|
Маркетинг и лизинг персонала ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Организация заинтересована в привлечении высококвалифицированного персонала. С этой целью наряду с функциями планирования потребности в кадрах, их обеспечения и использования осуществляется маркетинг персонала —поиск и привлечение из внешних источников необходимой рабочей силы. Маркетинг персонала включает: - исследование рынка рабочей силы; - исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей; - воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей); - проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономисты, рабочие) и выбор путей ее привлечения. Организация выступает в роли «охотника», который ищет не только клиентов для сбыта продукции, но и рабочую силу для ее производства. Поиск необходимых работников может осуществляться с помощью следующих средств: - объявления в средствах массовой информации; - государственная служба занятости и кадровые агентства; - неформальные коммуникации; - реакция на непосредственные заявления о приеме на работу; - договора о сотрудничестве с учебными заведениями; - конкурсы на замещение вакансий; - ярмарки вакансий. Факторы мотивации при привлечении персонала могут быть совершенно различными. Их перечень включает: - возможность гибкого использования рабочего времени; - предоставление возможности участия в управлении организацией путем приобретения ее акций; - возможность продолжения или получения образования; - предоставление творческих заданий; - социальные гарантии; - благоприятные условия работы, карьеры; - гарантии места работы; - имидж предприятия, его размеры; - оклад. Лизинг персонала — это своеобразная кратко- или среднесрочная аренда персонала другой фирмы. Лизинг обусловливается краткосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах, в сезонных работниках, что особенно характерно для предприятий АПК.. Лизингом персонала занимаются так называемые рекрунтерские агентства (англ, recruitment — комплектование личным составом, вербовка, набор (в армию) новобранцев). Их цель — оказание платных услуг по подбору персонала для фирмы работодателя.
Формирование резерва персонала
Различают следующие виды резерва персонала: - социальный, - потенциальный, - предварительный, - окончательный. Социальный резерв руководящих кадров — резерв в самом широком смысле слова. Критерий здесь один — честный, добросовестный труд. Этот резерв составляет прежде всего творческая молодежь, молодые специалисты и те, кто заканчивает учебные заведения без отрыва от производства. Потенциальный резерв образуют те, кто удовлетворяет основным требованиям по образованию, специальности, возрасту. Этот резерв — перспективные работники, которые в будущем могут быть назначены на руководящие должности. Предварительный резерв составляют работники из потенциального резерва, которые с большей вероятностью, чем другие, могут быть назначены на руководящие должности. Этот резерв формируется на основании сравнительных оценок управленческих качеств кандидатов. В окончательный резерв входят только те работники, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям его формирования. Величина резерва должна превышать потребности в руководящих кадрах для усиления у кандидатов стимула к совершенствованию. Решение по формированию окончательного резерва из числа кандидатов принимает руководитель организации ежегодно. При зачислении из предварительного в окончательный резерв на руководящую должность можно сравнивать кандидата с руководителем, который занимает эту должность. Но лучше разработать обобщенную модель должности, т.е. профессиограмму. Профессиограмма — это модель управленческой должности, которая включает перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность (профессионально-квалификационная модель). Профессиограмма не является характеристикой идеального работника, который в наибольшей степени соответствует управленческой должности. Это результат обобщенного анализа деятельности руководителей, занимающих данную должность.
Подготовка руководящих кадров
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением является необходимость удовлетворения работниками потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. Подготовка управленческих кадров может проводиться следующими методами. 1. Организация лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбор конкретных деловых ситуаций, чтение литературы, деловые игры и ролевой тренинг. Хороший эффект дают организуемые курсы и семинары по проблемам управления. 2. Ротация по службе. Руководитель низового звена перемещается из отдела в отдел, на срок от трех месяцев до одного года. Так он знакомится со многими сторонами деятельности организации. В результате молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязи между различными подразделениями. Такие знания не только жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях. 3. Подготовка руководящих кадров в процессе их работы. Перспективным новым руководителям с самого начала поручают достаточно ответственную работу, являющуюся испытанием их способностей, но предположительно, приходящуюся им по силам. Женщины непропорционально представлены среди руководителей. Основные причины этого имеют глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам. К таким предрассудкам относятся, например, следующие предположения: - женщины, выходя замуж, покидают работу; - женщины не будут работать, пока у них маленькие дети; - женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попадают, то мужчины начинают ощущать неудобства; - женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации. Программы, направленные на увеличение доли женщин-руководителей и повышение эффективности их работы, предусматривают: - развитие должного понимания специфики поведения лиц обоего пола на рабочем месте; - оказание помощи женщинам в осознании некоторых психологических и социально-этических барьеров на пути к исполнению руководящих ролей; - обучение прямому и твердому стилю общения с мужчинами и женщинами.
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
Развитие персонала
Развитие персонала включает в себя профессиональную ориентацию, адаптацию, обучение работников и их использование. Профориентация — это комплекс экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального признания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности. Основные формы профориентационной работы: - профессиональное просвещение; - профессиональная информация; - профессиональная консультация. Адаптация персонала — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда. Выделяют два направления адаптации: - первичная. Это приспособление молодых работников (не имеющих опыта); - вторичная. Это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности. Обучение персонала — это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний сотрудникам организации с целью подготовки их к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Обучение персонала полезно и требуется в трех основных случаях. 1. Когда человек поступает в организацию. 2. Когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. 3. Когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. Виды обучения персонала: - обучение сотрудников предприятия на рабочем месте; - обучение сотрудников вне рабочего места внутри организации; - обучение сотрудников вне организации. Использование персонала — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и трудового потенциала работников. Оно должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде. Основные принципы использования персонала: - обеспечение рациональной занятости работников; - обеспечение стабильной и равномерной нагрузки в течение рабочего периода; - обеспечение соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизических данных требования рабочего места и производства в целом; - периодический переход работников с одного рабочего места на другое.
Оценка персонала Оценка персонала — это процесс определения соответствия качественных характеристик работников требованиям должности или рабочего места, исполняемой организационной роли. Оценка персонала на предприятии служит трем основным целям: 1. Административная цель. Это — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работника проводится для принятия административных решений. 2. Информационная цель. В результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает свои сильные и слабые стороны. 3. Мотивационная цель. Результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив хороших работников, их можно вознаградить. Различают два основных вида деловой оценки: - оценка кандидатов на вакантную должность. Она обычно проводится при найме работников; - текущая периодическая оценка сотрудников организации. При оценке персонала используют различные показатели: - объективные показатели. Они достаточно легко измеримы и, как правило, охватываются информационной системой предприятия. Их используют для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. Например, служба главного инженера (соблюдение сроков планово-предупредительного ремонта техники, время устранения неисправностей), агрономическая служба (сроки проведения полевых работ) отдел материально-технического снабжения (сроки поставок и цены); - субъективные показатели. Они используются при оценке тех подразделениях, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (планово-экономический отдел, юридическая служба); - показатели профессионального поведения. Они охватывают такие стороны деятельности, как стремление к сотрудничеству, самостоятельность в принятии решений, готовность к принятию дополнительной ответственности; - показатели личностных качеств. Из всего многообразия качеств личности необходимо выбрать те, которые в наибольшей степени определяют результаты профессиональной деятельности. Выделяют следующие методы оценки персонала: - прогностические методы. Здесь используются анкетные данные, письменные и устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и коллег по работе, личные беседы, тесты; - практические методы. Пригодность работника к выполнению служебных обязанностей определяется на основе результатов его практической работы. При этом могут использоваться пробные перемещения; - имитационные методы. Претенденту дается конкретная ситуация, которую он должен разрешить. Одной из разновидностей оценки персонала является аттестация. Это процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственно руководителем. В центре этого процесса аттестационное собеседование.
Высвобождение персонала
На каждом предприятии имеет место процесс выбытия персонала. При этом может быть реактивное и опережающее высвобождение персонала. Реактивное высвобождение персонала применяется лишь в том случае, когда необходимо в течение короткого промежутка времени избавиться от излишков рабочей силы. Обычно это порождает большую социальную напряженность на предприятии и свидетельствует о плохой кадровой работе. Опережающее высвобождение персонала основано на прогнозах потребности в персонале и использует такие средства как альтернативное применение сотрудников, естественная убыль рабочей силы, что позволяет своевременно сократить штат и избежать увольнений. Разрыв трудовых отношений работника с организацией может быть или по профессиональным причинам, или по личным. При своевременном получении информации об уходе работника, предприятие должно предпринять поиски условий для его неувольнения. Организация может быть и инициатором увольнения работника, причем по двум причинам: из-за личных качеств работника или из-за ситуации на предприятии. При этом работник может занять другую должность или быть уволенным. Причинами увольнения из-за личности работника: - деятельность, не соответствующая занимаемой должности; - недостаточная готовность устранить недостатки (например, учиться); - напряженность в отношениях с другими работниками. Причины увольнения по условиям предприятия: - изменение квалификационных требований; - изменение структуры предприятия и упразднение должностей; - изменение формы хозяйствования. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: - по собственному желанию, по соглашению сторон; - в связи с переводом; - прогул без уважительных причин; - появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения; - по сокращению численности; - в связи со смертью; - выход на пенсию. Этот анализ может быть сопоставлен с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом. Причиной увольнения «по собственному желанию» может быть: - неудовлетворенность уровнем оплаты труда и задержки выплаты зарплаты; - причины личного характера; - тяжелые и опасные условия труда; - неприемлемый режим работы; - отсутствие перспектив роста; - несложившиеся отношения с руководством; - неудобное расположение работы. Для освобождения работников от работы на предприятии имеются следующие возможности: - отстранение от информации и принятия решений (бойкот); - перемещение на другие должности (высылка); - побуждение к согласованному увольнению (золотое рукопожатие). В доверительной беседе работник побуждается к расторжению договора; - побуждение к расторжению договора работником (выживание); - инициатива увольнения работника со стороны предприятия (выставление за дверь). Здесь следует учитывать правовые и договорные нормы досрочного отстранения работника от должности. Вообще говоря, увольняемым работникам должна оказываться помощь (психологическая, информационная, консультационная). Так, увольняемого работника можно обеспечить пакетом информации, документов, консультаций. Работнику могут быть предоставлены: - рекомендательные письма; - психологическая консультация; - обучение методам поиска работы; - консультация по порядку обращения в службу занятости, - грамотно составленное резюме; - список предприятий, где набирается персонал. Это позволит: - снизить количество претензий от уволенных; - сохранить положительный имидж предприятия; - остаться в хороших отношениях с увольняемым сотрудником.
Деловая карьера Современные организации стремятся рационально использовать человеческие ресурсы и дать каждому сотруднику шанс сделать карьеру. Для каждого человека карьера означает часть его жизненного пути, которая связана с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью. Карьера определяет ожидания, цели, развивает способности человека, которые могут быть реализованы. Согласно общетеоретическому определению, карьера — это система процессов развития человека и его продвижения в определенной сфере деятельности (в спорте, воинской службе, науке, политике, производстве и т.д.). Деловая карьера — это продвижение работника по ступенькам служебной иерархии, последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни. Различают следующие виды карьеры: - профессиональная карьера. Она характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию). Пройти их можно последовательно как в разных организациях, так и в одной; - организационная карьера. Она означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода из одной организации в другую; - внутриорганизационная карьера. Это последовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации. Детальная классификация типов карьеры может быть проведена на основании различных признаков. По направлению: - вертикальная (подъем на более высокую ступень структурной иерархии); - горизонтальная (перемещение в другую функциональную область деятельности либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности с адекватным изменением вознаграждения); - центростремительная карьера (продвижение к ядру, руководству организации, получение доступа к неформальным источникам информации, приглашения на встречи, совещания и т.д.). По скорости переходов между рабочими местами: - стабильная. Длительное время (7 – 8 лет) деятельность работника протекает в рамках одной должности, одного социального ранга; - нормальная (равномерная). Имеет место редкая (менее одного раза в три года) смена рабочих мест, должностей, видов деятельности; - стремительная карьера. Переходы с одного места на другое совершаются чаще, чем один раз в три года. В зависимости от направленности ступеней карьеры (спад, подъем): - целевая карьера. Она проиллюстрирована на рисунке 1.1, где St — статус работника в организационной иерархии; Uk — уровень компетентности работника. Сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремится к его продвижению; St
Uk Рисунок 3.1 – Целевая карьера
- монотонная карьера (рисунок 1.2). Сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии (даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения);
St
Uk Рисунок 3.2 – Монотонная карьера
- спиральная карьера (рисунок 1.3). Сотрудник мотивирован к перемене видов деятельности (с переходами и без переходов между рабочими местами разного социального ранга). По мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии;
St
Uk Рисунок 3.3 – Спиральная карьера - мимолетная карьера (рисунок 1.4). Перемещение с одного вида деятельности на другой происходит стихийно, без видимой целенаправленности;
St
Uk Рисунок 3.4 – Мимолетная карьера
- стабилизационная карьера (рисунок 1.5). Работник растет до определенного уровня и остается на нем длительное время (более восьми лет); St
Uk Рисунок 3.5 – Стабилизационная карьера - затухающая карьера (рисунок 1.6). Сотрудник растет до определенного уровня и остается с этим статусом до момента, когда начнется «затухание» — заметное движение к более низкому социально-профессиональному статусу в организации. St
Uk Рисунок 3.6 – Затухающая карьера
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов: - предварительный (до 25 лет) — учеба, испытания на разных работах; - становления (до 30 лет) — освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя; - продвижения (до 45 лет) — продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации; - сохранения (до 60 лет) — пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя, повышение своей квалификации, обучение молодежи; - завершения (после 60 лет) — приготовление к уходу на пенсию, обеспечение себе замены и подготовка к новому виду деятельности на пенсии; - пенсионный (после 65 лет) – занятие новым видом деятельности. Тип карьеры, скорость перехода между рабочими местами, направленность стадий карьеры определяются действием системы факторов. Важнейшие из них следующие: - экономические. Характер и содержание накопления и использования человеческого капитала обусловлены существующим общественным разделением труда; - социально-психологические. Достижения человека в том или ином виде профессиональной деятельности зависят от его потенциала, базирующегося на природных данных этого человека и определяющего его пригодность к тому или иному виду деятельности; - социально-экономические. Формирование карьеры определяется уровнем образования и квалификацией работника, его материальной обеспеченностью. Исследования отечественных ученых в области трудовой мобильности человеческих ресурсов свидетельствуют, что наибольшей профессиональной подвижностью отличаются выходцы из малообеспеченных семей. Наибольшая профессиональная устойчивость характерна для высококвалифицированных профессиональных групп работников; - социально-демографические. Пол, возраст, социальное положение человека коррелируют со скоростью и направленностью карьерного развития. С возрастом в силу биолого-психологических особенностей работника замедляется его продвижение в иерархии организации. Это связано как с уменьшением количества рабочих мест по мере приближения к вершине организационной пирамиды, так и с увеличением требований к работнику в плане сложности работы. - культурные. Во многих культурах достаточно распространено мнение о сугубо мужских и сугубо женских профессиях. В настоящее время карьера является объектом управления. Оно обычно осуществляется кадровыми службами и сводится к совокупности мероприятий, которые позволяют работникам раскрыть свои способности и использовать их в наиболее выгодной для себя и организации форме.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|