|
Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности самостоятельного вмешательства в эту среду. Социальная среда – это окружающий человека социальный мир включающий в себя условия развития, существования и деятельности людей. Человек не только зависит от социальной среды, но своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развиваетсамого себя. Поэтому обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Социальная среда в широком смысле выступает как макросреда, охватывающая экономическую, социальную, политическую и духовную систему отношений, в узком смысле (микросреда) – как непосредственное социальное окружение человека (семья, неформальная группа людей, учебный, трудовой коллектив). Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка очень важно, т.к. именно при этом он может чувствовать необходимое для личностного развития эмоциональное благополучие. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация – это процесс вхождения индивида в социальную среду. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Процесс вхождения в новую социальную среду имеет три фазы: интеграция (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения); индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности); адаптация (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад вжизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития). Так происходит взаимная трансформация личности и группы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут возникнуть конформизм, неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность и даже серьезные формы личностной деформации. В целом примерно до 3-х лет характерно доминирование процесса адаптации. Для эпохи отрочества (10 – 14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации. Для эпохи юности (15 – 18 лет) характерно доминирование процесса интеграции. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация). Степень включенности в различные социальные отношения определяет степень и характер развития личности. Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда у него формируется самосознание и он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять свое собственное развитие. Процесс развития личности усложняется еще и тем, что социальная среда и социальные группы не являются стабильными. Поэтому необходимо собственное активное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях жизненного пути. Характер и уровень развития личности задается еще и уровнем развития группы. Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность и др. Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако именно в детстве процессы социализации вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни. Необходимо помнить об издержках социализации. Успешно адаптирующаяся личность, которая легко входит во все новые и новые социальные общности, может также легко (при низком уровне самосознания) «потерять себя», утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других постепенно приводит к ощущению проживания жизни, «мне не принадлежащей», к отчуждению человека от своей сущности, утрате своего мира.
Лекция 13. Семья в социальном пространстве Воспитательного процесса 13.1. Понятие семьи как социального института. Функции семьи. 13.2. Общая характеристика семейного воспитания. 13.3. Виды семей. Деформации семьи. 13.4. Типы неправильного семейного воспитания. 13.5. Правовые основы семейного воспитания. Понятие семьи как социального института. Функции семьи
Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего. Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными привязанностями по отношению друг к другу. Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. Функции семьи: – воспитательная – удовлетворяет потребность в отцовстве и чувство материнства, потребность самореализации в детях. Главная задача функции – социализация ребенка; – сексуально-эротическая – раньше главным здесь считалось исключительно деторождение; сейчас – удовлетворение сексуально-эротических потребностей, регулирование полового поведения семьи, обеспечение биологического воспроизводства общества; – хозяйственно-бытовая – удовлетворяет материальные потребности членов семьи, обеспечивает состояние здоровья и физических сил. Главная задача – создание комфорта для каждого члена семьи; – эмоциональная – удовлетворяет симпатии, уважение, признание, обеспечивает психологическую поддержку и защиту; – духовное или культурное общение – удовлетворение потребности совместного проведения досуга, развитие духовности супругов и ребенка; – первичного социального контроля – обеспечение соблюдения социальных норм членами семьи.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|