Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13 Образование как система





1 Функции, виды, элементы, содержание образования

2 Формы организации образовательного процесса

3 Современное состояние образования в мире

4 Национальная система образования в Республике Беларусь

 

Основные понятия по теме

 

Образование - это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядо-ченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование - сложное, многоаспектное явление, которому присущи следующие характеристики:

- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Оно должно обеспечивать подготовку человека к социальным ролям: исполнение гражданских обязанностей, национальный патриотизм, уважение конституции, заботливое отношение к национальным богатствам и культуре, гражданская активность, честность, ответственность за свои дела и поступки.

Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональ-ное, экономическое и педагогическое и т.д.

Функции образования:

Социальные:

- формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;

- содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

- развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;

- подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Личностные - обеспечение приоритета развития над обучением.

Элементы образования - развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

Современные образовательные системы - это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориента­цией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, органи­зационными формами, механизмами управления.

Система образования - это взаимосвязанная совокупность обра-зовательных (государ­ственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Отдельное образовательное учреждение - подсистема общей системы образования.

Структура системы образования в отдельном образова­тельном учреждении:

- Цели образования.

- Содержание образования.

- Средства и способы получения образования.

- Формы организации образовательного процесса.

- Реальный образовательный процесс как единство обу­чения, воспитания и развития человека.

- Субъекты и объекты образовательного процесса.

- Образовательная среда.

- Результат образования, то есть уровень образован­
ности выпускников.

Основные направления развития современных систем образования:

Гуманизация образования - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно­го достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация образования - ориентация на содер­жание обра-зования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль­туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио­нальностей.

Диверсификация образования - расширение многооб­разия учеб-ных заведений, образовательных программ и типов управления.

Стандартизация образования - ориентация на реали­зацию, прежде всего, государственного образовательно­го стандарта - набора обязательных учебных дисциплин.

Многоуровневость образования - где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер­шенность в форме выдачи соответствующих документов (дипломов).

Фундаментализация образования - углубление науч­но-теорети-ческих знаний по изучаемым дисциплинам.

Информатизация образования - прогрессирующее ис­пользование в образовательном процессе информацион­ных технологий, вычисли-тельной техники, компьютеров.

Непрерывность образования - заключается в постоянном образо-вании или самообразовании в течение всей жизни.

Мировое образовательное пространство составляют на­циональ-ные образовательные системы, значительно раз­личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.

Основные глобальные тенденции развития мирового образо-вання:

- Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образо-вания для всего населения, предоставление большей самостоятельно-сти учебным заведениям).

- Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.

- Расширение сети высшего образования, его прибли­жение к потребителям.

- Образование становится приоритетным объектом фи­нансирова-ния во многих странах.

- Отход от ориентации на «среднего» ученика, повыше­ние интереса к одаренным молодым людям.

- Существенное увеличение в мировом образовании гуманитар-ной составляющей.

- Важное значение приобретают крупные международ­ные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗМУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА - международная программа повышения эф­фективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ - проект объединения усилий европейских университе­тов, НИИ и компьютерных фирм в области информаци­онных технологий и др.).

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

- участников образовательного процесса;

- образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

- образовательные учреждения;

- органы управления образованием.

Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- специализированные учреждения производственного обучения.

Образовательные учреждения осуществляют:

- дошкольное воспитание;

- общее среднее образование;

- внешкольное обучение и воспитание;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

- внешкольное воспитание и обучение;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образо-вания» и закон Республики Беларусь «Об образовании» определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

- Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

- Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

- Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы на­циональной системы образования:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- доступность образования;

- равенство прав граждан на получение образования;

- научность;

- национально-культурная основа;

- ориентация на мировой уровень образования;

- единство обучения, духовного и физического воспитания;

- светский характер и гуманизм;

- диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

- обеспечение образовательных запросов личности с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность обра­зования;

- связь с общественной практикой;

- обязательность базового образования.

 

Тематика рефератов

 

1 Существующие в мире системы образования.

2 Многоступенчатая система подготовки специалиста в современных условиях.

3 Национальная идея в образовании.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1 Что такое образование?

2 Что включает содержание образования?

3 Какие функции выполняет образование?

4 Каковы виды образования?

5 Какие элементы присущи образованию?

6 В чем особенность современных образовательных систем?

7 Что такое система образования?

8 Какова структура системы образования?

9 Каковы основные направления развития современных систем образования?

10 Каковы глобальные тенденции развития мирового образования?

11 Какие элементы включает Национальная система образования в Республике Беларусь?

12 Каковы принципы национальной системы образования в Беларуси?

 

Литература

1 Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Мн.: Изд-во Гривцова, 2009. -335 с.

2 Об образовании: закон Республики Беларусь от 29 окт. 1991 г., № 1202 –ХП (с измен. и доп. от 11 июля 2007 г., № 253-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 171, 2/1350.

3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республ. Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2006.- 92 с.

4 Основные направления развития национальной системы образования. - Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 1999.

5 Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005.- 176 с.

6 Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2006. - 928 с.

7 Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М.: Педобщество России, 2000. - 416 с.

8 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.

9 Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для сту-дентов высших учебных заведений / А.А. Реан [и др.]. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

10 Харламов, И.Ф. Педагогика: компактный учебный курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001.- 272 с.

 

 

Тест

1 Процесс и результат обучения и воспитания - это …:

а) социализация;

б) воспитание;

в) развитие;

г) образование.

 

2 Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности, - это …:

а) цель обучения;

б) содержание образования;

в) предмет дидактики;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3 Принцип современной системы образования, который ориентирует на взаимное уважение учащихся и педагога, защиту прав каждого человека, сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала - это …:

а) принцип дифференциации;

б) принцип стандартизации;

в) принцип гуманизма;

г) принцип многоуровневости.

 

4 Одним из основных принципов национальной системы образования и воспитания (закон «Об образовании в Республике Беларусь»), который предполагает использование национальной культуры для развития национального самосознания и воспитания национальных качеств белорусов, является:

а) принцип приоритетности образования;

б) принцип обязательного базового образования;

в) принцип национально-культурной основы образования;

г) принцип научности.

5 Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни …:

а) дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование, образование взрослых;

б) начальное образование, базовое общее образование, профессио-нальное образование, образование взрослых;

в) дошкольное образование; общее базовое образование, общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специ-альное образование; высшее образование; послевузовское образование.

 

6 Общее образование в Республике Беларусь - это …:

а) 1- 4-й классы;

б) 5- 9-й классы;

в) 1- 9-й классы;

г) 10- 11-й классы.

 

7 Система образования, призванная обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации - это …:

а) средне специальное образование;

б) высшее образование;

в) последипломное образование;

г) дополнительное образование.

 

8 Нормативный документ, который устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования, а также максимальную учебную нагрузку, - это …:

а) учебный план;

б) государственный образовательный стандарт;

в) тематический план;

г) учебная программа.

 

9 Кому из ученых-педагогов принадлежит идея непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни):

а) Аристотелю;

б) Я.А. Коменскому;

в) И.Г. Песталоцци;

г) Ж.-Ж. Руссо.

 

10 Какая из функций образования не является основной:

1) оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры;

2) вхождение человека в мир культуры;

3) средство развития и становления человека как личности и профессионала;

4) способ социализации личности, процесс ее самоутверждения;

5) средство обеспечения преемственности поколений;

6) фактор социального прогресса;

7) ускоритель культурных перемен и преобразований;

8) среда общения.

 

11 Назовите основные элементы образования в рамках конкретного образовательного учреждения:

1) цели образования;

2) содержание образования;

3) формы организации образовательного процесса;

4) субъекты и объекты образовательного процесса;

5) образовательная среда;

6) способы получения образования;

7) результат образования;

8) все ответы

 

12 Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность:

1) системы знаний о природе, обществе, человеке;

2) опыта осуществления различных способов деятельности;

3) опыта творческой деятельности по решению новых проблем;

4) опыта ценностного отношения к миру;

5) все ответы.

 

13 К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:

1) дневная форма обучения;

2) экстернат;

3) дистанционное обучение;

4) заочная форма обучения;

5) все ответы.

 

14 Формами организации образовательного процесса являются:

1) урок;

2) лекция;

3) семинар - практическое занятие;

4) лабораторный практикум;

5) учебная экскурсия;

6) групповые или индивидуальные консультации;

7) контрольная работа;

8) все ответы

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.