|
Тема 13 Образование как система1 Функции, виды, элементы, содержание образования 2 Формы организации образовательного процесса 3 Современное состояние образования в мире 4 Национальная система образования в Республике Беларусь
Основные понятия по теме
Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядо-ченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Образование - сложное, многоаспектное явление, которому присущи следующие характеристики: - это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры; - это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления; - это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования; - это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Оно должно обеспечивать подготовку человека к социальным ролям: исполнение гражданских обязанностей, национальный патриотизм, уважение конституции, заботливое отношение к национальным богатствам и культуре, гражданская активность, честность, ответственность за свои дела и поступки. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональ-ное, экономическое и педагогическое и т.д. Функции образования: Социальные: - формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; - содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; - развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; - подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме. Личностные - обеспечение приоритета развития над обучением. Элементы образования - развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. Современные образовательные системы - это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления. Система образования - это взаимосвязанная совокупность обра-зовательных (государственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Отдельное образовательное учреждение - подсистема общей системы образования. Структура системы образования в отдельном образовательном учреждении: - Цели образования. - Содержание образования. - Средства и способы получения образования. - Формы организации образовательного процесса. - Реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека. - Субъекты и объекты образовательного процесса. - Образовательная среда. - Результат образования, то есть уровень образован Основные направления развития современных систем образования: Гуманизация образования - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация образования - ориентация на содержание обра-зования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей. Диверсификация образования - расширение многообразия учеб-ных заведений, образовательных программ и типов управления. Стандартизация образования - ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин. Многоуровневость образования - где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих документов (дипломов). Фундаментализация образования - углубление научно-теорети-ческих знаний по изучаемым дисциплинам. Информатизация образования - прогрессирующее использование в образовательном процессе информационных технологий, вычисли-тельной техники, компьютеров. Непрерывность образования - заключается в постоянном образо-вании или самообразовании в течение всей жизни. Мировое образовательное пространство составляют националь-ные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные глобальные тенденции развития мирового образо-вання: - Демократизация образования (обеспечение доступности образо-вания для всего населения, предоставление большей самостоятельно-сти учебным заведениям). - Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. - Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям. - Образование становится приоритетным объектом финансирова-ния во многих странах. - Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям. - Существенное увеличение в мировом образовании гуманитар-ной составляющей. - Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗМУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА - международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ - проект объединения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и др.). Национальная система образования в Республике Беларусь включает: - участников образовательного процесса; - образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; - образовательные учреждения; - органы управления образованием. Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. К учреждениям образования относятся: - дошкольные учреждения; - учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); - учреждения внешкольного воспитания и обучения; - социально-педагогические учреждения; - специальные учебно-воспитательные учреждения; - специализированные учреждения производственного обучения. Образовательные учреждения осуществляют: - дошкольное воспитание; - общее среднее образование; - внешкольное обучение и воспитание; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - подготовку научных и научно-педагогических кадров; - повышение квалификации и переподготовку кадров. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: - внешкольное воспитание и обучение; - повышение квалификации и переподготовку кадров. Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь. «Основные направления развития национальной системы образо-вания» и закон Республики Беларусь «Об образовании» определяют следующие цели и задачи ее реформирования: - Образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. - Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства. - Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики. Основные принципы национальной системы образования: - приоритет общечеловеческих ценностей; - доступность образования; - равенство прав граждан на получение образования; - научность; - национально-культурная основа; - ориентация на мировой уровень образования; - единство обучения, духовного и физического воспитания; - светский характер и гуманизм; - диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений; - обеспечение образовательных запросов личности с - преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность образования; - связь с общественной практикой; - обязательность базового образования.
Тематика рефератов
1 Существующие в мире системы образования. 2 Многоступенчатая система подготовки специалиста в современных условиях. 3 Национальная идея в образовании.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое образование? 2 Что включает содержание образования? 3 Какие функции выполняет образование? 4 Каковы виды образования? 5 Какие элементы присущи образованию? 6 В чем особенность современных образовательных систем? 7 Что такое система образования? 8 Какова структура системы образования? 9 Каковы основные направления развития современных систем образования? 10 Каковы глобальные тенденции развития мирового образования? 11 Какие элементы включает Национальная система образования в Республике Беларусь? 12 Каковы принципы национальной системы образования в Беларуси?
Литература 1 Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Мн.: Изд-во Гривцова, 2009. -335 с. 2 Об образовании: закон Республики Беларусь от 29 окт. 1991 г., № 1202 –ХП (с измен. и доп. от 11 июля 2007 г., № 253-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 171, 2/1350. 3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республ. Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2006.- 92 с. 4 Основные направления развития национальной системы образования. - Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 1999. 5 Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005.- 176 с. 6 Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2006. - 928 с. 7 Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М.: Педобщество России, 2000. - 416 с. 8 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с. 9 Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для сту-дентов высших учебных заведений / А.А. Реан [и др.]. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. 10 Харламов, И.Ф. Педагогика: компактный учебный курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001.- 272 с.
Тест 1 Процесс и результат обучения и воспитания - это …: а) социализация; б) воспитание; в) развитие; г) образование.
2 Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности, - это …: а) цель обучения; б) содержание образования; в) предмет дидактики; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3 Принцип современной системы образования, который ориентирует на взаимное уважение учащихся и педагога, защиту прав каждого человека, сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала - это …: а) принцип дифференциации; б) принцип стандартизации; в) принцип гуманизма; г) принцип многоуровневости.
4 Одним из основных принципов национальной системы образования и воспитания (закон «Об образовании в Республике Беларусь»), который предполагает использование национальной культуры для развития национального самосознания и воспитания национальных качеств белорусов, является: а) принцип приоритетности образования; б) принцип обязательного базового образования; в) принцип национально-культурной основы образования; г) принцип научности. 5 Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни …: а) дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование, образование взрослых; б) начальное образование, базовое общее образование, профессио-нальное образование, образование взрослых; в) дошкольное образование; общее базовое образование, общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специ-альное образование; высшее образование; послевузовское образование.
6 Общее образование в Республике Беларусь - это …: а) 1- 4-й классы; б) 5- 9-й классы; в) 1- 9-й классы; г) 10- 11-й классы.
7 Система образования, призванная обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации - это …: а) средне специальное образование; б) высшее образование; в) последипломное образование; г) дополнительное образование.
8 Нормативный документ, который устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования, а также максимальную учебную нагрузку, - это …: а) учебный план; б) государственный образовательный стандарт; в) тематический план; г) учебная программа.
9 Кому из ученых-педагогов принадлежит идея непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни): а) Аристотелю; б) Я.А. Коменскому; в) И.Г. Песталоцци; г) Ж.-Ж. Руссо.
10 Какая из функций образования не является основной: 1) оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры; 2) вхождение человека в мир культуры; 3) средство развития и становления человека как личности и профессионала; 4) способ социализации личности, процесс ее самоутверждения; 5) средство обеспечения преемственности поколений; 6) фактор социального прогресса; 7) ускоритель культурных перемен и преобразований; 8) среда общения.
11 Назовите основные элементы образования в рамках конкретного образовательного учреждения: 1) цели образования; 2) содержание образования; 3) формы организации образовательного процесса; 4) субъекты и объекты образовательного процесса; 5) образовательная среда; 6) способы получения образования; 7) результат образования; 8) все ответы
12 Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность: 1) системы знаний о природе, обществе, человеке; 2) опыта осуществления различных способов деятельности; 3) опыта творческой деятельности по решению новых проблем; 4) опыта ценностного отношения к миру; 5) все ответы.
13 К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся: 1) дневная форма обучения; 2) экстернат; 3) дистанционное обучение; 4) заочная форма обучения; 5) все ответы.
14 Формами организации образовательного процесса являются: 1) урок; 2) лекция; 3) семинар - практическое занятие; 4) лабораторный практикум; 5) учебная экскурсия; 6) групповые или индивидуальные консультации; 7) контрольная работа; 8) все ответы
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|