Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СКОЛЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕ «ВСЕМИРНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО»?





Незаметно появившись в Соединенных Штатах в конце 1870-х годов, сегодня Свидетели Иеговы действуют более чем в 200 странах и островных территориях. То, что ежегодно расходуются миллионы часов в свидетельствовании и распространяются сотни миллионов изданий на множестве языков,— это очевидный факт. Если бы Общество Сторожевой башни заявляло, что серьезно занимается международным распространением своей собственной вести, на это было бы нечего возразить. Однако организация идет гораздо дальше, утверждая, что Бог пользуется ей — и только ей — как своим инструментом для донесения до всего человечества благой вести, исполняя таким образом видение об ангеле, у которого была «вечная благая весть, чтобы возвещать радость живущим на земле, и всякой нации, и племени, и языку, и народу»[316].

Пример того, какими красками организация рисует свой собственный образ, находится в статье «Светить среди земной тьмы» из «Сторожевой башни» за 1 августа (1 марта, англ.) 1985 года, где рассматривается шестидесятая глава из пророчества Исаии. При обсуждении стихов этого пророчества с 8 по 11, «сияние» света определяется как происходящее в особенности с 1919 года, упоминается уменьшающееся число помазанных Свидетелей, а затем говорится (с. 15, 16; с. 16, англ.):

Иначе этой группе пожилых христиан было бы довольно трудно, т. к. она становится все меньшей, потому что ее члены один за другим заканчивают свой земной путь в непорочности. Теперь их всего лишь около 9 000. Но другие, насчитывающиеся миллионами, летят стаями, как голуби, к своим «голубятням» и находят убежище в организации Иеговы. Они подобны стаям голубей, которых в Палестине можно видеть в определенные времена года летающими в таком количестве, что действительно затемняют небо, как облако.

<…> Теперь Иегова обращается к Своей организации со следующими словами: «Ибо народ или царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся». Все гордые народы и другие противники будут постыжены в Армагеддоне. <…> Иегова объявляет: «И потрясу все народы,— и придет Желаемый всеми народами [желанное всех народов, НМ ], и наполню Дом сей славою» (Аггей 2:7). Но преследователи, отступники и другие непочтительные против-ники принуждены будут «покориться»; они с негодованием должны будут признать, что Свидетели Иеговы действительно представляют организацию Бога — «город Господа [Иеговы, НМ ], Сион Святого Израилева» (Исаия 60:12–14).

Затем, в следующей статье, озаглавленной «Иегова „ускорит совершить это“», перечисляются примеры значительного численного роста в разных странах, и в заключение говорится (с. 21; с. 22, англ.):

Мы радуемся, что в последние годы Он так чудесно позаботился о расширении зданий филиалов Общества Сторожевой Башни. Сегодня эти филиалы оснащены всем необходимым, чтобы помогать стаям «голубей».

Поэтому давайте будем все принимать участие в том, чтобы свет благой вести о Царстве светил дальше многим миллионам! Давайте покажем этим возвращающимся «голубям» путь «спасения», которое находится за защитными стенами организации Иеговы, и умножим «восхваление» Ему в воротах этой организации.

Число Свидетелей Иеговы, несомненно, значительно возрастает во многих странах мира; в некоторых странах рост происходит намного заметнее и быстрее, чем в других. Как мы увидели, в такое расширение вкладывается большой смысл, — оно выдается за убедительное доказательство Божьего благословения. Но является ли численный рост религии верным признаком того, что она особо избрана Богом?

Другие религии, например, Адвентисты Седьмого дня и Мормоны, появившиеся, как и организация Свидетелей Иеговы, в Соединенных Штатах в девятнадцатом веке, сообщают приблизительно о таком же росте, что и Свидетели,— однако на этот факт внимание не обраща-ется[317].Очевидно, что если бы численный рост указывал на Божье одобрение и благословение, то выдающийся рост римской католической веры на протяжении веков, особенно начиная с четвертого столетия, должен был бы свидетельствовать о том, что она пользуется благосклонностью Бога. Однако Общество Сторожевой башни не применяет к другим религиям мерки, по которым оценивает свое собственное положение[318].

Если ставилась цель завоевать международное признание и привлечь в организацию приверженцев, то эта цель достигнута. Но если целью было донести весть Общества Сторожевой башни до всего челове-чества в течение жизни поколения 1914 года, то достигнутые результаты далеко не удовлетворительны.

Можно вспомнить, что население одного лишь Китая, перевалившее уже за один миллиард, составляет одну пятую часть всего населения земли, и среди этого населения есть лишь горстка Свидетелей Иеговы.

В Индии около 10 000 Свидетелей, однако при населении в 915 миллионов это означает, что на одного Свидетеля приходится 90 000 человек. В то время, как число Свидетелей в Индии продолжает расти (на момент 1990 года со скоростью 11 процентов в год), увеличивается и само население Индии — примерно на 26 миллионов человек в год. На данный момент среднее время, затрачиваемое каждым Свидетелем в Индии на проповедническое служение, составляет около одного часа в день[319]. При такой скорости, даже если Бог будет судить человека на основании лишь двадцати минут полученного «свидетельства», за год Свидетели смогут достичь только один процент людей. Но население Индии растет со скоростью три процента. И значительная часть времени «сви-детельствования» тратится на разговор с одними и теми же людьми при «повторных посещениях» и «домашних изучениях Библии», или просто при возвращении на «территории», которые уже посещались. Если эти условия — годовой прирост населения Индии и ежегодный 11-процентный рост Свидетелей (что очень маловероятно) — останутся неизменными, и если 80 % времени будет затрачиваться на посещение людей, которым до этого не было дано «свидетельства», то к 2014 году Свидетели со своим двадцатиминутным преподнесением, по которому будет выноситься приговор «жизнь или смерть», обойдут лишь чуть больше половины населения Индии. К тому же, такое долгое время просто не вписывается в предлагаемый организацией сценарий, ведь Свидетелям постоянного говорят, что «мы стоим на пороге „великой скорби“»[320].

В Пакистане с его 106 миллионами жителей разница еще более велика (377 224 человека на каждого Свидетеля).

В сумме население Китая, Индии и Пакистана представляют собой две пятых мирового населения — два из каждых пяти человек, живущих на земле. И лишь крошечная часть из этого огромного числа имеет хоть какое-то представление о вести Свидетелей Иеговы. Организация должна обладать настоящей самовлюбленностью, чтобы верить, что справедливый и любящий Бог может выносить приговор в вопросе жизни и смерти для всего человечества на таком невероятно неуравновешенном и хрупком основании[321].

Ко всему этому можно добавить еще около 635 миллионов человек, находящихся в преимущественно мусульманских странах — в Аравии, Северной и Западной Африке, Индонезии, Бангладеш, Афганистане и Турции, где проповедью также была достигнута лишь малая часть населения. Я помню, как во время моего посещения Марокко в 1978 году в качестве «зонального надзирателя» служившие там миссионеры Общества, сообщили мне, что получили из главного управления в Бруклине четкое указание не предпринимать попыток свидетельства мусульманам, а ограничиться проповедованием исключительно небольшому количеству находящихся в той стране христиан из числа европейцев[322].

Фактически Свидетели Иеговы сегодня обращаются в лучшем случае примерно к половине земного населения. В некоторых странах территория охвачена лучше, и в Западном полушарии, в Европе и некоторых других странах Свидетели посещают дома в одних и тех же районах раз в несколько недель. Но даже в таких странах — в том числе и в Соеди-ненных Штатах, где организация появилась на свет,— слова, которые говорятся у дверей, обычно коротки, весьма формальны и почти всегда сосредотачиваются на предложении определенной литературы. Большинство же людей имеют весьма отдаленное представление о том, чему учит эта организация, в чем заключается ее весть. Если спросить случайно выбранных людей в этих странах, что они знают о Свидетелях Иеговы, можно обнаружить, что в их представлении Свидетели — это, в основном, хорошие люди, а об их религии людям известно по большей части лишь то, что они носят литературу от двери к двери, держатся в стороне от других течений и, возможно, что они не принимают переливания крови или не голосуют, или занимают негативную позицию еще в отношении каких-нибудь вещей.

Благодаря тому, что в целом у Свидетелей добрые сердца, они с трепетом относятся к мысли о том, что судьба людей — вечная жизнь или вечное уничтожение — будет зависеть от их реакции на сооб-щение, провозглашаемое организацией. Развивается точка зрения, что смерть сотен миллионов людей в Армагеддоне (без возможности последующего воскресения) в таких странах, как Китай, Пакистан или Индия, оправдана так называемой «коллективной ответственностью»[323]. Но такой подход не выдерживает никакой критики. Он состоит в том, что когда правительство какой-то страны налагает запрет на деятельность Свидетелей Иеговы в этой стране, то на граждан этой страны — в силу того, что они поддерживают свое правительство — автоматически ложится часть ответственности за неприятие организации и ее вести. Это очень надуманная попытка оправдать вечное уничтожение многих сотен миллионов мужчин, женщин и детей. Особенно в тех случаях, когда подавляющее большинство обычных людей не имеют отчетливого представления о вести Свидетелей Иеговы или даже не знают об их существовании[324].

На рассуждениях такого типа была построена речь на областном конгрессе 1980 года в Нью-Йорке для франкоговорящих Свидетелей этой области (в основном, выходцев из Гаити)[325]. В ходе программы к аудитории обратился Президент Общества, Фред Френц, и в своей речи он сослался на пример человека, учившегося прежде на католического священника, а сейчас занимающегося со Свидетелями Иеговы. Он поведал о вопросе этого человека, связанном с Армагеддоном: действительно ли «Армагеддон переживут только те, кто стал Свидетелями Иеговы, а всех остальных ожидает вечное уничтожение». По словам президента, он так ответил на этот вопрос: «Похоже, что Писание указывает именно на это». Человек спросил: «И даже маленькие дети?» По признанию самого президента, его ответ был следующим: «Маленькие гниды превращаются во вшей, а маленькие крысята вырастают в больших крыс». То, что он привел этот пример, и эти ответы перед всей аудиторией конгресса, ясно показывало его веру в правомерность такой точки зрения.

Не могу сказать: возможно, кому-то такие ответы и понравятся. Но я уверен, что других они могут глубоко ранить. И я думаю, что именно из-за крайнего эгоцентризма организации люди чувствуют необходимость принимать такие экстремальные взгля-ды, призванные дать хоть какое-то «логическое» обос-нование догматичным и раздутым утверждениям Общества о важности выполняемой им деятельности.

Именно эта необычайная уверенность в собственной исключительности побуждает организацию игнорировать то, что сделали или продолжают делать другие религиозные объединения в сфере провозглашения «благой вести о царстве» или, по крайней мере, значительно преуменьшать значение их усилий. Помню, как в 1979 году, сопровождая в служении от дома к дому миссионеров-Свидетелей в западноафриканской стране Верхняя Вольта, я заметил, что они носят с собой два или даже три разных перевода Библии, поскольку в Уагадугу — столице этой страны — люди разговаривали на нескольких африканских языках. Тогда я подумал о том, насколько ограниченным и неполноценным было бы их свидетельство, если бы не было таких переводов. Однако те переводы были предоставлены не организацией Свидетелей Иеговы, их выполнили миссионеры и переводчики из других религиозных объединений. То, что Библия переведена полностью или частично более чем на 1 900 языков, действительно поражает[326]. Общество Сторожевой башни обращает внимание на факт этой работы, но с неохотой признает заслугу тех, кто ее выполнял, — просто потому, что они не были Свидетелями Иеговы. Однако Библия — это непосредственный источник благой вести, книга, в которой благую весть, проповеданную Христом, его апостолами и учениками, можно прочитать в изначальном, неизмененном, неискаженном виде.

Посещая не только Верхнюю Вольту, но также Сенегал, Мали, Берег Слоновой Кости и Бенин, я находил в каждой из этих стран, где основными религиями являются анимизм и ислам, самое большее лишь несколько сотен Свидетелей. Однако приехав в Камерун, я обнаружил больше 10 000 Свидетелей. Откуда такой контраст? Главным отличием было то, что в Камеруне гораздо больший процент населения исповедовал христианство. Это обстоятельство было, однако, результатом прошлой миссионерской деятельности других религиозных организаций — католиков и протестантов,— проводившейся задолго до того, как Общество Сторожевой башни вообще появилось на сцене. И в большей части мира дело обстоит именно так: успех деятельности Свидетелей Иеговы в любой стране часто прямо пропорционален тому, в какой степени другим церковным организациям в прошлом удалось познакомить эту страну с Библией. Практически в любом месте, где можно найти Свидетелей, до этого уже побывали другие христианские объединения и в большей или меньшей мере проложили дорогу, в особенности своими переводами Писания. Там, где такие церковные образования не заложили основания, попытки Свидетелей редко увенчиваются значительным числом обращенных[327].

Представлять события так, как будто со времени окончания апостольского периода в первом веке в течение последующих семнадцати столетий — до появления Общества Сторожевой башни в конце 1870-х годов — почти ничего не делалось ради распространения благой вести, значит выставлять бессмысленными слова Иисуса в Матфея 28:18–20. Он твердо заверял своих последователей в деле подготовки учеников: «буду Я с вами всегда, до скончания века» (СоП).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.