|
Равновесная цена. Нарушения рыночного равновесия. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Покупателям нужно купить, продавцам нужно продать, интересы встречные, где-то пересекутся. Пересечение кривых спроса (demand) и предложения (suplly) определит цену равновесия. Если цена производства будет выше цены равновесия возникнет, производство будет выгодным и возрастет предложение. При неизменном спросе предложение превысит спрос: возникнет излишек. Не реализованная продукция станет приносить производителю убытки, производство станет сокращаться. П озже цены упадут. Если цена спроса ниже цены предложения, производство станет невыгодным, предложение сократится возникнет дефицит. Превышение спроса над предложением а вызовет рост цен: производство станет выгодным: постепенно цены начнут подниматься и вернутся к цене равновесия.
Часть 2. Конкуренция и ее типы. Не менее важным механизмом регулирования рынка выступает конкуренция. Конкуренция - это экономическая борьба всех за более выгодное приложение и эффективное использование капитала. Конкуренция является экономическим законом рынка. Закон конкуренции выражает причинно-следственную связь между частными интересами экономически обособленных товаропроизводителей и необходимостью удовлетворять потребности общества в целом. Конкуренция - это борьба между производителями за «свое» место на рынке, за наиболее выгодное для себя решение проблем общества. Например. Каждое лето возникает в обществе проблема защита от жары, солнца. Фирма разместившая свой капитал в этой нише стремится найти наиболее выгодное решение этой проблемы. Производит разного рода очки, шляпы, зонтики для разных категорий населения, шляпы с очками, зонтики-шляпы. Подобных фирм в условиях рынка множество. Чтобы завладеть покупателями, фирма должна выбрать наиболее оптимальную схему поведения: изучает спрос, а также методы удовлетворения и формирования спроса, производит и доставляет товары потребителю и т.д. Фирма, которая находит наиболее правильное решение проблемы оказывается наиболее конкурентоспособной и имеет возможность получать наибольшую выгоду. В результате происходит согласование или гармония экономических интересов и покупателей и продавцов. Адам Смит называл конкуренцию «невидимой рукой рынка». Субъектами конкуренции являются покупатели и продавцы. При этом конкуренция возникает между продавцами, покупателями и продавцами, между покупателями. Различаются внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутри отраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями одной отрасли (кондитерской, отрасли по производству стиральных машин) за сверхприбыль. Именно эта конкуренция побуждает фирмы совершенствовать товар, обновляя технологии, улучшая менеджмент и маркетинг. Межотраслевая конкуренция - это борьба за наиболее выгодное приложение капитала. Она проявляется в борьбе за пакеты акций выгодных товаров и услуг. Например, в настоящее время в казахстанской экономике наиболее прибыльной является банковская система. Здесь хотели бы вложить свои капиталы многие бизнесмены, сумевшие накопить капитал в торговле. Когда объявили продажу пакета акций Народного банка в апреле 2001 года, единственным претендентом считали Казкоммерцбанк. Но вскоре торги отменили. На прошлой неделе, 20 ноября стало известно, что 33% акций Нарбанка купила группа «Казахстанские инвесторы» в числе которых «Раимбек», «Рахимжан». Происходит перелив капитала из торговли в банковскую систему. (проливается свет на политические баталии внутри правительства. В реальный сектор пока мало кто стремится: там низкая норма прибыли. Со временем вы научитесь видеть за политическими движениями экономические интересы отдельных финансовых групп. Характерные черты конкуренции: В условиях свободного капитализма конкуренция представляет борьбу всех против всех, борьбу без правил и принципов, борьбу за выживание. Наиболее ярко негативные стороны конкуренции отражены в исследованиях Маркса (жестокость, грабеж, удушение). Это обосновано, т.к. Маркс жил и исследовал конкуренцию в период пика свободного капитала, когда самим обществом еще не выработались принципы и нормы поведения субъектов рынка. Открытый обман, грабеж, насилие сопровождали конкуренцию. Со временем стало очевидно, что любой грабитель становится жертвой подобного грабежа и насилия. Стали создаваться Союзы промышленников, торговцев, банкиров которые разрабатывали своеобразные кодексы поведения на рынке. С развитием общества, его цивилизованности, конкуренция превращается в борьбу всех ради всех. Этот принцип конкуренции предполагает высокую культуру предпринимательства, партнерства, правовую защиту честного предпринимательства и бизнеса. В целом конкуренция характеризуется следующими чертами: 1. конкуренция способствует установлению цены равновесия. 2. поддерживает устойчивые условия производства и реализации товаров. 3. стимулирует внедрение научно-технического прогресса в сферу производства товаров и услуг. 4. дифференцирует рынок: слабые фирмы уходят, продвигаются наиболее эффективные. 5. конкуренция способствует возникновению монополий.
Монополия и ее виды. На смену свободной конкуренции приходит монополия. Монополия - это объединение участников рынка с целью установления на нем своего господства. Монополии создаются как добровольное объединение и как поглощение крупными более сильными субъектами рынка менее конкурентоспособных. Импульс, толчок монополизации дал НТП в начале 20 века, внедрение достижений технического прогресса требовало концентрации и централизации капитала, т.е. наличия крупного капитала. Методом создания крупного капитала в форме монополий стали слияния заводов и фабрик, банков, создание акционерных обществ. Первые монополии стали возникать в 60-70-е годы 19 столетия в Германии и США. Но их было мало, и обороты были незначительны. Наиболее масштабным образование монополий было в начале 20 века. Главная цель монополий - присвоение сверхвысокой прибыли путем сосредоточения значительной части производства и сбыта товаров одной или нескольких отраслей. Монополия не исключает конкуренцию. Более того, монополия ужесточает методы и расширяет масштабы конкуренции, становится более интенсивной. Кроме того, монополия становится преградой для многих положительных моментов, характеризующих конкуренцию, таких как формирование равновесной цены, внедрение новшеств, изобретений, быстрое реагирование на спрос и т.д. Монопольно высокая цена позволяет монополиям не спешить с обновлением производства. Именно этот фактор породил “японское чудо”: японские фабриканты стали скупать лицензии и патенты у США и внедрять их в свою экономику. А США разбогатели на продаже оружия во время 2-й мировой войны и не хотели обновлять свой производственный потенциал. В конкурентную борьбу вступают крупные субъекты рынка - разные формы монополий. Исторически первыми формами монополий были картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель - объединение, в котором участники сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Но договариваются о цене и квотах (доли) производства, устанавливают штрафы за нарушение квот. Синдикат - участники утрачивают коммерческую самостоятельность. Реализацию готовых товаров, а иногда закупку сырья осуществляет торговая контора. Трест - или акционерное общество: участники объединения теряют производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство всеми делами треста осуществляет Правление треста, либо держатель крупного пакета акций. Концерн - монополия, в которой объединяются предприятия разных отраслей промышленности, торговые, банковские, транспортные, страховые компании. Управляет холдинг-компания - головной держатель пакета акций. Современные формы монополий - финансово-промышленные группы, транснациональные (международные) корпорации. Формы разные, цель одна - господство на рынках ресурсов и готовой продукции, чтобы получать монопольную сверхприбыль. В отличии от средней прибыли, образующейся под воздействием свободной внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, монополии могут диктовать монопольно высокую цену на свою продукцию, тем самым сами получают сверхприбыль не увеличивая объемы производства, не затрачивая ресурсы на совершенствование условий производства и реализации. Возможности безграничного господства монополий регулируются рынком, если в отрасли господствуют не одна единственная монополия (Казтелеком), а несколько крупных объединений. Такая форма конкуренции называется олигополией (В Казахстане – сфера мобильной связи). Дуополия - когда на рынке господствуют два поставщика товара. Монопсония - структура рынка, где существует монополия единственного покупателя (Продкорпорация).
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|