Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой





ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

 

Содержание

Глава 1. Что такое политика.... 16

1.1. Формирование понятия и различных ипостасей политики... 16

1.2. Современные представления о политике....22

1.3. Структура политики....26

1.4. Функции политики....27

1.5. Свойства политики....29

Основные понятия....32

Литература....33

Глава 2. Теория политики и методы ее исследования.... 34

2.1. Политическая наука как отдельная отрасль знания....34

2.2. Политическая наука в России....38

2.3. Развитие политологии в Европе и Америке....41

2.4. Основные этапы развития политологии....43

2.5. Предметная область и научный аппарат теории политики....49

2.6. Методология теории политики....50

Основные понятия....56

Литература....57

Глава 3. Теории власти.... 59

3.1. Основные теоретические подходы к определению природы и сущности власти....59

3.2. Коммуникативный подход в исследовании политической власти: смена парадигм в информационном обществе....65

3.3. Социокультурный подход в изучении природы политической власти: основные парадигмы....72

Основные понятия....74

Литература....-74

Глава 4. Теории политических элит.... 76

4.1. Понятие элиты....76

Содержание

4.2. Политические идеи основателей современной теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)....77

4.3. Современные элитические теории и их классификация....84

4.4. Специфика политической элиты современной России....89

Основные понятия....91

 

Литература....91

Глава 5. Политическое лидерство.... 93

5.1. Основные подходы к анализу политического лидерства....93

5.2. Типология политического лидерства....101

Основные понятия....108

Глава 6. Теория политической системы.... 110

6.1. Общие подходы и основные положения теории систем... 110

6.2. Социально-кибернетическая модель политической системы Д. Истона....111

6.3. Структурно-функциональная концепция политической системы....113

6.4. Информационно-коммуникативная модель политической системы....117

6.5. Культурологический подход к исследованию политических систем....120

6.6. Типология политических систем....121

Основные понятия....125

Избирательные системы.... 127

7.1. Понятие современных избирательных систем....127

7.2. Общие характеристики современных избирательных систем.... 128

7.3. Плюральная система.... 130

7.4. Мажоритарная избирательная система....132

7.5. Пропорциональная избирательная система....134

7.6. Смешанные избирательные системы....141

Основные понятия....142

Глава 8. Современные теории демократии.... 144

8.1. Краткий очерк истории демократии....144

8.2. Интегралистские концепции демократии....146

8.3. Либеральная демократия....147

8.4. Партиципаторная демократия....149

8.5. Элитарная демократия....150

8.6. Консоциальная (сообщественная) демократия....152

8.7. Плюралистическая демократия....153

8.8. Полиархия....155

8.9. Электронная демократия....157

8.10. Делегативная демократия....159

Основные понятия....161

Вопросы для контроля....161

Литература....162

Глава 9. Политические режимы.... 163

9.1. Представления о политическом режиме в Древнем мире....163

9.2. Определение политического режима....165

9.3. Элементы и признаки политического режима....166

9.4. Типология политических режимов. Узкая трактовка....168

9.5. Типология Голосова-Блонделя....170

9.6. Типология демократических режимов Д. Хелда....172

9.7. Типология режимов X. Линца....175

9.8. Типология режимов Г. Алмонда и Г. Пауэлла....179

9.9. Типология Ч. Эндрейна....179

9.10. Типология А. Лейпхарта....182

9.11. Гибридные режимы....184

Основные понятия....184

Глава 10. Гражданское общество.... 188

10.1. Определение гражданского общества....188

10.2. Современные концепции гражданского общества....193

10.3. Демократия и гражданское общество....199

Основные понятия....204

Вопросы для контроля....204

Литература....204

Глава 11. Теория партий и партийных систем.... 206

11.1. Зарождение теории партий и партийных систем....206

11.2. Современное состояние теории партий....207

11.3. Определение партии....209

11.4. Условия возникновения партий....210

11.5. Организация партий....213

11.6. Место и роль партий в обществе....215

11.7. Институциализация партий....216

11.8. Классификация партий....217

11.9. Теория партийных изменений....219

11.10. Теория партийных систем....222

11.11. Место партийной системы в обществе....224

11.12. Функции партийной системы....224

11.13. Условия формирования партиом....226

11.14. Структура партийных систем....227

11.15. Понятие центра партийной системы поляризованности партиом и их классификация....229

11.16. Концепция поляризованности партиом Дж. Сартори....231

11.17. Классификация партиом....233

11.18. Взаимосвязь партийной и избирательной систем....233

11.19. Динамика партийных систем....234

Основные понятия....235

Глава 12. Политические сообщества.... 238

12.1. Группы интересов....238

12.2. Типология и функции групп интересов....242

12.3. Группы давления....246

12.4. Лоббизм....249

12.5. Общественные организации и движения....252

Основные понятия....254

Глава 13. Национальный фактор политики.... 256

13.1. Нации как политические общности....256

13.2. Теоретические трактовки нации....258

13.3. Содержание и сущность национализма....261

13.4. Национальный популизм....265

13.5. Принцип национального самоопределения....268

13.6. Разновидности национализма....270

Основные понятия....272

 

Глава 14. Политический процесс.... 274

14.1. Понятие политического процесса....274

14.2. Подходы к изучению политического процесса....275

14.3. Политические изменения....278

14.4. Содержание и структура политического процесса....280

14.5. Этапы политического процесса....282

14.6. Анализ политических процессов....286

14.7. Типология политических процессов....287

Основные понятия....289

Глава 15. Демократический транзит.... 291

15.1. Волны демократизации....291

15.2. Причины откатов волн демократизации....296

15.3. Этапы преобразований в эволюции переходных обществ 298

15.4. Демократический транзит....300

15.5. Консолидация демократии....303

Основные понятия....307

Вопросы для контроля....307

Литература....308

Глава 16. Политическая культура.... 309

16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы....309

16.2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг.....315

16.3. Формирование политической культуры в процессе политической социализации....319

Содержание

16.4. Теория постматериалистической политической культуры Р. Инглхарта....321

16.5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры....324

Основные понятия....328

Глава 17. Политическое сознание.... 331

17.1. Понятие и содержание политического сознания....331

17.2. Подходы к рассмотрению политического сознания....334

17.3. Уровни и формы политического сознания....335

17.4. Утопическое сознание....338

17.5. Политические мифы....340

17.6. Политический менталитет....343

Основные понятия....346

Вопросы для контроля....346

Литература....346

Глава 18. Политические идеологии.... 348

18.1. Основные черты политических идеологий....348

18.2. Глобальные (или мировые) идеологии....350

18.3. «Постклассические» идеологические течения в XXI в....355

Глава 19. Религия и политика.... 366

19.1. Роль и место религии в политике....366

19.2. Функции религиозной идеологии....367

19.3. Общая характеристика религии....369

19.4. Политические доктрины христианства....373

Контрольные вопросы....381

Литература....382

Глава 20. Политические коммуникации.... 383

20.1. История развития политической коммуникации....383

20.2. Основные подходы и научные школы в теории коммуникации....385

20.3. Понятие политической коммуникации....390

20.4. Классификация политической коммуникации....398

Содержание 9

Основные понятия....404

Глава 21. Современные теории конфликта.... 406

21.1. Начало современной конфликтологии: основные парадигмы....407

21.2. Концепт насилия в интерпретации современных конфликтов....411

21.3. Специфика современных этнополитических конфликтов и их урегулирования....413

21.4. Концептуальные объяснения «конфликтов нового поколения»....414

Основные понятия.,....419

Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой

политики.... 422

22.1. Идеализм и реализм....422

22.2. Неореализм и глобализм....426

22.3. Модернизм и традиционализм....429

22.4. Марксизм и неомарксизм....430

22.5. Новейшие международно-политические концепции....432

22.6. Отечественные подходы к исследованию мировой политики....434

Основные понятия....437

Литература....438

Глава 23. Геополитика.... 439

23.1. Понятие и история геополитики....439

23.2. Американская школа геополитики....440

23.3. Европейская школа геополитики....445

23.4. Современная российская геополитическая школа....448

Основные понятия....456


 

Глава 1. Что такое политика

Глава 1. Что такое политика

Глава 1. Что такое политика

♦ внутреннюю и внешнюю;

♦ светскую и религиозную;

♦ мирную и военную;

♦ элитарную и народную;

♦ политику личностей и политику масс.

Вообще в истории политической мысли можно выделить три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

♦ религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают олимпийские боги, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

♦ философско-этический, когда под политикой понималась деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами, на основе этих законов должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» — Платон);

♦ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

Рис. 1.1. Области политики

Глава 1. Что такое политика

Глава 1. Что такое политика

гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека;

♦ это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

♦ это управление обществом.

Статическим оттиском, проекцией политики на общество является его государственное устройство, политическая организация, т. е. совокупность институтов власти и управления. Динамическим проявлением политики является политическая жизнь, понимаемая как совокупность всех политических процессов.

В английском языке существуют три термина, обозначающие три ипостаси, три стороны политики1:

1) policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;

2) polity [politi] — политические институты, государственное устройство, государство;

3) politics [politics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

Как видим, в англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

Структура политики

Современная политика не только многообразна, но и многоуровнева. Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.

Внутренняя политика обычно подразделяется на федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах), региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимая центральной властью данной страны, и локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.

Внешняя политика также имеет глобальный или всемирный уровень, континентальный уровень (особенно он характерен для американского и африканского континентов, так как континент Евразия менее однороден и состоит из двух частей света и нескольких цивилизаций, а конти-

1 См.: Англо-русский словарь. М., 1976. С. 549-550.

Функции политики 27

нент Австралия в политическом смысле абсолютно однороден и состоит из одного государства), региональный уровень (речь идет о регионах международной политики, таких, например, как Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, арабский мир, страны черной Африки и т. д.) и местный, или локальный, уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

Кроме того, по сферам охвата политика может подразделяться на: экономическую, социальную, культурную и др., которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий. Например, экономическая политика включает такие субсферы, как финансовая политика, сырьевая политика, энергетическая политика, производственная политика, транспортная политика, торговая политика и другие виды политики в экономической сфере. Социальная политика включает политики в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т. д. Культурная политика подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная политика может подразделяться по возрастным группам и возрастным проблемам людей. Уже сего/утя существует молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям.

Если говорить не только о демографических, но и других социальных группах, то следует выделить политику по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий.

В многонациональных странах большое значение имеет национальная, или этническая, политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

Сегодня понятием политики пользуются предельно расширительно. В обществе можно услышать о политике в области товаров широкого потребления, продовольствия, детской одежды, моды, досуга или развлечений, туризма, отдыха и т. д.

Функции политики

Современная политика формировалась в процессе борьбы за власть, столкновений и согласования интересов различных социальных групп и была нацелена на сохранение единства и интеграцию общества, по-

Глава 1. Что такое политика

вышение эффективности государственных структур, выработку целей, для осуществления социальной стабильности и устойчивого развития. Функции политики как одной из сфер общества, занимающей в нем центральное положение, вытекают из этого положения и той роли, которую она играет в социуме.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции1:

структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;

♦ выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры, такие как политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации;

♦ согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

♦ ламинаризация конфликтов, придание им более рационального и уравновешенного характера;

♦ корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;

♦ предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т. д.;

♦ создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

♦ обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;

♦ распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

♦ управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

♦ обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

1 См.: Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001. С. 56-57.

Свойства политики 29

♦ политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

♦ обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

Частные функции политики формируются при взаимодействии политической сферы с другими сферами общества — экономической, социальной, культурной, а также с субсферами: демографической, этнической, религиозной, субсферами спорта, туризма, развлечений и т. д.

Общие и частные функции политики составляют определенную систему, которая, однако, не является чем-то заданным и застывшим. Система функций политики обладает определенной текучестью. Отдельные функции могут видоизменяться в зависимости от ситуации в обществе (экономический цикл, переживаемый социумом, состояние войны или мира, геополитический статус и др.), характера его режима и структуры политической системы, состояния общественного мнения, политических, социальных, культурных процессов, протекающих в социуме.

Свойства политики

Мы уже упоминали о взаимодействии политической сферы с другими сферами и субсферами общества. Систематически взаимодействуя с ними, политика проявляет свои специфические черты или свойства.

Наиболее важным свойством политики, отмечаемым всеми исследователями, является свойство инклюзивности, т. е. способности проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, на каждого члена общества. С помощью именно этого свойства политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью этого свойства политика способствует участию граждан в политической жизни (ведь неучастие — тоже форма или частный случай участия в политике), с помощью этого свойства политика расширяет и видоизменяет свою сферу, включая или исключая из решения тех или иных проблем отдельные социальные группы и слои общества.

Не менее значимым свойством политики является ее неравновесность. Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнород-

Глава 1. Что такое политика

Глава 1. Что такое политика

♦ в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР — здесь тоже возможны неверные оценки1.

Статические и динамические свойства политики. К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабо изменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.

Динамические свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов.

Основные понятия

Политика, политика как общественные дела, политика как деяния правителя, политика как выполнение божественной воли, политика как деяния народа, области политики, сущность политики, парадигмы политики, структура политики, функции политики, свойства политики.

 

Немецкая школа политологии

Немецкая школа политологии становилась на фоне быстрого роста экономического и военного могущества Германии, требовавшей себе достойного «места под солнцем», роста уровня жизни и политического участия граждан в условиях ограниченной демократии, функционирования бюрократического государства и олигархических партий. Сильной стороной германской политической науки было всестороннее исследование государства, его роли в обществе, его институтов, в том числе бюрократии, а также геополитические исследования. С точки зрения институционализации важным было создание во Франкфурте «Института социальных исследований» (1923), в стенах которого зародилась знаменитая франкфуртская школа (по отношению к германской национальной школе — субшкола), а также создание Карлом Хаусхофером мюнхенского Института геополитики (1933). Классикой германской школы политологии стали труды Франца Оппенгеймера «Государство» (1909), Георга Еллинека «Всеобщее учение о государстве» (до 1914), Ганса Кельзена «Всеобщее учение о государстве» (1925), Макса Вебера «Национальное государство и народно-хозяйственная политика (1895), «Избирательное право и демократия в Германии» (1917), «К политической критике чиновничества» (1918), «Политика как призвание и профессия» (1919), Фридриха Ратцеля «Политическая география» (1898), «О законах пространственного роста государств» (1901), Роберта Михелса «Социология политической партии в условиях демократии» (1911).

В этот период в Европе быстро прогрессировала итальянская школа политологии. Ее отличали, с одной стороны, углубленный интерес

Политическая наука в России

В России политические исследования появились в конце XIX в. Но они в то время велись в рамках философии (работы Н. А. Бердяева, С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина), права (Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский,

2.2

Методология теории политики

Теория политики, как и вся политическая наука, использует определенный набор, систему способов и приемов анализа политики. Эти методы можно разделить на четыре группы.

1. Общенаучные методы:

♦ анализ (греч. — разложение, расчленение) — мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей;

♦ синтез (греч. - соединение, сочетание) - познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей. Следует отметить, что, как правило, методы анализа и синтеза используются последовательно. Чаще всего они тесно связаны и образуют аналитико-синтетический метод исследования;

индукция (лат. — наведение) — логическое умозаключение, построенное по принципу «от частного к общему», от анализа отдельных фактов к обобщению, от анализа частных случаев к общему выводу;

дедукция (лат. — выведение) — логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений к частным выводам. Индукция и дедукция не только проти-

Основные понятия

Теория политики, политическая наука, философская, эмпирическая, научная традиция, отрасль знания, национальные школы политологии, этапы развития политологии в России, институциональный этап, бихевиоралистский этап, постбихевиоралистский этап, бихевиоризм, верификация, квантификация, когнитивизм, теория рационального выбора, теория информационно-коммуникационной системы, теория политики как учебная дисциплина, общенаучные методы, общетеоретические методы, методы и подходы социальных наук, методы политологии.

 

Глава 3 Теории власти

Глава 3. Теории власти

3.2. Коммуникативный подход в исследовании политической власти... 65

роды и сущности власти, основанные не на объективной логике самого политического процесса, а преимущественно на его субъективной составляющей. Поэтому основное внимание в них уделяется человеческому (личному) фактору политико-властной деятельности, свойствам и личным качествам субъектов власти.

Глава 3. Теории власти

Глава 3. Теории власти

Именно к таким институциональным структурам как раз относится политическая власть. Власть вообще есть «институционализация влияния и ценностной системы», а политическая власть — это и сложный фактор детерминации социальных событий, и форма политической институционализации, в которую входят легитимация и руководство. Согласно Т. Парсонсу, политическая власть — это не только способность конструировать решения, основанные на коллективности, но и такой способ социального действия индивидов, который обязательно обусловливается наличием публичного интереса. Только в этом случае о власти можно говорить как о предельно общем политическом институте1.

Глава 3, Теории власти

турных императивов общества, его традиций, ценностей и норм, материальной, духовной, правовой, политической культуры общества, в которых она обретает свое прочное основание.

Основные понятия

Природа власти, натуралистический подход к власти, бихевиористский подход к власти, ролевой подход к власти, реляционистский подход к власти, коммуникативный подход к власти, социокультурный подход к власти, силовая модель власти, рыночная модель власти, игровая модель власти, социокультурная идентичность власти, социально-психологическая идентичность власти.

Понятие элиты

Социум на каждом этапе своего развития представляет собой широкое поле действия различных закономерностей, которые интегративно взаимосвязаны друг с другом, так как отражают единый, неделимый процесс развития всех сторон общественной жизни. Одной из таких закономерностей является смена политических элит, формирование и функционирование которых накладывает свой отпечаток на развитие социальных процессов.

В классической теории элит существует два подхода к определению ее природы:

1. Элитический. Элита (фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моска).

2. Меритократический (от лат. meritus — заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). Элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (концепция В. Парето).

В современных же трактовках теории элит преобладает первый подход.

Так что же такое «элита» в политическом смысле?

Согласно современным понятиям, политическая элита — не просто совокупность людей, занимающих высокие государственные посты. Это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами: обладание рычагами реальной власти, стремление сохранить на них свою монополию, отсечь и не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

Наиболее древним учением об элите можно считать идеи виднейшего китайского мыслителя, политического деятеля Конфуция (Кун-цзы), провозгласившего идеал высокоморального образованного управленца-бюрократа («благородного мужа», «цзюнь-цзы»). Дальнейшее становле-

4.2. Политические идеи основателей современной теории элит... 77

ние концепции элит связано с именами древнегреческих философов Платона и Аристотеля. В этом плане примечательно изображение Платоном в идеальном государстве деятельности философов-правителей, мудрых наставников народа, организаторов общественно-политической жизни полиса.

Своим происхождением современная классическая теория элит обязана итальянской школе политической социологии, открывшей новое направление в исследовании отдельной личности или социальных групп — устроителей государственной власти. С этой школой элитизма связывают научные разработки теорий «политического класса (Г. Моска), «правящей элиты» (В. Парето), «железного закона олигархии» (Р. Михельс, немецкий социолог, принявший итальянское подданство).

Идентификация этих теорий способствовала формированию общей теории элит под названием «макиавеллистской». Именно Н. Макиавелли, считая человека объектом и субъектом политики, исследует его в системе политических отношений и политических явлений, особенно его борьбу за власть, за социальную силу. Он разграничивает два типа «политического человека»: руководителя (как политически активного типа, нацеленного на приобретение и удержание власти) и руководимого (политически пассивного типа, не заинтересованного в обладании властью).

Основные понятия

Класс управляемых, контрэлита, маргинальность, политический класс, правящая элита, правящий класс, рекрутирование элит, теория бюрократии, теория «железного закона олигархии», теория циркуляции элит.

 

Основные понятия

Политика, власть, государство, политическая система, политический режим, субъекты политики, политическое лидерство, политический лидер, политическая деятельность, политическое участие, политическая культура, политические интересы, политические институты, политическое решение.

 

Рис. 6.1. Политическая система А. Истона

Печатается по: Чилкот Рональд X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. С. 185.

Истон рассматривал политическую систему, с одной стороны, как определенную структуру власти, с другой — как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью.

«...Системный анализ политической жизни, — отмечал он, — опирается на представления о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является допущение о том, что, для того чтобы выжить, система должна быть способной отвечать с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Поэтому для действий, причем и эффективных, власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти могут быть способными обеспечить в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системе»1.

Рис. 6.2. Политическая система Алмонда и ее функциональные возможности

Рис. 6.3. Информационно-коммуникативная модель политической системы К. Дойча

1 См., например, Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 233.

Таблица 6.1. Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем

Элементы структуры Демократическая политическая система Тоталитарная политическая система
Политические институты • Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную • Суд независим и действует в рамках закона • Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона • Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно • Создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации • Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, «вождя» или диктатора • Суд действует по принципу политической целесообразности • Полиция, армия и политическая охранка стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы • Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция • Принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существуют только партии, поддерживающие тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены
Политические отношения и коммуникации • Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона • Развиты как вертикальные, так и горизонтальные политические коммуникации • Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки

Рис. 6.4. Политическая система тоталитарного типа

партия, которая и приводит в движение политическую систему, а через нее и все общество.

Основные понятия

Система, вход, выход, обратная связь, политическая система, структура, функции, иерархия, системные свойства, окружающая среда, требования, поддержка, решения, социально-кибернетический, структурно-функциональный, информационно-коммуникативный, культурологический подходы; альтернативные подходы: неоинституциональный, полевой; демократический и тоталитарный типы политических систем.

Плюральная система

Плюральная система означает, что победу на выборах одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов, т. е. больше, чем любой из его соперников. Следовательно, победитель получает поддержку менее 50% избирателей, что отчасти снижает уровень его легитимности. Иногда эту систему не выделяют в качестве особой и относят к мажоритарной в один тур, или мажоритарной системе относительного большинства. Наиболее часто в ней используются одномандатные округа, когда от каждого округа избирается один представитель и избиратель имеет только один голос.

При мажоритарной системе относительного большинства (действует в Великобритании, хотя в настоящее время не на всех выборах, а также в США, Канаде, Индии и других странах) избранным признается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но не обязательно больше половины. В этих условиях если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. В истории такие примеры были, хотя и тогда, в конце XVIII — первой трети

7.3.Плюральная система 131

132Глава 7, Избирательные системы

ния первичных выборов американского образца, с одной стороны, и всеобщих выборов — с другой, данная система используется в ситуациях, когда от партий выставляется по несколько кандидатов. Победителем становится тот кандидат от опередившей других партии, который набрал больше голосов, чем остальные кандидаты от этой партии. В Уругвае подобная система утвердилась именно потому, что политические партии страны, в сущности, представляют собой рыхлые коалиции лидеров и политических течений (отчасти напоминающие партии США). В Гондурасе система «двойного одновременного голоса» была принята в 1986 г. в качестве средства пре







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.