Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ





 

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

Аграфия - нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

Акалькулия - нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылоч-ных областей левого полушария головного мозга.

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

Алексия - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

Аффект - нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Гидроцефалия - водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.

Дебильность - легкая степень умственной отсталости.

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

Деменция - слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.

Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Идентификация - логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.

Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.

Катамнез - сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.

Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Лабильность - понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.

Логопед - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.

Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.

Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Мутиэм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций.

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.

Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и пути коррекции развития умственно отсталых детей.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.

Патогенез - раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.

Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психопатия - психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

Реабилитация - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.

Соматический - телесный.

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

Церебральный - мозговой.

Энурез - недержание мочи.

Этиология - учение о причинах болезни.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

 

Глава I. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК

.. О ЧЕЛОВЕКЕ..................................................................................................... 5

1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.............................................................. 5

Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми

... и подростками................................................................................................ 5

Принципы коррекционно-педагогической деятельности............................... 12

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности 17

2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ....... 20

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ...................................................................................................... 25

4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ...................................................................................................................... 28

Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.............................................. 29

Становление теоретических основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками................................................................................. 33

Развитие коррекционной педагогики как области педагогического знания. 43

 

Глава II. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ –ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................ 46

1. ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ

...... И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА............................................... 46

Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема............... 46

Психологический аспект проблемы «норма - аномалия».............................. 50

Кризисы развития детей школьного возраста............................................... 53

Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте........................ 60

Критерии явления «норма-аномалия»............................................................ 66

2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

...... С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ............................ 69

Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии.................... 69

Проблемы эмоционального развития в детском возрасте............................. 76

Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков 82

Природа детской агрессивности..................................................................... 88

3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................................................................................................... 95

Источники и механизмы развития личности ребенка.................................... 95

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка...................... 103

Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка....................................................................................................... 108

Психологический климат школы как фактор развития личности ученика. 114

 

Глава III. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ........................................ 121

1. ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.................................................................................................................... 121

2. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................

...... В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ................................................ 124

3. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 139

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

...... С ДЕТЬМИ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ......... 145

Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения..................................................................................................... 145

Принципы развивающего обучения............................................................. 147

Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения..................................................................................................... 151

Практика проведения коррекционно-развивающего обучения

... в компенсирующем классе......................................................................... 155

Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка............ 159

 

Глава IV. ПРОФИЛАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.......................... 164

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ................................................................. 164

Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема........ 164

Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения................... 167

Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних.................................................................................................................... 172

2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 176

Подростковый возраст - «период бурь и страстей».................................... 176

Акцентуации характера у подростков.......................................................... 181

Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения

... подростков................................................................................................. 185

Роль стихийно-группового общения в формировании личности подростков 191

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..................................... 198

Коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебном процессе.. 198

Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе 203

4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ............................ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ................................................................. 209

Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.................. 209

Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей 212

Переориентация направленности группового общения подростков.......... 216

 

Глава V. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................ 224

1. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................................... 224

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 234

3. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (КОМИССИЯ) И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА...................................................................... 240

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 245

 

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ....................................................... 255

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.