|
Система типов данных языка Turbo Pascal
Pascal является типизированным языком. Это означает, что в Pascal любые данные характеризуются своим типом. Тип данных определяется при их описании и не может быть изменен. Тип – это множество значений, которые могут принимать данные и множество операций, допустимых над этими значениями. Данные могут участвовать только в операциях, допустимых их типом.
Целые типы
Эта группа типов обозначает множества целых чисел в различных диапазонах. Имеется 5 целых типов, различающихся допустимым диапазоном значений и размером занимаемой памяти. Целые типы обозначаются идентификаторами Integer, Byte, Shortint, Word, Longint; их характеристики приведены в таблице 1.
Вещественные типы
Эта группа типов обозначает множества вещественных значений в различных диапазонах. Turbo Pascal поддерживает пять различных вещественных типа. Они именуются идентификаторами Real, Single, Double, Extende, Comp; их характеристики приведены в таблице 2.
Таблица 1
Таблица 2
Символьный тип
Это тип данных, состоящих из одного символа из множества ASCII (Американский стандартный код для обмена информацией), его характеристики приведены в таблице 3. В программе значения данных типа char должны быть заключены в апострофы, например, ‘ A ’, ‘*’.
Таблица 3
Булевский (логический) тип
Булевский тип обозначается идентификатором Boolean, его характеристики приведены в таблице 4.
Таблица 4
Состоит из 2-х значений: True (истина), False (ложь). Применяется в логических выражениях и выражениях отношения. Структура Pascal-программы
PROGRAM имя программы USES список используемых библиотек (модулей); LABEL список меток; CONST определение констант программы; TYPE описание типов; VAR описание переменных программы; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР (заголовки и, возможно, тела процедур); ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ (заголовки и, возможно, тела функций); BEGIN основной блок программы END. Pascal-программа всегда состоит из 2-х основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить; и описания данных, с которыми оперируют действия.
Описание заголовка программы
Формат: Program <имя программы> (список имен файлов); Например: Program laborator (Input, Output); Заголовок программы несет чисто смысловую нагрузку и может отсутствовать. В качестве списка имен файлов обычно используют стандартные идентификаторы стандартных файлов ввода-вывода Input и Output.
Описание используемых библиотек
Формат: Uses <имя 1>, <имя 2>,…; Например: Uses Crt, DOS, MyLib; {подключены 3 библиотеки с соответствующими именами} С помощью директивы Uses подключаются библиотечные модули из стандартного набора Turbo Pascal или написанные пользователем. Описание меток
Формат: Label <имя 1>, <имя 2>,… Например: Label Metka1,A,9999; Перед любым оператором языка Паскаль можно поставить метку, что позволяет выполнить переход на этот оператор с помощью оператора Goto из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Именем может служить идентификатор или цифра (десятичное число от 0 до 9999). Перед употреблением метка должна быть описана, причем каждая не более 1 раза. Если метка описана, но в разделе операторов не используется, то ошибки при этом не возникает.
Описание констант
В этом разделе производится присваивание идентификатором констант постоянных значений. Формат: Const <идентификатор>=<значение>; Например: One=1; Limit=-One; Separator=’******’; High=-1000; Будучи определенной в программе, любой идентификатор константы может входить во все конструкции, в которых может присутствовать связанное с ним значение, например: Diar:= (x-High)/2+One; Не допускаются ситуации, когда идентификатору константы предлагается изменить значение, например: High:= (x+y)*2; Операндами константного выражения могут быть числа, строки, идентификаторы констант, стандартные функции, например: Const Min=0; Max=100; Center= (Max-Min)/2; Message=’ Out of memory’; Error_Txt=’Error:’+Message+’.’; Удачное с точки зрения мнемоники именование констант и использование их в программе вместо записи конкретных значений считается хорошим стилем программирования, т.к. делает программу более читаемой и позволяет быстро вносить в нее корректировку.
Описание типов
Тип данных может быть описан либо в разделе описания типов, либо в разделе описания переменных. Выбор описания типа зависит только от программиста и специфики программы. Формат: Type <имя типа>=<значение типа>; Например: Type Positive=word; Diapason=1..20; Var LoopGoup: Positive; Index: real; Ind: Diapason; First_Letter; ‘a’..’z’; Описание переменных
Каждая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. Описание обязательно предшествует использованию переменной. Формат: Var <идентификатор,…>;<mun>; Например: Var А,B,C: integer; Result, Summa: real; Vxod: boolean; Описание операторов
Раздел операторов является основным, т.к. именно в нем с предварительно описанными переменными, константами, значениями функций выполняются действия, позволяющие получить результат. Формат: Begin <оператор;> … <оператор> End. Выражения
Операции в языке Паскаль подразделяются на арифметические, отношения, логические, строковые и др. Выражения соответственно называются арифметические, отношения, логические и т.д.
арифметические операции:
«+» сложение; «-» вычитание; «*» умножение; «/» деление; div целочисленное деление; mod взятие остатка от целочисленного деления Например: 9/4=2.25; 9div 4=2; 9 mod 4=1. Тип результата выражения зависит от типов операндов, участвующих в операции. Операции div и mod допустимы только над значениями целого типа.
операции отношения: = равно; <> не равно; > больше; < меньше; >=, => больше или равно; <=, =< меньше или равно; in принадлежность. Например: А in М Результат всегда имеет булевский тип и принимает одно из двух значений: True – если значение выражения истинно; и False – если значение выражения ложно.
логические операции: 1) AND (логическое и). Результат равен True, если аргументы одновременно равны True. В остальных случаях результат выражения будет равен False. Например: А and В 2) OR (логическое или). Результат равен True, если хотя бы один аргумент равен True. В остальных случаях результат выражения будет равен False. Например: А or В 3) XOR (исключающее или). Результат равен True, если аргументы одновременно равны False. В остальных случаях результат выражения будет равен False. Например: А xor В 4) NOT (логическое отрицание). Результат равен True, если аргумент равен False, и результат равен False, если аргумент равен True. Например: not А
Вычисление выражений производится по следующим правилам:
1) запись выражения производится в одну строку без каких-либо подстрочных или надстрочных знаков с использованием только круглых скобок; 2) выполняются операции внутри скобок. Если имеется несколько пар скобок, вычисления начинаются с самых внутренних; 3) порядок вычислений внутри скобок определяется приоритетом (старшинством) операций: а) вычисление значений функций; б) not; в) возведение в степень; г) операции типа умножения (*, /, div, mod, and); д) операции типа сложения (+, -, or, xor); е) операции отношения. Операция, имеющая высший приоритет, выполняется первой. 4) при наличии нескольких операций одного приоритета вычисления выполняются слева направо.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|