|
Материалы, устойчивые к действию температур и рабочей среды (2 час)Метод: проблемный Проблемные вопросы: Познакомить с рядом материалов, устойчивых к действию температур и рабочей среды. План лекции 1. Жаропрочные материалы. Ползучесть. Предел ползучести. Предел длительной прочности. сопротивление релаксации. 2. Обеспечение жаропрочности - прочность межатомных связей, подвижность дислокаций, снижение зернограничного скольжения. 3. Коррозионностойкие нержавеющие стали и сплавы. Виды коррозии. Виды коррозионно-стойких материалов. Литература: 1. Материаловедение: учебник для вузов / Б.Н. Арзамасов, В. И. Мака-рова, Г.Г. Мухин и др. Под общ. Ред. Б.Н. Арзамасова, Г. Г. Мухи-на – 3-е изд. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001. - 648с. 2. Основы металловедения: учебник для техникумов / Ю.М. Лахтин. М.: Металлургия. 1988. - 320 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук ДВФУ
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» 241000.62 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»
г. Владивосток
Практические работы (18 часа) Занятие 1 Строение кристаллов (2 часа) Цель: Изучить на примерах особенности кристаллических решеток – простой кубической, ОЦК, ГЦК, ГП. Метод: Исследовательский. Работа по индивидуальному заданию. Этапы выполнения работы 1. Рассмотрите по очереди модели кристаллических решеток. 2. Посчитайте в них углы, грани, ребра, координационное число, степень сложности (базис). 3. Сделайте из пластилина модели разных типов решеток и изучите плотность упаковки каждой из них. Какие виды пор имеются в них? 4. Попрактикуйтесь в определении кристаллографических плоскостей и кристаллографических индексов. Дидактические материалы: · раздаточный дидактический материал – модели кристаллических решеток Контрольные вопросы: 1. Что называется элементарной ячейкой кристалла? Какие величины используют для описания элементарной ячейки? 2. Как определяют степень сложности элементарной ячейки? 3. Сколько частиц приходится на элементарную ячейку: простую кубическую, ОЦК, ГЦК? 4. Что такое координационное число и коэффициент компактности? 5. Рассмотрите модели кристаллических решеток и посчитайте координационное число в моделях: простой кубической, ОЦК, ГЦК. 6. Разберите и соберите вновь объемные модели молекул: ГП, ОЦК, ГЦК. 7. Какие точки пересекают плоскость (211) (рис. 1.)? 8. Каковы индексы оси Y? а) [100] б) [010] в) [010]
Рис.1. Индексы кристаллографических плоскостей Литература Занятие 2. Контрольная работа 1 Строение кристаллической решетки (2 часа). Примеры заданий Занятие 3. Контрольная работа 2 Свойства материалов. Свойства деформированных материалов (2 час.). Занятие 4-5. Лабораторная работа Построение диаграммы состояния эвтектического сплава (4 час) Цель работы состоит в построении диаграммы состояния системы Pb-Sn и определении эвтектической точки. Метод: исследовательский Дидактические материалы: Методические указания по выполнению лабораторной работы «Построение диаграммы состояния эвтектического сплава» Оборудование, реактивы, материалы: Кварцевые тигли, муфель, термопара, весы, металлический свинец, сурьма. Выполнение работы Хотя диаграмма состояния сплава Pb-Sn и не принадлежит к числу чисто эвтектических (эти вещества обладают небольшой взаимной растворимостью, рабочие концентрации выбраны так, что построение диаграммы для простоты можно вести так же, как и эвтектической. Для построения диаграммы термическим методом нужно получить кривые охлаждения чистых металлов Pb и Sn и ряда их сплавов. В расплавленный и немного подогретый металл погружается термопара, подключенная к милливольтметру. Через определенные (15-30 сек) промежутки времени записываются показания милливольтметра. Охлаждение чистого металла идет согласно кривой охлаждения, изображенной на рис. 7, где Tн - начальная температура металла, Тз - температура затвердевания металла. При понижении температуры от Тн к Тз показания прибора монотонно уменьшаются. В промежутке времени t1-t2 показания прибора остаются неизменными, а затем опять начинают уменьшаться. Показание милливольтметра в момент остановки и будет соответствовать температуре затвердевания. При охлаждении сплавов, как было сказано выше, кривая может иметь несколько критических точек (рис. 5,6), которые определяются по месту изменения наклона на кривой охлаждения. По полученным критическим точкам строится диаграмма состояния свинец – олово и находится эвтектическая точка. Диаграмма строится следующим образом: по оси абсцисс откладывается процентное содержание исследуемых сплавов, а на ординаты, соответствующие этим сплавам, наносятся найденные критические температуры. Полученные точки соединяются плавными линиями. Минимум кривой дает эвтектическую точку. При небольших разбросах температуры окончания затвердевания исследованных сплавов эта температура находится как среднее арифметическое. Содержание отчета Краткие теоретические сведения по работе. Схема установки для снятия кривых охлаждения. Экспериментальная часть, в которой приводятся кривые нагрева и охлаждения исследуемых сплавов и диаграмма состояния сплава. Характеристика линий и эскизы, поясняющие микроструктуру сплава в различных областях диаграммы. Контрольные вопросы 1. Кристаллизация и процессы, её сопровождающие. 2. Что называется полиморфизмом? Приведите примеры. 3. С какой целью снимаются и изучаются кривые охлаждения материалов? 4. Что называется степенью переохлаждения и ее влияние на кристаллическую структуру материала. 5. С какой целью и каким образом строятся диаграммы состояния сплавов? 6. Что называется эвтектикой, эвтектической температурой, эвтектическим составом? Литература: 1. Арзамасов А.Б. Материаловедение: учебник для вузов / А.Б. Арзамасов, А.А. Черепахин // М.: Экзамен, 2009, 350 с. 2. Волков Г.М. Материаловедение: учебник для вузов / Г.М. Волков, В.М. Зуев. М.: Академия, 2008, 400 с. 3. Чернова Е.Н. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Курс лекций (электронный). / Е.Н. Чернова. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2010. - 100 с. Занятие 6. Лабораторная работа Приобретение навыков работы с диаграммой состояния железо-углерод (2 час) Метод исследовательский Цель работы Приобретение навыков работы с диаграммами состояния на примере диаграммы железо-углерод. Дидактические материалы: Методические указания по выполнению практической работы «Приобретение навыков работы с диаграммой состояния железо-углерод» Порядок выполнения работы Получите у преподавателя задание на выполнение работы (на пер- вом этапе - концентрацию углерода в сплаве, на втором – температуру спла- ва). Опишите процесс кристаллизации сплава заданного состава (этап первый). В процессе работы заполните таблицу 5.1. Таблица 5.1 – Фазовый и структурный состав сплава в температурных интервалах
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|