|
Хронометрическая методика оценки подвижности нервной системы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Обследование проводится на соответствующей аппаратуре.. Процедуры обследования Указательный палец левой руки испытуемого находится на левой кнопке, правая - на правой. В соответствии со "стартовыми" кнопками перед испытуемым находятся "финишные". Он должен реагировать на зажигание левой и правой лампочки. Сигналы подаются в случайном порядке. В исследовании оценивается время двух вариантов реакции с выбором. Инструкция испытуемому для первого варианта реагирования: "При зажигании левой лампочки Вы должны как можно быстрее оторвать левую руку от левой стартовой кнопки и нажать на левую финишную. Аналогично правой. Будьте внимательны - сигналы пойдут в случайном порядке. При несоблюдении инструкции отсчет времени Вашей реакции не останавливается, Вам необходимо как можно быстрее исправить ошибку. При ошибочных действиях соответствующая лампочка продолжает гореть". Экспериментатор записывает время 10 реакций в протокол. Инструкция для второго варианта: "Теперь, наоборот, при зажигании левой лампочки Вам следует как можно быстрее нажать левую "финишную" кнопку правой рукой, а при загорании правой лампочки правую, но левой рукой". Экспериментатор заносит в протокол-время 10 реакций второго варианта. Данная методика может проводиться в технически более простом варианте и при наличии только одной "стартовой" кнопки. В данном случае указательные пальцы левой и правой руки должны находиться на ней до подачи сигнала. После его появления испытуемый должен оторвать от стартовой кнопки сразу обе руки, а затем пытаться реагировать согласно инструкции. В данном варианте экспериментатор должен фиксировать количество ошибок и увеличить количество проб с тем, чтобы безошибочных реакций было 10. В случае ошибки время ошибочных реакций тоже заносится в протокол. В этом случае в протоколе фиксируется более 10 реакций. Расчет показателей 1. Подсчитывается среднее время 10 реакций с выбором, проведенных до переделки. 2. Подсчитывается среднее время реакций с выбором, проведенных в процессе переделки. Показатель подвижности равен первому показателю, деленному на второй. В упрощенном варианте для вычисления второго показателя складывается время всех ошибочных реакций и время 10 правильных, но сумма делится на 10.
. Определение максимальной частоты движений, состоящий из двух 5-секундных попыток. Лист делится на 2 части (квадраты). Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). На каждый квадрат выделяется 5 с. Определяется средняя величина из 2 попыток. При оценке полученных результатов важно сопоставить их с показателями, полученными при анализе истории жизни человека, его поведенческих особенностей, данными анкетных методов. Удобным представляется перевод полученных показателей в шкалу постепени выраженности свойств нервной системы.(Таблица 3) Таблица 3 Оценка некоторых показателей.
Следует отметить:
!.Типологические особенности рано проявляются в онтогенезе и мо- гут быть уточнены при анализе истории жизни человека 2.Они более ярко проявляются в стрессовых напряженных ситуациях. 3 Обнаруживаются в различных жизненных ситуациях. 4. Могут уточняться с помощью анкетных методов исследования.
Сила процесса возбуждения может обеспечивать: продолжительную умственную активность, способность к поддержанию длительной напряженной деятельности и удержанию предельной мобильности и высокой концентрации внимания, быстрое восстановление после утомления., устойчивость внимания.;лучшее выполнение заданий при дефиците времени, инициативность, настойчивость; азартность, склонность к риску; быстроту движений, речи, выразительность мимики Для таких людей важно организовать активную сферу деятельности, в которой они могут реализовать свой потенциал.. Сила процесса торможения нередко проявляется: в: способности к сосредоточению, сопротивляемости отвлекающим раздражителям; способности осуществлять необходимые перерывы и задержки деятельности; способности выдерживать тормозные влияния.; в самообладании, способности терпеть, проявлять выдержку; бедности движений, медленности и невыразительность речи. Таким лицам,..нередко,необходима дополнительная мотивация для активного включения в деятельность. Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в устойчивом аппетите, спокойном сне, выносливости, трудоспособности, терпеливости, энергичности, ярких стремлениях. Слабость процесса возбуждения- обуславливает: сниженную работоспособность в умственной деятельности, легкую возбудимость при быстрой утомляемости, опасливое отношение к новому, длительное переживание неудач, расслабляющую мечтательность, повышенную застенчивость. Возможны преимущества в ситуациях когда необходимо быстрое и точное различение внешних стимулов, при выполнении сенсорно монотонной деятельности., при смысловой переработке информации. При этом бывает необходима поддержка со стороны окружающих,.организация перерывов в деятельности для отдыха. Перед предстоящей напряженной ответственной ситуацией важна помощь в продумывании возможных вариантах ее разрешения и в снижении ее значимости. Подвижность процесса возбуждения - обеспечивает скорость переделки знаков раздражителей. быстроту мыслительной деятельности и переключения от одного занятия к другому.; активность при решении новых задач, быструю смену формулировок ответа в зависимости от реакций собеседника; способность мгновенно прекратить действия, успокоиться, разнообразить выполнение одного и того же действия, способность к быстрым и непредвиденным изменениям,провоцирует отвлекаемость при выполнении заданий В процессе обучения полезно чередовать получение кратковременных доз информации, обеспечивать разнообразие подаваемого материала с достаточной обратной связью для коррекции ошибочных действий. Перед экстремальной ситуацией полезны отвлекающие действия, в частности, конструктивное общение. . Инертность процесса возбуждения способствует: - длительной концентрации внимания,медленному установлению социальных отношений., но может создавать преимущества в деятельности, требующей методичности., работоспособности, хладнокровия. Часто требуется более продолжительное время для усвоения информации и обретения навыка с выделением ключевых моментов, необходим запаса времени для обеспечения процесса врабатывания. В общении важно дождаться инициативы носителя данного свойства. Инертность процесса торможения обеспечивает: тщательность в подготовке, пунктуальность, выдержанность по отношению к окружающим. При обучении необходимо использование подачи значительных доз структурированной информации с предоставлением достаточного времени для ее усвоения. Предпочтительно создавать возможность для самостоятельного выполнения практической работы. Перед экстремальной ситуацией важен продолжительный период врабатывания. Уравновешанность - проявляется в равномерности и плавности выполнения деятельности, устойчивой невозмутимости, спокойствии, Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|