|
Подготовка доклада на учебный семинар
Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную - планирование и подготовку доклада; коммуникативную - практическая реализация доклада. В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора: Во-первых, тему и цель выступления, которыеобычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей; Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию, которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар. В-третьих, условия: место и время. Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям: 1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам. 2. Степень и характер активности слушателей во время доклада. 3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.
Планирование доклада Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха. Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность доклада. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к стержневой идее доклада: фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада; суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами: Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я найти всю необходимую информацию? Смогу ли я уложиться в отведенное время? Соответствует ли мой доклад уровню моих знаний и опыту? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? Итак, подготовка к докладу заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету доклада, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
Поиск и подбор материалов После уяснения темы и цели доклада следует перейти к поиску и подбору материалов, который включает в себя ряд этапов. Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения. Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Этап 2. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в докладе, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции. При этом следует помнить, что цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в докладе количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Этап 3. Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям (например, из жизни учебной группы). Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.
Структура доклада Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над докладом определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает докладу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей доклада. Под структурой доклада понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому. Основными элементами структуры доклада являются: 1. Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления. 2. Стержневая идея. 3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада. 4. Заключение, в котором подводятся итоги. Примерное распределение времени: вступление и стержневая идея – 10-15%; основная часть – 60-65%; заключение – 20-30%. Вступление необходимо в каждом докладе. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 1. Вступительное замечание. 2. Формулировка конкретной цели доклада для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего (т.н. ориентирование слушателей). 3. Обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно. Цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в докладе. Привлечь внимание можно одним из следующих способов: рассказать что-то из личного опыта; дать иллюстрацию в виде словесного рассказа или наглядного изображения; обратиться к чему-либо, известному из жизни всей аудитории; начать с риторического вопроса; начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека. Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания доклада. Этот материал связан со стержневой идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения. Чтобы ориентировать слушателей, можно: дать историческую основу; дать определение основных терминов; взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой; указать на важность темы для слушателей. Начать доклад можно одним из следующих способов: сообщение темы и основных вопросов; характеристика их теоретического и практического значения; прямое приглашение к совместному обсуждению, поиску ответов на поставленные вопросы; краткая характеристика существа вопроса, формулирование основной мысли доклада; выражение своего отношения к собравшимся, обычно положительного, или даже подчеркнуто положительного, и другие. Стержневая идея доклада должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание. В Основной части доклада развертывается стержневая идея, раскрываются ее аспекты. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. План развития основной части должен быть ясным. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора. При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил: 1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот. 2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами. 3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие. 4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|