|
Тема 7. Управление деловой карьерой1. Карьера и личностные ориентации персонала. 2. Виды карьеры. 3. Этапы служебно-профессионального продвижения персонала. 4. Работа с кадровым резервом.
Карьера и личностные ориентации персонала
Под карьерой также понимают совокупность должностей работника. Должности, которые занимал и занимает на данный момент работник, относятся к фактической карьере, а должности, которые может занимать потенциально, считаются плановой карьерой. Для построения карьеры необходимо осознать свою профессиональную ориентацию, которая должна быть направлена на вид деятельности, а не на профессию. В этом выборе важны ценностные ориентации и потребности человека, тип его личности. Типы личности по Дж. Голланду
Реалистический – подходит для людей, склонных к занятиям, требующих навыков, усилий и координации (обращение с инструментами и механизмами); Исследовательский – подходит для людей, стремящихся использовать научные знания для решения каких-либо задач (ориентация на поиск) = «человек – знаковая система». Артистический – для людей, ориентирующихся на выражение эмоций и свою индивидуальность). Социальный – для людей, настроенных на межличностное общение) = «человек-человек». Предпринимательская – для людей, склонных влиять на людей). Конвенциальный – для людей, манипулирующих данными, информацией). Чем ближе доминирующие типы ориентации, тем ближе типы соответствующих личностей. Учитывая эти типы, легче выбирать сферу деятельности.
Типология Е.А. Климова (разделение по предметам труда)
Тип П (человек-природа) – растения, животные, микроорганизмы. Тип Т (человек-техника) – технические системы, материалы, виды энергии. Тип Ч (человек-человек) – люди, коллективы. Тип З (человек-знак) – цифры, коды, естественные или искусственные языки. Тип Х (человек – художественный образ) – искусство. Сравнивая описанные типологии, можно обнаружить близкие типы: – реалистический – «человек-техника»; – исследовательский – «человек-знак»; – артистический – «человек – художественный образ»; – социальный – «человек-человек». Важно также учитывать основные ситуации выбора профессии: – традиция (вопрос о выборе не возникал, т. к. подобные профессии выбирались членами семьи или социальной группы); – случай (в силу некоего события или подобного выбора близких друзей, знакомых); – долг (связан с представлением о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми); – целевой выбор (осознанно, на основе склонностей, стремлений).
2. Виды карьеры
Различают профессиональную и внутриорганизационную карьеру. Профессиональная карьера предполагает рост знаний, умений, навыков. Она может идти по линии специализации (т. е. углубления в одной, выбранной в начале пути области) или быть транспрофессиональной (овладение другими областями человеческого опыта, связанное с расширением областей деятельности). Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может быть: – вертикальной (должностной рост); – горизонтальной (работа в разных подразделениях одного уровня иерархии); – центростремительной (продвижение к ядру организации, вовлечение в процессы принятия решений и неформальные мероприятия).
3. Этапы служебно-профессионального продвижения персонала
Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Например, сотрудник, находящийся на этапе продвижения, может не быть еще высоким профессионалом. Другими словами, этап карьеры – это временной период развития личности, а фаза развития профессионала – это периоды овладения деятельностью. Фазы развития профессионала
В солидных организациях составляется карьерограмма – перечень профессиональных и должностных позиций в организации, который фиксирует оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации. Карьерограмма показывает, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и навыки для эффективной работы на конкретном месте. Планированием карьеры в организации занимаются следующие лица: – менеджер по персоналу (оценка при приеме на работу, оценка труда, отбор в резерв, продвижение); – сам сотрудник (выбор профессии, выбор организации и должности, проектирование роста); – линейный (непосредственный) руководитель (оценка мотивации, проф. развитие сотрудников, предложения по росту и стимулированию). Работа с кадровым резервом
Работа с кадровым резервом включает в себя: – составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе руководящих кадров; – предварительный отбор кандидатов для резерва; – сбор информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов. Основные критерии при отборе кандидатов в резерв: – уровень образования и профессиональной подготовки; – опыт работы с людьми; – организаторские способности; – личностные качества; – состояние здоровья; – возраст. Источники формирования кадрового резерва: – квалифицированные специалисты; – заместители руководителей подразделения; – руководители низших уровней; – дипломированные специалисты, работающие на должностях исполнителей. Порядок отбора в группу резерва: 1) среди специалистов до 35 лет с высшим образованием, показавших себя с лучшей стороны (на конкурсной основе); 2) решение о включении в группу резерва принимается специальной комиссией и утверждается приказом директора; 3) для каждого работника утверждаются руководители стажировки, которые составляют план индивидуальной стажировки; 4) руководители стажеров получают вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов стажировки; 5) стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности (выше предыдущего). Обязанности стажера: – выполнять план стажировки; – изучать и применять должностные инструкции по новой должности; – нести полную ответственность за свой участок работы; – выполнять замечания руководителя стажировки. Обязанности руководителя стажировки: – ознакомление стажера с новыми должностными обязанностями и особенностями работы подразделения; – содействовать выполнению индивидуального плана стажера; – выдавать стажеру конкретные производственные задания – помогать формированию у стажера стиля и методов руководства.
Контрольные вопросы по теме 7 1. Что такое карьера? 2. Назовите типы личности по Голланду и Климову. Какие из них близки друг другу по содержанию? 3. В чем отличие профессиональной и внутриорганизационной карьеры? 4. В чем особенности этапа карьеры «продвижение»? 5. Что такое планирование карьеры? 6. По каким критериям отбираются кандидаты в резерв кадров?
![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|