Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.





План лекции:

1. Современное состояние и тенденции сетевой гостиничной сферы.

2. Углубление специализации гостиничного хозяйства, выход международных сетей на гостиничный рынок России, создание национальных сетей.

3. Особенности формирования и функционирования гостиничных цепей в России.

4. Международные операторы на российском гостиничном рынке.

 

В России на сегодняшний день представлены практически все известные международные гостиничные системы. Показатели, характеризующие объемы развития гостиничного сектора в России, остаются более низкими, чем у прочих участников в других сегментах рынка жилой и коммерческой недвижимости. Причины этого явления известны: для реализации гостиничных проектов требуются большие капиталовложения. Эксплуатация гостиниц влечет за собой более высокие расходы, чем в конкурирующих отраслях. Соответственно, сроки окупаемости проектов гостиничной недвижимости выше, чем офисной, торговой или жилой. Инвестор должен быть готов к тому, что вложенные средства полностью окупятся только через 8-10 лет с начала строительства объекта. В условиях экономической и политической нестабильности, характерной для российской действительности последних 15 лет, немногие могли себе позволить выводить деньги из оборота на такой срок. Но есть и факторы, благодаря которым строительство гостиниц становится все более актуальной темой не только в Москве, но и в регионах.

Главным фактором риска, сдерживающим активное освоение нового поля деятельности, является масштабность задачи. Минимальные объемы строительства — около 1000 гостиниц по всей стране. Инвесторы, располагающие достаточными средствами для реализации крупных гостиничных проектов, стремятся к оптимизации отдачи от капиталовложений, в том числе и за счет экономии на масштабах производства. Оптимизация затрат возможна при наличии типового продукта, налаженных связей с поставщиками и, наконец, наличия профессиональной управляющей компании.



Основным препятствием на пути гостиничного бума в городах России можно назвать не столько дефицит денежных средств на реализацию проектов, сколько отсутствие механизмов управления. В то же время международный опыт показывает, что существует способ преодолеть это препятствие путем унификации конечного продукта и его объединения в гостиничные сети.

Несмотря на очевидное преимущество объединения, гостиничные сети “российского производства” пока еще не стали массовым явлением и даже международные гостиничные цепи пока представлены единичными примерами. В Москве на долю гостиниц, включенных в международные сети по договору франшизы или управления, приходится не более 10%, в других городах эта доля еще меньше.

В России пока не сложился класс собственников, владеющих большим количеством гостиничных объектов, а услуга профессионального управления не сформировалась по той причине, что владельцы гостиниц не доверяют наемным менеджерам.

Эта ситуация быстро меняется, поскольку современный этап развития российского гостиничного рынка отличается от того состояния, в котором он был 15 лет назад. В ближайшее время сетевой продукт будет развиваться на российском рынке в двух направлениях.

Первое направление связано с российскими управляющими компаниями. Первые российские сети формировались на базе “общности владения”, принцип объединения на этой стадии — чем владеешь, тем и управляешь. При таком варианте формирования гостиничной сети полномочия управляющей структуры достаточно широки. Однако существует ряд препятствий, сдерживающих интенсивное развитие этого направления: во-первых, для того чтобы стать собственником нескольких гостиниц, нужно иметь начальный капитал, объем которого исчисляется десятками миллионов долларов. Во-вторых, для того чтобы создать гостиничную сеть, необходимо иметь объекты, готовые к эксплуатации. Например, компания «Амакс Гранд Хотелс» приобрела 14 отелей в разных городах России, сформировав таким образом гостиничную сеть. Альтернативой приобретению готовых объектов является их строительство, однако этот вариант требует гораздо больше времени, что, безусловно, сказывается на окупаемости и прибыльности гостиниц. В-третьих, предполагается, что владелец сети будет ею управлять, а на современном этапе развития гостиничного бизнеса в России необходимого опыта управления у собственников нет.

Таким образом, строительство с целью дальнейшего управления оказывается трудным, дорогим и долгим способом формирования национальной гостиничной сети. Видимо, такие цепи появятся на рынке в последнюю очередь.

В то же время существует более простой и достаточно эффективный способ объединения объектов гостиничной недвижимости, в основе которого лежит принцип доверительного управления. История формирования таких сетей достаточно проста: опыт наиболее успешных проектов стал привлекать к себе внимание тех участников рынка, которые не смогли по тем или иным причинам столь же эффективно распорядиться собственными объектами. В последние годы зарубежный опыт доверительного управления гостиничными объектами рассматривается наиболее продвинутыми российскими компаниями как способ повышения эффективности бизнеса, позволяющий расширить сферу присутствия на внутреннем рынке.

Отличия российских гостиничных сетей от международных образцов заключаются

в отсутствии единого продукта в рамках имеющихся сетевых образований. На зарубежных рынках потребители гостиничных услуг имеют стойкие ассоциации о качестве обслуживания в определенной сети и могут формировать мнение о качестве сервиса на основании ее торговой марки. В России опыт пребывания в одной из сетевых гостиниц не обязательно дает представление о других объектах, включенных в это образование. На данной стадии развития рынка управляющие компании берутся за разноплановые объекты. Например, “Гелиопарк Хотел Менеджмент” управляет не только рекреационными отелями и комплексами, но и городскими гостиницами, а ORHM объединяет как городские гостиницы бизнес-класса, так и курортные комплексы класса люкс. Кроме того, российские управляющие компании не имеют единых стандартов, позволяющих эффективно тиражировать гостиничную услугу.

Количество объединенных в сеть объектов еще нигде в России не превысило 20. Отечественные операторы проходят ускоренный курс обучения, отсутствие опыта неизбежно приводит к срывам сроков, затягиванию переговорного процесса, неполному ассортименту услуг и прочим сложностям, омрачающим отношения управляющей компании и собственника.

На начальном этапе формирования гостиничной сети важно уделять внимание мотивации сотрудников и прикладывать усилия для удержания квалифицированных кадров, сохранения целостности компании и предотвращения ухода топ-менеджеров. Компания “Амакс Гранд Хотелс” спустя неполный год после своего основания потеряла руководителей департаментов, создавших в феврале 2006 г. собственную управляющую компанию “Аккорд Менеджмент Групп”. Один из топ-менеджеров компании «Оранж Ринг Хотел Менеджмент» в свое время возглавлял подмосковный «Гелиопарк», а глава и основатель Hospitality Management Group Татьяна Гостенина в недавнем прошлом работала в гостинице «Катерина».

Российские операторы занимают собственную нишу, не конкурируя напрямую с международными брендами. Они предлагают услуги на тех сегментах рынка, которые не охвачены зарубежными представителями. Это небольшие малоприбыльные по западным меркам объекты: курортные отели, функционирующие на рынках с высокой сезонностью, гостиницы в отдаленных регионах России. Такое позиционирование позволяет отечественным сетям набраться необходимого опыта и запаса финансовой прочности для дальнейшей экспансии. Можно предположить, что в будущем они смогут более успешно конкурировать с международными брендами, менее гибкими и хуже приспособленными к российской действительности.

Базу для расширения отечественных гостиничных сетей, возглавляемых российским менеджментом, создадут именно их западные конкуренты, на базе которых будет воспитано новое поколение отечественных управленцев.

Для современного этапа развития рынка гостиничной недвижимости характерно привлечение иностранного капитала. Механизм привлечения таков: формируется объединение, состоящее из руководителя проекта (генподрядчика), управляющей компании (оператора) и финансовой структуры. Примером такого объединения стал совместный проект SRV International, Rezidor SAS, Delta Capital Management (при участии скандинавских фондов Swedfund и Finnfund) по строительству сети гостиниц под брендами Radisson SAS, Park Inn, Country Inn. Первый отель Park Inn уже открылся в Екатеринбурге.

Еще одна тенденция — это объединение российского административного ресурса, западного менеджмента и капитала, которое позволяет осуществлять крупномасштабные проекты в достаточно короткие сроки. Например, компания Conseillon Belegging B. V. создала структуру, в которую кроме оператора “Аккор” (марка Ibis) входит корпорация “ТемпСтройСистема”, а финансирование осуществляется Европейским банком реконструкции и развития. Компания занимается строительством гостиничных объектов в Калининграде и Нижнем Новгороде.

Внедрение международных гостиничных сетей в России

Первые шаги по внедрению иностранных гостиничных компаний в России относят к началу 90-х годов 20 века. Иностранные инвестиции пошли в реконструкцию старого и строительство нового гостиничного фонда сначала в Москве и Санкт-Петербурге, затем в других городах.

Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.

В лидерах на сегодняшний день ходят Marriott International и Rezidor SAS: у одной - шесть, у другой - пять отелей. Впрочем, Rezidor SAS уже совершает решительный рывок на первую позицию: вот-вот войдут в строй еще два ее отеля в Москве, один - в С.-Петербурге и еще один (под новым для России брендом Park Inn) - в Екатеринбурге. Отели этой цепочки также представлены в ближнем зарубежье - в Баку, Киеве, Ташкенте, Астане, Алма-Ате.

У Rezidor SAS большие планы развития на постсоветском пространстве, куда она собирается принести еще один новый бренд (Missoni), освоить все главные региональные центры и уже в ближайшие два-три года открыть там 5-8 отелей под брендами Radisson SAS и Park Inn. Всего же к 2012 г. в России и СНГ она собирается контролировать 50 гостиниц.

Руководство компании считает, что рынки Москвы и С.-Петербурга благоприятны для прироста отелями пяти звезд и среднего класса. А вот при выходе на рынки других городов ориентация сделана на отели класса 3-4* Park Inn. «Россия очень привлекательна для инвестиций, - говорят в компании, - а отели в двух ее столицах - важный источник прибыли для любого международного оператора».

Другой набирающий высокие темпы «пришелец» - французская Accor, пока представленная в России двумя отелями Novotel в Москве и одним - в С.-Петербурге. Результаты работы этих гостиниц значительно превысили ожидания: оказалось, что российский рынок развивается куда быстрее, чем предполагали, скажем, пять лет назад.

К настоящему моменту в Северной столице ведется строительство гостиницы Ibis 3* - это будет первый отель такой марки на территории России (открыть его планируется к концу 2006 г.). Будут построены еще две-три гостиницы в С.-Петербурге и три-четыре в Москве под брендами Sofitel, Novotel и Ibis. Кроме того, в ближайшие пять-семь лет отели Accor планируется открыть почти во всех городах-миллионниках: Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новороссийске и ряде других. А всего по России - 20-30 гостиниц.

Accor - одна из немногих компаний, имеющая долевое участие в строящихся объектах и инвестирующая в них собственные средства (главным образом в отели под брендом Ibis). Оценивая перспективы гостиничного рынка в России, Владимир Ильичев, региональный директор по развитию Russian Management Hotel Company, представляющей здесь интересы Accor, отметил, что особенно высокий рост спроса наблюдается в Москве, однако рентабельность гостиничного бизнеса все-таки остается ниже окупаемости жилья и офисных помещений.

Относительно новый оператор на отечественном гостиничном рынке - Hyatt International - также не собирается останавливаться на одном отеле в Москве. Следующий его проект - Grand Hyatt Moscow, который откроется в 2008 г. Он станет частью комплекса «Москва-Сити» и разместится в одной из башен «Федерации». На начало 2006 г. намечено также открытие Hyatt Regency в Киеве.

Активно развивается, но пока только на столичном рынке, InterContinental Hotels Group: в прошлом году она открыла отель «Holiday Inn Лесная», в процессе строительства находятся еще два объекта этого же бренда - «Сущевская» и «Сокольники».

Orient-Express Hotels Ltd., которая в феврале 2005 г. приобрела гостиницу «Гранд Отель Европа» в С.-Петербурге, также строит планы дальнейшего проникновения в Россию. Так, рассматривается возможность инвестировать средства в бутик-отель в С.-Петербурге и в загородный клуб совместно с ЗАО «Европа Отель». Другим проектом может стать круизное судно класса люкс на маршруте Москва - «Северная Пальмира», причем меблировка кают будет соответствовать гостиничным 5*.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2013.— 460 с

Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебник/ В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. – 255с.

Елканова, Д.И. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова, Д.А. Осипов [ и др.]. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 248 с.

Катькало, В.С. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса: Монография. / В.С. Катькало, В.Н. Шемракова. – М.: Высшая школа менеджмента, 2009. – 384с.

Лайко М. Ю. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства: учеб. для вузов / М. Ю. Лайко. — Москва.: Изд-во ГОУВПО «РЭА- им: Г. В. Плеханова», 2008. — 186 с.

б) дополнительная литература

Медлик, С. Гостиничный бизнес: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса (230000) / С. Медлик, Х. Инграм. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 239 с.

Путилина, Е.Л. Формирование и развитие национальных гостиничных сетей в России: дис. канд. экон. наук 08.00.05/ Е.Л. Путилина. – Москва, 2011

Ткач, А.В. Формирование и развитие гостиничных цепей на рынке туристских услуг на принципах франчайзинга: дис. канд. экон. наук 08.00.05/ А.В. Ткач. – Санкт-Петербург, 2011.

В) ресурсы сети интернет

Вестник индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://exhibition.pir.ru/digest/513

Журнал «Проблемы современной экономики» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/issue.php

Журнал Hotels [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.hotelsmag.com/

Новостной сайт Hotel News Resource [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.hotelnewsresource.com/

Российская гостиничная ассоциация [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://rha.ru/ob-assotsiatsii/assotsiatsiya

Сайт журнала ЭКО Всероссийский экономический журнал [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://ecotrends.ru/subscribe

Электронная библиотека ЮНВТО [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e-unwto.org/home/main.mpx

 


[1] Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник (2-ое издание) / Ф. Котлер – М.: Юнити, 2005. – С. 657.

[2] Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие / С.С. Скобкин. — М.: Магистр, 2007. – С.102-104.

[3] Дж. Р.Уокер. Введение в гостеприимство. М.: ЮНИТИ, 2002. – С.156-158.

[4] Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие / С.С. Скобкин. — М.: Магистр, 2007. – С.104-105.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.