Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 5. Психические свойства личности





5.1. Индивидные свойства личности.

5.2. Темперамент.

5.3. Характер.

5.4. Способности.

Индивидные свойства личности

 

Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе.
С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересуют психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым.

Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

– возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

– половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека – одно из проявлений его социализации.

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

– конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;



– нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичные уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей.

Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки, являющиеся предпосылкой формирования способностей и характера личности.

Основная форма развития этих свойств – онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент

 

Темпераментявляется одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий людей, которые обусловлены особенностям и биологического, и физиологического строения, повторимостью социальных связей и контактов.

Темперамент (от лат. temperamentum, являющегося переводом греч. krasis – надлежащее отношение частей) – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

В Древней Греции (Гиппократ в V в. до н. э.) предполагали, что определенное отношение жидкостей организма (крови: лат. sanguis – сангвиник; желчи: лат. chole – холерик; черной желчи: лат. melainachole – меланхолик; слизи: лат. phlegma – флегматик) является причиной различий в психике и поведении человека. Эти названия темпераментов (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь чисто исторический интерес.

Представления о биологических основах темперамента менялись на протяжении веков. Согласно конституционной типологии Э. Кречмера (ХIХ в.) темперамент человека объясняется особенностями его телосложения, и в соответствии с этим выделяются следующие названия темпераментов: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.

Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Диспластики – люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он далследующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него иксотимик,обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью. У циклотимика,который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел благодаря работам И. П. Павлова. Он доказал, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы. Его работы явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента В. Д. Небылицыным, Б. М. Тепловым, В. М. Русаловым.

Для западных психологов, исследующих биологические основы темперамента, характерно изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга. Английский психолог Г. Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию основных измерений темперамента (рис. 4).

 

Рис. 4. «Круг» Г. Айзенка

1. Экстраверсия интроверсия.

Экстраверсия – характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует направленности человека на взаимодействие с внешним миром, поиску новых впечатлений, импульсивности, общительности, его повышенной речевой и двигательной активности.

Интроверсия – характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует замкнутости человека на своем внутреннем мире, склонности к самоанализу, затруднениям в социальной адаптации, некоторой заторможенности.

2. Эмоциональная устойчивость (уровень нейротизма).

Для эмоциональной устойчивости человека характерно постоянство настроений, уверенность в себе; для эмоциональной неустойчивости – резкая смена настроения, обидчивость, раздражительность.

Таким образом, выделяют четыре типа темперамента.

Сангвиник:экстраверт, стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик:экстраверт, нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса – склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик:интроверт, стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик:интроверт, нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса – склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педагогической практике, в системе профотбора, в медицине и других сферах общественной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматривается как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Показана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную «сопряженность» требований деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека. Установлено, что наиболее явно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спортивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии.

В процессе приспособления темперамента к требованиям конкретной деятельности наблюдается следующее:

1) от психологических условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются различным способом: они могут либо усиливаться, либо тормозиться;

2) от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.

 

Характер

Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение.

Характер (от греч. charakter – чеканка, примета, особенность) – это совокупность устойчивых психических свойств и особенностей человека,
в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер человека проявляется в деятельности:

1) как человек относится к другим людям (общительность, принципиальность, правдивость, тактичность);

2) как человек относится к себе (себялюбие, эгоцентризм, самоотверженность);

3) как человек относится к делу (добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность);

4) как человек относится к вещам (аккуратное обращение, неаккуратное обращение).

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся:

– к воле (решительность, уверенность, неуверенность);

– к чувствам (жизнерадостность, угнетенность);

– к особенностям мышления (легкомыслие, вдумчивость).

Следовательно, различают в структуре характера следующие черты (по Н. Ф. Фиденко):

1) интеллектуальные (сообразительность, любознательность);

2) эмоциональные (впечатлительность);

3) волевые (решительность).

Черта характера – психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях.

Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельной черты (или отдельных черт) характера на фоне других, как результат усиления одних черт и ослабления других.

Понятие «акцентуация» было введено в психологию К. Леонгардом. Классификация типов акцентуаций характера представляет значительную сложность и не совпадает у разных авторов (А. Е. Личко, Э. Фромм).

Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе, в учебе и в семье.

Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

Классификация К. Леонгарда представляет следующие типы характеров.

Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В общении прослеживается спонтанное отклонение от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности. Этому типу людей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.

Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обостренное чувство справедливости. Отталкивающие черты этого психологического типа в общении – медлительность, пассивность и индивидуализм.

Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны, любят детей и животных. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе из-за низкой коммуникативной компетенции.

Застревающий тип – человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, а также дисциплинированность.

Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.

Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Притягательные черты людей этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести за собой.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настроениям.

Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.

Как уже было сказано, рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются не постоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

Характер формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека, являясь одним из основных проявлений личности. Оценки характера и оценки личности одного и того же человека могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Способности

Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в различных областях практики, наличие в психологической литературе многих его определений, неоднозначен.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес русский ученый Б. М. Теплов.Согласно ему понятие способности включает следующие идеи:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже отработаны у данного человека.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.

В психологии принято выделять:

общие способности –способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);

специальные способностиспособности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных, и наоборот, причем они взаимно дополняют друг друга. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способами.

Способности существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве задатков могут выступать общая активность нервной системы и ее уравновешенность, повышенная чувствительность нервных структур, специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению временных связей и отношений, к обобщениям и т.д.

Наличие определенных задатков у человека не означает присутствия соответствующих способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Потенциальные способности – это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности – это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Одаренность уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.

Отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом одаренности, даже если она ярко выражена и достигла высокого уровня развития.

В результате изучения одаренных детей (Н.С. Лейтес) удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности:

1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду);

3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и синтеза, систематичность ума).

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Характеризуя специальные способности человека, выделяют такой уровень их развития, как мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности; следующий уровень развития и сочетания способностей человека – талант. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью.О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

На развитие способностейоказывают благоприятное влияние:

1) обогащенная внешняя среда;

2) высокий эмоциональный тон (положительный);

3) сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики;

4) собственная активность, увлеченность, мотивация.

Мешают развитию способностей:

1) обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений);

2) частые психические травмы;

3) неправильное обращение с мотивацией (принуждение).

Развитие способностейсовершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития (С.Л. Рубинштейн).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.