Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности





1. Типы мотивации.

2. Системы и формы оплаты труда.

3. Разработка программ стимулирования труда.

 

Типы мотивации

 

Мотивы – это побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов.

 

Мотивы представляют собой образ желаемого человеком блага, которое будет получено при условии выполнения определенных трудовых действий.

Механизм мотивации включает в себя:

– потребности (выражает необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения);

– стимулы (конкретные предметы и ли блага, способные удовлетворять потребности).

Содержание основных теорий мотивации

Автор теории Основные положения теории
А. Маслоу Неудовлетворенные потребности побуждают к действиям. Первостепенного удовлетворения требуют потребности низшего уровня. Если потребность удовлетворена, ее место занимает другая пирамида потребностей: – физиологические, безопасности, – принадлежность к социальной группе, – признания и уважения, самовыражения
Д. Мак-Клелланд Описание влияния потребностей на поведение человека: – потребность достижения, – потребность соучастия, – потребность властвования (наиболее важная для менеджера!)
Ф. Герцберг Два фактора – условия труда и мотивирующие факторы. Условия труда – политика фирмы, условия работы, заработная плата, отношения в коллективе, степень контроля за работой. Мотивирующие факторы –успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности роста

 

Основные типы мотивации:

1) ценностная ориентация (тип работников, для которых важно стремление к самореализации)

2) прагматическая ориентация (тип работников, ориентированный на заработную плату)

3) нейтральная ориентация (тип работника, у которого ценности сбалансированы)

Системы и формы оплаты труда

Тарифная система –совокупность нормативов, с помощью которых происходит регулирование заработной платы различных категорий персонала.

Элементы тарифной системы:

– тарифные ставки;

– квалификационные разряды;

– должностные оклады;

– квалификационные категории.

Тарифная ставка – выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за единицу рабочего времени. В различных отраслях бывают часовые и дневные тарифные ставки.

Квалификационный разряд характеризует уровень достигнутой квалификации работника и определяется на основе Единого тарифного квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС).

Должностной оклад – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей. В большинстве отраслей действуют месячные должностные оклады.

Квалификационные категории характеризуют уровень квалификации, достигнутый управленческим персоналом; определяется на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Основные формы оплаты труда:

сдельная (предусматривает оплату исходя из фактически выполненного объема работ в натуральных измерителях (т. е. единицах готовой продукции) и установленных нормативов заработной платы (т. е. расценок) на единицу готовой продукции;

повременная (применяется в случае невозможности нормирования затрат труда; зарплата начисляется исходя из отработанных часов и квалификации работника, определенного с помощью тарифной ставки или должностного оклада). Повременная оплата может быть индивидуальной (по отдельным работникам) или коллективная (оплачивается труд целого подразделения).

Оплата труда руководителей зависит от результатов деятельности предприятия, она состоит из должностного оклада и переменной части - надбавок за сложность и напряженность работы, надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, ов деятельности предприятия, специальных премий, вознаграждения по итогам работы за год и других выплат.

Разработка программ стимулирования труда

Стимулирование труда –это способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.

 

Структура оплаты труда состоит из:

1) базовых ставок;

2) премиальных (дополнительных) выплат;

3) социальных программ.

Базовая оплата должна быть достаточной для привлечения в организацию работников нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70–90 % общего дохода, получаемого работником.

Размер базовой ставки должен быть связан с уровнем ответственности работника и его эффективностью.

Индивидуальная ставка может колебаться от 80 до 120 %.

Например: 80 % оплачивают, если не выполняется одна или несколько функций; 100 %, если результаты труда соответствуют заданным; 120 %, если работник существенно преуспевает в работе.

Дополнительные выплаты фирма может производить исходя из целей, которые закладываются в программу стимулирования труда.

Среди них бывают следующие виды:

стимулирование инноваций (например, за разработку рационализаторских предложений, т. е. проектов, которые позволяют повысить производительность труда, выпуск продукции);

оплата за квалификацию (система «оплаты за квалификацию», при которой уровень оплаты труда зависит не только от сложности выполняемой работы, но и от набора специальностей, который работник способен реально использовать в своей деятельности). При освоении новой специальности работник получает прибавку к зарплате, при этом приобретенные знания обязательно должны быть использованы в работе.

Преимущества системы оплаты за квалификацию:

– повышение мобильности рабочей силы внутри предприятия благодаря ротации рабочих мест;

– снижение уровня текучести кадров;

– сокращение потерь рабочего времени;

– рост качества продукции.

участие работников в прибылях ( т. е. разделениедополнительной прибыли, полученной за счет повышения производительности труда, между сотрудниками и компанией).

Социальные программы включают:

– оплаченные праздничные дни и дополнительные отпуска;

– медицинское страхование на предприятии;

– страхование от несчастных случаев;

– предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;

– помощь в повышении образования и переподготовке;

– покупку работниками акций;

– предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений;

Широкий набор льгот и выплат позволяет работникам выбирать и каждый конкретный момент своей трудовой карьеры те из них, которые их наиболее устраивают и необходимы им.

 

Контрольные вопросы по теме 8

 

1. Дайте определение мотивов.

2. Назовите основные положения теорий Маслоу и Герцберга.

3. В чем отличие ценностного и прагматического типов мотивации?

4. Назовите элементы тарифной системы.

5. В чём отличие сдельной и повременной форм оплаты труда?

6. Какие из известных вам видов стимулирования вы считаете наиболее эффективными и почему?

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.