Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе





В модели образования индустриальной культуры сверхзадачей образования была подготовка человека для производства, ориентированность на социальный заказ. Для этой модели характерна предметная структура обучения. Наука и искусство оформляются в специализированные виды деятельности, мораль отделяется от религии, а наука дифференцируется по отраслям знаний. Все научные знания были разделены на классы, порции, которые «подавались» в определенной последовательности: начальное, среднее, высшее образование. Разум считался основой просвещения. Отсюда – доминантная роль преподавателя - представителя разума в педагогическом действии. Процесс преподавания превращается в монолог, где сначала говорит преподаватель, а потом обучаемый.

Итак, ориентация на науку, дифференциация знаний в преподавании, ступенчатость образования, монологизм образовательного процесса – основные черты индустриальной системы образования.

Эпоха постиндустриальной, или информационной, культуры обладает своими чертами.

1. Интегративный характер культуры. В науке для решения сложных задач требуются усилия ученых разных областей, важные открытия совершаются на стыке научных областей, наука интегрируется с производством, возникают новые области научных знаний: физическая химия, синергетика и др. В искусстве интеграция привела к возникновению кино, телевидения, цветомузыки. В стиле жизни стираются различия между городом и деревней.

2. Гибкость мышления. Умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказаться от существующих стереотипов – особенности нового типа мышления.

3.Диалогичность. Современный мир не сможет существовать, если он не будет диалогичным, если не будет конструктивного диалога между Востоком и Западом, между народами и правительствами, между отдельными корпорациями и т.д. Все это актуализирует проблему толерантности, межкультурной компетенции, поликультурного образования.

4.Теснейшая коммуникация на всех уровнях: личностном, корпоративном, государственном (международные браки, международные концерны, межгосударственные проекты).

5. Подчеркивание уникальности человека, ориентация не на пользу, а на самоценность. Творческий потенциал личности становится главной производительной силой. Отсюда – рассмотрение саморазвития и самореализации в роли значимой общественной ценности. Важнейшая задача образования - развитие способности личности к этому.

Современное образование развивается в условиях, когда информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества. Информационные ресурсы определяют успешность практически всех видов человеческой деятельности. Школа-фабрика (цель которой - научить человека четко выполнять стандартные функции) постепенно сменяется школой, задача которой – учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи (без четко поставленного условия, известного заранее алгоритма решения и единственно правильного ответа).

Человечество давно осознало ценность информации. По сути, наскальные рисунки – это тоже своеобразные информационные технологии, хотя носители информации – скалы, стены гробниц были не слишком мобильны.

Появление и развитие речи создало неограниченные возможности для работы с информацией. Однако информация зависела от человека – ее носителя. Решением этой проблемы стало изобретение письменности 5-6 тысяч лет тому назад. Свершилась первая информационная революция - изменение способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Появились небольшие каменные таблички, свитки из кожи и пергамента, наконец, книга.

Вторая информационная революция, происходившая 3,5 тысячи лет назад, связана с изобретением и распространением рукописной книги.

Третья информационная революция – с изобретением Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта (1450-1455), после чего книга стала использоваться массово, появились особые методы работы с ней в целях обучения. Я.А Коменский разработал требования к учебнику как специальной книге для обучения. Учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования.

Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий, обеспечивающих безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Таким образом, основными причинами возникновения информационных революций были изобретения новых способов работы с информацией, в свою очередь приводящие к изменениям в экономической, социальной и политической жизни общества, в том числе в сфере образования.

Информационное общество называют также «обществом знаний». Все большее развитие приобретает тип экономики, в которой постоянное приращение знаний становится новым фактором производства. Именно знаниями обеспечивается изменение производительности при равенстве прочих ресурсов. Под знаниями в данном случае понимается результат восприятия и осознания информации (о человеке, обществе, природе, технике), извлечения из нее личностного смысла, овладения способами ее добывания и использования. Знания становятся важнейшим ресурсом экономического роста и стратегическим ресурсом. А образование – непосредственной производительной силой, создающей базу экономики информационного общества. Принципиальное отличие знаний как ресурса от других ресурсов (нефти, газа) заключается в том, что в процессе использования знаниевый ресурс не только не исчерпывается, но увеличивается. При передаче знаний учитель их не теряет, а ученик приобретает. Общий объем знаний, таким образом, постоянно растет.

Фазу информатизации, в которую вступило мировое сообщество, называют иногда «третьей волной», потому что по масштабу этот процесс сравним с аграрной революцией и индустриализацией. Человечество перешло к новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главная роль отводится не усвоению прежних рецептов, а подготовке к овладению содержанием и методами познания, которых в прежнем опыте не было.

 

 

Развитие современного образования

В информационном обществе

Сущностные черты информационного общества

Среди определяющих черт информационного обществаможно выделить следующие.

Происходит ускоренное накопление информации, объем которой даже по узкой профессиональной сфере деятельности превышает возможности человека ее воспринимать и анализировать в полном объеме. Информационные и телекоммуникационные технологии перекрывают расстояния и позволяют локальным процессам интегрироваться в единый процесс в реальном времени (Аветисян П.С.), что приводит к возможности становиться участниками и даже управляющими единых глобальных процессов людям, находящимся на отдаленном расстоянии друг от друга. Так единое информационное пространство ведет к созданию единого социокультурного пространства как ареала распространения и влияния культурных достижений информационного социума. Это пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.

Знания и информация выступают не только средством, но и целью, и главное - ценностью социума. Особое ценностное отношение к информации и знанию, умение их создавать, хранить и передавать, а также доступность этих ценностей – основная отличительная черта информационного общества. Для него характерно наличие такой социальной структуры и стратификационной модели, в которой высок удельный вес социальных групп (страт, слоев), так или иначе занятых процессом производства, потребления и распространения информации. Кроме того, переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения высшего образования, поскольку именно оно обеспечивает, прежде всего, производство нового знания. Главным источником производительности становится воздействие знания на само знание (Г.Е. Сборовский).







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.