Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кривошиино-шатунный механизм





Кривошипно-шатунный механизм пре­образует прямолинейное возвратно-по­ступательное движение поршней, воспри­нимающих давление газов, во враща­тельное движение коленчатого вала. Детали кривошипно-шатунного меха­низма можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К первым относится поршень с кольцами и порш­невым пальцем, шатун, коленчатый вал и маховик, ко вторым — блок цилинд­ров, головка блока, крышка блока рас­пределительных зубчатых колес и под­дон (картер). В обе группы входят также и крепежные детали.

 

Блок цилиндров

Блок цилиндров или блок-картер (рис. 25) является остовом двигателя. На нем и внутри него расположены основные механизмы и детали систем двигателя. Блок цилиндров — это слож­ная отливка коробчатой формы. Он мо­жет быть отлит из легированного се­рого чугуна (двигатели автомобилей ЗИЛ-130,МАЗ-5335, КамАЗ-5320) или из алюминиевого сплава (двигатели ав­томобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-53-12 и др.). После литья блок цилиндров подвер­гают искусственному старению, что уменьшает его коробление в процессе эксплуатации и обеспечивает сохран­ность правильной геометрической формы.

Блок цилиндров ] (рис. 26, а) может быть отлит вместе с цилиндрами или иметь вставные цилиндры-гильзы (рис. 26, б — г). Горизонтальная перегородка де­лит блок цилиндров на верхнюю и ниж­нюю части. В верхней части блока и в горизонтальной перегородке расточе­ны отверстия для установки гильз ци­линдров. В цилиндре, являющемся на­правляющей при движении поршня, со­вершается рабочий цикл двигателя. Гильзы могут быть мокрыми или су­хими. Гильзу цилиндра называют мок­рой, если она омывается жидкостью си­стемы охлаждения, и сухой, если она непосредственно не соприкасается с ох­лаждающей жидкостью.



 

Рис. 25.

Детали кривошипно-шатунного механизма:

а — У-образного карбюраторного двигателя; 6 — У-образного дизеля; « — соединение головки цилиндра и гильзы, головки и блока цилиндров дизеля КамАЗ-740; 1 — крышка блока распределительных зубчатых колес; 2 — прокладка головки блока; 3 — камера сгорания; 4 — головка блока цилиндров; 5 — гильза цилиндра; 6 и 19 — уплотнительные кольца; 7 — блок


цилиндров; 8 — резиновая прокладка: 9 — головка цилиндра; 10 — прокладка крышки; // — крышка головки цилиндра; 12 и 13 — болты крепления крышки и головки цилиндра; /4 — патрубок выпускного коллектора; 15 — болт-стяжка; 16 — крышка коренного подшипника; 17 — болт крепления крышки коренного подшипника; /^ — стальное опорное кольцо; 20 — стальная прокладка головки цилиндра


 


 


Гильзы цилиндров отливают из спе­циального чугуна и устанавливают в блок цилиндров (см. рис. 25). Двигатели, имеющие цилиндры, изготовленные в виде сменных мокрых гильз (двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.), проще ремонтировать и эксплуатировать. Блок цилиндров, отлитый вместе с цилиндрами (рис. 26, а), сложнее ремонтировать, так как если вышел из строя хотя бы один цилиндр (например, в результате задира зеркала цилиндра), то нужно растачивать и шлифовать все цилиндры. Внутреннюю поверхность цилиндра, внутри которой перемещается поршень, называют зеркалом цилиндра. Эту по­верхность подвергают закалке с нагревом токами высокой частоты для по­вышения износостойкости и долговеч­ности и тщательно обрабатывают для уменьшения трения при движении в цилиндре поршня с кольцами. Гильзы в блок цилиндров устанавливают так, чтобы охлаждающая жидкость не про­никала в них и в поддон, а газы не прорывались из цилиндра. Предусмот­рена возможность изменения длины гильз в зависимости от температуры двигателя. Для фиксации вертикального положения гильзы имеют специальный бурт для упора в блок цилиндров и установочные пояса. Мокрые гильзы в нижней части уплотняют резиновыми кольцами, размещаемыми в канавках блока цилиндров (двигатели автомоби­ля КамАЗ-5320), в канавках гильз (дви­гатели автомобилей МАЗ-5335, ЗИЛ-130 и др.), или медными кольцевыми про­кладками, устанавливаемыми между блоком и опорной поверхностью ниж­него пояса гильзы (рис. 26, г). Верхний торец гильзы выступает над плоскостью блока цилиндров на 0,02 — 0,15 мм, что способствует лучшему обжатию прок­ладки головки блока и надежному уп­лотнению гильзы, блока и головки блока. Во время работы двигателя в верхней части цилиндров сгорает рабочая смесь. Горение сопровождается выделением продуктов окисления — окиси углерода и азота, углекислого газа, сернистого газа, паров воды и других веществ.

При работе двигателя с понижен­ными температурами (50 — 60 °С) охлаж­дающей жидкости и масла часть про­дуктов окисления и особенно пары воды конденсируются на стенках цилиндров. Они растворяют продукты окисления (двуокиси) и образуют кислоты, вызы­вающие коррозию цилиндров. Кроме того, разрушается масляная пленка и увеличивается износ цилиндров и пор­шневых колец. Для повышения износо­стойкости цилиндров в некоторых дви­гателях применяют вставки 3 (рис. 26), изготовленные из коррозионно-стойкого чугуна.

 


 

Их запрессовывают в блок цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД) или в гильзу цилиндра (двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и ЗИЛ-130). Использова­ние таких вставок (например, в двигателе автомобиля ГАЗ-53А) повышает стои­мость и усложняет технологию изготов­ления двигателя. В настоящее время на двигателях автомобилей ГАЗ-3102 «Волга» и ГАЗ-53-12 гильзы цилиндров отливают монолитными из высокопроч­ного чугуна без вставки и крепят по верхнему бурту.

Во время работы двигателя зеркало цилиндров, кроме указанной выше кор­розии, подвергается также абразивному и механическому изнашиванию вслед­ствие проникновения в двигатель пыли. Много пыли попадает в цилиндры с воздухом через впускной трубопровод, если имеются не плотности в месте его крепления, или с топливом и маслом при их небрежном хранении.

 

 


 

 


Рис. 26.

Схемы цилиндров двигателей:

а — без гильз, но с короткой вставкой (автомобили ЗИЛ-157КД, ГАЗ-52-04); о и «-с мокрой гильзой (дизели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740); г -с мокрой гильзой, в которую запрессована короткая вставка (автомобиль ЗИЛ-130); / — блок цилиндров; 2 — водяная рубашка; 5 — вставка; 4 — гильза цилиндров;

5— уплотнительные кольца (резиновые или медные, устанавливаемые под бурт);

6— антикавитационное кольцо

 


Пыль, попавшая в масло, образует своеобразную притирочную пасту, вы­зывающую изнашивание поршневых ко­лец, цилиндра, поршня и других дета­лей. Для уменьшения абразивного изно­са необходимы хорошая герметизация воздухоочистителя (воздушного фильт­ра) и впускного коллектора; заправка двигателя чистым маслом и работа его на чистом топливе; заливка в баки дизе­лей топлива, которое отстаивалось не менее 48 ч, и своевременная замена (или очистка) фильтров систем питания и смазочной.

Механическое изнашивание зеркала цилиндра больше в верхней части, чем в нижней, так как в первой значительно выше давление. Когда в конце такта сжатия в цилиндре сгорает рабочая смесь, то резко повышается давление образовавшихся горячих газов, и первое компрессионное кольцо сильно прижи­мается к зеркалу цилиндра. В ВМТ ско­рость поршня снижается до нуля, мас­ляная пленка выгорает, и первое порш­невое кольцо вступает непосредственно в контакт с зеркалом цилиндра. При движении поршня вниз (в первый мо­мент) происходит интенсивное изнаши­вание зеркала цилиндра и поршневого кольца. Для снижения износа цилинд­ров не следует допускать перегрева дви­гателя, нарушения момента начала пода­чи топлива (дизели) и применять для смазывания двигателя масла, не реко­мендуемые заводской инструкцией. Абразивное и механическое изнашива­ние деталей происходит не только в ме­ханизмах двигателя, но и в различных механизмах автомобиля.

В дизелях наблюдаются случаи виб­рации гильз цилиндров. Она возникает при переходе поршня двигателя через ВМТ, т. е. при перемещении («переклад­ке») его от одной стороны цилиндра к другой. Между поршнем и зеркалом цилиндра есть зазор, и перемещение по­ршня происходит с ударом. При этом изменяется давление на стенки цилин­дра. Вибрация цилиндра вызывает его кавитационное изнашивание.

В переводе с латинского языка слово «кавитация» означает пустота. В потоке охлаждающей жидкости при вибрации гильз цилиндров образуются пузырьки воздуха (пустоты), которые под дей­ствием высокого давления разрушаются (замыкаются) с выделением большой энергии. Внешняя поверхность гильзы цилиндра, а также часть блока цилинд­ров, где замыкаются кавитационные пузырьки системы охлаждения, подвер­гаются разрушению. Для предотвраще­ния кавитационного разрушения в гиль­зах двигателей (например, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238) протачивают специальную ка­навку, в которую вставляют антикавитационное кольцо 6 (рис. 26) прямоуголь­ного сечения. Оно расположено между гильзой и отверстием в блоке цилиндров, и, кроме того, через него нижний пояс гильзы опирается на кромку отверстия блока. В сборе с гильзой кольцо устана­вливают в блок с натягом, что значи­тельно уменьшает амплитуду колебаний гильзы цилиндра, а следовательно, и кавитационные разрушения ее и блока. Избежать кавитационного разрушения можно уменьшением вибрации гильз цилиндров, поддержанием нормального температурного режима двигателя и т. д.

В карбюраторных двигателях кавитационное разрушение гильз цилиндров почти не встречается. Эти двигатели ра­ботают, как правило, с малыми степе­нями сжатия, а следовательно, давление на поршень в конце сгорания рабочей смеси в них значительно меньше, чем в дизеле. Зазор между поршнем и гиль­зой цилиндра в карбюраторном двига­теле также меньше, и при работе он уменьшается. Поэтому при перекладке поршня в ВМТ не происходит сильного удара и значительной вибрации гильзы.

При У-образном расположении ци­линдров блок цилиндров 7 (см. рис. 25) меньше по длине, но шире. Верти­кальные перегородки внутри блока вме­сте с передней и задней стенками обес­печивают ему необходимые прочность и жесткость. Блок цилиндров растачи­вают вместе с крышками 16 коренных подшипников, поэтому они невзаимоза­меняемы и устанавливаются в одном строго фиксированном положении. Верхние вкладыши коренных подшип­ников размещают в гнезда, расточенные в перегородках, а также в передней и за­дней стенках блока цилиндров.

Нижние вкладыши коренных подшип­ников расположены в крышках, при­крепленных к блоку болтами или шпильками.

В дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 крыш­ки коренных подшипников крепят двумя вертикальными болтами М20 и двумя горизонтальными М14. Последние заво­рачивают в крышки с наружных бо­ковых сторон блока цилиндров. Подоб­ное крепление крышек коренных под­шипников (см. рис. 25,6) применяют и в дизелях КамАЗ-740, что повышает жесткость блока цилиндров и постелей коренных подшипников. Затягивать болты или гайки нужно только динамо­метрическим ключом с определенным (строго по инструкции) усилием, чтобы в блоке цилиндров не возникали боль­шие напряжения. Значительные напря­жения могут нарушить сносность расто­чек под коренные подшипники, особен­но в блоке цилиндров, отлитом из алюминиевого сплава.

Плоскость разъема блока цилиндров с поддоном ниже на 66 мм — в двигате­ле автомобиля ЗИЛ-130, на 75 мм—в двигателях автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, на 85 мм — в дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и на 102 мм - в дизеле КамАЗ-740 относительно плоско­сти разъема коренных подшипников, что увеличивает жесткость блока ци­линдров.

В У-образных двигателях один из ря­дов блока цилиндров несколько смещен относительно другого, что вызвано раз­мещением на шатунной шейке коленча­того вала двух шатунов: одного — для правого, а другого — для левого блоков. Так, в У-образных двигателях ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 левый ряд цилиндров сме­щен вперед (по ходу автомобиля) на 24 мм, в автомобилях ЗИЛ-130 на 29 мм, в автомобилях КамАЗ-5320 на 29,5 мм относительно правого ряда цилин­дров. В автомобиле МАЗ-533^_г1равый ряд цилиндров смещен вперед на 35 мм относительно левого ряда.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.