Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Равновесная цена. Нарушения рыночного равновесия.





Покупателям нужно купить, продавцам нужно продать, интересы встречные, где-то пересекутся. Пересечение кривых спроса (demand) и предложения (suplly) определит цену равновесия.

Если цена производства будет выше цены равновесия возникнет, производство будет выгодным и возрастет предложение. При неизменном спросе предложение превысит спрос: возникнет излишек. Не реализованная продукция станет приносить производителю убытки, производство станет сокращаться. Позже цены упадут.

Если цена спроса ниже цены предложения, производство станет невыгодным, предложение сократится возникнет дефицит. Превышение спроса над предложением а вызовет рост цен: производство станет выгодным: постепенно цены начнут подниматься и вернутся к цене равновесия.

 

Часть 2.

Конкуренция и ее типы.

Не менее важным механизмом регулирования рынка выступает конкуренция.

Конкуренция - это экономическая борьба всех за более выгодное приложение и эффективное использование капитала. Конкуренция является экономическим законом рынка.

Закон конкуренции выражает причинно-следственную связь между частными интересами экономически обособленных товаропроизводителей и необходимостью удовлетворять потребности общества в целом. Конкуренция - это борьба между производителями за «свое» место на рынке, за наиболее выгодное для себя решение проблем общества. Например. Каждое лето возникает в обществе проблема защита от жары, солнца. Фирма разместившая свой капитал в этой нише стремится найти наиболее выгодное решение этой проблемы. Производит разного рода очки, шляпы, зонтики для разных категорий населения, шляпы с очками, зонтики-шляпы. Подобных фирм в условиях рынка множество. Чтобы завладеть покупателями, фирма должна выбрать наиболее оптимальную схему поведения: изучает спрос, а также методы удовлетворения и формирования спроса, производит и доставляет товары потребителю и т.д.

Фирма, которая находит наиболее правильное решение проблемы оказывается наиболее конкурентоспособной и имеет возможность получать наибольшую выгоду.

В результате происходит согласование или гармония экономических интересов и покупателей и продавцов.

Адам Смит называл конкуренцию «невидимой рукой рынка».

Субъектами конкуренции являются покупатели и продавцы. При этом конкуренция возникает между продавцами, покупателями и продавцами, между покупателями.

Различаются внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Внутри отраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями одной отрасли (кондитерской, отрасли по производству стиральных машин) за сверхприбыль. Именно эта конкуренция побуждает фирмы совершенствовать товар, обновляя технологии, улучшая менеджмент и маркетинг.

Межотраслевая конкуренция - это борьба за наиболее выгодное приложение капитала. Она проявляется в борьбе за пакеты акций выгодных товаров и услуг. Например, в настоящее время в казахстанской экономике наиболее прибыльной является банковская система. Здесь хотели бы вложить свои капиталы многие бизнесмены, сумевшие накопить капитал в торговле. Когда объявили продажу пакета акций Народного банка в апреле 2001 года, единственным претендентом считали Казкоммерцбанк. Но вскоре торги отменили. На прошлой неделе, 20 ноября стало известно, что 33% акций Нарбанка купила группа «Казахстанские инвесторы» в числе которых «Раимбек», «Рахимжан». Происходит перелив капитала из торговли в банковскую систему. (проливается свет на политические баталии внутри правительства. В реальный сектор пока мало кто стремится: там низкая норма прибыли.

Со временем вы научитесь видеть за политическими движениями экономические интересы отдельных финансовых групп.

Характерные черты конкуренции:

В условиях свободного капитализма конкуренция представляет борьбу всех против всех, борьбу без правил и принципов, борьбу за выживание. Наиболее ярко негативные стороны конкуренции отражены в исследованиях Маркса (жестокость, грабеж, удушение). Это обосновано, т.к. Маркс жил и исследовал конкуренцию в период пика свободного капитала, когда самим обществом еще не выработались принципы и нормы поведения субъектов рынка. Открытый обман, грабеж, насилие сопровождали конкуренцию. Со временем стало очевидно, что любой грабитель становится жертвой подобного грабежа и насилия. Стали создаваться Союзы промышленников, торговцев, банкиров которые разрабатывали своеобразные кодексы поведения на рынке. С развитием общества, его цивилизованности, конкуренция превращается в борьбу всех ради всех. Этот принцип конкуренции предполагает высокую культуру предпринимательства, партнерства, правовую защиту честного предпринимательства и бизнеса.

В целом конкуренция характеризуется следующими чертами:

1. конкуренция способствует установлению цены равновесия.

2. поддерживает устойчивые условия производства и реализации товаров.

3. стимулирует внедрение научно-технического прогресса в сферу производства товаров и услуг.

4. дифференцирует рынок: слабые фирмы уходят, продвигаются наиболее эффективные.

5. конкуренция способствует возникновению монополий.

 

Монополия и ее виды.

На смену свободной конкуренции приходит монополия.

Монополия - это объединение участников рынка с целью установления на нем своего господства.

Монополии создаются как добровольное объединение и как поглощение крупными более сильными субъектами рынка менее конкурентоспособных. Импульс, толчок монополизации дал НТП в начале 20 века, внедрение достижений технического прогресса требовало концентрации и централизации капитала, т.е. наличия крупного капитала. Методом создания крупного капитала в форме монополий стали слияния заводов и фабрик, банков, создание акционерных обществ.

Первые монополии стали возникать в 60-70-е годы 19 столетия в Германии и США. Но их было мало, и обороты были незначительны. Наиболее масштабным образование монополий было в начале 20 века.

Главная цель монополий - присвоение сверхвысокой прибыли путем сосредоточения значительной части производства и сбыта товаров одной или нескольких отраслей.

Монополия не исключает конкуренцию. Более того, монополия ужесточает методы и расширяет масштабы конкуренции, становится более интенсивной. Кроме того, монополия становится преградой для многих положительных моментов, характеризующих конкуренцию, таких как формирование равновесной цены, внедрение новшеств, изобретений, быстрое реагирование на спрос и т.д. Монопольно высокая цена позволяет монополиям не спешить с обновлением производства. Именно этот фактор породил “японское чудо”: японские фабриканты стали скупать лицензии и патенты у США и внедрять их в свою экономику. А США разбогатели на продаже оружия во время 2-й мировой войны и не хотели обновлять свой производственный потенциал.

В конкурентную борьбу вступают крупные субъекты рынка - разные формы монополий.

Исторически первыми формами монополий были картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель - объединение, в котором участники сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Но договариваются о цене и квотах (доли) производства, устанавливают штрафы за нарушение квот.

Синдикат - участники утрачивают коммерческую самостоятельность. Реализацию готовых товаров, а иногда закупку сырья осуществляет торговая контора.

Трест - или акционерное общество: участники объединения теряют производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство всеми делами треста осуществляет Правление треста, либо держатель крупного пакета акций.

Концерн - монополия, в которой объединяются предприятия разных отраслей промышленности, торговые, банковские, транспортные, страховые компании. Управляет холдинг-компания - головной держатель пакета акций.

Современные формы монополий - финансово-промышленные группы, транснациональные (международные) корпорации.

Формы разные, цель одна - господство на рынках ресурсов и готовой продукции, чтобы получать монопольную сверхприбыль. В отличии от средней прибыли, образующейся под воздействием свободной внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, монополии могут диктовать монопольно высокую цену на свою продукцию, тем самым сами получают сверхприбыль не увеличивая объемы производства, не затрачивая ресурсы на совершенствование условий производства и реализации.

Возможности безграничного господства монополий регулируются рынком, если в отрасли господствуют не одна единственная монополия (Казтелеком), а несколько крупных объединений. Такая форма конкуренции называется олигополией (В Казахстане – сфера мобильной связи). Дуополия - когда на рынке господствуют два поставщика товара.

Монопсония - структура рынка, где существует монополия единственного покупателя (Продкорпорация).

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.