|
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темыСтр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами III курса по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Расспрос больных с патологией сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца и крупных сосудов, перкуссия сердца.
Время: 3 часа
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы Цель занятия. Научиться методам обследования сердечно-сосудистой системы: расспросу больных с заболеваниями сердца, осмотру, пальпации области сердца и крупных сосудов, перкуссии сердца и сосудистого пучка. Мотивация для усвоения темы. Несмотря на значительные достижения в области медицины, в большинстве экономически развитых стран, в том числе и в Беларуси, кардиологическая заболеваемость занимает первое место. Именно кардиологические заболевания чаще всего ограничивают общую продолжительность жизни человека, являются основной причиной внезапной смерти у лиц относительно молодого возраста. Для своевременного распознавания и лечения болезней сердца важно уметь правильно определять субъективную картину заболевания (уметь собирать и детализировать жалобы), оценить объективные проявления болезни (провести осмотр, пальпацию области сердца и крупных сосудов, уметь выяснить изменения размеров сердца и крупных сосудов путем перкуссии). Требования к исходному уровню знаний Студент должен знать. 1. Особенности болевого синдрома при стенокардии, инфаркте миокарда, неврозе сердца. 2. Дифференцировать жалобы на сердцебиение и перебои в работе сердца. 3. Особенности жалоб больных при застое крови в большом и малом кругах кровообращения. 4. Клиническую характеристику симптомов «мертвого пальца» и «перемежающей хромоты». 5. Виды лица и вынужденные положения больного при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. 6. Дифференцировать понятия сердечный горб, верхушечный и сердечный толчок. 7. Патологические состояния, при которых происходит смешение верхушечного толчка влево, вправо, вверх. 8. Диагностическое значение симптома «кошачье мурлыканье». 9. Методику перкуссии и границы относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. 10. Диагностическое значение изменений границ относительной и абсолютной тупости сердца. Студент должен уметь. 1. Провести расспрос больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 2. Провести осмотр области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 3. Провести пальпацию области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями органов кровообращения. 4. Провести перкуссию области сердца и крупных сосудов у больных с заболеваниями органов кровообращения.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин. 1. Топография сердца. 2. Кровоснабжение сердца. 3. Внутрисердечная и центральная гемодинамика. 4. Анатомия большого и малого кругов кровообращения.
3. Контрольные вопросы по теме занятия. 1. Назовите особенности болевого синдрома при стенокардии и инфаркте миокарда. 2. Дайте характеристику боли при Нейро-циркуляторной астении (неврозе) сердца, миокардитах, перикардитах, расслабляющей аневризме аорты. 3. Как объясняется возникновение сердцебиения и перебоев сердца? 4. Назовите жалобы больных при сердечной астме и отеке легких. 5. Назовите причины возникновения и клинические варианты одышки сердечного происхождения. 6. Назовите жалобы больных, возникающие при застое крови в большом круге кровообращения. 7. Назовите механизм возникновения отеков при сердечной недостаточности. 8. Перечислите клинические варианты головной боли при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. 9. Дайте клиническую характеристику симптома «мертвого пальца». 10. Что такое симптом перемежающей хромоты? 11. Что такое «воротник Стокса»? 12. Перечислите характерные изменения лица больных при заболеваниях сердца. 13. Назовите виды вынужденного положения больных при сердечной недостаточности, стенокардии, перикардите. 14. Методика определения пульса. Назовите основные характеристики пульса в норме и при патологии. 15. Что такое сердечный горб, верхушечный толчок, отрицательный верхушечный толчок, сердечный толчок? Диагностическое значение указанных симптомов. 16. При каких состояниях наблюдается смещение верхушечного толчка влево, вправо, вверх, вниз? 17. Что такое симптом «кошачьего мурлыканья»? Диагностическое значение. 18. Назовите правила проведения перкуссии сердца. Как проводится определение границ абсолютной и относительной тупости сердца? 19. Назовите границы абсолютной и относительной тупости сердца у здорового человека. 20. При каких патологических состояниях наблюдается расширение границ сердца вправо? влево? вверх? 21. При каких патологических состояниях наблюдается измерение границ абсолютной тупости сердца? 22. Какова конфигурация сердца у здорового человека? Перечислите патологические конфигурации сердца. 23. Определение размеров сосудистого пучка.
Практическая часть занятия. 1. Проведение расспроса больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.1-6, 8-10). 2. Проведение осмотра больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.11-13,15). 3. Проведение пальпации области сердца больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.14-17). 4. Проведение перкуссии сердца больных заболеваниями органов кровообращения (см. ход занятия, п.18-23).
Ход занятия В ходе занятия отрабатываются указанные выше (п.4) практические навыки обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия. Дайте характеристику боли при нейро-циркуляторной астении (неврозе) сердца. 1. Характер боли - колющая или ноющая. 2. Локализация боли – в области проекции верхушки сердца. 3. Иррадиация боли - не иррадиирует. 4. Условия возникновения - при волнениях или при утомлении, не связаны с физической нагрузкой или уменьшаются при физической нагрузке (больной отвлекается от боли). 5. Продолжительность боли – периодическая кратковременная (секунды) или длительная (часы, сутки). 6. Боли купируются приемом успокаивающих (седативных) средств, не купируются сублингвальным приемом нитроглицерина.
Назовите жалобы больного, возникающие при застое крови в большом круге кровообращения. Провожелудочковая недостаточность характеризуется снижением сократительной способности правого желудочка (или его диастолической дисфункций), застоем крови в бассейнах нижней и верхней полых вен, т.е. в большом круге кровообращения. Жалобы на: - слабость, снижение работоспособности; - боли в правом подреберье, ноющие, длительные, монотонные, усиливающиеся при физической нагрузке, обусловленные увеличением печени и растяжением глиссоновой капсулы; - снижение аппетита, вздутие живота, нерегулярность стула; - отеки (см.п.7), вначале появляются на стопах и в области лодыжек, распространяются на голени, бедра, поясницу; развитие анасарки с формированием асцита, гидроторакса, гидроперикарда.
Вопросы для самоконтроля знаний. Задания для тестового контроля.
2. Для больного с сердечной недостаточностью характерно:
3. Пульс при стенозе устья аорты характеризуется следующими признаками: а. большой; б. малый; в. полный; г. пустой; д. редкий; е. скорый. 4. При дилятации левого предсердия границы сердца изменяются следующим образом:
5. Для гипертрофии и дилятации правого желудочка не характерно: б. пульсация во 2-ом межреберье справа от грудины; 6. Основной жалобой при развитии застойных явлений в малом круге кровообращения является:
7. Для экссудативного перикардита характерно: а. западение межреберных промежутков; б.” воротник Стокса”; в. сердечный толчок хорошо выражен; г. положение сидя с наклоном вперёд; д. выбухание или сглаженность межреберных промежутков в прекардиальной области.
9. Смещение левой границы относительной тупости сердца влево обусловлено: 10. Для гипертрофии левого желудочка характерно: а. пульсация во 2-ом межреберье слева от грудины; б. пульсация во 2-ом межреберье справа от грудины;
11. Для хронической правожелудочковой недостаточности характерны все признаки, кроме:
12. Для инфекционного эндокардита характерна окраска кожных покровов:
13. Отрицательный верхушечный толчок выявляется при:
14. У больного отмечается смещение левой границы относительной сердечной тупости кнаружи. Это обусловлено:
15. К отеку легкого может привести все перечисленное, кроме одного:
16. Для приступа стенокардии характерно все за одним исключением:
17. Для острой правожелудочковой недостаточности характерно:
18. Для митрального стеноза характерен следующий вид пульса:
19. Увеличение площади абсолютной тупости сердца не характерно для:
20. Смещение границ сосудистого пучка вправо наблюдается при: а. аневризме нисходящего отдела аорты; б. гипертрофии левого предсердия; в. аневризме восходящего отдела аорты; г. незаращении боталова протока 21. Внезапное, чаще ночью, возникшее удушье, сопровождающееся кашлем и кровохарканьем характерно для:
22. Больной сидит, нагнувшись вперед, при:
23. Выраженная пульсация сонных артерий наблюдается у больных с:
24. Для недостаточности митрального клапана характерно:
25. Застой по большому кругу чаще всего наблюдается при: а. стенозе устья аорты;
Эталоны ответов
Литература. 1. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – Москва: Издательская группа ГЭОТАР – Медиа, 2005. – с. 197 - 238. 2. Ивашкин В.Т., Шептулин А.А. Пропедевтика внутренних болезней. – Москва: «МЕД ресс – информ», 2005. – С. 80-88. 3. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник.- М.: Медицина. - 2001. С. 163-174. 4. Учебно-методическое пособие «Пропедевтическая диагностика заболеваний органов кровообращения», под ред. Л.В.Романькова, С.В.Смирнова, А.И. Кириченко, Е.Н. Зайцева. – Гомель. – 2000. – С. 76. 5. Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Голочевский В.С. и др. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Медицина, 1989. – С. 208-225. 6. Милькаманович В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней. – Минск, 1995. 7. Милькаманович В.К. Атлас клинического исследования. – Минск: «Вышэйшая школа». - 2006. – С. 22-40. 8. Лекционный материал.
Заведующий кафедрой, доцент Л.В. Романьков
Ассистент кафедры А.М. Решецкая
Дата МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами III курса по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Расспрос больных с патологией сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца и крупных сосудов, перкуссия сердца.
Время: 3 часа
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы Цель занятия. Научиться методам обследования сердечно-сосудистой системы: расспросу больных с заболеваниями сердца, осмотру, пальпации области сердца и крупных сосудов, перкуссии сердца и сосудистого пучка. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|