Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие № 29. Перед дальней дорогой





Цель: помощь в определении личностных ценностей, раскрытии силь­ных сторон личности; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; актуализация личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия

Заколдованные

Выбирается один водящий. Группа разбредается по комнате. По команде «стоп» все замирают в тех позах, в которых их застала ко­манда. Водящий пытается рассмешить кого-то из заколдованных. Ес­ли ему это удается, то расколдованный присоединяется к нему и они продолжают водить вдвоем. Игра идет до тех пор, пока не будут рас­колдованы все участники.

Что же у нас получилось

— Вернемся к началу наших занятий. Какие задачи вы ставили пе­ред собой? Что смогли решить? А что не получилось до сих пор? По­чему? Что или кто вам помешал? Или вы сами были пассивны? Мо­жет быть, вы продолжаете ставить непосильные задачи?

Чемодан

Один из детей выходит из комнаты, а остальные начинают «соби­рать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро рас­ставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данно­му человеку в общении с людьми, т. е. те положительные качества, ко­торые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необхо­димо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записы­вать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положи­тельные и отрицательные качества, названные группой.

Мнение того или иного подростка в группе должно быть поддер­жано большинством. Только после прямого голосования оно вписы­вается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, со­мнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то на­стаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 ха­рактеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем участ­нику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работа­ла, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не со­всем понятно из того, что записал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура по­вторяется. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».

Необитаемый остров

— В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткие, но жестокие холода, могут быть и визиты каннибалов с со­седних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуть­ся к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача — создать для се­бя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоя­тельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спали­ло вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зи­мой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о вла­сти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать оконча­тельное решение? Все жители острова единогласно, или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выпол­нение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше силь­ным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотно­шений, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не аб­страктные, они должны помогать решению конкретных проблем, эф­фективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие правил дается время и полная сво­бода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.

6. Автобиография

— У нас есть последняя возможность еще раз внимательно прочи­тать то, что вы написали о себе (пролистайте свой дневник). Думайте над тем, что вы будете писать в нем через несколько лет, какова будет ваша биография? Пусть вам не будет стыдно за вашу жизнь. А сейчас у вас есть 5 минут, «пишите» биографию!

7. Записки (см. занятие № 4, открывание бутылки)

Ритуал прощания

Занятие № 30. Прощай...

Цель: закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными об­разами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.

Ритуал приветствия

Карусели

Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например, улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

3. «Я к вам пишу...»

— Сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в правом нижнем углу (имя, фамилия — как вам захочется) и пере­дайте его соседу справа.

У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется ска­зать этому человеку: добрые слова, пожелания, признания, сомнения; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно состоять из одной - двух фраз. Для того чтобы ваши слова не были прочитаны ни­кем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этот листок передается соседу справа. А вам приходит новый лист, на ко­тором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией.

Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

В результате такого кругового письма все дети обмениваются вза­имными «эмоциональными поглаживаниями».

Психолог советует этот листок сохранить и в трудные моменты жиз­ни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «веселым», «надеж­ным», «воспитанным», «игривым» и т. д. видят тебя окружающие люди.

4. Весь мирсцена

В начале дискуссии внимание детей обращается на сценические возможности актера, часто создающего идеализированный образ, ко­торый мы бы хотели перенести на других.

Детей просят изобразить сцену, в которой они хотели бы поучаст­вовать. Они рисуют себя на сцене, одетыми в любой костюм, который пожелают выбрать. Товарищи по группе могут быть выбраны в каче­стве вспомогательных актеров.

Затем дети рисуют людей, которых они бы хотели увидеть зрите­лями. В ложе для почетных гостей изображаются приехавшие на спектакль знаменитости.

Детей просят объяснить причину выбора данной роли, костюма и партнеров.

Следует также изучить значение выбранной сцены. Кроме того, участников просят объяснить причину подбора зрителей вообще и в ложе для почетных гостей в частности; просят рассказать, какую роль играют изображенные зрители в жизни авторов рисунков.

5. Прощай

— Наши занятия подошли к концу, и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с груп­пой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь.

Я - это Я

Я - это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое те­ло, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напря­жение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои по­ражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о се­бе самом (самой).

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности по­зволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и дейст­вовать.

У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, что­бы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно.

Подарки

Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом.

Главное условие заключается в том, что подарок должен как мож­но лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рас­сказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему имен­но этот подарок был выбран. Участник, которому «подарили» пода­рок, высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.

Ритуал прощания

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.