|
Доказательства происхождения человека от животных
| Группа доказательств
| Примеры
| | Сравнительно – анатомические
| Рудименты (недоразвитые органы, имеющиеся у предков, но утратившие свою функцию) – третье веко, волосяной покров, аппендикс, копчик, подкожные и околоушные мышцы.
Атавизмы (признаки, существовавшие у предков и утраченные в процессе эволюции, появляющиеся у некоторых особей) – рождение людей с хвостом, лишними сосками, повышенной волосатостью.
| | Эмбриологические
| - Развитие начинается с оплодотворённой яйцеклетки – зиготы.
- Общая схема развития зародыша (бластула, гаструла, нейрула, органогенез)
- На ранних этапах развития зародыш имеет хорду, жаберные щели, хвостовой отдел позвоночника, клоаку, сердце в виде брюшной аорты, головной мозг из 3 отделов
|
Сравнение человека с человекообразными обезьянами
| Черты сходства человека с человекообразными обезьянами
| Черты отличия человека с человекообразными обезьянами
| | - Строение скелета и внутренних органов;
- На пальцах ногти;
- Общие болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф);
- Близкий состав крови (4 группы);
- Переживания – эмоции;
- Формы заботы о потомстве
- Близкое число хромосом (46 – 48
| - Прямо хождение;
- 4 изгиба позвоночника;
- Широкая, плоская грудная клетка;
- Широкий таз;
- Массивные задние конечности;
- Мозговой отдел черепа больше лицевого;
- Есть подбородочный выступ;
- Нет надбровного валика;
- Челюсти легче и меньше;
- Большой палец противопоставлен остальным;
- Речь и абстрактное мышление;
- Изготовление орудий труда;
- Трудовая деятельность.
| Факторы эволюции человека
| Наследственная изменчивость
|
Положение человека в системе животного мира
| Царство
| Животные
| | Подцарство
| Многоклеточные
| | Тип
| Хордовые
| | Подтип
| Позвоночные
| | Класс
| Млекопитающие
| | Подкласс
| Плацентарные
| | Отряд
| Приматы
| | Надсемейство
| Человекообразные обезьяны
| | Семейство
| Гоминиды
| | Род
| Человек
| | Вид
| Человек разумный
| | Подвид
| Современный человек
|
Этапы эволюции человека
| Предки
| Место находки
| Биологические признаки
| Социальные признаки
| | Дриопитеки
(древняя обезьяна)
Общий предок человека и человекообразных обезьян
| Восточная Африка
Азия, западная Европа
| Рост 110
Масса мозга 450 г.
Древесный образ жизни
| Жили стадами, манипулировали предметами
| | Австралопитек
(южная обезьяна)
Прямой предок человека
| Африка
| Рост 120 – 155 см, вес 20 – 60 кг.
Масса мозга 500 – 650 г.
Мало волос на теле
Много потовых желез
Характерно прямохождение
| Жили стадами
Совместно охотились
Использовали камни и палки, как орудия добывания пищи и защиты
| | Человек умелый
(один из видов австралопитеков)
| Африка
| Масса мозга 650 – 800 г.
| Изготавливал примитивные орудия труда
| | Архантропы (древнейшие люди)
|
| | Питекантроп
| Остров Ява
| Масса мозга 900 – 1000г.
Развит сплошной надбровный валик
Левая часть мозга развита лучше правой
Положение тела полусогнутое
| Жили в пещерах или строили примитивные жилища
Пользовались огнём
Более совершенные орудия труда из камня
| | Синантроп
| Китай
Восточная Азия
| | Гейдельбергский человек
| Германия
| | Палеоантропы(древние люди)
|
| | Неандертальцы
| Западная Германия
Россия
Казахстан
| Масса мозга 1400 г.
Коренастые, ростом 155 – 160 см.
Лоб низкий скошенный
Слабо развит подбородочный выступ
Сильно развит сплошной надбровный валик
Уменьшилась нижняя челюсть
Развита височная часть больших полушарий головного мозга связанная с речью.
| - Жили группами по 50 – 100 человек в пещерах или строили жилища.
- Использовали огонь, строили очаги
- Изготовление каменных орудий труда
- Разделение труда
- Труд коллективный
- обрабатывали шкуры в которые одевались
Наскальная живопись
| | Неоантропы(современные люди)
| Франция пещера Кро - Маньон
| Рост 170 – 180 см.
Объем мозга 1400 – 1600 см³
Лобная и височная доли больших полушарий хорошо развиты
Развит подбородочный выступ
Отсутствует сплошной надглазничный валик
Прямая походка
| - Жили родовыми общинами
- Строили поселения
- Изготавливали сложные орудия труда, умели шлифовать и сверлить
- Развита членораздельная речь
- Уважали стариков
- Характерно воспитание и передача опыта потомству
- Развитие искусств (гончарное дело)
- Приручали животных, первые шаги земледелия.
|
Человеческие расы
Расы – это внутривидовая наследственная изменчивость среди людей (Ф. Бернье)
| Признаки
| Расы
| | Европеоидная
| Монголоидная
| Негроидная
| | Место распространения
| Европа, Передняя Азия
| Азия
| Центральная и Южная Африка,
| | Рост
| Высокий рост
| Высокий рост
| Невысокий рост
| | Цвет кожи
| Светлый
| Смуглый
| Темный
| | Волосы
| Прямые светлые
| Темные прямые
| Темные курчавые
| | Форма лица
| узкое
| Уплощенное, широкое
| Узкое
| | Волосяной покров
| Хорошо развит волосяной покров на лице мужчин
| Слаборазвит волосяной покров на лице мужчин
| Слаборазвит волосяной покров на лице мужчин
| | Форма носа
| Узкий выступающий
| Широкий
| Широкий
| | Губы
| Тонкие
| Толстые
| Толстые
| | Форма и цвет глаз
| Большие светлые
| Узкие темные
| Большие темные
|
Учения о возникновении рас
| Моноцентризм
Все расы возникли в одном месте
| | Полицентризм
Расы возникли самостоятельно вразных местах
|
Расизм – учение о превосходстве одной расы над другой.
Социальный дарвинизм – теория о социальном неравенстве, как продукте естественного отбора вследствие биологического неравенства людей.
Нация – группа людей одной расы обитающая на определённой территории, имеющая свой язык и культуру.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Ввел термин «экология» - Э. Геккель
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания.
Направления экологии:
̶ Биоэкология – изучает взаимосвязь живых организмов между собой и деятельностью человека.
̶ Аутэкология – изучает взаимоотношения отдельных организмов с природной средой.
̶ Популяционная экология – изучает взаимоотношения популяций с природной средой и закономерности развития этих отношений.
̶ Синэкология – изучает взаимоотношения между популяцией, сообществом, экосистемой.
̶ Экология человека – изучает влияние природной среды на отдельного человека и группу людей
̶ Социальная экология – изучает основные направления взаимодействия человеческого общества с природой, основы рационального использования и охраны природы.
Методы экологических исследований
| Методы
| Цель
| Сущность
| | Полевой
| Определение распространения, численности и качества живых систем
| Проведение исследований в полевых условиях на влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм в дикой природе с помощью наблюдений, подсчетов, осматривания.
| | Лабораторный
| Определение способности организмов к размножению, половые и возрастные особенности в строении
| С помощью современного оборудования проводятся наблюдения и осмотры у организмов содержащихся в неволе.
| | Экспериментальный
| Изучение поведения организмов, уровня загрязнения воздуха.воды, почвы
| Проводится в лабораторных условиях методом постановки опыта
| | Моделирование
| Экспериментальная проверка теоретических заключений
| Создание модели живой системы
| | Мониторинг
| Постоянный контроль за изменениями окружающей среды и предотвращение экологических бедствий
| Наблюдение, оценка, прогноз всех явлений, изменений в окружающей среде.
|
Среда обитания
Часть природы окружающая живой организм, которая прямо или косвенно на него воздействует
Биотоп – место обитания конкретного вида
Среды обитания:
- Наземно – воздушная. Аэробионты – организмы наземной среды обитания
- Почвенная. Геобионты
- Водная. Гидробионты.
- Живой организм. Эндобионты (эндопаразиты) – организмы живущие внутри другого организма (хозяина). Например паразитические черви: аскарида, печеночный сосальщик, эхинококк, бычий цепень
Экзобионты (экзопаразиты) – организмы, живущие на поверхности тела живого организма.
Экологические факторы
(Природные компоненты и условия среды, прямо или косвенно влияющие на организм)
| Абиотические
Факторы неживой природы
| Биотические
Факторы живой природы
| Антропогенные
Деятельность человека, которая приводит к изменению природы
| | Свет, влажность, температура, химический состав почвы, воды и воздуха; давление
| Взаимоотношения особей в популяциях, между популяциями.
| Вырубка лесов, осушение болот, распашка степей.
|
Разновидности воздействия экологического фактора:
̶ Минимум – величина интенсивности фактора, ниже которой наступает гибель организма
̶ Максимум – величина интенсивности фактора, выше которой наступает гибель организма
̶ Оптимум – наиболее благоприятный для жизнедеятельности организма уровень воздействия фактора.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|