Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элементы и признаки политического режима 167





♦ соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе;

♦ место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества;

♦ степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

♦ положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод;

♦ степень вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами;

♦ уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

♦ наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства;

♦ способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;

♦ характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций1.

В том случае, когда политологи занимают позицию полной идентификации понятий «политический режим» и «политическая система», прежде чем выделять элементы и определять признаки режима следует, по мнению Э. Хейвуда, ответить на следующие вопросы:

♦ Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население?

♦ Как достигается общественное согласие или подчинение — через применение силы или угрозы силой, через переговорный процесс и «торг», через компромисс?

♦ Имеет ли правительственное управление централизованный или децентрализованный характер? Какие сдерживающие факторы и противовесы действуют в политической системе?

♦ Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной или она закрыта для конкуренции политических сил?



♦ Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права между правительством и гражданами?

1 Политология: Альбом схем / Сост. Е. В. Макаренков, В. И. Сушков. М., 1998. С. 108.

Глава 9. Политические режимы

♦ Каков уровень экономического развития страны, уровень жизни населения? Как в ней распределено материальное богатство?

♦ Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль правительства?

♦ Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?1

Ответив на эти вопросы, считает Э. Хейвуд, можно перейти к типологизации режимов, критериями при этом должны служить политические, экономические и культурные факторы, точнее, не столько сами факторы, сколько их сочетание, взаимодействие в реальной жизни.

Структурные элементы, признаки и сочетание факторов служат дополнительными характеристиками режима, они более четко выделяют его основные составляющие, что позволяет политологам более глубоко анализировать, сравнивать и типологизировать все существовавшие и существующие политические режимы.

Типология политических режимов. Узкая трактовка

С точки зрения «узкой» трактовки существуют два основных типа политических режимов, противоположных друг другу.

1. Авторитарный режим.Здесь правит один человек или небольшая группа. Этот режим правления предписывает беспрекословное подчинение граждан власти, исключает широкое обсуждение перед принятием политических решений, критику политического курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки и общественности. В средства массовой информации поступает уже «отфильтрованное» видение событий.

Общественное мнение почти не учитывается властью. Оппозиционным партиям чинятся всяческие препятствия в работе, а правящей партии создаются искусственные преимущества. В государственный аппарат подбираются исключительно сторонники правящей верхушки. Систематически нарушаются права человека. Авторитарный режим правления устанавливается в случаях:

1 Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 37.

Типология политических режимов. Узкая трактовка 169

захвата власти в итоге переворота;

сужения социальной базы поддержки власти.

При авторитарном режиме правления в политической системе происходят следующие изменения:

♦ политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования многих политических институтов), а подчас совпадает с системой власти (в результате затруднения работы оппозиционных партий, общественных организаций, средств массовой информации);

♦ разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы);

♦ происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем полиции и армии;

♦ снижается общественный контроль над деятельностью политической системы, властью не учитывается общественное мнение;

♦ усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои);

♦ в крайнем случае — приостанавливается действие конституции или ее отдельных глав, гарантирующих права человека, власть передается хунте или диктатору, политическая система меняется на тоталитарную.

2. Авторитарному режиму противостоит демократический(не следует путать его с одноименной демократической политической системой), который осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Этот режим предполагает признание принципов народовластия (разделение и выборность властей, строгая законность, гарантия прав и свобод человека и т. д.). Политическая система приобретает следующие черты:

♦ она в значительной степени не совпадает с системой власти: заметную роль играют политические партии, общественные организации, общественное мнение;

♦ действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности и прессы;

♦ в полной мере соблюдаются политические и гражданские права человека;

♦ политика правительства открыто обсуждается и критикуется: публикуются отчеты о расходовании бюджета без секретных изъятий, новый бюджет обсуждается в парламенте;

Глава 9. Политические режимы

заметно проявляется дистанционирование общественности от власти, гражданского общества от государства1.

Между противоположными авторитарным и демократическим режимами существуют и другие, с более тонкой градацией. Б. Курашвили, например, выделяет шесть возможных политических режимов, существующих, правда, в несколько более широком диапазоне — от тирании до анархии:

1. Тиранический.

2. Жестко-авторитарный.

3. Авторитарно-демократический.

4. Демократическо-авторитарный.

5. Развернуто-демократический.

6. Анархо-демократический2.

Типология Голосова-Блонлеля

Г. В. Голосов3, опираясь на классификацию Аристотеля (по двум критериям: справедливость и количество правящих) и разработки французского политолога Жана Блонделя, для типологизации режимов ввел три критерия или измерения:

1) характер борьбы за лидерство между различными фракциями властвующей элиты. Открытой и законной эта борьба считается, когда она осуществляется на выборах, закрытой — в случаях наследования власти, кооптации или насилия. Способы борьбы за лидерство соответствуют открытым и закрытымполитическим режимам;

2) характер самой элиты по признаку наличия или отсутствия внутренней дифференциации. Если экономическая элита совпадает с властвующей, а внутри последней отсутствует разделение административных и собственно политических функций, то такую элиту будем называть монолитной,а ее противоположность — дифференцированной;

3) уровень участия масс в политике. По этому критерию все режимы подразделяются на включающие и исключающие.

1 См.: Исаев Б. А. Политология. СПб., 2005. С. 78-79.

2 Курашвили Б. П. Страна на распутье. М, 1990. С. 98.

3 См.: Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 49-62.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.