|
Последовательность апробации мониторинга.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Пояснительная записка Качество и результативность работы учреждения дополнительного образования зависит от кадрового потенциала, профессионально-педагогической компетентности и творческой активности педагогов. Именно педагоги системы дополнительного образования (СДО) становятся ключевыми фигурами современного развивающего вариативного образования и воспитания. Педагогические кадры СДО представлены на сегодняшний день широким спектром профессионалов из различных отраслей народного хозяйства, образования и культуры. Специалисты различных областей знаний обогащают его среду истинным духом своих профессий, создавая картину реальной жизни и погружая в атмосферу творчества определённого направления. Актуальность мониторинга. В последнее время большое значение уделяется мониторингу образовательного процесса в ходе реализации педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности обучающихся в образовательных учреждениях стало необходимым в связи с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных общеразвивающих программ. Исходя из этого, мониторинг в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс. Во-первых, большинство результатов полученные обучающимися трудно определить, т.к. для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры в их использовании (отсутствие стандартных диагностических методик). Во-вторых, дополнительное образование детей, должно быть комплексным, интегрирующим результаты обучения, воспитания и развития ребёнка. Как следствие, актуальным становится наличие программы мониторинга в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса. Объект мониторинга – участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга – возможности совершенствования качества образовательного процесса. Цель мониторинга – создание непрерывной диагностической системы контроля качества образовательного процесса с возможностью прогнозирования перспективных направлений развития отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи». Задачи: - Проанализировать теоретические источники литературы, посвящённые изучению содержания, специфики, структуры мониторинга. - Проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения мониторинга образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон. - Определить эффективность образовательного процесса и его влияние на формирование ключевых компетенций обучающихся (знаний, умений и навыков). - Подготовить вариант пакета диагностических методик и материалов, применяемых в ходе мониторинга. Гипотеза: если моделировать предстоящий мониторинг, организовывать и управлять им, а также анализировать осуществлённую систему мониторинга, то в результате получим возможность эффективно отслеживать результаты обучения, что в свою очередь будет способствовать формированию более качественного образовательного процесса. Новизна мониторинга заключается в том, что: - выделены и описаны условия, факторы и структурные механизмы мониторинга образовательного процесса в отделении художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»; - разработан и описан пакет диагностических методик и материалов для педагогов отделения художественно-эстетического образования по проведению мониторинга образовательного процесса. Практическая ценность. Полученный в ходе проведения мониторинга комплекс качественных показателей, поддающийся количественным измерениям, позволяет проследить динамику и эффективность образовательного процесса, что в дальнейшем способствует переходу от рефлексивного управления процессов к прогностическому. Качественно проследить динамику образовательного процесса, а именно, своевременно формулировать педагогические задачи, организовывать и контролировать целенаправленный обоснованный процесс развития личности в условиях творческого объединения, возможно путём использования программы мониторинга. Организация и проведение мониторинга. Мониторинг в отделении художественно-эстетического образования осуществляют педагоги ДО на уровне творческого коллектива (детского творческого объединения), а также другие специалисты, обладающие соответствующей квалификацией и компетенцией (методист, психолог и др.). В ходе работы с обучающимися, педагогам необходимо отследить социально-психологические изменения в коллективе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций воспитанников. Чтобы определиться в какой части необходимо скорректировать свою педагогическую деятельность, он должен регулярно производить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, так как они лежат в основе определения эффективности педагогической деятельности. Организация и проведение мониторинга педагогической деятельности педагога дополнительного образования представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса. Таким образом, мониторинг содержит следующие аспекты: - результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимся (уровень освоения программного материала); - результаты личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы[1]; - психолого-педагогический результат (уровень сформированности и развития креативной, эмоционально-волевой и ценностно-мотивационной сфер личности); - уровень удовлетворённости детей и родителей деятельностью отделения образовательного учреждения. В ходе проведения мониторинга используются диагностические таблицы, которые позволяют наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которыми необходимо овладеть обучающемуся в результате обучения по программе. Выстроить систему важнейших личностных качеств, которые формируются у ребёнка за период его обучения по определённой программе и во время общения с педагогом и сверстниками. Возможность использования таблиц позволяет определить уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных обучающихся, а так же степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям. Ожидаемые результаты. В процессе подготовки к организации и проведению мониторинга образовательного процесса, педагоги отделения получат пакет необходимых диагностических материалов и методик; разработка оптимальной мониторинговой структуры позволит улучшить и упростить процесс отслеживания и анализирования полученных результатов, направленных на повышение качества образовательного процесса. Список используемой литературы 1. Аннекова Н.В., Худин А.Н., Шамова Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с. 2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 1994. – 94 с. 3. Белова С.Н., Ильина И.В., Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]: учебное пособие / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с. 4. Силина, С. Н. Из истории оценки знаний студентов педагогических вузов России в XIX веке [Текст] / С. Н. Силина, А. С. Белкин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 4. – С. 53-55. 5. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса в вузе [Текст] / А. С. Белкин // Материалы российской научно-практической конференции / Шадрин. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2000. 6. Капустин Н.П., Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Т.И. Шамова. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 320 с. 7. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, Анализ Планирование [Текст]: методическое пособие: / Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. – 124 с. 8. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ 9. Астарханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование, 2007, №3, с.16 10. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, №2, с.13 11. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с. 12. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с. 13. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, с.18 14. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12, 17 с.18 15. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, 17 с.18 16. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование, 2003, №7, с.17 17. Кульневич, С.В., Иванченко, В.И. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.И. Иванченко. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 324 с. 18. Кульневич, С.В., Тончарова, В.И., Лакоценина, Т.П. Организация и содержание методической работы / С.В. Кульневич, В.И. Тончарова, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с. Приложение 1 Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися
Приложение 2 Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
Приложение 3 Карта обучающегося
Фамилия, имя ребенка______________________________________ Название детского творческого объединения __________________ Название программы ______________________________________ Ф.И.О. педагога
Модуль 1. Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися.
Модуль 2. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы
Приложение 4 Анкета для родителей Уважаемые родители! В целях повышения качества образовательного процесса, просим вас заполнить анкету как можно скорее. Нам очень важно ваше мнение!
1. В какой степени Вы удовлетворены качеством обучения вашего ребёнка?
2. В какой степени Вы удовлетворены организацией образовательного процесса?
3. В какой степени Вы удовлетворены уровнем информированности о деятельности отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» посредством информационно-коммуникационных технологий (Интернет)?
4. В какой степени Вы удовлетворены состоянием материально-технического оснащения на занятиях, которые посещает ваш ребёнок?
5. В какой степени Вы удовлетворены профессионализмом педагогов, работающих с вашим ребёнком?
6. Как Вы относитесь к платным занятиям (к сбору денежных средств в виде пожертвований)?
7. В какой степени Вы удовлетворены платными услугами, предоставляемыми в художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»?
8. В какой степени Вы удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями в творческом коллективе, где занимается ваш ребёнок?
9. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с обучающимися?
10. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с родителями?
11. В какой степени Вы удовлетворены получаемой информацией о ребёнке?
Приложение 5 Анкета для обучающихся в детских творческих объединениях отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты! Заполняя анкету, у тебя появится возможность поразмышлять о себе, а мы в свою очередь, постараемся дать рекомендации педагогам, чтобы твоя творческая жизнь в коллективе стала ещё интереснее и разнообразнее. Мы надеемся на твою искренность!
1. Сколько тебе лет? ________________________ 2. Как долго ты посещаешь занятия _______________ 3. Как ты узнал о творческом коллективе? _________________________________________ 4. Вызывает ли у тебя интерес занятия в творческом коллективе? (отметить вариант, который тебе ближе всего). a) всегда; b) только тогда, когда это касается лично меня; c) иногда; d) свой вариант ответа ____________________________________________ 5. Пропускаешь ли ты занятия в творческом коллективе? По каким причинам? _________________________________________________________________ 6. Что больше всего тебя привлекает в творческом объединении? (выбери несколько вариантов ответов)? a) возможность интересно провести свободное время; b) возможность развивать свои таланты и потребности; c) здесь меня всегда выслушают и поймут; d) здесь я нашёл (нашла) новых друзей; e) свой вариант ответа______________________________________________________ 7. Продолжи фразу. Творческий коллектив для тебя – это __________________________ _________________________________________________________________________ 8. Какие изменения произошли в тебе за тот период, пока ты посещаешь творческое объединение? a) научился (лась) свободно общаться с людьми; b) развил (ла) в себе новые таланты; c) свой вариант ответа _________________________________________________ 9. Как у тебя складываются взаимоотношения с педагогами в творческом коллективе? _______________________________________________________________________ 10. Ты уже определился с выбором профессии для себя? a) Да b) нет 11. Помогают ли тебе занятия в творческом коллективе определиться с выбором профессии? Каким образом?_____________________________________________________________ 12. Планируешь ли ты и дальше посещать занятия в детском творческом коллективе? ___________________________________________________________________________ 13. Какие проблемы тебя волнуют на данный момент? (расставь цифры от 1 до 8). Распредели проблемы по степени значимости для себя. Например, если тебя сейчас волнуют трудности в учёбе, то поставь букву «г» напротив 1 и так распредели все проблемы. a) конфликты с родителями; 1. b) конфликты с учителями в школе; 2. c) конфликты со сверстниками; 3. d) трудности в учёбе; 4. e) трудности в организации и проведении свободного времени; 5. f) одиночество; 6. g) страх за своё будущее; 7. h) не хватает денег 8. свой вариант ответа_______________________________________ 14. Чего тебе не хватает для полного счастья? a) любви и понимания; b) денег на карманные расходы; c) заботы родителей; d) хороших друзей; e) интересного увлечения. 15. Продолжи фразу. На данный момент я хочу добиться в жизни_______________________ ____________________________________________________________________________ 16. На какого актёра, героя книги, знаменитого человека ты бы хотел быть похожим? ____________________________________________________________________________ 17. Какие качества в нём тебе больше всего нравятся? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Спасибо! [1] «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным образовательным программам», «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ» [2] В ходе психологического мониторинга могут быть использованы диагностические методики других авторов. Пояснительная записка Качество и результативность работы учреждения дополнительного образования зависит от кадрового потенциала, профессионально-педагогической компетентности и творческой активности педагогов. Именно педагоги системы дополнительного образования (СДО) становятся ключевыми фигурами современного развивающего вариативного образования и воспитания. Педагогические кадры СДО представлены на сегодняшний день широким спектром профессионалов из различных отраслей народного хозяйства, образования и культуры. Специалисты различных областей знаний обогащают его среду истинным духом своих профессий, создавая картину реальной жизни и погружая в атмосферу творчества определённого направления. Актуальность мониторинга. В последнее время большое значение уделяется мониторингу образовательного процесса в ходе реализации педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности обучающихся в образовательных учреждениях стало необходимым в связи с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных общеразвивающих программ. Исходя из этого, мониторинг в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс. Во-первых, большинство результатов полученные обучающимися трудно определить, т.к. для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры в их использовании (отсутствие стандартных диагностических методик). Во-вторых, дополнительное образование детей, должно быть комплексным, интегрирующим результаты обучения, воспитания и развития ребёнка. Как следствие, актуальным становится наличие программы мониторинга в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса. Объект мониторинга – участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга – возможности совершенствования качества образовательного процесса. Цель мониторинга – создание непрерывной диагностической системы контроля качества образовательного процесса с возможностью прогнозирования перспективных направлений развития отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи». Задачи: - Проанализировать теоретические источники литературы, посвящённые изучению содержания, специфики, структуры мониторинга. - Проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения мониторинга образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон. - Определить эффективность образовательного процесса и его влияние на формирование ключевых компетенций обучающихся (знаний, умений и навыков). - Подготовить вариант пакета диагностических методик и материалов, применяемых в ходе мониторинга. Гипотеза: если моделировать предстоящий мониторинг, организовывать и управлять им, а также анализировать осуществлённую систему мониторинга, то в результате получим возможность эффективно отслеживать результаты обучения, что в свою очередь будет способствовать формированию более качественного образовательного процесса. Новизна мониторинга заключается в том, что: - выделены и описаны условия, факторы и структурные механизмы мониторинга образовательного процесса в отделении художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»; - разработан и описан пакет диагностических методик и материалов для педагогов отделения художественно-эстетического образования по проведению мониторинга образовательного процесса. Практическая ценность. Полученный в ходе проведения мониторинга комплекс качественных показателей, поддающийся количественным измерениям, позволяет проследить динамику и эффективность образовательного процесса, что в дальнейшем способствует переходу от рефлексивного управления процессов к прогностическому. Качественно проследить динамику образовательного процесса, а именно, своевременно формулировать педагогические задачи, организовывать и контролировать целенаправленный обоснованный процесс развития личности в у Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|