается написанная в 1874 г. картина «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета». Критик Джон Рёскин обвинил Уистлера в том, что тот «Швырнул в лицо зрителю горшок с красками». Уистлер признает, что не стремился придать изображаемому сходство с чем-либо реальным, а искал лишь чисто формальную гармонию. Портреты Уистлера – национальные образы («Утренний туалет», «Розовый шарф», «Портрет матери», «Мисс Сесили Алескандер», «Маленькая девушка в белом»). Чеканная строгость композиции, безукоризненная точность силуэта, колористическая гармония отличают работы мастера. Хомер Уинслоу (1836-1910) во время гражданской войны в Америке был художником-репортером и до 1875 г. работал иллюстратором в журнале. Его картину «Утренний колокол» (1870) можно назвать предимпрессионистической. На полотне изображена девушка, идущая по наклонному помосту на работу на мельницу под звуки колокола. Хомер посвятил творческие способности изображению жизни американского народа. Это сцены труда простых людей – фермеров, охотников, рыбаков, лесорубов, моряков на фоне природы, обжитой человеком или первозданно дикой. Лишь в самые поздние годы он увлекся пейзажем почти всегда изображающем морское побережье. Композиционный строй картины: несколько крупных первоплановых фигур, низкий горизонт, далекий пейзажный фон, действие, выраженное не внешней динамикой, а психологическим состоянием («Пленные с фронта», «Глостерская ферма», «В ожидании отца», «Новый роман», «За отмелью», «Охотник и гончая», «Приближающаяся буря»). Икинс Томас (1844-1916) в 1870 г. приехал в Париж из Филадельфии и за 4 года получил академическое художественное образование. В Пенсельванской Академии художеств стремление Икинса изображать повседневную жизнь встретило упорное сопротивление.«Уильям Раш, вырезающий из дерева аллегорическую скульптуру реки Скулкилл» подверглась критике за изображение обнаженной натуры, хотя натурщица позирует скульптору в присутствии пожилой компаньонки, мирно вяжущей в углу. Реалистический, неприкрашенно правдивый и в то же время обобщенный портрет – дело его жизни. Иногда Икинс давал своим портретам, написанным с конкретных моделей, обобщенные наименования («Мыслитель», «Актриса», «Виолончелист»). Из-за передовых взглядов Икинса Филадельфия стала центром, куда съезжались художники-негры и женщины-художницы. Генри О. Таннер (1859-1937) – художник-негр, занимающийся живописью с Икинсом в 1880-х гг. Его лучшая картина «Урок игры на банджо» написана после того, как он навсегда переезжает в Париж. Скульптор Огантес Сент-Годенс (1848-1907) вдохновлялся работами Гудона и не уступал ему легкостью движений и строгостью пропорций («Диана», «Памятник Линкольну». Развитие технологий, производства и архитектуры. Впервые европейская общественность познакомилась с американскими производственными изделиями на Первой международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европа удивилась простоте, технической точности, правильности их формы. В официальном отчете о такой же выставке 1876 г. отмечается, что для американской мебели, в отличие от европейской, характерно использование плоских поверхностей и меньшего количества деталей. Гропиус так говорил о естественной красоте американской архитектуры в 1913 г.: «По сравнению с другими европейскими странами Германия ушла далеко вперед в области промышленной эстетики при строительстве заводов. Но в Америке, где зародилась промышленность, имеются большие промышленные сооружения, которые своим величием превосходят даже самые лучшие немецкие здания этого типа. Зерновые элеваторы Канады и Южной Америки, башни для угля на больших железнодорожных линиях и самые современные заводы промышленных трестов Северной Америки производят почти такое же впечатление своей монументальностью, как и сооружения Древнего Египта». До 1850 г. одежду для взрослых и детей в Америке шили в домашних условиях. В 1876 г. фирма «Ванамейкера» стала производить готовую одежду. Георг Вашингтон Сноу (1797-1870) изобрел деревянный каркас. Первым зданием с использованием деревянного каркаса была католическая церковь Святой Марии в Чикаго. Первоначально деревянный каркас здания поэтому называли «чикагской конструкцией». Гладкая кирпичная стена вошла в архитектуру США как основной элемент в 1870-х гг., когда начал свою работу такой талантливый архитектор как Генри Хобсон Ричардсон. Франк Ллойд Райт тоже с самого начала использовал гладкую кирпичную стену. Со времен появления первых переселенцев в американской культуре проявилась тенденция строительства дома с учетом дальнейшего расширения. Ведущим мастером американской архитектуры классицизма стал Томас Джефферсон (1743-1826) – философ, общественный и государственный деятель, один из первых президентов США. Его лучшие создания осуществлены в Виргинии (Капитолий штата в Ричмонте, ансамбль Виргинского университета в Шарлоттсвилле, усадьба Джефферсона «Монтечелло»). Чикагская школа. Чикаго – город перевалочной базы Запада и Среднего Запада. В 1870-х годах после пожара появилась тенденция строить многоквартирные дома и гостиницы. Конторские здания – исходная точка развития Чикагской школы. Возводятся крупные гостиницы. В 1880-х гг. в Чикаго начали расти здания в 12, 14, 16 и 23 этажа, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Первым зданием нового типа в отношении как высоты, так и конструкции был Дом страхового общества, построенный Дженни в 1884-1885 гг. В 1929 г. здание снесли. Основатель школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1902) до того, как стать архитектором, был инженером (как Пьер Беренс в Германии, Огюст Перре во Франции). В 1873 г. у Дженни работал молодой начинающий архитектор Салливен. Расцвет Чикагской школы относится к 1883-1893 гг., когда Луп – деловой центр города – стал примером смелых решений. Одновременно возникали целые улицы – процесс беспрецедентный. Аудиториум (архитекторы Адлер и Салливен) – здание с помещениями для контор и гостиница. Восьмиэтажная гостиница «Гайд-парк» была построена в 1887-1891 гг. Теодором Старреттом и Джорджем Фуллером. Она состоит из 300 номеров в 2-5 комнат. Пятьдесят номеров оборудованы отдельными ваннами, электрическим освещением и паровым отоплением. В некоторых многоквартирных домах применялись раздвижные перегородки. Металлический каркас был назван «чикагской конструкцией». В этой школе был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором (Уильям ле Барон Дженни, Лейтер-билдинг, Чикаго, 1889; Салливен, магазин фирмы «Карсон, Пири, Скотт», 1890-1906). Луис Салливен – основоположник современной американской архитектуры, лидер Чикагской школы. Постепенно Л. Салливен преодолел формы раннего декоративного модерна и выработал простой и четкий подход. На первый план выходят функциональные и конструктивные стороны архитектуры. Ему принадлежат слова: «Форма следует функции». Он предполагал естественное и свободное развитие композиции в соответствие с потребностями. В 1890 г. Салливен построил в Сент-Луисе здание Уэйнрайт. В десятиэтажном здании соединились новейшие строительные приемы с изяществом их нового художественного осмысления. Идея Салливена, что архитектурная форма,подобно формам природы – животным или растениям, горам или облакам – органически рождается из функционального назначения и целенаправленной сущности архитектурного сооружения, а это приводит к единственно неповторимому, каждый раз новому архитектурному решения – нашла свое воплощение. Влияние Чикагской школы оборвалось с наступлением волны эклектики. Творчество Луиса Салливена повлияло на следующее поколение архитекторов Среднего Запада, в частности, Франка Ллойда Райта. В течении 1910-х гг. традиции Чикагской школы продолжали жить в работах некоторых молодых архитекторов: Ждорджа Элмсли, Хэга Гардена, Джорджа Маера, Гриффина, Томаса Толмейфиа и других.
Искусство XX в. Период 1900-1945 гг. связан со сложением нового архитектурного стиля Ф. Райта, зарождения искусства кино. Этот период связан с именами живописца Роберта Генри, скульптора Джекоба Эпстайна, графика Роберта Майнора и Рокуэлла Кента. 1945-1975 гг. знамениты архитектурой Ф. Райта, Мис ван дер Роэ, Ээро Сааринена. В это время работают живописцы Эндрю Уайес, Рафаель Сойер, Антон Рефрежье. В 1940-1950 гг. проявилась волна абстрактного экспрессионизма. Франк Ллойд Райт (1869-1959) одаренный неисчерпаемым воображением и неистощимой изобретательностью, он был одним из крупнейших теоретиков архитектуры. Уже в 25 лет мастер стал самостоятельным архитектором.Первые дома Райта принципиально не отличались от лучших английских образцов того времени (творчество Макентоша, его шотланского современника). Но англичане в своем развитии остановились. Райт шел вперед. В начале 70-х гг. был спроектирован дом крестообразной формы. Райт продолжает развитие этого типа дома, придавая большое значение освещению (дом Изабеллы Робертс, 1907). Во всех своих работах Райт проводил идею дома, в котором от центра отходят все остальные помещения, используя гибкий, свободный план. Он брал за образец японский, в котором устраняется ненужное. Райт стремился к взаимодействию отдельных элементов объема: стен перегородок, оконных и дверных проемов. Он называл свою архитектуру «органической», не давая четкую трактовку этого термина. При взаимном проникновении внешнего и внутреннего пространства, Райт пользовался теми же элементами, что и голландская группа «Стиль», Мондриан и Дусбург или конструктивист Малевич. Мастер отдавал предпочтение естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам не ошлифованным гранитным полам, тяжелым, грубо отесанным бревнам. Райт был учеником Л. Салливена. Он усвоил заповедь о неразрывном единстве формы и внутреннего существа архитектурного сооружения, о рождении единственно возможного архитектурного решения из функционального назначения архитектуры и об органичности такой закономерной связи. Его органическая архитектура родственна стилю модерн. Свои здания Райт возводит из естественных материалов и с характерным для стиля модерн эффектом увлекательности, которого он достигает с помощью динамичной объемно-пространственной композиции. В постройках Райта воплощается еще одна идея – естественное слияние здания с окружающей средой. Террасы, галереи, широкие проемы, открывающиеся во внешний мир, соответствие плана особенностям рельефа – все это осуществление принципов органической архитектуры. Малоэтажную застройку домами коттеджного типа, разработанную Райтом, называют «стилем прерий». На 90-м году жизни он видел осуществление своего последнего проекта – здания Музея Гуггенхейма на Пятом авеню в Нью-Йорке. Три момента лежали в основе творчества Райта: американская традиция, органическое восприятие мира и способность находить художественные формы, отвечающие духу времени.Позже появилась «рационалистическая» архитектура Гропиуса, Корбюзье и Мис ван дер Роэ. В 1930-е гг. из Германии эмигрируют передовые ученые и художники. В это время архитектура США выродилась в «торговый классицизм». Строительство важных зданий в США поручалось крупным фирмам, штат которых состоял из сотен людей, а не малым архитектурным мастерским (как в Германии). Ситуация постепенно менялась. В 1947 г. Аалто осуществляет проект общежития в Чарльз Ривер, в 1949 г. Гропиусу поручен проект здания Гарвардского аспирантского центра. Яркая творческая индивидуальность Гропиуса проявилась при проектировании здания Американского посольства в Афинах. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) родился в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария) в 1887 г. Многие поколения семьи состояли из художников и граверов. В тринадцать с половиной лет он поступил в Школу прикладных искусств. Он побывал на Балканах, в Малой Азии, Греции, Риме. В 1909-1910 гг. он работает в мастерской Перре в Париже, где учится использовать железобетон. В Берлине он недолго работал в мастерской Питера Беренса. В его режиме дня утро было отведено живописи, а послеобеденное время – архитектуре. Вилла Савой (1928-1930) – кубинистический объем, установленный на столбах. Чандигарх – столица восточного Пенджаба (индия), расположена у подножия Гималаев. Ле Корбюзье проектирует комплекс Капитолия в этом городе. Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Ахене – старейшем центре немецкой культуры. Город расположен вблизи голландской столицы, и многие его жители обладают спокойным, флегматичным характером голландцев, своеобразной внутренней сосредоточенностью. Голландский интерьер Питера де Хоха (XVII в.) с его кристально чистой атмосферой и уравновешенными членениями близок художнику Мондриану так же, как и архитектору Мис ван дер Роэ. Умение правильно выкладывать кирпичи или камни он приобрел в детстве в мастерской отца. Отсюда берут начало его стремление к целостности форм и исключительная осторожность в выборе и обработке материалов. В 1910 г. в Берлине состоялась выставка работ Франка Ллойда Райта. В работах Мис ван дер Роэ позднее прочитывается осторожность в пользовании новыми материалами, которой он научился у Беренса, а также свободный план, воспринятый им у Райта. Тео ван Дусбург в журнале «Stijl» (1917) выдвинул план освобождения архитектуры от устаревших взглядов. Выставка, организованная группой «Стиль» (живопись, скульптура, архитектура) в Париже в 1923 г., оказала влияние на Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. В 1923 г. Мис ван дер Роэ выполняет проект Иллинойского технологического института. В 1920-х гг. архитектор пришел к мысли о возможности художественного выражения путем сочетания стального каркаса и стеклянных плоскостей. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ здесь важен органический принцип соответствия каждого элемента своему месту в сооружении. Алвар Аалто знает как заставить стандарт служить эмоциональной стороне творчества. Его имя стало изветсно за пределами Финляндии около 1930 г. С 1939 г. он стал работать в Америе. Алвар Аалто легко общался со всеми. Многослойный характер финской культуры – смешение элементов западной цивилизации, пережитков доисторических времен и средневековья – отразился на творчестве Аалто, придавая его произведениям внутреннее напряжение. Существуют три общественных здания, неразрывно связанные с прогрессом современной архитектуры: Баухаус в Дессау В. Гропиуса (1926), проект Дворца Лиги Наций в Женеве Ле Корбюзье (1927) и санаторий в Паймио Алваро Аалто (1929-1933) на юго-западе Финляндии рядом с древней столицей городом Турку. Студенческое общежитие Массачусатского технологического института (1947) – здание с гибким решением наружной стены и потолка. Аалто и Ле Корбюзье продолжили традиции использования волнообразной стены, начатой Франческо Барромини. Аалто отличают такие приемы как гибкая трактовка стены, взаимосвязь горизонтальных плоскостей, использование различных уровней. Йорн Утцон родился (1918) и вырос в Дании. В 1945 г. он учился у Алвара Аалто. В 1984 г. встретился в Париже с Фернаном Леже и Ле Корбюзье, побывал в Марокко. В качестве стипендиата Йорн Утцон едет в 1949 г. в США, а затем в Южную Америку. Возвратился в Данию. Из числа его проектов был осуществлен только поселок Кинго-хойзер (63 дома) в 1956 г., также небольшой поселок около Фрейзенсборга в 1962 г. В 1947 г. на конкурсе в Сиднее неожиданно для Утцона был удостоен первой премии его проект Оперного театра (заслуга Сааринена). В 1957 г. Йорну Утцону удалось ознакомиться с разнообразием культуры Китая, Непала, Индии, Японии. В Японии измерения производят гибким троссом, а не жесткой масштабной линейкой, как в Китае. Горизонтальная плоскость в качестве архитектурного элемента очаровывает Утцона и все поколение молодых архитекторов. В Сиднее сделана попытка (как и в древнегреческом театре в Дельфтах, но в меньшем масштабе) создать архитектурное сооружение с подчиненным определенному ритму перепадом различных уровней, связанных между собой лестницами такой ширины, какую едва ли можно было встретить где-нибудь еще, кроме храмов ацтеков и майя. В здании предусмотрена возможность во время антрактов раскрывать холлы и фойе и обращать внимание зрителей на необычное зрелище подвешенных сводов-оболочек, господствующих над далеким сводом гавани. Американскую архитектуру отличает практичность, смелость решений с использованием новых технологий и материалов. Ээро Сааринен строит здание Технологического исследовательского центра фирмы «Дженерал моторс», Аэровокзал международного аэропорта имени Дж. Кеннеди. Архитектор Джонсон создает Дом архитектора в Нью Канаане. Ямасаки воплощает Центр конференций Мичиганского университета. Гаррисон и Абрамовиц строят здание компании «Алкоа».
Живопись XX в. США. Живопись США отличает стремление художников передать ощущение свободы. Поэтому и пейзаж, и портрет раскрывают возможности свободного движения, свободного труда, свободного самовыражения. Роберт Генри (1865-1929) учился у Икинса, Мане и Гойя. Его портреты отличаются реалистичной трактовкой («Мальчик-рыбак», «Индейская девушка из Санта-Клары»). Рокуэл Кент (1882-1971)создавал картины, рискунки, литографии, иллюстрации, монументальные росписи, медали, керамические изделия, скульптуры, архитектурные сооружения. Он интересен в пейзажной живописи и графике («Труженики моря», «Ноябрь в северной Гренландии»). Эдуард Хоппер (1882-1967) был выдающимся живописцем и графиком. Главная тема его картин – современный город. Дисгармоничный, но обобщенный облик города («Вечерний ветер», «Раннее воскресное утро»). Роберт Майнор (1884-1952) занимался политической графикой, где проявилась сила обобщения, предельная концентрация образного строя, точность рисунка, различные формы гротескного преувеличения. Он считал своим учителем Домье («Лик профсоюзной бюрократии», «Идеальный солдат»). В 1940-1950-х гг. в США получает распространение абстрактный экспрессионизм. Это абстрактное течение ставит своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника в хаотических, не организованных логическим мышлением абстрактных формах. В этом стиле работали Поллок, Клайн, Брукс. Реализм второй половины XXв. связан с именами Рафаэля Сойера («Обнаженная девушка», «Художник Фил Бард», «Дети города»), Антона Рефрежье («Мать с ребенком», «Переселенцы на Дальний Запад», «Девушки и одуванчики»), Эндрю Уайес («Мир Кристины», «Молодая Америка», «Песчаная коса») и других.
ЛЕКЦИЯ Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|