Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о детской книге как особой форме издания.





Лекция № 2

 

1.Понятие о детской книге как особой форме издания.

2. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках.

3. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников.

4.Выразительное чтение как вид художественной деятельности.

5. Законы речи. Средства выразительности устной речи.

Понятие о детской книге как особой форме издания.

ДЕТСКАЯ КНИГА - тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Д.к. предлагает не только чтение, но и другие аспекты общения с ней: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, импровизации на темы заключённого в ней произведения и т.д. Поэтому понятие "Д.к." несколько шире понятия "детская литература". Д.к. отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда (что позволяет художникам Д.к. считать её одним из жанров изобразительного искусства). Сформировалась система изданий различных типов, определяемая:

- целевым назначением

-читательским адресом

-особенностями содержания (тема, жанр литературного произведения, характер информации и пр.),

-структуры издания

-спецификой его художественного оформления и полиграфического исполнения. По целевому назначению выделяются:

- литературно-художественные

- познавательные

- издания по основам нравственности и морали.

 

I Литературно-художественные издания для детей - одно из важнейших средств развития личности. Они выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Типология литературно-художественных изданий связана с возрастными группами читателей, с родами и жанрами художественной литературы.

К самым маленьким читателям Д.к. приходит в виде малых фольклорных и поэтических жанров: песенок, потешек, перевёртышей, считалок, загадок. Издание стихотворений для детей связано с их особенностями: связь с песней и пляской, подвижность и переменчивость ритма, преобладание игрового начала. У читателей 6-9 лет наиболее популярны прозаические сказки и незатейливые истории о детях. Романтический или юмористический фон произведения наиболее типичен для детской литературно-художественной книги. В оформлении книги преобладает игровая тенденция с неожиданными и спонтанными решениями в композиции, в наборе и т.д. Особое место занимает издание пьес для детей, как правило, в виде сборников, предназначенных руководителям детского чтения и художественной самодеятельности

 

II. Познавательная книга помогает детям в овладении знаниями по всем областям науки, культуры и навыками практической деятельности; сопутствует организации досуга, формированию интересов, профессиональной ориентации. Отличительными чертами познавательной книги являются:

-пояснительный характер иллюстраций;

-справочный аппарат книги, вносящий в издание дополнительные сведения; включение вопросов, задач и упражнений в основной текст и т.д.

 

По характеру информации следует выделить:

- научно-художественные

- научно-популярные

- справочные

- практические издания.

 

Художественность - неотъемлемое качество мн. познавательных изданий. В изданиях живут и действуют вымышленные персонажи, с ними происходят различные приключения, в повествование вводятся диалог, поэтический текст, игровые моменты и т.д.

В научно-популярной литературе и научно-занимательной литературе происходит переход от языка сюжетов и образов к логическому мышлению. Распространены научно-популярные издания проблемного характера, они включают вопросы логического характера. Для ответов на них предусмотрены прочерченные, как в тетради, линейки и другие графические элементы (недостающие клетки таблицы, отсутствующие элементы схем и пр.). Такие приёмы учат подростка чувствовать систему науки, организовывать факты и идеи, самостоятельно до них додумываться.

 

К практическим изданиям принято относить пособия по домашнему труду, художественному и техническому творчеству; самоучители по игре на музыкальных инструментах, по играм и т.д.

 

Справочные издания представлены энциклопедиями, справочниками

 

III. Третий крупный раздел детских изданий по целевому назначению составляют книги нравственной тематики, которые также основываются на принципе художественности. Эмоционально-образный язык, средства художественной выразительности, доверительной интонации глубоко проникают в душу ребёнка, воздействуют на формирование его взглядов. Популярный жанр публицистики включает и лирико-публицистическое повествование, и нравоучительную беседу, и художественный очерк, и биографию, и воспоминания. Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о житии святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего) и др.

Специфика Д.к. в большей степени определяется её художественным оформлением и полиграфическим исполнением. Внимание ребёнка к книге во мн. случаях завоёвывается игровыми эффектами издания. Популярны также разнообразные книжки-игрушки, служащие неким мостом для перехода от игрушек к книге.

Круг детского чтения

 

Как мы уже знаем, Детская литература — это то, что создано масте­рами слова специально для детей. Но, кроме того, юные читатели берут для себя многое из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произ­ведения фольклора и т. д.). Так возникает еще один термин — «детское чтение», т.е. круг произведений, которые читаются деть­ми. Эти два понятия иногда скрещиваются, так как есть произве­дения общей литературы, которые мы уже не отделяем от детской. Обычно же детское чтение выходит за пределы привычного круга детской литературы. В ряде случаев писатели сами готовят для дет­ского издания свои книги (A.M. Горький, А.С. Неверов, А.Н. Тол­стой, А.А. Фадеев).

Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения. Ее начали Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о посте­пенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала.

В круг детского чтения входят:

1) произведения устного творчества народов Российской Фе­дерации и других народов мира;

2) дореволюционная классическая литература (русская, наро­дов России и зарубежная);

3) современная литература (русская, народов РФ и зарубеж­ная).

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его со­став зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения.

 

Логические законы речи

1.Порядок слов в русском языке обладает смыслоразличительной функцией. При нейтральном (неэкспрессивном) порядке слов как главное автоматически воспринимается то слово, которое стоит в конце предложения.

Мальчишка недавно переехал в этот дом.

Мальчишка переехал в этот дом недавно.

Недавно в этот дом переехал мальчишка.

2. В предложении выделяется слово или сочетание слов, несущее новую информацию, развивающее мысль (закон нового). Например: “Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарылся в кипящую густо-синюю волну”.

3. Нарушение привычного, прямого порядка слов воспринимается как новый оттенок мысли. Инверсия (нарушение прямого порядка слов) заостряет внимание на особых подробностях и придает им определенный смысловой оттенок. Прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены распределяются согласно связям внутри устойчивых словосочетаний.

1. Прямой порядок: “Ребята прозвали его Семафором”; “Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе”.

2. Обратный порядок (инверсия): “Днем дул с Финского залива теплый ветер”; “И вот в эти по-весеннему теплые дни опять появился Сима”

Лекция № 2

 

1.Понятие о детской книге как особой форме издания.

2. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках.

3. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников.

4.Выразительное чтение как вид художественной деятельности.

5. Законы речи. Средства выразительности устной речи.

Понятие о детской книге как особой форме издания.

ДЕТСКАЯ КНИГА - тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Д.к. предлагает не только чтение, но и другие аспекты общения с ней: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, импровизации на темы заключённого в ней произведения и т.д. Поэтому понятие "Д.к." несколько шире понятия "детская литература". Д.к. отличается богатством типологической палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфического языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда (что позволяет художникам Д.к. считать её одним из жанров изобразительного искусства). Сформировалась система изданий различных типов, определяемая:

- целевым назначением

-читательским адресом

-особенностями содержания (тема, жанр литературного произведения, характер информации и пр.),

-структуры издания

-спецификой его художественного оформления и полиграфического исполнения. По целевому назначению выделяются:

- литературно-художественные

- познавательные

- издания по основам нравственности и морали.

 

I Литературно-художественные издания для детей - одно из важнейших средств развития личности. Они выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Типология литературно-художественных изданий связана с возрастными группами читателей, с родами и жанрами художественной литературы.

К самым маленьким читателям Д.к. приходит в виде малых фольклорных и поэтических жанров: песенок, потешек, перевёртышей, считалок, загадок. Издание стихотворений для детей связано с их особенностями: связь с песней и пляской, подвижность и переменчивость ритма, преобладание игрового начала. У читателей 6-9 лет наиболее популярны прозаические сказки и незатейливые истории о детях. Романтический или юмористический фон произведения наиболее типичен для детской литературно-художественной книги. В оформлении книги преобладает игровая тенденция с неожиданными и спонтанными решениями в композиции, в наборе и т.д. Особое место занимает издание пьес для детей, как правило, в виде сборников, предназначенных руководителям детского чтения и художественной самодеятельности

 

II. Познавательная книга помогает детям в овладении знаниями по всем областям науки, культуры и навыками практической деятельности; сопутствует организации досуга, формированию интересов, профессиональной ориентации. Отличительными чертами познавательной книги являются:

-пояснительный характер иллюстраций;

-справочный аппарат книги, вносящий в издание дополнительные сведения; включение вопросов, задач и упражнений в основной текст и т.д.

 

По характеру информации следует выделить:

- научно-художественные

- научно-популярные

- справочные

- практические издания.

 

Художественность - неотъемлемое качество мн. познавательных изданий. В изданиях живут и действуют вымышленные персонажи, с ними происходят различные приключения, в повествование вводятся диалог, поэтический текст, игровые моменты и т.д.

В научно-популярной литературе и научно-занимательной литературе происходит переход от языка сюжетов и образов к логическому мышлению. Распространены научно-популярные издания проблемного характера, они включают вопросы логического характера. Для ответов на них предусмотрены прочерченные, как в тетради, линейки и другие графические элементы (недостающие клетки таблицы, отсутствующие элементы схем и пр.). Такие приёмы учат подростка чувствовать систему науки, организовывать факты и идеи, самостоятельно до них додумываться.

 

К практическим изданиям принято относить пособия по домашнему труду, художественному и техническому творчеству; самоучители по игре на музыкальных инструментах, по играм и т.д.

 

Справочные издания представлены энциклопедиями, справочниками

 

III. Третий крупный раздел детских изданий по целевому назначению составляют книги нравственной тематики, которые также основываются на принципе художественности. Эмоционально-образный язык, средства художественной выразительности, доверительной интонации глубоко проникают в душу ребёнка, воздействуют на формирование его взглядов. Популярный жанр публицистики включает и лирико-публицистическое повествование, и нравоучительную беседу, и художественный очерк, и биографию, и воспоминания. Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о житии святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего) и др.

Специфика Д.к. в большей степени определяется её художественным оформлением и полиграфическим исполнением. Внимание ребёнка к книге во мн. случаях завоёвывается игровыми эффектами издания. Популярны также разнообразные книжки-игрушки, служащие неким мостом для перехода от игрушек к книге.

Круг детского чтения

 

Как мы уже знаем, Детская литература — это то, что создано масте­рами слова специально для детей. Но, кроме того, юные читатели берут для себя многое из общей литературы (например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, песни А.В. Кольцова, произ­ведения фольклора и т. д.). Так возникает еще один термин — «детское чтение», т.е. круг произведений, которые читаются деть­ми. Эти два понятия иногда скрещиваются, так как есть произве­дения общей литературы, которые мы уже не отделяем от детской. Обычно же детское чтение выходит за пределы привычного круга детской литературы. В ряде случаев писатели сами готовят для дет­ского издания свои книги (A.M. Горький, А.С. Неверов, А.Н. Тол­стой, А.А. Фадеев).

Издавна велась борьба за расширение круга детского чтения. Ее начали Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и продолжили A.M. Горький, В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, А.Н. Толстой и другие писатели. Это глубоко принципиальная борьба, так как речь идет о посте­пенном, настойчивом, последовательном приобщении ребенка к жизни, о формировании его эстетического идеала.

В круг детского чтения входят:

1) произведения устного творчества народов Российской Фе­дерации и других народов мира;

2) дореволюционная классическая литература (русская, наро­дов России и зарубежная);

3) современная литература (русская, народов РФ и зарубеж­ная).

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его со­став зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.