|
Тема 10. Закон композиции и пропорциональности(гармонии) Основные вопросы темы 1. Сущность и специфика закона композиции и пропорциональности. 2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне. 3. Основные принципы профессиональной реализации закона в современных условиях. 1. Закон композиции и пропорциональности (гармонии) (ЗКП) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Иной вариант определения: «В рамках движения к пос-тавленным целям современные организации стремятся к поддержанию оптимальной структуры и к созданию устойчивых объединений на основе соблюдения принципов соразмерности и пропорциональности». Проиллюстрируем один из наиболее распространенных способов создания современных объединений по типу франчайзинга. Предположим, что у предприятия, занимающегося производством высококачественных мясопродуктов, сложились устойчивые отношения с поставщиками сырья и торговой сетью (см. рис. 16, а), однако ввиду обострения конкурентной борьбы на рынке продовольствия оно стремится усовершенствовать и замкнуть на себя сложившуюся технологическую цепочку. Идя на усложнение отношений с каждым элементом системы и дополнительные расходы, головное предприятие тем не менее выигрывает от конкретизации «правил игры» и разграничения функций. Если, например, деятельность прежнего отдела снабжения была недостаточно эффективной, убытки приходилось компенсировать за счет прибыли основного произ-водства или отдела продаж. После реорганизации получившая самостоятельность закупочная фирма должна сама платить «по счетам», в противном случае головное предприятие может обратиться к другому посреднику. Рис. 16, а. Схема организации взаимодействия предприятий (базовая) Рис. 16, б. Схема реорганизации взаимодействия предприятий 2.Рассмотрим типовые варианты реализации закона на уровне предприятия (фирмы). Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗКП. Сталкиваясь с трудностями и помехами в работе из-за несоответствия структуры и системы управления текущей рыночной ситуации, персонал организации попытается осуществить неформальную «самонастройку». Некоторые проблемы таким способом действительно удастся решить или смягчить (например, перераспределением новых функций между сотрудниками), однако в дальнейшем это может привести к диспропорции в расходовании ресурсов организации, избыточным трудозатратам и, как следствие, вызвать недовольство подчиненных. Второй вариант: руководитель знает о ЗКП, а его подчиненные нет. Разрабатывая бизнес-план компании, руководящее звено стремится обеспечить его жизнеспособность путем оптимизации количества и качества необходимых ресурсов, конкретизации способов их взаимодействия и планирования определенных результатов деятельности организации. При этом стиль управления, предполагающий установление значительной дистанции между администрацией и подчиненными, может оказаться малоэффективным. Персонал среднего и низшего звеньев будет не всегда осознанно выполнять функциональные обязанности. В лучшем случае сотрудники проявят инициативу, чтобы решить какую-либо проблему «наверху», в худшем – оставят все, как есть, пусть, мол, начальство решает: «Жираф большой, ему видней» (В.С. Высоцкий). Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗКП, имеют представление о характере и особенностях его действия. Несоответствие между заложенными в бизнес-планах параметрами развития организации и реальным положением дел в ней устраняется по двум каналам: формальному и неформальному. При этом все звенья персонала организации являются единым организмом, командой единомышленников, способной парировать практически любой негативный выпад со стороны сил макро- и микросреды. Заметим, что в психологическом плане можно обособить три этапа формирования организации: группа («сырое» профессиональное объединение людей) – корпорация (доминирование формализованных управленческих процедур и церковно-культовой стратегии управления) – коллектив (диалектическое единство формальной и неформальной подсистем жизнедеятельности организации, реализация экклесиальной[1] стратегии управления, ориентирующей каждого сотрудника организации на всемерное раскрытие профессиональных качеств, гармоничное саморазвитие и обогащение своим жизненным опытом других). (Взаимосвязь указанных этапов развития организации показана на рис 17.)
Рис. 17. Взаимосвязь базовых типов организационных отношений 3.Профессионализм современного менеджера определяется не только теоретическими знаниями, но и умением использовать закон гармонии, опираясь на ряд принципов. По мнению Э.А. Смирнова, к ним следует отнести принципы планирования, координирования, ограничения, стабили-зации, согласования, полноты [2]. Планирование является основополагающей функцией менеджмента. Любая современная организация планирует свою деятельность, определяя стратегические, тактические и оперативные цели и конкретизируя набор соответствующих задач. Результатом планирования становится комплексный план развития предприятия на перспективу или развернутый бизнес-план, направленный на осуществление какого-либо проекта, а в некоторых случаях – обычное «дерево целей», наглядно иллюстрирующее ближайшие и последующие шаги для достижения определенной мега-цели (см. рис. 18). Рис. 18. Диалектика ресурсов, целей и задач организации («дерево целей») Координирование – действия по выявлению отклонений текущих количественных и качественных параметров развития организации от запланированных для последующей коррекции реализуемых программ. Ограничение – определение «набора» ресурсов, позволяющего эффективно решать поставленные задачи, и его дифференцированная «привязка» к реальным возможностям каждого работника. Стабилизация – содержание набора ресурсов и их пропорции не должны выходить за пределы существующих нормативов и здравого смысла. Согласование – планируемые и используемые организацией ресурсы должны сочетаться между собой, создавая условия для положительной эмерджентности или синергии. Полнота – организация должна стремиться к эффективной реализации всего спектра производственных и организационно-управленческих функций независимо от количества постоянных работников. Подробнее см.: 4, 6, 7.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|